В.Г. СМЕЛОВА,
учитель биологии МОСШ No 7,
г. Ноябрьск, Тюменская обл., Ямало-Ненецкий а/о
Использование объемных моделей при
изучении отдельных биологических объектов
Предлагаю вниманию коллег фрагменты
уроков из разных разделов курса биологии, в ходе
которых учащимся предлагается, слушая
объяснения учителя, одновременно изготавливать
модель изучаемого объекта. При таком подходе
задействуются не только слуховая, но и моторная,
и образная память, что безусловно повышает
эффективность запоминания нового материала.
Кроме того, известно, что из всех моторных зон
коры головного мозга области, управляющие
работой наших рук (и особенно пальцев),
наибольшие по площади. Тренируя руки, мы тем
самым тренируем память ребенка.
Еще одна важная цель, которая ставилась учителем,
– преодоление плоскостного восприятия
изучаемых биологических объектов. Например,
изучая строение клетки, дети видят плоский
рисунок в учебнике и такой же плоский
микропрепарат. На самом же деле клетка –
объемный объект, и осознание этого весьма важно
для понимания многих разделов биологии.
Фрагмент урока «Строение растительной
клетки»
(практическая работа по изготовлению
объемной модели клетки)
Оборудование: таблица «Строение
растительной клетки»; каждому учащемуся – пластмассовый
полупрозрачный пенал из-под фотопленки, 1 вишня
(или пластилиновый шарик того же размера), 12–15
горошин зеленого цвета, 10–15 горошин черного
перца, резиновый воздушный шарик, нитки, 50 мл
киселя (крахмального клейстера).
Действия учителя |
Действия учащихся |
Ребята, мы с вами
познакомились со строением клетки кожицы лука,
рассматривая ее в микроскоп. У вас могло
создаться неправильное впечатление, что клетки
плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте
убедимся в этом, сделав своими руками модель
какой-либо клетки. |
Работают под
руководством учителя. |
Вы знаете, что любая
растительная клетка покрыта снаружи толстой
клеточной стенкой. Возьмите в руки пеналы из-под
фотопленки – это будет наша клетка. Сожмите их в
руках, почувствуйте их твердость. |
Берут в руки пенал. |
Как вы думаете, почему
у растительных клеток должна быть такая твердая
клеточная стенка? |
Отвечают на вопрос (придает
форму клетке). |
Прежде чем мы будем
заполнять нашу клетку органоидами, давайте
нарисуем на нашей клеточной стенке клеточные
поры. |
Рисуют ручкой поры на
пенале. |
Для чего нужны поры в
клеточной стенке? |
Отвечают на вопрос (для
обмена веществ с окружающей средой). |
Теперь перейдем к
заполнению нашей клетки. Сначала мы поместим
внутрь самый главный органоид, который управляет
всеми процессами жизнедеятельности клетки. |
Кладут в пенал вишню или
пластилиновый шарик красного цвета. |
О каком органоиде идет
речь? |
Отвечают на вопрос (это
ядро). |
Теперь мы должны
поместить внутрь органоиды, которые придают
клеткам растений зеленый цвет и могут
использовать для питания энергию солнца, а также
те, при помощи которых осуществляется дыхание
растений. |
Кладут внутрь зеленые и
черные горошины. |
Что это? |
Отвечают на вопрос (это
хлоропласты и митохондрии). |
Очень много места в
клетке занимают вакуоли – одна большая или
несколько маленьких. Если представить клетку в
виде маленького города-крепости, то клеточная
стенка – крепостные стены, клеточные поры –
крепостные ворота, ядро – дворец (штаб),
хлоропласты и митохондрии – энергостанции, а
вакуоль – это склад. Вы можете сделать модель
старой или молодой клетки. |
Из резинового шарика и
ниток конструируют вакуоли и помещают их внутрь
модели. |
Как по количеству и
размерам вакуолей можно определить возраст
клетки? |
Отвечают на вопрос (молодая
клетка содержит несколько мелких вакуолей,
старая – одну большую, которая обычно находится
в центре клетки, оттеснив ядро к периферии). |
Чтобы наша модель еще
более соответствовала настоящей клетке, мы
должны заполнить ее полужидким клеточным
содержимым – цитоплазмой. |
Заливают кисель
(клейстер) внутрь пенала и закрывают его крышкой. |
Вот наша модель и готова.
Вы можете подержать ее в руках, ощутить объем,
наблюдать сквозь полупрозрачную оболочку
движение полужидкой цитоплазмы вместе с
клеточными органоидами. |
Работают с моделью. |
Задание на дом. Придумать свои
модели клетки.
Фрагмент урока «Многообразие
простейших»
Оборудование: пластилин зеленого, бурого,
белого цветов; кусочек хлопчатобумажной нитки
(3–4 см); таблица «Тип Простейшие».
1. Амеба обыкновенная
Действия учителя |
Действия учащихся |
Амеба – свободноживущее
микроскопическое животное. Ее можно обнаружить в
небольших мелких прудах с илистым дном. Тело
амебы достигает 0,1–0,5 мм и состоит из
протоплазмы, ограниченной тончайшей плазмалеммой.
Протоплазма разделяется на ядро и цитоплазму. |
Слушают объяснения
учителя. Лепят из пластилина бурого цвета амебу.
После изготовления модели вносят сведения об
амебе в сравнительную таблицу (см. ниже). |
Форма тела амебы
постоянно меняется из-за образующихся на разных
участках выпячиваний цитоплазмы, называемых псевдоподиями
(ложноножками). Эти временные структуры служат
для передвижения и захвата пищи.
Несмотря на примитивное строение, амеба вполне
самостоятельный организм. |
Записывают в
биологический словарь (в конце тетради) новые
термины с определениями. |
Питание амебы. Амеба
– всеядное животное. Ее пищу составляют
водоросли, жгутиковые, инфузории. Как только
амеба оказывается рядом с потенциальной добычей,
ее цитоплазма образует несколько ложноножек,
которые окружают жертву. Из цитоплазмы
выделяется пищеварительный сок. Образуется пищеварительная
вакуоль. После усвоения растворенной пищи
непереваренные остатки выбрасываются наружу.
Амеба обыкновенная относится к классу
Корненожки. |
Проводят «кормление»
амебы. Для этого из кусочка пластилина зеленого
цвета изготавливают модель одноклеточной
водоросли и в динамике показывают захват пищи
ложноножками амебы. |
Как вы думаете, почему
класс Корненожки получил такое название? |
Отвечают на вопрос (из-за
того, что представители класса не имеют
постоянной формы тела и образуют выпячивания
цитоплазмы – корненожки – псевдоподии). |
2. Эвглена зеленая
Действия учителя |
Действия учащихся |
Зеленая эвглена
является необычным существом. Ее описание можно
встретить и в учебниках ботаники, и в учебниках
зоологии. До сих пор систематики не могут решить,
к какому царству – растений или животных – нужно
отнести этот одноклеточный организм. |
Слушают рассказ учителя
и по ходу изготавливают из пластилина зеленого
цвета модель эвглены зеленой (ее размер в 10 раз
меньше, чем у амебы).
После изготовления модели вносят сведения о ней
в сравнительную таблицу. |
Эвглена живет в
пресноводных водоемах, богатых растворенными
органическими соединениями. Тело эвглены
вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец
притуплен, задний заострен. У эвглены в отличие
от растительных клеток нет клеточной стенки.
Наружный слой цитоплазмы плотный, он образует
вокруг тела эвглены оболочку. На переднем
конце тела эвглены находится жгутик, при
помощи которого она передвигается. Эвглена
обладает положительным фототаксисом – ее цитоплазма
содержит светочувствительный глазок. |
Прикрепляют «жгутик» к
модели.
Записывают новый термин в биологический
словарь. |
Питание эвглены. В
цитоплазме эвглены содержится около 20
хлоропластов, придающих ей зеленый цвет. В
хлоропластах находится хлорофилл. На свету
эвглена питается как растение – при помощи
процесса фотосинтеза. В темноте эвглена способна
усваивать готовые органические вещества,
образующиеся при разложении различных отмерших
организмов. |
|
Почему ботаники
относят эвглену к одноклеточным водорослям? |
Отвечают на вопрос (так
как цитоплазма эвглены содержит хлоропласты и на
свету она питается как растение, строя свое тело
из органических веществ, образующихся путем
фотосинтеза). |
Почему зоологи относят
эвглену к простейшим животным? |
Отвечают на вопрос (так
как в темноте эвглена способна питаться как
животное, поглощая готовые органические
вещества). |
О чем говорит
существование таких промежуточных форм жизни,
как эвглена? |
Отвечают на вопрос (существование
эвглены указывает на родство между растениями и
животными). |
3. Инфузория туфелька
Действия учителя |
Действия учащихся |
Туфелька – обитатель
стоячих водоемов с большим количеством
разлагающегося органического материала. Она
имеет постоянную удлиненную форму тела, длина
которого достигает 0,1–0,3 мм. Все тело инфузории
покрыто продольными рядами многочисленных
коротких ресничек, при помощи которых туфелька
плавает тупым концом вперед.
Инфузория туфелька отличается от других
простейших сложностью внутриклеточной
организации. Ее протоплазма содержит два ядра – макронуклеус,
регулирующий процессы питания, движения,
выделения, и микронуклеус – координирующий
размножение. |
Слушают рассказ учителя
и в соответствии с объяснениями изготавливают из
светлого (инфузории бесцветны) пластилина модель
инфузории туфельки (ротовое отверстие легко
проделать с помощью кончика карандаша, а
реснички на поверхности инфузории можно сделать
кончиком ногтя).
После изготовления модели вносят сведения об
инфузории туфельке в сравнительную таблицу. |
Питание инфузории
туфельки. Ближе к переднему концу тела
инфузории находится углубление перистом
(ротовая воронка), которое ведет в глотку. Реснички
желобка постоянно работают, создавая ток воды.
Вода подхватывает и подносит ко рту основную
пищу туфельки – бактерий. Через глотку бактерии
попадают внутрь тела инфузории. В цитоплазме
вокруг них образуется пищеварительная вакуоль.
Переваривание пищи и усвоение питательных
веществ у туфельки происходит так же, как и у
амебы. Непереваренные остатки выбрасываются
наружу через отверстие – порошицу. |
|
Почему инфузория
туфелька получила такое название? |
Отвечают на вопрос (тело
инфузории по форме напоминает крошечную туфлю). |
Почему инфузорий
считают естественными фильтраторами водоемов? |
Отвечают на вопрос (инфузории
очищают водоемы от бактерий, тем самым
способствуя их очистке). |
4. Размножение простейших
Действия учителя |
Действия учащихся |
Размножение амебы.
Питание амебы приводит к росту ее тела. После
достижения определенных размеров амеба начинает
делиться пополам. (В качестве иллюстрации можно
использовать рисунок из учебника). Попробуйте
сами показать деление амебы на своих моделях.
Такой способ размножения – делением клетки
пополам – называется бесполым. |
Делят свою амебу в
соответствии с объяснениями учителя и рисунком
учебника. |
Сколько амеб
образовалось после деления? |
Отвечают на вопрос (две). |
Чем они отличаются от
прежней амебы? |
Отвечают на вопрос (размерами). |
Размножение эвглены.
Размножение эвглены происходит так же, как и
размножение амебы, – делением клетки пополам.
Рассмотрите рисунок в учебнике. Попробуйте
аккуратно при помощи линейки поделить свою
модель эвглены. Обратите внимание, что вам
понадобится еще один кусочек нитки – для второго
жгутика. |
«Размножают» эвглену. |
Почему в середине лета
обычно наблюдается «цветение» воды в прудах и
небольших озерах? |
Отвечают на вопрос (происходит
массовое размножение эвглены). |
Размножение инфузории
туфельки. Летом туфелька, интенсивно питаясь,
растет и делится, как амеба, на две части. В
отличие от эвглены (у которой ось деления клетки
проходит вдоль) и амебы (которая может делиться в
любом направлении) инфузория туфелька делится
поперек. |
«Делят» инфузорию
туфельку. |
В чем сходство
размножения амебы, эвглены и инфузории? |
Отвечают на вопрос (все
эти простейшие размножаются бесполым способом –
делением клетки пополам). |
Сравнительная таблица «Тип
простейшие»
Параметры |
Амеба обыкновенная |
Эвглена зеленая |
Инфузория туфелька |
Окраска |
бесцветная |
зеленая на свету |
бесцветная |
Форма тела |
непостоянная |
постоянная
веретеновидная |
постоянная
веретеновидная |
Количество ядер |
одно |
одно |
два |
Передвижение |
корненожками |
при помощи жгутиков |
биением ресничек |
Питание |
водоросли, жгутиковые,
инфузории |
на свету – фотосинтез, в
темноте – готовыми органическими веществами |
бактериями при помощи
ротового отверстия |
|