Я ИДУ НА УРОК

С.В. КИСИЛЕВА,
cтанция юннатов, г. Железногорск

Эти замечательные животные

Урок-игра для 6–7-х классов (продолжительность 1,5 ч)

Оборудование:

а) ТСО – видеомагнитофон, телевизор (желательно с большим экраном), видеозаписи, магнитофон, аудиокассеты со звуковым оформлением;
б) клетки, молочная бутылка, кусочек хлеба, смоченный растительным маслом, небольшая закрытая коробка, садовая лейка;
в) животные: крыса, мышь, хомяк, морская свинка;
г) карточки-задания для команд-участниц, конверты, жетоны для зрителей, оценочный лист для жюри.

Игра проводится на сдвоенном уроке. Класс заранее разбивается на команды, которые получают задание подготовиться дома к конкурсам «Представление команд» и «Рекламная пауза». В жюри приглашаются педагоги и старшеклассники.

ХОД ИГРЫ

В качестве музыкальной заставки звучит запись песни «Мы прекрасные, мы благородные...» к телепередаче «В мире животных».

Ведущий. Сегодня у нас с вами необычный урок, урок-игра, в ходе которого вам пригодятся знания, полученные на уроках экологии и зоологии. Но помните, что самое полное, самое точное знание природы лежит за пределами школьных учебников, и в основе его – наблюдение за жизнью живых существ в повседневном общении с ними. Для этого необходимы такие качества, как наблюдательность, умения подмечать характерные черты животного, устанавливать взаимосвязь явлений, размышлять, ставить себя на место живого существа и видеть мир его глазами.
Этими умениями в совершенстве владели наши предки. Да оно и понятно: на заре своей истории человек был очень тесно связан с животным миром – надо было знать, на каких животных и как охотиться, а каким и сам человек мог послужить неплохим обедом. Позже знание повадок и особенностей животных помогло человеку приручить некоторых из них.
К сожалению, сегодня большинство людей, живя в городах, утратили вместе с необходимостью повседневного изучения природы и понимание законов ее существования. Но умение наблюдать и мыслить поможет нам вновь осознать законы сосуществования живых существ. Сейчас это необходимо как никогда.
Поэтому именно наблюдательность и умение мыслить определят победителя нашей сегодняшней игры. Мы с вами узнаем, у кого самый зоркий глаз, кто самый лучший исследователь, художник, вы побываете в роли «самого страшного зверя» и самого ловкого охотника, отведете заблудившегося детеныша к его маме и даже выступите в качестве рекламных агентов. Ну а поскольку далеко не каждого представителя животного мира можно пригласить на урок, вести наблюдения нам помоут видеозаписи – попробуем сделать так, чтобы одно из благ цивилизации, отделившей человека от природы, приблизило бы нас к ней.
Мы назвали игру «Эти замечательные животные», поскольку мир животных, действительно, удивителен, замечателен и многообразен.

Конкурс 1. Представление команд (домашнее задание)

Ведущий. Человек, наблюдая за животными, сам мечтал приобрести некоторые их качества: остроту зрения орла, скорость полета сокола или бега гепарда, силу медведя, ловкость леопарда. Наши предки не только охотились на животных. Они обожествляли их, связывали с ними свое происхождение. Например, в Конго некоторые племена считают своими предками слонов, на Мадагаскаре – крокодилов, а в современной Японии светлячков считают душами воинов, отдавших свою жизнь за родину. Поэтому первое задание – найти свой тотем. Вы должны будете выбрать название своей команде и объяснить, почему остановились именно на нем. Это должно быть название какого-либо животного или какая-то характерная его черта (например, «хищные», «быстроногие» и т.п.).
Команды выходят и поочередно представляют себя. Их выступления оцениваются жюри. Можно привлечь зрителей к оценке выступления команд. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 2. Самые внимательные

Ведущий. Как мы уже говорили, самое главное качество в сегодняшней игре – наблюдательность. Сейчас вам предстоит на деле выяснить, кто же из вас самый внимательный и наблюдательный. В течение нескольких секунд на экране будут демонстрироваться различные животные. Ваша задача – успеть узнать, запомнить, а затем назвать как можно больше из них, а также подметить общую, характерную для всех черту.
На экране демонстрируется небольшой видеомонтаж из 8–10 сюжетов с изображениями различных животных, каждый сюжет продолжительностью примерно 3–5 с. На подготовку ответа дается 1 мин. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

(В нашем сюжете были показаны дельфин, пингвин, койот, лягушка, цапля, аллигатор, белый медведь, венерина мухоловка, жук-плавунец. Необходимо было правильно назвать их, указав, что венерина мухоловка является растением, а не животным. Характерная черта всех показанных организмов – хищничество.)

Конкурс 3. Решение задач

Ведущий. В этом конкурсе вам пригодятся умения устанавливать связи в живой природе, чему вы, несомненно, уже научились на уроках экологии, понадобятся также навыки исследователя.
Каждая команда получает одно задание. Карточки-задания помещены в конверты. команды тянут жребий, после чего вскрывают конверты и приступают к работе. Время на подготовку ответов – 3 мин. Зрители в этот момент принимают участие в викторине. После викторины ведущий поочередно зачитывает задание каждой команды и выслушивает ее ответ. Затем дается правильный ответ и демонстрируется соответствующий видеофрагмент. Если команда затрудняется ответить на вопрос, можно использовать приводимые подсказки, снижая при этом число баллов. Максимальная оценка – 10 баллов.

Содержание карточек-заданий

ХВОСТАТЫЙ СТОРОЖ

(Демонстрация фрагмента из фильма «Павианы – небезопасное соседство».) к настоящему времени сохранилось около 100 видов древних голосеменных растений – саговников. Энцефалартос – один из наиболее интересных видов, но ему грозит опасность. Семена этого растения – лакомая пища для слонов и обезьян бабуинов (обезьяны съедают и проростки). Ученые предложили неожиданный выход – размножить в этой местности львов. Объясните предложение.

(Львы будут регулировать численность обезьян.)

ВИДИТ ОКО, ДА ЗУБ НЕЙМЕТ

(Фрагмент из учебного видеофильма «Класс Насекомые».) комнатная муха имеет два больших сложных глаза и три простых, но, несмотря на обилие глаз, муха отчетливо видит лишь на расстоянии 40–70 см. А стрекоза видит дальше – на 1,5–2 м. Найдите причину различий в «дальнозоркости» и объясните ее.
Подсказка. Различия в дальнозоркости связаны с образом жизни.

(Стрекоза – хищник, она ловит насекомых на лету, ориентируясь при помощи органов зрения. Мухам же это необязательно, поскольку они питаются «неподвижной» пищей.)

«ДЕРЖИ РОТ ШИРЕ»

(Фрагмент фильма «Озеро мух».) Летними ночами летает множество комаров, мошкары. Это отличный корм для рыб в рыболовецком колхозе. Но как они окажутся в воде?
Подсказка. Мошкара сама летит в воду.

(Рыб подкармливают с помощью прожектора: луч света направляют в воду, мошкара, летя на свет, падает в воду. Рыбам остается только раскрывать рот.)

КАК СОГРЕТЬ ДЕТЕЙ

(Фрагмент видеофильма «С днем рождения, змея!».) Самка тигрового питона собирает 40–50 яиц в кучу и обвивается вокруг кладки, делая 3–4 кольца. Получается живой «кувшин», наполненный змеиными яйцами. Известно, что питоны – холоднокровные животные, т.е. температура тела у них не поднимается выше температуры окружающей среды. Питон может себя согреть, только заставив работать мышцы. Зная это, натуралисты прошлого столетия полагали, что мать просто охраняет будущее потомство. Но, измерив температуру тела между кольцами «сидящей» на яйцах самки, поняли, что она не только охраняет их, но и греет. Температура змеи, когда она переваривает пищу, может быть на 6–7 оС выше температуры воздуха. Однако для нормального развития яиц нужна температура 35 оС. Как быть?

(В огромном теле питона, больше чем наполовину состоящем из мышц, вырабатывается много тепла. Посетители зоопарка могут наблюдать, как змея, «сидя на яйцах», регулярно вздрагивает всем телом.)

Викторина со зрителями

Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл (жетон).

1. Что кормит волка? (Ноги.)

2. Какое животное может дышать тремя способами: легкими, кожей и ртом? (Лягушка.)

3. Что такое (выползок)? (Верхний слой змеиной кожи, который отслаивается при линьке.)

4. Названию какой птицы в древнерусском счете соответствовало число 10 млн? (Ворон.)

5. Какой зверь является самым крупным хищником на суше? (Белый медведь.)

6. Может ли белый медведь съесть пингвина? (Нет, в природе они не встречаются.)

7. Чем нельзя кормить соловья? (Баснями.)

8. Каких животных используют для лечения высокого кровяного давления, глазных болезней, закупорки вен? (Пиявки.)

9. В какой среде обитания живут самые быстрые животные? Назовите их. (Наземно-воздушная. Стриж, сокол, гепард.)

10. Птица эта не маленькая, а увидеть ее нелегко: сядет на землю или ветку – и исчезнет. Уж такая у нее окраска – рябенькая. Кто это? (Рябчик.)

11. Почему сидящая бабочка складывает крылья? (Способ маскировки – при этом она располагается по отношению к солнцу так, чтобы не отбрасывать тени.)

12. Жуки эти летают и весной, и летом. С каким весенним и летним месяцами связаны их названия? (Майский и июньский хрущи.)

13. Эта птица – настоящий акробат, только она может бегать по стволу дерева вверх и вниз. Кто это? (Поползень.)

14. А у этой птицы все не как у других – и клюв крест-накрест, и птенцов может выводить зимой. Что это за птица и почему она может выводить птенцов даже зимой? (Клест. Потому, что может и зимой прокормить птенцов семенами сосны, ели.)

15. Кого из насекомых можно назвать «тяжеловесом»? (Муравья.)

16. Есть такое выражение – «муравьиные коровы». Кто это и почему их так называют? (Тли. Муравьи кормятся сладкими выделениями тлей и «пасут» этих насекомых, охраняя их от врагов.)

17. Ваш возраст всегда можно узнать по свидетельству о рождении или паспорту. А что служит «паспортом» рыбе? (Чешуя. Подсчитав число колец на ней, можно определить возраст рыбы.)

18. Существует выражение: «Рожденный ползать летать не может». А так ли это? Подтвердите свою точку зрения. (Нет. Существуют летучая древесная змея (Южная Америка), ящерица летучий дракон (Юго-Восточная Азия).)

19. Кто «видит» ушами? (Летучая мышь.)

Конкурс 4. Узнай портрет

Ведущий. На съемках видеофильма о природе забыли подписать, какие животные сняты на видеокассетах, однако приложили их описания. Ваша задача узнать животное по его описанию, а затем мы сравним ваши ответы с видеопортретами.
Играют все команды одновременно. Описание животного зачитывается частями, после каждой части заслушиваются ответы команд. При этом если животное будет узнано после прочтения первой части его описания, присуждается 6 баллов, после второй – 4 балла, после третьей – 2 балла. После ответов команд демонстрируется видеофрагмент и называется правильный ответ.

ОПИСАНИЕ 1

1. Эти подвижные птицы радуют своим щебетанием жителей Великобритании, Франции, Германии и других государств. Нередки они и в нетропической Азии, Японии и Китае. И на северо-западе Африки вы услышите, как совсем «по-русски», мелодично переговариваются они среди ветвей пробкового дуба, фисташек и маслин. А на северо-западе Европы они гнездятся у самого Полярного круга. Жизнь их тесно связана с деревьями, поэтому у них цепкие лапки с длинными коготками. Тонкий, шиловидный клюв – прекрасное орудие для вылавливания насекомых и их личинок в коре.

2. Птицы эти – дуплогнездники, а значит, их излюбленное место для гнезда – дупло. Если лес небогат дуплистыми деревьями, устраиваются в брошенных беличьих и сорочьих гнездах, в расщелинах скал, в норах по обрывистым берегам и оврагам, под отслоившейся корой. В теплое лето успевают выкормить два выводка. В каждом выводке от 6 до 15 ненасытных желторотых малышей. За летний сезон такая семья съедает более 130 гусениц!

3. В конце лета эти птицы собираются в стайки. Осенью перебираются поближе к человеческому жилью. Зимой трудно отыскать зимующих насекомых и их личинки, поэтому они часто летают вместе с дятлами – авось и перепадет что-нибудь. В это время года кормушки для них – большое подспорье. Жирные подсолнечные семечки, хлебные крошки, а особенно сало (только несоленое) спасают многих из этих пернатых зимой.

(Большая синица.)

ОПИСАНИЕ 2

1. Это зверь. Ноги у него длинные, почти как у жирафа, и зубы схожи с жирафьими как две капли воды – стало быть, пища у него растительная. У него очень подвижная верхняя губа, но это не слон (как известно, хобот – это ни что иное, как верхняя губа сросшаяся с носом). Есть у него и «серьга» – кожный вырост, болтающийся на шее. А волосы на брюхе растут вперед – у других зверей такого не бывает.

2. Благодаря перепонке на задних конечностях он легко ходит по топкому болоту. Может переплыть реку, перепрыгнуть через двухметровый забор. Зверь этот лесной. Зимой дышит всемеро реже, чем летом, на бегу не взмокнет, из снега выйдет сухим – значит, обитатель северных лесов.

3. Аппетит у него завидный – за год переваривает до 7 т «даров леса» – 4 т древесных побегов, 1,5 т листвы, остальное – трава, кустарнички, грибы. Может есть хвою, хвощи, лютики, осиновую кору – самую горечь, но это ему, в отличие от домашнего скота, не вредит. А ядовитым мухомором лечится от глистов. Однако больше всего он любит иван-чай и грибы. Кроме человека, для него опасны волки, рыси, медведи, росомахи, от которых он отбивается рогами и копытами.

(Лось.)

ОПИСАНИЕ 3

1. Животное это небольшое – от 50 см до 1 м в длину. Живет в лесах и лесостепях, на зарастающих гарях и по берегам водоемов, на болотах и лугах – в общем, всюду, где влага, где можно укрыться от зноя и холода. Основная пища молодых животных – насекомые. Взрослые питаются главным образом грызунами, но и насекомыми тоже не пренебрегают. Людей боятся и избегают, никогда не нападают первыми, но, несмотря на это, люди их не любят и частенько убивают. Но там, где они уничтожены полностью, людей одолевает «мышиная напасть», так как эти животные регулируют численность грызунов.

2. Очень хорошо чувствуют приближение холодов. Зимуют в пустующих норах, ямах на глубине как минимум 2 м и часто собираются большими группами. Это позволяет им почти всегда дожить до весны.

3. Могут быть серого, бурого, зеленого цветов, но обязательно имеют волнистую или зигзагообразную линию, проходящую вдоль спины. Это единственная ядовитая змея, распространенная в европейской части России.

(Гадюка обыкновенная.)

Конкурс 5. Рекламная пауза

Ведущий. В любой телеигре должно быть место для рекламы. Поэтому следующий конкурс – «Рекламная пауза»!
Команды представляют домашнее задание: придумать самим рекламу чего-либо, используя в качестве «рекламного агента» животное и обосновав свой выбор.
В нашем случае ребята подготовили небольшие сценки-представления и даже, неожиданно для нас, самостоятельно изготовили костюмы и подобрали реквизит. Однако, учитывая, что не все дети могут быть настолько активными, предлагаем упрощенный вариант этого конкурса.
Команды должны перечислить животных, участвующих в телевизионной рекламе, и рассказать, о чем она. Побеждает команда, назвавшая большее количество животных и, соответственно, рекламных роликов. Можно принимать ответы команд по очереди, в этом случае команда, пропустившая свою очередь, выбывает из игры, а побеждает оставшаяся. То же самое с названиями фильмов о животных, популярных телепередач, песен и т.д. Максимальная оценка – 5 баллов.

Конкурс 6. Детский сад

Ведущий. Вы должны будете узнать родителей каждого из малышей, изображенных на экране, и «отвести» каждого из них к своей маме. Будьте внимательны, не ошибитесь! На стол перед участниками помещаются клетки с крысами, мышами, морскими свинками и хомячками – самыми распространенными обитателями живого уголка. Командам предлагается назвать животных, а после демонстрации видеофрагмента определить, в каком видеосюжете показаны детеныши каждого из представленных зверьков. Например: «Детеныши морской свинки были показаны в видеосюжете №3».
В качестве видеоматериала использовалась видеосъемка детенышей, предварительно выполненная в живом уголке.
Для усложнения задания можно включить дополнительные видеосюжеты детенышей животных, не представленных участникам. Высшая оценка – 3 балла.

Конкурс 7. Угадай, что будет

На столе перед командами клетка с мышами.

Ведущий. Говорят, страшнее кошки зверя нет. Проверим, какие из вас получились бы кошки, хорошо ли вам знакомы повадки мышей! Нужно выбрать один их предложенных вариантов ответа:
а) мышь не обратит внимания на бутылку и не полезет в нее;
б) мышь заберется в бутылку и вылезет из нее;
в) мышь пролезет в бутылку, но из нее не выйдет.
Каждая команда выбирает один из вариантов ответа, затем в клетку помещается молочная бутылка с приманкой (хлеб, смоченный растительным маслом) и 1,5–2 мин ведется наблюдение за поведением мышей. Выигрывает та команда, которой удалось угадать правильный ответ. Максимальная оценка – 3 балла.

(Наиболее вероятным является третий вариант ответа, так как он основан на поведенческих особенностях мышей.)

Возможен дополнительный вопрос: «Как эту особенность поведения мышей можно использовать для борьбы с ними»?

Конкурс 8. Ловкий охотник

К участию допускаются и команды, и зрители.

Ведущий. Каждому охотнику необходимы знание повадок его добычи, сила, ловкость, бесстрашие и, кроме того, охотничье снаряжение. Для ловли животных человек издавна использовал различные приспособления: сети, капканы, крючки, ловушки и т.п. Выбор охотничьей снасти определялся, конечное же, особенностями объекта охоты – его размерами, образом жизни, местом обитания. Так и у нас – огнестрельного оружия не будет, а вот совсем без снасти не обойтись. Расскажите, кого и как можно поймать при помощи садовой лейки.
На обсуждение вопроса – 1 мин, затем принимаются ответы. Максимальная оценка – 10 баллов.
(Этим животным является дождевой червь. Если хорошо полить землю в саду, черви вылезут на поверхность, так как они дышат атмосферным воздухом.)
В нашем случае правильный ответ не назвали, поэтому участникам было предложено (за определенную сумму баллов) «проверить свою смелость» и, не глядя, достать из коробочки (соответствующим образом оформленной) «опасное животное». Что и было проделано с большим энтузиазмом.

Музыкальная пауза

Подведение итогов конкурса, награждение команды-победительницы и зрителей, набравших наибольшее количество жетонов.

Литература

Акимушкин И.И. Мир животных: Млекопитающие, или звери. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 455 с.: ил.

Акимушкин И.И. Мир животных: Насекомые. Пауки. Домашние животные. 4-е изд. – М.: Мысль, 1995. – 462 с.: ил.

Акимушкин И.И. Мир животных: Птицы, рыбы, земноводные и пресмыкающиеся. 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мысль, 1998. – 462 с.: ил.

Кощеева С.Н. Игра «Что? Где? Когда?» //Педсовет, 1997, № 4, С. 15–16.

Мир животных /Ю.И. Смирнов. – СПб.: ИКФ «Мим – Экспресс», 1995. – 192 с.

Старикович С. Ленивый великан //В мире животных, 1998, № 8, с. 4–10.

Видеоматериалы

При подготовке игры использовались фрагменты фильмов:

  • «Как звери и птицы осень встречают» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

  • «Класс Насекомые» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

  • «Кто как в лесу живет» – учебный видеофильм, лицензионная видеозапись;

  • «Озеро мух» – фильм, запись с эфира;

  • «Павианы – небезопасное соседство» – фильм, передача «Диалоги о животных», запись с эфира;

  • «Птицы всех времен года, ч. 2 – В умеренном климате» – фильм, запись с эфира;

  • «С днем рождения, змея!» – видеофильм, лицензионная видеозапись;

  • «Таинственный, как змея» – фильм, запись с эфира;

  • «Фантазии дикой природы» – видеофильм, лицензионная видеозапись;

Кроме того, использовались материалы телепередачи «В мире животных» (запись с эфира), и видеосъемка.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru