В.В. ИСАКОВ,
ср. школа No 5, г. Коряжма Архангельской обл.
Третейский прием в тестовых заданиях
Среди различных форм тестовых заданий прием
арбитража (третейский) имеет как свои
положительные стороны, так и недостатки. К
положительным моментам можно отнести
присутствие в таких заданиях элементов ролевой
игры, обыгрывание юмористической ситуации или
какой-либо проблемы вообще, участие в
разворачивающемся действии популярных героев,
яркую запоминающуюся картину игровой ситуации,
участие тестируемого школьника не как
экзаменуемого, а как арбитра.
К недостаткам третейского приема можно отнести
порой громоздкую форму текста описания
проблемной ситуации.
Учащемуся
приходится тратить время и усилия, чтобы
разобраться не только в сути проблемы, но и в том,
какое высказывание принадлежит тому или иному
участнику спора.
Определенную проблему составляет выбор
участников спора. Они должны быть не только
известными, но и популярными в возрастной группе
тестируемых школьников.
Пригодность пакета из различных заданий, в
которых присутствовали и задания третейской
формы, проверялась в школе № 5 г. Коряжмы.
При опросе мнения учащихся разделились
следующим образом: тест должен состоять только
из третейских заданий – 15%; тест должен состоять
из разных заданий, но третейская форма интересна
и должна присутствовать – 74%; третейская форма
приводит к излишним затратам времени и не нужна
– 11%.
ПРИМЕРЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ТРЕТЕЙСКОЙ
ФОРМЫ
Ботаника (6–7-е классы)
1. У Винни Пуха распух нос,
ужаленный пчелами, поэтому Винни с друзьями
пытались вспомнить признаки подорожника, лист
которого следует приложить к больному месту. Кто
правильно назвал особенности строения
подорожника?
А. «Семя
подорожника имеет две семядоли, жилкование листа
дуговое, а корневая система мочковатая», –
произнесла Сова.
Б. «Семя подорожника имеет одну семядолю,
жилкование листа дуговое, корневая система
мочковатая», – печально сказал Иа.
В. «У подорожника две семядоли, а это значит, что
корневая система стержневая и жилкование
листьев сетчатое», – заявил Пятачок.
Г. «У подорожника семя имеет одну семядолю, но
жилкование листа сетчатое, а корневая система
стержневая», – возразил Кролик.
2. «Брюссельская, кольраби,
кочанная – они такие разные, эти сортовые группы
капусты, – говорил Кролик. – У какой капусты в
пищу используют стебель, у какой, листья, а у
какой, почки?»
А. «У всякой капусты в пищу используют
только листья» – уверенно заявил Пятачок.
Б. «У брюссельской – почки, у кольраби – стебель,
а у кочанной – листья», – не согласился ослик Иа.
В. «Я не очень люблю капусту, – сказала Сова, но
слышала, что у брюссельской используют стебель, у
кольраби – почки, а у кочанной – листья».
Г. «Что-то я не замечал стебля у капусты – корень
да кочан! Почек тоже не видывал, но, может быть,
они имеются. Думаю, что у всех капуст едят только
почки и листья», – сказал Винни Пух.
3. Винни Пух с друзьями обсуждали
различные типы сухих плодов. Кто из них ни разу не
ошибся?
А. «Вы должны согласиться с тем, что у
подсолнечника плод зерновка, у гороха – боб, а у
капусты – стручок», – сказала Сова.
Б. «У гороха стручок, а у капусты боб», – не
согласился Винни.
В. «У подсолнечника – семянка, у капусты –
стручок, у гороха – боб», – сказал, глядя в землю,
ослик Иа.
Г. «Я точно знаю, что у дуба плод желудь, а у гороха
– стручок», – закончил спор Пятачок.
Ответы
1 – А; 2 – Б; 3 – В.
Человек (9-й класс)
1. Ковбой Торопыга Джон, свалившись
с лошади, получил закрытый перелом костей голени.
Его друзья-ковбои стали предлагать помощь.
Найдите верное предложение.
А. Большой Билл предложил наложить
длинную шину, к которой следует прибинтовать не
только голень и бедро, но и ступню.
Б. Красавчик Вилли предложил наложить красивую
короткую шину только на место перелома – голень.
В. Вильям отметил, что будет надежнее, если по обе
стороны перелома к голени прибинтовать короткие
гладкие дощечки.
Г. Грубый Хью сказал, что дело безнадежно, нужна
ампутация и будь на месте Джона кобыла, ее
следовало пристрелить, чтобы не мучилась.
2. Во время эпидемии оспы в
Брэгвилле ковбой Джо заявил, что он переболел
оспой и теперь она ему не страшна. Ковбой Билл
ответил, что он не болел оспой и не заболеет, так
как пережил уже не одну эпидемию. Если верить
ковбоям, то они обладают иммунитетом. Какой
иммунитет у Джо и какой иммунитет у Билла?
А. У Джо иммунитет естественный
врожденный, а у Билла – естественный
приобретенный.
Б. У Джо иммунитет естественный приобретенный, а
у Билла – естественный врожденный.
В. У Билла, как и у Джо, иммунитет искусственный
приобретенный.
Г. У Джо иммунитет искусственный приобретенный, а
у Билла – естественный врожденный.
3. Лекарь Хью врачевал ковбоев
кровопусканием. Хью считал, что это хороший
способ лечения, после которого ковбои надолго
избавляются от излишнего упрямства и
хвастовства. Вот только он позабыл, какие клетки
крови помогают ей свертываться. Помогите лекарю
Хью.
А.
Эритроциты
и лейкоциты.
Б. Кровяные пластинки.
В. Лимфоциты.
Г. Эритроциты.
4. Ковбой Джо прочитал несколько
страниц школьного учебника по биологии и в кругу
друзей заявил, что теперь знает не меньше, чем
иной лекарь. Джо сказал, что в 1 мм3 крови 5 тысяч
кровяных шариков, называемых эритроцитами.
Большой Билл ответил, что лично у него этих самых
шариков 5 млрд. Хью заявил, что эритроцитов
5 млн, а Вильям утверждал, что эритроцитов от 6
до 10 млн. Кто из них прав?
А. Джо.
Б. Большой Билл.
В. Хью.
Г. Вильям.
5. Ковбой Торопыга Джон по ошибке
выпил раствор едкой щелочи и почувствовал себя
плохо. Его друзья стали предлагать меры первой
помощи. Кто из ковбоев предложил правильное
решение?
А. «Бедняге Джону надо выпить
бутылочку-другую лимонада. Лимонад –
универсальный бальзам для души и тела!» – заявил
Лимонадный Джо.
Б. «Для кого как, а для Джона бальзамом служил
онюдь не лимонад! Стаканчик-другой алкоголя –
вот что поможет Джону», – сказал Грубый Хью.
В. «Надо отправить посыльного на кожевенную
фабрику за склянкой азотной кислоты. Реакция
нейтрализации – вот как называется то, что
поможет Джону!» – воскликнул Красавчик Вилли.
Г. «Напоить бедолагу еще и кислотой? Вы его
доконаете! Оставьте несчастного Джона в покое! Я
вызову у Торопыги рвоту, и желудок очистится от
щелочи», – закончил спор Большой Билли.
6. Ковбоя Торопыгу Джона укусил в
ступню полоз. Джон стал прощаться с жизнью. Его
друзья решили ему помочь. Кто из ковбоев
предложил правильное решение?
А. «Я готов привезти сыворотку, аптека
всего в 6 милях отсюда», – сказал Лимонадный
Джо.
Б. «Думаю, что Торопыга скончается, не дождавшись
сыворотки! Надо наложить на голень жгут, тогда яд
не дойдет до сердца и все будет в порядке», –
сказал Большой Билл.
В. «Жгут надо наложить не на голень, а на бедро, и
после этого место укуса следует надрезать, но еще
лучше помогает прижигание места укуса
раскаленным ножом! Яд разрушится, и Джон будет
спасен», – заявил Красавчик Вилли.
Г. «Наш Торопыга Джон – железный парень, что ему
укус этой змеи! Лучше всего оставить Торопыгу в
покое», – воскликнул Грубый Хью.
Ответы
1 – А (шина должна обеспечить
неподвижность соседних с переломом суставов); 2 –
Б; 3 – Б (кровяные пластинки иначе называются
тромбоцитами и содержат протромбин, необходимый
для свертывания крови); 4 – В (в 1 мм3 крови около
5 млн эритроцитов); 5 – А (использовать азотную
кислоту смертельно опасно! Не рекомендуется и
сразу вызывать рвоту, так как произойдет
повторный ожог пищевода щелочными рвотными
массами, поэтому надо сначала понизить
концентрацию щелочи в желудке, выпив воды); 6 – Г
(полозы встречаются и в Северной Америке, их
укусы болезненны, но не опасны, так как полоз не
ядовит и относится к ужовым).
|