М.В. ЕНИНА
«Биологический экспресс»
Внеклассное мероприятие по биологии в
6–7-х классах
Ведущий. Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы отправимся в путешествие на нашем
биологическом экспрессе по стране Занимательная
биология. Мы будем останавливаться на разных
станциях и участвовать в разных занимательных
конкурсах. Но прежде вам надо разделиться на две
команды и дать им названия. Та команда, которая
доедет до конечной станции быстрее, станет
победителем.
Схема маршрута:
(После прохождения каждой станции
звучит музыкальная заставка, например, мелодия
песни “Голубой вагон”.)
Первая остановка – «Ботанический
сад». Здесь вас ждут вопросы ботанической
викторины.
1. В одном фермерском хозяйстве луговую
траву на сено скосили до, а в другой – после
цветения. Какое сено будет более питательным?
(Более питательным будет сено, скошенное до
цветения. В этом случае все питательные вещества
останутся в растении, а не будут израсходованы на
цветение и образование плода.)
2. Какой орган употребляют в пищу у:
– картофеля (клубень –
видоизмененный подземный побег);
– свеклы (корнеплод – видоизмененный корень);
– цветной капусты (соцветие);
– лука (луковица – видоизмененный побег);
– салата (листья);
– подсолнечника (плод-семянка);
– ржи (плод-зерновка).
3. Почему увеличивается урожай, если до
этого на поле высевали бобовые растения?
(У бобовых растений на корнях имеются
клубеньковые бактерии, которые могут
фиксировать азот из воздуха. В результате почва
обогащается соединениями азота, необходимыми
растениям.)
4. Под соснами в лесу встречаются
молодые елочки, а сосенки под елями – нет. Почему?
(Под пологом елей очень мало солнечного света, а
сосны – светолюбивые растения и не могут расти в
таких условиях. Ели же теневыносливы и света под
пологом сосны им вполне хватает.)
Наш экспресс прибыл на станцию «Всезнайка».
Будьте внимательны, ведь здесь вас ждут
интересные загадки.
1.
Золотист он и усат,
В ста карманах – сто ребят! (Колос.)
2. Встали в ряд богатыри,
Верно службу служат.
Голова у них внутри,
Борода – снаружи! (Кукуруза.)
3. Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок...
Остался стебелек. (Одуванчик.)
4. Стоит он задумчивый
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице. (Подсолнечник.)
5. Голова на ножке,
В голове горошки. (Мак.)
Следующая остановка – «Ботанические
лесенки». Здесь вы должны заполнить проездной
талон, дающий вам право на проезд. (Команда,
которая быстрее и правильнее заполнит чайнворд,
получает призовое очко).
Впишите названия растений из семейств:
а) Злаковые (пырей, рожь, овес, рис,
овсюг);
б) Лилейные и амариллисовые (лилия,
гиацинт, нарцисс, амариллис);
в) сложноцветные (бодяк, одуванчик,
георгина, ромашка).
Мы приехали на станцию «Угадайка».
Здесь вам надо разгадать анаграммы, назвать
зашифрованное слово или слова.
1. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной,
Если «к» сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану белым и пушистым,
Волокнистым, шелковистым,
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.
(Клен–лен.)
2. Я пышно красуюсь на клумбе в саду,
Захочешь – поставь меня в вазу,
Но с буквою «к» в огород я пойду,
И если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
(Роза–коза.)
3. Чтоб отгадать – имей терпение,
С «л» – часть лица;
а с «б» – растение.
(Лоб–боб.)
4. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта,
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.
(Я-блок-о.)
Станция «Зоопарк». Здесь много
животных, они удивительны и интересны. Каждая
команда получает изображение животного,
разрезанное на 10 частей. Вы должны его сложить и
рассказать все, что знаете об этом животном. (Для
мозаики используются изображения любых животных.)
Станция «Ошибочная». Здесь вам
нужно найти ошибки в предложенном тексте. Будьте
внимательны!
«В этот яркий июньский день светило
солнце, которое отражалось в ярко-голубых
цветках мать-и-мачехи. По краям дороги ползали
раки, которые ловили бабочек. Капустницы сливались
с розовыми цветками клевера, кое-где пролетали
бабочки тутового шелкопряда. Возле леса мы
обнаружили рой майских жуков, которые
обосновались в дупле дерева. Вскоре мы
увидели озеро, по которому плавали кузнечики
и жуки-могильщики. Они подплывали к кувшинкам
и пили нектар». (Ошибки в тексте
выделены шрифтом.)
Последняя
станция на нашем пути – «Сказочная». Знаете
сказку «Теремок»? Прослушайте ее новую
интерпретацию и заполните клетки кроссворда.
В чистом поле теремок,
Он достаточно высок,
В современном создан стиле,
Чтобы жили не тужили
тигр, лиса, сова, коза,
утка, волк и мудрый крот,
Я хочу, чтоб ты сказал,
Где же кто из них живет.
Номер «семь» – квартира волка!
Дальше сам слова пристрой,
Размещенья делай с толком –
Все по стрелке часовой.
Вот и закончилось наше путешествие.
Давайте подведем итоги и поздравим наших
победителей.
|