Я ИДУ НА УРОК

М.В. ЕНИНА

«Биологический экспресс»

Внеклассное мероприятие по биологии в 6–7-х классах

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем биологическом экспрессе по стране Занимательная биология. Мы будем останавливаться на разных станциях и участвовать в разных занимательных конкурсах. Но прежде вам надо разделиться на две команды и дать им названия. Та команда, которая доедет до конечной станции быстрее, станет победителем.

Схема маршрута:

(После прохождения каждой станции звучит музыкальная заставка, например, мелодия песни “Голубой вагон”.)

Первая остановка – «Ботанический сад». Здесь вас ждут вопросы ботанической викторины.

1. В одном фермерском хозяйстве луговую траву на сено скосили до, а в другой – после цветения. Какое сено будет более питательным?
(Более питательным будет сено, скошенное до цветения. В этом случае все питательные вещества останутся в растении, а не будут израсходованы на цветение и образование плода.)

2. Какой орган употребляют в пищу у:

– картофеля (клубень – видоизмененный подземный побег);
– свеклы (корнеплод – видоизмененный корень);
– цветной капусты (соцветие);
– лука (луковица – видоизмененный побег);
– салата (листья);
– подсолнечника (плод-семянка);
– ржи (плод-зерновка).

3. Почему увеличивается урожай, если до этого на поле высевали бобовые растения?
(У бобовых растений на корнях имеются клубеньковые бактерии, которые могут фиксировать азот из воздуха. В результате почва обогащается соединениями азота, необходимыми растениям.)

4. Под соснами в лесу встречаются молодые елочки, а сосенки под елями – нет. Почему?
(Под пологом елей очень мало солнечного света, а сосны – светолюбивые растения и не могут расти в таких условиях. Ели же теневыносливы и света под пологом сосны им вполне хватает.)

Наш экспресс прибыл на станцию «Всезнайка». Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут интересные загадки.

1. Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят! (Колос.)

2. Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода – снаружи! (Кукуруза.)

3. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок...
Остался стебелек. (Одуванчик.)

4. Стоит он задумчивый
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник.)

5. Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак.)

Следующая остановка – «Ботанические лесенки». Здесь вы должны заполнить проездной талон, дающий вам право на проезд. (Команда, которая быстрее и правильнее заполнит чайнворд, получает призовое очко).

Впишите названия растений из семейств:

а) Злаковые (пырей, рожь, овес, рис, овсюг);

б) Лилейные и амариллисовые (лилия, гиацинт, нарцисс, амариллис);

в) сложноцветные (бодяк, одуванчик, георгина, ромашка).

Мы приехали на станцию «Угадайка». Здесь вам надо разгадать анаграммы, назвать зашифрованное слово или слова.

1. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной,
Если «к» сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.

(Клен–лен.)

2. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу,
Но с буквою «к» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.

(Роза–коза.)

3. Чтоб отгадать – имей терпение,
С «л» – часть лица;
а с «б» – растение.

(Лоб–боб.)

4. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.

(Я-блок-о.)

Станция «Зоопарк». Здесь много животных, они удивительны и интересны. Каждая команда получает изображение животного, разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить и рассказать все, что знаете об этом животном. (Для мозаики используются изображения любых животных.)

Станция «Ошибочная». Здесь вам нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте внимательны!

«В этот яркий июньский день светило солнце, которое отражалось в ярко-голубых цветках мать-и-мачехи. По краям дороги ползали раки, которые ловили бабочек. Капустницы сливались с розовыми цветками клевера, кое-где пролетали бабочки тутового шелкопряда. Возле леса мы обнаружили рой майских жуков, которые обосновались в дупле дерева. Вскоре мы увидели озеро, по которому плавали кузнечики и жуки-могильщики. Они подплывали к кувшинкам и пили нектар». (Ошибки в тексте выделены шрифтом.)

Последняя станция на нашем пути – «Сказочная». Знаете сказку «Теремок»? Прослушайте ее новую интерпретацию и заполните клетки кроссворда.

В чистом поле теремок,
Он достаточно высок,
В современном создан стиле,
Чтобы жили не тужили

тигр, лиса, сова, коза,
утка, волк и мудрый крот,

Я хочу, чтоб ты сказал,
Где же кто из них живет.

Номер «семь» – квартира волка!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
Все по стрелке часовой.

Вот и закончилось наше путешествие. Давайте подведем итоги и поздравим наших победителей.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru