В.В. ИСАКОВ,
учитель биологии, ср.шк. No 5,
г. Коряжма, Архангельская обл.
Компьютер на уроке биологии
Хочу поделиться с коллегами
впечатлениями от компакт-диска «Энциклопедия
природы» (перевод с английского фирмы «Русский
стиль»). Согласно описанию диск содержит более 50
видеороликов, 70 анимаций, 700 фотографий и
иллюстраций, 2 ч звукового сопровождения. Многое
из этого вполне может пригодиться в качестве
иллюстративного материала на уроках.
Установка диска на моем компьютере
Pentium II (366 мгц) прошла успешно. Запускаю.
Появляется красивая заставка, сопровождаемая
приятной музыкой... Нажимаю на клавишу –
появляется изображение старинного комода с
глобусом и микроскопом. Выдвижные ящики комода
снабжены табличками: «Растения»,
«Беспозвоночные», «Микромир», «Насекомые»,
«Рыбы», «Амфибии», «Рептилии», «Птицы»,
«Млекопитающие», «Климат», «Природные зоны»,
«Прибрежные катастрофы», «Зеленая книга»,
«Цепочка жизни», раздел тестов, автоматический
поиск видеоприложений. Красота!
Завтра мне предстоит дать урок по теме
«Хрящевые рыбы. Акулы и скаты». Посмотрим, не
пригодится ли мне «Энциклопедия природы»... В
разделе «Рыбы» открываю табличку «Хрящевые
рыбы». Приятный голос излагает общие признаки
хрящевых рыб, а на экране возникает изображение
белой акулы и ската. Навожу курсор на значок
видеоролика, щелкаю «мышкой» – скат начинает
двигаться, а диктор объясняет движение ската и
его анатомические особенности. Обращаюсь к
гиперссылке «многообразие». Появляется
иллюстрация многообразия акул. Гм... Всего три
вида... Маловато... Но в целом предлагаемый
материал на уроке использовать можно.
Открываю раздел «Млекопитающие», а
затем «Хищные». Выясняю, что к кошачьим
энциклопедия относит ягуара, когуара, рысь, льва,
снежного барса, гепарда и... пятнистую гиену! А
самый мелкий хищник из семейства собачьих,
оказывается, ласка!*
Смотрю другие разделы и продолжаю
удивляться – оказывается, корни паразитического
гриба трутовика скрыты в древесине... А уж
тестовые задания содержат так много ошибок, что,
пожалуй, лучше бы тестов не было вовсе.
Но не все так плохо, есть и много
хорошего. Вот, например, раздел «Природные зоны»
– выше всяких похвал. Это панорамные иллюстрации
с возможностью не только увеличивать
изображение отдельных участков, но и получать
справки об обитающих там организмах.
В общем, диск вполне пригоден для
уроков школьного курса природоведения. На уроках
зоологии можно с успехом использовать
видеоролики и некоторые описания с фотографиями
и иллюстрациями, а на уроках географии – разделы
«Климат» и «Природные зоны».
Но для самостоятельного изучения
рекомендовать этот диск школьникам рискованно –
уж слишком много в нем грубых ошибок.
Фото М.Кабанова
* Можно предположить, что авторы
оригинального текста имели в виду не семейства, а
два иногда выделяемых подотряда хищных. К
одному из них относят семейства кошачьих,
гиеновых, виверровых и мангустовых, а к другому –
собачьих, медвежьих, енотовых, куньих, тюленей,
ушастых тюленей и моржей. Сами ли создатели диска
запутались в своем материале или им «помог»
переводчик, но в итоге действительно получилась
грубая ошибка. – Прим. ред.
|