ЗООЛОГИЯ

В.М. ГУДКОВ

Удивительные птицы - оляпки

Об этих необычных птицах слышали все, кто хоть немного интересуется природой и любит читать о животных, растениях, путешествиях. Причем узнают о них еще в детстве. Ведь большинство наших писателей-натуралистов, на книгах которых воспитывалась любознательная часть нашей молодежи, хоть раз да упоминала оляпку в своих рассказах. Мы встретим ее у Виталия Бианки, Николая Сладкова и других известных писателей.

Еще бы, ведь как интересно рассказывать о небольшой певчей птичке, способной даже зимой нырять в ледяную прорубь.

Но, несмотря на свою известность, для большинства людей она остается лишь «литературным героем» — мало кто может похвастаться, что видел оляпок в их родной обстановке.

Мне, с раннего детства наслышанному о странных привычках оляпки, давно хотелось увидеть и понаблюдать, как тихая, неярко окрашенная птичка смело ныряет в воду и бегает по дну.

И хотя я очень рано начал ездить в дальние экспедиции и много времени проводил среди природы, первая встреча с оляпкой произошла нескоро. А когда наконец увидел ее на перекатах небольшой кавказской речки, то заметил, что созданный литературный образ птички заметно отличается от оригинала. Хотя узнал ее быстро, благо рисунки и фотографии оляпок видел много раз. Да и опыт общения с птицами к тому времени у меня был немалый.

Было раннее утро, и я вышел умыться к речушке, весело журчавшей по камням. Вдруг из-за поворота показалась небольшая очень темная птица и, низко пролетев над водой, опустилась на плоский, омываемый со всех сторон камень. Ростом она была с небольшого дрозда, только более плотная, даже «полноватая». Это впечатление еще более усиливал короткий хвостик, задорно поднятый кверху. Я поднес к глазам бинокль. Это издали она казалась почти что черной, а с близкого расстояния было видно, что верх головы, крылья и хвост у нее темно-бурые, спинка аспидно-серая, на горле и груди ярко выделяется белая манишка.

Усевшись на камень, оляпка стала приседать и кланяться. Какую-то знакомую птицу напоминала она мне и своей позой, и этим пружинистым приседанием, и задранным кверху коротышкой-хвостом. Ну, конечно же, крапивника, крошечного, но громкоголосого певца наших лесов. Пока я пытался вспомнить, с кем схожа эта птица, оляпка прошлась по камню и что-то склевала с его поверхности. Затем сорвалась с места и также стремительно перелетела на другой камень. Опять поклоны и приседания. Но и здесь долго не задержалась и полетела дальше вниз по реке, пока не скрылась за дальней излучиной.

Я знал, что если, встретив какую-нибудь птицу, ты снова захочешь ее увидеть, лучше всего прийти на то же место. Поэтому на следующее утро я снова был на берегу речки. Уж очень мне хотелось посмотреть, как оляпка ныряет и ищет корм под водой.

Обыкновенная оляпка

Обыкновенная оляпка

Оляпка появлялась ежедневно и почти всегда в одно и то же время, едва солнце показывало золотистый край из-за гребня горы. Утром она спускалась вниз по течению. А во второй половине дня возвращалась обратно из долины и, перелетая с камня на камень, забиралась все выше в горы. Я уже знал, на какие камни особенно часто присаживалась птица. На них с каждым днем белело все больше «клякс».

Птичка постоянно что-то искала и склевывала на мелководье или среди застрявшего между камнями растительного мусора. Но так ни разу при мне и не удосужилась хотя бы окунуться с головой.

Как же так, – недоумевал я, – ведь оляпка, как пишут, в основном питается водными насекомыми и их личинками? А некоторые исследователи утверждают даже, что она ловит и мелких мальков рыб и рачков. Может, ее водолазные наклонности сильно преувеличены? И я решил проверить, чем кормится моя знакомая оляпка. Разувшись, я добрел по холодной воде до камней, на которых птица оставила свои метки, и осторожно соскоблил сероватые потеки.

Дома под лупой внимательно рассмотрел их и обнаружил почти исключительно остатки муравьев. Значит, это их она склевывала с камней и мусора, застрявшего на мели. Должно быть, этого корма было вполне достаточно и птице не требовалось без особой надобности лезть в воду.

На Дальнем Востоке живет родственница нашей обыкновенной оляпки – оляпка бурая, отличающаяся от обыкновенной одноцветной темно-бурой окраской и чуть большей величиной. Бурых оляпок в свое время мне довелось наблюдать довольно много. Но и они не пожелали продемонстрировать свои способности ныряльщиков.

Бурая оляпка

Бурая оляпка

И опять напрашивалась мысль: может, все-таки, оляпка очень редко пользуется своими возможностями? Да нет. Все что написано о ней в книгах – правда. Только поведение ее зависит от времени года, места и других причин.

Я-то больше всего наблюдал оба вида оляпок в конце лета и начале осени, когда насекомых много и их легко собирать с береговых камней и прибрежного песка. А вот зимой приходится птичкам заниматься подводной охотой.

А что касается описаний... Ведь прежде всего обращает на себя внимание то, что кажется необычным. Например, всем известно, что дятел долбит деревья и выбирает из древесины вредных жуков и их прожорливых личинок. А вот то, что летом он деревья почти не долбит, а собирает гусениц и других насекомых с поверхности коры и крупных ветвей, мало кто знает. Вот и в оляпках нас особенно удивляет ее умение нырять в воду, чего не может сделать больше ни одна певчая птица. Об этом мы прежде всего и вспоминаем.

Способность погружаться в воду отразилась на многих морфологических признаках, отличающих оляпок от других воробьиных птиц. Когда я впервые взял эту птицу в руки, то поразился, какое у нее плотное густое оперение. Казалось, что на птичке надета теплая мягкая шубка. Да еще на теплой пуховой подкладке, так как под пером даже на аптериях был заметен густой пух. Вот почему птичка показалась мне толстенькой в момент первой встречи.

Чтобы перо не намокало под водой, оно густо смазывается жиром. Поэтому копчиковая железа у оляпок особенно хорошо развита. Когда оляпка движется под водой, ее тело покрыто воздушными пузырьками, как ртутью.

Помимо густого оперения и теплого пуха оляпки приобрели и некоторые другие адаптивные черты. Их ноздри прикрывает перепонка. Возле ушных отверстий имеется кожистый клапан. Глаза оляпок по строению близки к глазам водных позвоночных – имеют плоскую роговицу и круглый хрусталик. Кроме того, оляпка имеет слабопневматизированный скелет.

В воду оляпка может погружаться либо постепенно, заходя все глубже и глубже, либо ныряя с края льдины или камня. Погружаясь на глубину, птичка помогает себе крыльями, как это делают пингвины, нырковые буревестники, некоторые чистики и нырковые утки.

Ноги оляпки довольно высокие и сильные, с крепкими пальцами и прочными когтями — ведь нырнув, птичка обычно движется не в толще воды, а по дну, цепляясь лапами за камни и грунт. Под водой оляпка может оставаться до 50 с, пробегая за это время до 20 м.

Передвигается она при этом так, что голова все время пригнута вниз, а хвост и задняя часть тела находятся чуть выше. Крылья при этом находятся в таком положении, что быстрый поток прижимает птицу ко дну, помогая удержаться и не всплыть. Вот почему и на севере, и в южных районах оляпки выбирают места с быстрыми реками, которые обычно бывают в горах.

А вот в центральных равнинных областях оляпки почти не встречаются. В Московской области эта птичка практически отсутствует. Редкие известные залеты ее в Подмосковье относились к позднеосеннему и зимнему времени. Ее видели у перекатов и незамерзающих участков рек. В начале 60-х гг. она была замечена на каменистом перекате реки Пахры.

Гнездо оляпкиК гнездованию оляпки приступают довольно рано. В ясную погоду их красивую громкую песню можно услышать даже среди зимы. А в марте птицы образуют пары в местах, где затем сделают гнезда. Пара оляпок занимает участок реки или ручья протяженнностью 2—3 км. А за этими пределами, если местность подходящая, начинаются владения другой пары птиц.

