КОМПЬЮТЕР ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В.В. ИСАКОВ,
учитель биологии, ср.шк. No 5,
г. Коряжма, Архангельская обл.

Компьютер на уроке биологии

Хочу поделиться с коллегами впечатлениями от компакт-диска «Энциклопедия природы» (перевод с английского фирмы «Русский стиль»). Согласно описанию диск содержит более 50 видеороликов, 70 анимаций, 700 фотографий и иллюстраций, 2 ч звукового сопровождения. Многое из этого вполне может пригодиться в качестве иллюстративного материала на уроках.

Установка диска на моем компьютере Pentium II (366 мгц) прошла успешно. Запускаю. Появляется красивая заставка, сопровождаемая приятной музыкой... Нажимаю на клавишу – появляется изображение старинного комода с глобусом и микроскопом. Выдвижные ящики комода снабжены табличками: «Растения», «Беспозвоночные», «Микромир», «Насекомые», «Рыбы», «Амфибии», «Рептилии», «Птицы», «Млекопитающие», «Климат», «Природные зоны», «Прибрежные катастрофы», «Зеленая книга», «Цепочка жизни», раздел тестов, автоматический поиск видеоприложений. Красота!

Завтра мне предстоит дать урок по теме «Хрящевые рыбы. Акулы и скаты». Посмотрим, не пригодится ли мне «Энциклопедия природы»... В разделе «Рыбы» открываю табличку «Хрящевые рыбы». Приятный голос излагает общие признаки хрящевых рыб, а на экране возникает изображение белой акулы и ската. Навожу курсор на значок видеоролика, щелкаю «мышкой» – скат начинает двигаться, а диктор объясняет движение ската и его анатомические особенности. Обращаюсь к гиперссылке «многообразие». Появляется иллюстрация многообразия акул. Гм... Всего три вида... Маловато... Но в целом предлагаемый материал на уроке использовать можно.

Открываю раздел «Млекопитающие», а затем «Хищные». Выясняю, что к кошачьим энциклопедия относит ягуара, когуара, рысь, льва, снежного барса, гепарда и... пятнистую гиену! А самый мелкий хищник из семейства собачьих, оказывается, ласка!*

Смотрю другие разделы и продолжаю удивляться – оказывается, корни паразитического гриба трутовика скрыты в древесине... А уж тестовые задания содержат так много ошибок, что, пожалуй, лучше бы тестов не было вовсе.

Но не все так плохо, есть и много хорошего. Вот, например, раздел «Природные зоны» – выше всяких похвал. Это панорамные иллюстрации с возможностью не только увеличивать изображение отдельных участков, но и получать справки об обитающих там организмах.

В общем, диск вполне пригоден для уроков школьного курса природоведения. На уроках зоологии можно с успехом использовать видеоролики и некоторые описания с фотографиями и иллюстрациями, а на уроках географии – разделы «Климат» и «Природные зоны».

Но для самостоятельного изучения рекомендовать этот диск школьникам рискованно – уж слишком много в нем грубых ошибок.

Фото М.Кабанова


* Можно предположить, что авторы оригинального текста имели в виду не семейства, а два иногда выделяемых подотряда хищных. К одному из них относят семейства кошачьих, гиеновых, виверровых и мангустовых, а к другому – собачьих, медвежьих, енотовых, куньих, тюленей, ушастых тюленей и моржей. Сами ли создатели диска запутались в своем материале или им «помог» переводчик, но в итоге действительно получилась грубая ошибка. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru