Концепция
естественного образования в 12-летней школе 1
Департамент общего среднего
образования Министерства образования
Российской Федерации представляет проект
«Концепции образовательной области
«Естествознание» в 12-летней школе»,
разработанный авторским коллективом под
руководством профессора Лунина В.В., и проект
«Концепции биологического образования в
12-летней школе», разработанный авторским
коллективом под руководством профессора
Пономаревой И.Н. и заведующей лабораторией
биологии ИОСО РАО Калиновой Г.С. Проекты
концепций подготовлены в развитие «Концепции
структуры и содержания общего среднего
образования (в 12-летней школе)».
Материал предназначен для обсуждения
широким кругом учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений, преподавателей
вузов, педагогических училищ, кафедр ИПК и ИУУ.
Авторы готовы доработать концепцию по
замечаниям и предложениям, отражающим реальную
ситуацию обучения биологии и соответствующим
современным требованиям, предъявляемым к
содержанию образовательной области
«Естествознание» в целом и, учебной дисциплины
«Биология» в частности.
Руководитель департамента М.Р.
Леонтьева.
Адрес для откликов: 101856, г. Москва,
Чистопрудный бульвар, д. 6, Департамент общего
среднего образования.
Телефон (095) 924-6989, телефон/факс (095) 923-3619.
1. Введение
Естественно-научное образование, [...]
наряду с гуманитарным, социально-экономическим,
валеологическим и технологическим компонентами
образования обеспечивает всестороннее развитие
личности ребенка за время его обучения и
воспитания в школе. В настоящее время к
естественно-научной образовательной области
относятся следующие учебные дисциплины: физика,
химия, биология, экология, астрономия, физическая
география, естествознание. В различное время
объем и место в учебных планах каждой из
перечисленных дисциплин менялось в зависимости
от запросов общества. В нашей стране в последние
годы вследствие процесса гуманитаризации
содержания школьного образования произошло не
только существенное сокращение числа часов,
отводимых на изучение естественно-научных
дисциплин, но и такое их перераспределение, при
котором уровень их изучения существенно
понизился. Так, например, сокращение учебных
часов в 1998/99 уч.г., отводимых на изучение
естественно-научных дисциплин, по сравнению с
1968/69 уч.г. составило 20%, число лабораторных работ
по физике сократилось за это время почти в три
раза. Более чем в три раза уменьшилось число
часов, отводимых на проведение физического
практикума, сократилось учебное время, отводимое
на решение физических задач.
В результате сокращения числа часов на
изучение естественно-научных дисциплин при
одновременном увеличении объема научного
содержания этих дисциплин возросла перегрузка
учащихся, а качество обучения снизилось. Только
за последние четыре года качество знаний, умений
и навыков учащихся на уровне «применения»
снизилось в среднем на 18% по физике, на 12% по химии,
на 14% по биологии.
Практически исчезла система
материально-технического обеспечения учебного
процесса учебными пособиями и оборудованием,
доступными по цене образовательным учреждениям.
Количество учебных пособий и оборудования,
приобретаемых в школах России за последние 5 лет
сократилось в 6 раз.
Следствием этого процесса явилось
резкое увеличение числа школ, не оснащенных
предметными кабинетами. Не имеют кабинетов
физики 2350 школ (в 1990 г. таких школ было 982),
кабинетов химии – 5273 школы (2684 школы в 1990 г.),
кабинетов биологии – 4873 школы (соответственно1960
школ в 1990 г.).
Закупка школьного оборудования в
последнее десятилетие осуществляется
эпизодически из-за недостаточного
финансирования общеобразовательных учреждений
из средств региональных и муниципальных
бюджетов. Так, например, уровень оснащения
кабинетов физики уменьшился в 1998 г. по сравнению
с 1990 г. с 70% до 18%, кабинетов биологии – с 46% до 17%,
кабинетов химии – с 23% до 19%.
Одним из возможных путей частичного
решения сложнейшего комплекса возникающих
проблем является переход системы общего
среднего образования страны на 12-летнее обучение
с увеличением срока обязательного обучения в
основной школе до 10 лет.
Очевидные преимущества перехода на
12-летнюю систему общего среднего образования
состоят в следующем: уменьшение перегрузки
учащихся, увеличение времени на выполнение
экспериментальных заданий по дисциплинам
естественно-научного цикла, усиление
практической подготовки учащихся, осуществление
перехода от линейных курсов к концентрическим,
усиление дифференцированного подхода к обучению
в средней школе.
Переход на 12-летнее школьное
образование требует предварительной проработки
основных принципов и подходов к осуществлению
преподавания естественно-научных дисциплин;
понимания целей обучения предмету, временной
последовательности изучения учебного материала;
разработки содержания предметного обучения,
необходимых нормативных документов, в частности
концепции естественно-научного образования
12-летней школы.
2. Цели естественно-научного
образования в 12-летней школе
Цели образования в российской школе
законодательно утверждены Законом РФ «Об
образовании».
В соответствии с Законом содержание
образования должно обеспечивать: формирование у
обучаемого адекватной современному уровню
знаний и уровню образовательной программы
(ступени обучения) картины мира; адекватный
мировому уровень общей и профессиональной
культуры общества; интеграцию личности в системы
мировой и национальных культур; формирование
человека-гражданина, интегрированного в
современное ему общество и нацеленного на
совершенствование этого общества;
воспроизводство и развитие кадрового потенциала
общества.
Успешность предметного обучения по
естественно-научным дисциплинам определяется
прежде всего усвоением учащимися основ научных
знаний и сформированностью у них
естественнонаучной картины мира. [...]
В процессе преподавания
естественно-научных дисциплин не нужно забывать,
что каждая из них является только частью знаний
человека о природе, что научные идеи – одна из
составляющих человеческой культуры, и что,
познав законы природы, можно многое создать, но и
многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле.
Гуманистический и экологический аспекты должны
стать неотъемлемыми составляющими
естественно-научного образования в школе и найти
отражение в его целях и содержании.
Исходя из сказанного, цели
естественно-научного образования могут быть
сформулированы следующим образом:
– изучение основ наук, составляющих
фундамент образовательной области
«естествознание»;
– формирование естественно-научной картины
мира;
– изучение прикладного аспекта естественных
наук, обеспечивающего подготовку учащихся к
выполнению ориентировочной и конструктивной
деятельности в окружающем мире;
– формирование представлений о научном методе
исследований и его месте в системе
общечеловеческих культурных ценностей.
3. Принципы естественно-научного
образования в 12-летней школе
[...] К основным дидактическим
положениям, регламентирующим
естественнонаучное образование можно отнести
следующие принципы: научность,
фундаментальность, доступность,
мотивированность естественнонаучного
образования, генерализация знаний,
непрерывность естественнонаучного образования,
завершенность естественнонаучного образования
в основной школе, вариативность
(дифференцированности) естественнонаучного
образования в средней школе, гуманизация
образования, гуманитаризация образования,
историчность, стандартизация образования,
целостность естественно-научного образования.
[...]
4. Структура естественно-научного
образования 12-летней школы
При 12-летнем обучении на реализацию
программы начального общего образования
отводится 4 года, на получение основного общего
образования – 6 лет, на получение среднего
(полного) общего образования – 2 года. Структура
образовательной области «Естествознание» в
школе должна соответствовать структуре общего
образования. [...]
Изучение естественно-научных
дисциплин в 12-летней школе предлагается
проводить в виде трех этапов обучения.
На первом этапе, пропедевтическом, в
начальной школе школьники знакомятся с
основными явлениями окружающего мира, изучая
курс «Окружающий мир». Затем, в первых двух
классах основной школы (5–6-й), предлагается
проводить знакомство учащихся с основными
естественно-научными явлениями природы в рамках
интегрированного курса “Естествознание”.
На втором этапе (в 7–10-х классах)
основной школы изучаются систематические курсы
физики, химии, биологии, обязательные для всех
учащихся.
На третьем этапе, в средней школе (в 11-м
и 12-м классах), изучаются дифференцированные
курсы физики, химии, биологии, экологии,
астрономии в зависимости от профиля образования
(«А», «Б», «В» – см. раздел 5), выбранного учащимися
и их родителями.
Возможно следующее распределение
учебных часов по годам обучения:
1. «Окружающий мир»: 1–4 (2–2–2–2)/
(62–62–62–62).
2. «Естествознание» : 5–6 (2–2)/ (68–68).
3. «Физика»: 7–10 (2–2–2–2)/ (68–68–68–68);
«Химия»: 8–10 (2–2–2–2)/ (68–68–68);
«Биология»: 7–10 (2–2–2–2)/ (68–68–68–68).
4. «Физика», профиль «А»: 11–12 (2–2)/ (68–68);
«Химия», профиль «А»: 11–12 (2–2)/ (68–68);
«Биология», профиль «А»: 11–12 (2–2)/ (68–68);
«Физика», профиль «Б»: 11–12 (4 –4)/ (136–136);
«Химия», профиль «Б»: 11–12 (4–4)/ (136–136);
«Биология», профиль «Б»: 11–12 (4–4)/ (136–136);
«Физика», профиль «В»: 11–12 (6–6)/ (204–204);
«Химия», профиль «В»: 11–12 (6–6)/ (204–204);
«Биология», профиль «В»: 11–12 (6–6)/ (204–204).
«Экология», профиль «В»: 11–12 (2–2)/ (68–68).
Изучение физической географии
обеспечивается в рамках учебный дисциплины
«география», входящей в социально-экономическую
образовательную область, а изучение астрономии
предполагается проводить за счет регионального
или школьного компонента учебного плана.
5. Содержание естественно-научного
образования 12-летней школы
В соответствии с принципом
непрерывности естественнонаучного образования
изучение естественно-научных дисциплин в
12-летней школе осуществляется в виде трех
концентров: пропедевтическом (в начальной и
основной школах), систематическом (в основной
школе) и дифференцированном (в средней школе, с
учетом наклонностей учащихся). [...]
Учитывая, что учащиеся, окончившие
основную школу, могут в дальнейшем не изучать
естественно-научные дисциплины, учебные курсы
этих дисциплин в основной школе должны быть
внутренне замкнутыми, обеспечивая базовое
образование. Содержание курсов
естественно-научных дисциплин для основной
школы должно в доступной для учащихся форме
отражать все основные разделы современной науки.
При этом большое внимание должно быть обращено
на методологическую роль науки, на изучение
основ научного метода исследования окружающего
мира, выявление роли человека в процессе
познания природы, на гуманитарную роль
естественных наук, достижения которых
используются человеком для познания и такого
направленного преобразования окружающего мира,
при котором не разрушаются природные системы и
не наносится вред человеку. При изучении физики,
химии или биологии, как и любой другой науки,
нужно постоянно обращать внимание на
гуманитарную роль науки. Нужно помнить, что
наука, так же как и искусство, – важнейшая
составляющая культуры человечества и не может
применяться против человека, служить средством
его угнетения или порабощения.
В процессе изучения учебных дисциплин
естественно-научной образовательной области
следует подчеркивать мировоззренческую роль
естественных наук в развитии человеческой
культуры. С помощью естественных наук человек
строит картину мира, помогающую ему оптимальным
способом ориентироваться в этом мире.
Содержание курсов естественно-научных
дисциплин в средней школе зависит от выбранного
направления образования. Предлагается при
дифференцированном обучении в средней школе
рассматривать три профиля естественно-научного
образования: гуманитарный (профиль «А»),
прикладной (профиль «Б») и углубленный (профиль
«В»). Вариативность среднего образования может
осуществляться в зависимости от конкретных
условий методом дифференцирования содержания
образования или методом дифференцирования
требований, предъявляемых к учащимся.
Изучение естественно-научных
дисциплин в 11–12-х классах с гуманитарным
профилем обучения (профиль «А») осуществляется с
целью формирования естественно-научной картины
мира, используя научный метод познания
окружающего мира. [...]
Изучение естественно-научных
дисциплин в 11–12-х классах с прикладным профилем
обучения (профиль «Б») осуществляется с целью
подготовки школьников к выполнению
ориентировочной, конструктивной деятельности в
условиях стремительно меняющегося внешнего
мира.
Изучение естественно-научных
дисциплин в 11–12-х классах с углубленным профилем
обучения (профиль «В») осуществляется с целью
подготовки определенным образом мотивированных
школьников и одаренных детей к профессиональной
научной деятельности в конкретной научной
области.
6. Методы естественно-научного
образования 12-летней школы
Изучение естественно-научной картины
мира в историческом развитии с использованием
большого числа демонстрационных опытов,
формирующих образные представления о природных
явлениях, использование проблемного стиля
изложения учебного материала позволяют
преодолеть отрицательную реакцию учащихся на
естественно-научные дисциплины, вызванную
несоответствием мотивации школьников
содержанию естественных наук как учебных
предметов.
Улучшение экспериментальной,
прикладной подготовки учащихся самым
непосредственным образом связано с укреплением
материально-технической базы школы, оснащением
ее современным учебным оборудованием,
техническими средствами обучения.
7. Заключение
Переход на 12-летнее образование в
нашей стране возможен только при условии
восстановления необходимого уровня
финансирования системы образования, достойной
оплаты труда преподавателей, повышения роли
учителя и образования в общественном сознании
каждого гражданина страны.
Реализация концепции
естественно-научного образования
осуществляется в процессе преподавания
отдельных учебных дисциплин – составляющих
образовательной области «естествознание».
Концепции каждой такой естественно-научной
дисциплины кроме общих свойств имеют свои
характерные особенности, рассмотрение которых
удобно провести отдельно.
Концепция биологического
образования 12-летней школы (проект)
Цели и задачи биологического
образования
В настоящее время в биологической
науке приоритетными, имеющими принципиальное
теоретическое и практическое значение
направлениями являются следующие:
– экологическое (роль биологии в
сохранении биосферы, биологического
разнообразия, в предотвращении экологических
бедствий);
– молекулярно-цитологическое (изучение
глубинных структур и механизмов
жизнедеятельности организмов на молекулярном
уровне, сущность жизненных процессов на
клеточном уровне, генетика, изучение онтогенеза,
клеточно-эмбрионная биотехнология, генная и
клеточная инженерия);
– эволюционное (новые данные о происхождении
жизни на Земле, синтетическая теория эволюции,
происхождение и эволюция человека). [...]
Целями биологического образования
являются:
– овладение компонентами научных
знаний и методологией научного познания,
составляющими основу целостного миропонимания и
научного мировоззрения обучающихся;
– осознание жизни как наивысшей ценности, умение
строить свои отношения с природой и обществом на
основе уважения к жизни, ко всему живому как
уникальной и бесценной части биосферы;
– овладение знаниями методов, понятий, теорий,
концепций, моделей, стилей мышления и областей
практического применения биологических
закономерностей как средства развития
плодотворной деятельности и культуры;
– разностороннее развитие личности учащихся:
памяти, наблюдательности, устойчивого
познавательного интереса, творческих
способностей, теоретического мышления
средствами биологии, стремления к
самообразованию и применению знаний биологии на
практике. [...]
Структура школьного биологического
образования, его содержание
[...]Содержание биологического
образования строится по концентрическому
принципу и раскрывается на трех
этапах-концентрах:
– пропедевтический (1–4-й классы
начальной школы и 5–6-й классы основной 10-летней
школы);
– основной (7–10-й классы основной 10-летней школы);
– профильный (11–12-й классы средней (полной)
школы).
Пропедевтический этап получения
естественно-научных знаний должен
предшествовать систематическому курсу биологии.
Первоначальные знания по биологии вводятся при
изучении пропедевтических курсов
«Природоведение» или «Окружающий мир» (1–4-й
классы), «Естествознание» (5–6-й классы);
Знания, получаемые на этом этапе
обучения, способствуют формированию у учащихся
целостного представления о природе, о человеке
как важном компоненте, воздействующем на
природу. В результате пропедевтической
подготовки по биологии учащиеся должны получить
краткие и достаточно систематизированные
сведения о царствах живой природы, строении и
функциональных особенностях живых организмов
(рост, развитие, обмен веществ, размножение), о
взаимосвязях организмов разных царств и
круговороте веществ в природных сообществах.
Кроме того, в пропедевтическом курсе
учащиеся должны получить представления о телах и
веществах, растворах, концентрации, диффузии, без
чего в систематическом курсе невозможно
раскрыть сущность закономерностей живой
природы, ее процессов и явлений. Знакомство
учащихся с этими вопросами на начальных этапах
обучения позволит в систематическом
общеобразовательном курсе биологии перейти к
изучению структурно-функциональной организации
живых систем на основе системно-структурного и
эколого-эволюционного подхода, ознакомить
учащихся с научными основами учения об
экосистемах, биосфере, их изменении под влиянием
научно-технического прогресса и путях
сохранения равновесия в них.
Основной этап школьного
биологического образования (7–10-й классы)
Биологические знания на этом этапе
формируются при изучении обязательного для всех
типов общеобразовательных учреждений
систематического курса биологии (7–10-й классы) и
являются фундаментом для продолжения
образования в старших классах (11–12-й классы)
средней (полной) школы. Нормативный объем этого
курса составляет 2 ч в неделю в каждом классе.
Обучение биологии в 10-летней основной
школе должно быть относительно завершенным,
чтобы обеспечить учащимся биологическое
образование, необходимое для дальнейшей
самостоятельной жизни, а также для выбора
способов продолжения образования в целях
профессионального самоопределения.
В содержании биологического
образования основной 10-летней школы должны
занять достойное место теоретические знания об
эволюции, уровнях организации живой природы.
В содержании курса также должны найти
отражение вопросы прикладного характера,
имеющие практическое значение:
микробиологический синтез, селекция,
биотехнология, генная и клеточная инженерия,
рациональное природопользование и охрана
природы.
С целью усиления воспитательного и
развивающего потенциала биологического
образования, увеличения его вклада в
общекультурную подготовку учащихся следует:
– расширить знания прикладного
характера, в том числе по основам санитарии и
гигиены, составляющие основу понимания
необходимости ведения здорового образа жизни,
борьбы с вредными привычками, распространением
СПИДа;
– повысить экологическую направленность
содержания биологических знаний, обеспечивающих
воспитание экологической грамотности, осознание
необходимости сохранения системы
«человек–природа–общество»;
– увеличить долю знаний этического,
эстетического, гуманитарного характера,
составляющих основу формирования ценностной
ориентации к объектам живой природы, к человеку
как одному из объектов живой природы.
Профильный этап изучения биологии,
(11–12-й классы средней (полной) школы
В средней (полной) школе в наибольшей
мере реализуются принципы демократизации и
дифференциации образования. Учащиеся получают
право выбрать один из предлагаемых профилей
обучения: гуманитарный, общеобразовательный,
биолого-химический, физико-математический и др.
В небиологическом профиле должно
присутствовать инвариантное ядро
общеобразовательной подготовки по биологии. В
биолого-химическом, где увеличено время на
изучение биологии до 3–4 ч в неделю, углубление
может идти по нескольким направлениям:
экологическому, медицинскому,
сельскохозяйственному и др. Профильная школа не
является обязательной для всех и имеет своей
целью подготовку учащихся к выбору будущей
профессии и продолжению образования в вузе.
Изучение биологии на профильном этапе
может осуществляться в рамках систематических
курсов, включающих инвариантное ядро содержания,
но отличающихся по объему и глубине изложения
материала, а также прикладной направленности. В
соответствии со спецификой
учебно-воспитательных задач в классах того или
иного профиля инвариантное ядро содержания
дополняется его вариативной составляющей.
Курс биологии в старшей (профильной)
школе раскрывает важнейшие законы жизни,
индивидуального и исторического развития
организмов, знакомит с замечательными
открытиями последних лет в исследовании
биологических систем разных уровней организации
живой материи, развивает у школьников понимание
величайшей ценности жизни, составляет базу для
осознания экологических проблем и путей их
решения. Он обеспечивает преемственность знаний,
полученных в курсе общей биологии в 10-м классе.
[...]
Реализации экспериментальных методов,
применяемых в обучении биологии, будет
способствовать система лабораторных работ,
экскурсий в природу, знакомство с местными
экосистемами, основными производствами,
практическая работа учащихся на учебно-опытном
участке, самонаблюдения. Наряду с традиционными
формами и методами обучения должны применяться
моделирование ситуаций научного поиска, учебные
и деловые игры.
Заключение
Данная концепция намечает основные
направления развития биологического
образования. Она должна служить основой
определения обязательного минимума содержания
образования по биологии, создания на его базе
вариативных программ, учебно-методического
обеспечения.
По мере разработки обязательного минимума
содержания биологического образования,
требований к уровню подготовки учащихся по
биологии отдельные положения концепции
потребуют уточнения и конкретизации.
Авторский коллектив:
КАЛИНОВА Г.,С., зав. лаборатории биологии ИОСО РАО,
к.п.н.;
ПОНОМАРЕВА И.Н., профессор РГПУ им. А,И. Герцена,
д.п.н.
КУЧМЕНКО В.С., ведущий специалист Департамента
общего среднего образования Минобразования
России;
КОНСТАНТИНОВ В.М., профессор МГПУ, д.б.н;
СИВОГЛАЗОВ В.И., зам. председателя ассоциации
учителей биологии;
ИВАНОВА Т.В., зав. отделом естественно-научного
образования ИОСО РАО;
КАМЕНСКИЙ А.А., профессор биологического ф-та МГУ
им. М.В. Ломоносова
1 Тексты печатаются с
сокращениями, не затрагивающими структуру и
основные положения документов. – Прим. ред.
|