Гнездятся оляпки всегда вблизи воды. Из зеленого мха, сухих листьев и травинок они строят большое круглое гнездо с толстыми стенками около 40 см в поперечнике. Диаметр гнездовой камеры бывает около 20 см. Сбоку расположено широкое входное отверстие диаметром около 9 см. Для сравнения: у не менее крупных скворцов и пестрых дятлов ширина летка составляет около 5 см.

Гнездо оляпки

Гнезда оляпок помещаются в трещинах скал, нависших над водой, или в корнях подмытых деревьев. Увидеть их непросто – нередко гнездо скрыто от посторонних глаз потоком воды, низвергающейся с нависшего над гнездом уступа.

В гнезде оляпки чаще всего бывает 5 яиц, иногда чуть меньше или больше. Яйца довольно крупные – 26х17 мм, чисто-белого цвета, что в отряде воробьиных встречается довольно редко. Яйцо оляпки в натуральную величинуИз наших птиц белые без пестрин яйца бывают у ласточек, делающих закрытые гнезда или гнездящихся в норах (воронок, береговушка), синиц-ремезов, некоторых видов горихвосток.

Яйцо оляпки в натуральную величину

Насиживание у оляпок продолжается 17—20 дней. Насиживает кладку только самка, но выкармливают птенцов в течение 20–25 дней оба родителя.

За год оляпка успевает вырастить два выводка. Молодые оляпки, покинувшие гнездо, отличаются от взрослых более бледной окраской и хорошо заметными пестринами. Но уже осенью птенцы линяют, приобретая взрослый наряд.

В отряде воробьиных птиц, к которому относятся и оляпки, насчитывается около 5100 видов. Это почти 2/3 существующих на Земле видов птиц. Среди них довольно много таких, которые постоянно держатся возле рек, озер или болот и тесно связаны с водными угодьями.

Многие ласточки часто вылетают кормиться к рекам и озерам, где целыми днями гоняются за поденками и комарами над самой водой. А ласточки-береговушки чаще всего и гнездятся возле воды, роя норки в отвесных берегах.

Различные виды трясогузок тоже находят обильную пищу вблизи водоемов. Они то бегают у самого уреза воды, хватая мух, то взлетают в воздух, чтобы поймать пролетающую бабочку или стрекозу. Причем желтоголовая трясогузка предпочитает держаться возле болот или на сырых лугах, горная трясогузка живет по соседству с оляпкой возле холодных горных потоков, а белую трясогузку легче увидеть по берегам рек и озер.

В прибрежных зарослях тростников и другой надводной растительности протекает потаенная жизнь различных камышевок. Целый день, шныряя среди густых стеблей, они ищут корм. Здесь же на тонких тростинках устраивают свои гнезда и выводят детей. По соседству с ними живут усатые синицы и дальневосточные суторы.

Часто над водой на плакучей ивовой ветке можно заметить забавное гнездо-рукавичку крошечной синички-ремеза.

Тяготеют к сырым местам и воде многие птицы семейства дроздовых. По болотам и прибрежным кустарникам селятся красивые синегрудые варакушки. В поймах лесных речек любит гнездиться дрозд-белобровик. И наш сладкоголосый певец соловей любит прибрежные заросли крапивы и черемухи.

А некоторые из дроздовых, подобно оляпкам, поселяются возле горных речек. Здесь они гнездятся, здесь ищут корм, нередко бродя по мелководью или перелетая с камня на камень. Это и роскошные синие птицы Myophonus, которых можно встретить в горах Тянь-Шаня и Памиро-Алая, и птицы из родов Mictocichla и Enicurus.

Но из всего многообразия околоводных воробьиных птиц только оляпки оказались способными преодолеть водный рубеж и приспособиться добывать корм не только на мелководье, но и на глубине. В мире существует пять видов этих необычных ныряльщиков. Два из них нам уже знакомы. Это обыкновенная оляпка Cinclus сinclus, обитающая в горных районах Европы, Азии и Северо-Западной Африки. И бурая оляпка Cinclus pallasii, которую можно увидеть у нас на Дальнем Востоке. Остальные три вида свойственны Американскому континенту. Образ жизни всех оляпок очень схож, очень похожи друг на друга эти птицы и внешне, незначительно различаясь лишь деталями окраски и величиной.

Рисунки автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru