БОТАНИКА

Б.М. КАПЛАН,
методист лаборатории ботаники ЦСЮН

Методические приемы для распознавания деревьев и кустарников в безлистном состоянии

Пользуясь определителями древесных растений в безлистном состоянии, можно узнать названия окружающих нас деревьев и кустарников. Многие древесные растения встречаются довольно часто, поэтому лучше запомнить их отличительные признаки, чем каждый раз обращаться к определителю (подобно тому, как наиболее часто употребляемые иностранные слова запоминают, чтобы не лезть каждый раз в словарь). В этом могут помочь некоторые методические приемы.

Из веток деревьев и кустарников, вид которых уже удалось установить, можно составить справочную коллекцию. На ветке обязательно должны быть почки, а если на одном и том же растении обнаруживаются различные типы побегов и почек, то следует взять несколько веток. Ветки должны быть снабжены ярлычками с названием вида. Такая коллекция, содержащая информацию об особенностях строения побегов с почками, может быть использована как учебное пособие, если ветки будут располагаться в определенном порядке, отражающем морфологические особенности побегов (прежде всего в соответствии с типом расположения почек на побеге). Пользуясь коллекцией веток, можно обучать ребят узнавать зимой деревья и кустарники, не прибегая к помощи определителя (который к тому же трудно достать). Правда, надо иметь в виду, что почки таких засушенных веток сохраняются значительно лучше, чем стебли, которые становятся ломкими и у многих пород древесных растений при хранении сморщиваются.

В начале знакомства с определением деревьев и кустарников по веткам полезно сортировать набор веток, в котором перемешаны ветки разных пород по несколько экземпляров (ветки при этом должны быть без этикеток). Выполняя это упражнение, выбирая сходные экземпляры и отделяя их от экземпляров других видов, можно научиться узнавать и различать деревья и в природе: при этом остается только узнать и запомнить их названия. Полезно находить как можно больше различий между парами побегов разных пород деревьев и кустарников: например, чем отличаются побеги вяза гладкого от побегов липы мелколистной, побеги березы бородавчатой от побегов березы пушистой и т.д. При этом учитель должен «отсеивать» те отличия, которые являются индивидуальными признаками конкретных экземпляров деревьев или следствием засыхания веток при хранении.

Большую пользу принесут грамотно сделанные описания уже опознанных видов деревьев и кустарников. Описания помогают освежить в памяти отличительные признаки древесных растений. Картотека, составленная из этих описаний, может служить справочным пособием. Описания признаков деревьев и кустарников в зимнем состоянии можно составлять по литературным данным, но лучше описывать признаки с натуры (тем более что не всегда в литературе можно найти достаточно полные описания древесных пород), а еще лучше делать это вместе с ребятами во время экскурсий в лес или парк.

Описывая дерево или кустарник в природе, необходимо прежде всего отметить географическое местоположение, окружающую природную обстановку, характер растительности, рельеф, близость водоемов, населенных пунктов, происхождение насаждения (если оно известно). В описании отмечаются общие признаки растения (жизненная форма, размеры и форма кроны и ствола), особенности коры ствола, признаки годичных побегов с почками, наличие генеративных органов (сережек, плодов, шишек). Для лучшего зрительного запоминания полезно делать хотя бы схематические зарисовки деревьев «в полный рост» (здесь важен даже не столько результат, сколько сам процесс рисования, во время которого можно уловить характерные особенности кроны). Делаются также рисунки годичных побегов (общий вид) и почек (крупным планом).

Рассматривая дерево в природе, необходимо не только обращать внимание на отдельные, частные признаки, но и стараться запомнить его общий облик, а для этого надо подольше задерживать на нем свой взгляд. Мы запоминаем определенные образы как целостную совокупность отдельных черт, часто не отдавая себе отчет в том, что замечаем какие-то детали, а впоследствии узнаем эти образы (так же, как, например, мы сразу узнаем знакомые лица без длительного анализа овала лица, формы носа, цвета глаз, толщины губ и т.д.). Опытный ботаник чаще всего узнает в природе виды растений не с помощью определителя, а сразу как только взглянет на них.

Зрительное запоминание облика дерева тем более важно, что зачастую отсутствуют общепринятые термины и понятия, касающиеся особенностей строения ствола и кроны (изменяющихся с возрастом), что не дает возможности в полной мере использовать эти признаки в составлении определителей. Человеческий же мозг имеет гораздо больше возможностей для установления категории, к которой относится рассматриваемый объект, чем самый лучший определитель, оперирующий словами, которые далеко не в полной мере могут отражать окружающую нас действительность.

Летом и в начале осени можно выбрать «справочные» деревья и кустарники, вид которых точно известен и которые растут вблизи дома, школы, станции юннатов либо на территории ботанического сада, дендрария, парка, где проводятся сезонные экскурсии. Тогда зимой они будут служить образцами, с которыми можно сличать определяемые виды, а также наглядным пособием для быстрого обучения опознаванию видов деревьев и кустарников зимой.

Время перед листопадом и в начале листопада прекрасно подходит для того, чтобы научиться узнавать деревья и кустарники в безлистном состоянии. Ведь почки уже созрели (см. рисунок), так же как и кора годичных побегов, а по сохранившимся или опавшим листьям узнать вид древесного растения гораздо легче, чем после листопада по веткам с почками. Зимой при пользовании определителями древесных растений в безлистном состоянии не всегда можно быть уверенным, правильно ли мы определили название растения, а осенью на деревьях развешаны «этикетки» в виде листьев, прочитать которые можно, разумеется, лишь умея распознавать деревья и кустарники по листьям.

Достоверно зная, какое древесное растение находится перед нами, отмечаем и запоминаем характерные признаки его веток и почек, особенности ствола и кроны, т.е. те особенности, по которым мы будем узнавать это растение зимой. Поэтому именно осенью следует начинать проводить экскурсии и занятия с целью запоминания отличительных признаков разных видов деревьев и кустарников в безлистном состоянии. А зимой эти знания необходимо закреплять в ходе новых экскурсий и различных конкурсов.

В том случае, когда изучение данной темы начинается зимой, следует демонстрировать гербарные образцы облиственных веток деревьев, заготовленные в конце лета: на этом наглядном материале можно показать, как формируются на побегах почки.

Побег липы осенью с листьями и почками

Побег липы осенью с листьями и почками (А) и зимой в безлистном состоянии (Б).
Прошлое почки – это лист, в пазухе которого она сформировалась, а ее будущее – это новый побег, который будет развиваться из почки весной

Перед зимними экскурсиями в природу и походами полезно заранее ознакомиться с видовым составом местной древесной флоры, с тем, какие деревья и кустарники могут встретиться на маршруте. Узнав, какие древесные растения встречаются в данной местности, следует ознакомиться по дендрологическим пособиям с отличительными признаками тех пород, которые пока еще не знакомы экскурсантам, но могут встретиться в этом районе.

Для более прочного запоминания отличительных признаков полезны различные учебные упражнения, например:

1) найти как можно больше сходных черт и различий между парами видов деревьев;
2) по морфологическому описанию отгадать, к какому дереву оно относится;
3) доказать свое мнение о видовой принадлежности растения, например: «Это дерево – ольха серая, потому что у нее черешчатые почки, опушенные побеги, на ветках видны сережки и черные деревянистые соплодия-«шишечки», ровная серая кора без трещин и т.д.»

Можно рекомендовать проведение игры на узнавание деревьев и кустарников, например, по дороге к месту зимней экскурсии. Ведущий загадывает какой-то вид дерева или кустарника, а остальные должны задавать вопросы о тех или иных признаках, пока не отгадают верный ответ. Число вопросов должно быть ограниченным (например, восемью или десятью), что заставит участников игры подбирать самые существенные вопросы и задавать их в наиболее рациональном порядке.

Очень полезно устанавливать видовую принадлежность всех деревьев и кустарников на определенном маршруте или на определенном участке местности. Такую «инвентаризацию» можно проводить как в тренировочных целях в качестве упражнения, так и для проверки знаний при проведении конкурсов, биологических олимпиад. Научившись узнавать виды древесных растений как летом, так и зимой, юные натуралисты могут оказывать реальную помощь местным лесохозяйственным, озеленительным и природоохранным организациям.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru