КОПИЛКА ОПЫТА

Н.К. ЯНКОВСКИЙ

Дидактическая игра как средство развития творческой активности школьников

Эффективным средством развития творческих способностей учащихся на уроке биологии могут служить различные игровые ситуации. Играя, учащиеся ставят перед собой творческие задачи, в решении которых им помогут глубокие знания, разнообразные умения и навыки, выдумка, воображение, фантазия.
Знания, накопленные механически, мертвы, т.е. их нельзя использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности. Только опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление.
Само участие ребенка в каком-либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности. Игры могут побуждать учащихся к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления.
Существует несколько психологических принципов стимулирования творческого поведения учащихся во время игры. Необходима доброжелательная, творческая, непринужденная атмосфера в классе. Учителю следует подавать пример творческого подхода, воздерживаться от оценок и критики творческих начинаний, поощрять оригинальные замыслы и таким образом стремиться к созданию атмосферы «мозгового штурма». Задавая вопросы и направляя ход мыслей школьников, учитель контролирует их активность, способствует творческому решению возникающих проблем. Тем самым реализуется творческое партнерство учителя и учеников.
Игры, которые проводятся в процессе обучения, называются дидактическими.
Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности учащихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
2. Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр.

1. Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Примерами таких игр могут быть «Путешествия в медицину прошлого, настоящего и будущего», «Путешествия по следам новых открытий в области биологии», «Обсуждение проблемы «синапс». Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируются в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Примерами игр могут быть следующие инсценировки: «За обеденным столом», «Как правильно чистить зубы», «В поликлинике», «На приеме у окулиста», «Рекламодатель и потребитель».
4. Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Разрабатывая игры к разделу биологии «Человек и его здоровье», мы ставим следующие цели: дать представления о наиболее распространенных заболеваниях человека, ознакомить с профилактикой различных заболеваний, расширить и обобщить знания учащихся по анатомии, физиологии, валеологии и психологии, привить учащимся простейшие навыки гигиены и санитарии, научить их оказывать первую доврачебную помощь при заболеваниях и травмах.

Приведем несколько примеров дидактических игр.

Игра «Черный ящик» на уроке по теме «Головной мозг»

Эта игра развивает память и воображение учащихся. Ее можно использовать как при изучении нового материала, так и при обобщении темы.
В небольшую черную коробку помещают биологический объект, соответствующий заданной теме. Учитель (или учащийся) начинает описывать объект, который находится в коробке, а учащиеся пытаются отгадать (иногда с помощью наводящих вопросов учителю), что это за предмет.

Учитель. В ящике находится модель одного из образований головного мозга, состоящее из средней части и полушарий, имеющих кору. Образование расположено над продолговатым мозгом и связано со всеми отделами мозга, особенно со средним мозгом. Этот отдел мозга осуществляет координацию движений, рассчитывает усилия, необходимые для сопротивления силам инерции, затормаживает и устраняет лишние движения. У лиц, у которых повреждена эта часть мозга в результате травмы, движения затруднены. Они не могут донести ложку с супом до рта. Больные с травмой этого отдела мозга имеют походку пьяного человека.
Функционирование этого отдела мозга можно проверить с помощью пальценосовой пробы: закройте глаза, вытяните вперед правую руку, сжатую в кулак, а затем дотроньтесь указательным пальцем до кончика носа.
Что это за отдел мозга? Какие выводы можно сделать о его работе на основании пальценосовой пробы?

Учащийся. Я думаю, что изложенная информация относится к мозжечку. Если мозжечок функционирует нормально, движения точны и быстры, а если при проведении пальценосовой пробы вы промахнулись и не попали в цель, значит, в работе мозжечка имеются отклонения от нормы.

Игра «Поле чудес»

На доске на леске развешиваются флажки, сделанные из двух листов бумаги или картона и не проклеенные внутри. На обратной стороне флажков написаны буквы. Ведущий (учитель или учащийся) загадывает слово и, вывесив соответствующие флажки, поясняет его значение. Учащиеся должны отгадать это слово. Если ответ верный, флажки переворачивают обратной стороной к классу.

Примерные вопросы к игре.

1. Выдающийся физиолог. Проводил исследования по физиологии головного и спинного мозга. Создал учение о доминанте, основатель физиологии труда. (А.А. Ухтомский.)

Затем учащимся предлагается ответить на вопросы.

  • Что такое доминанта? (Временно господствующий в центральной нервной системе очаг возбуждения.)

  • На каком примере можно продемонстрировать доминанту? (Занятые каким-либо делом, мы часто не реагируем на то, что нас окружает.)

В ходе игры можно провести с учащимися опыт. Предложите им решить кроссворд, а сами отвлекайте их, произнося отдельные фразы. Учащиеся должны сделать вывод о том, что попытки отвлечь будут напрасны, так как доминантный очаг затормозил все другие очаги возбуждения.

2. Вид темперамента человека. Его характеристика: необузданный, возбудимый, энергичный, настойчивый, общительный. (Холерик.)

Далее можно провести беседу.

Учитель. Все вы читали повесть Н.В. Гоголя «Мертвые души». Вспомните героев этой повести.

Учащийся. Петрушка, Собакевич, Ноздрев, Чичиков.

Учитель. Как вы считаете, какой из этих героев имеет темперамент холерика?

Учащийся. Холерики – люди с сильной нервной системой, но с ослабленными процессами торможения. Они способны преодолевать большие трудности для достижения своих целей. Но когда у них что-то не получается, они впадают в ярость, отличаются несдержанностью, гневливостью. Мне кажется, что к этому типу темперамента можно отнести Ноздрева.

Учитель. Верно.

3. Избыток тканевой жидкости, перешедшей в сосуды, несущие ее в кровь. На пути движения она проходит через специальные узлы. (Лимфа.)

4. Совокупность сложных реакций организма, всегда возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения. (Сложный безусловный рефлекс.) Приведите примеры этих реакций. (Вскармливание детенышей, пищевой, оборонительный, половой инстинкты).

5. Поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения ферментативных процессов. (Витамины.)

Затем учащимся задается творческий вопрос: почему витаминами нельзя «запастись впрок»? (Витамины непрерывно расходуются, но не образуются, поэтому необходимо, чтобы они постоянно поступали в организм с пищей.)

6. Фактор, необходимый для поддержания здоровья. В отсутствие этого фактора человек может страдать от аллергии. Прежде чем отвечать, послушайте старинную восточную притчу о старике, который искал невесту для сына. Приехав в одно село, он обьявил, что меняет спелые сливы на... домашний сор и пыль. Удивившись, местные девушки начали приносить к его телеге мусор из дома. И только одна девушка пришла с пустыми руками, так как она не нашла в своем чистом доме ни одной пылинки. Как вы думаете, к кому прислали сватов?

Учащийся. Скромная девушка оказалась самой чистоплотной. На ней старик и женил своего сына. Чистота – залог здоровья. Чистота защищает людей от алергии на пыль.

Учитель. Какие меры способствуют профилактике этого заболевания?

Учащийся. Влажная уборка, проветривание помещений, как можно меньше ковров в комнатах – все это способствует уменьшению количества пыли и профилактике аллергии.

На примере игры «Поле чудес» мы видим, как вопросы викторины можно разнообразить, дополнить с помощью различных опытов, творческих задач, наблюдений, проблемных ситуаций. Увлеченные игрой, ученики, незаметно для себя, приобретают новые знания, развивают воображение, творческое мышление.

Игра-викторина «Развиваем память, мышление, внимание»

Вниманию учащихся предлагаются материалы со следующими заданиями: быстрее всех сосчитать все буквы, найти буквы, повторяющиеся несколько раз; найти 12 отличий в картинках; быстрее всех найти цифры от 1 до 20; быстрее всех решить ребусы; решить задачи на зрительные иллюзии и т.д.
После того как учащиеся самостоятельно выполнят задания, нужно сверить их ответы с правильными решениями. Затем подводятся итоги.
Можно также предложить учащимся самим придумать ребусы, просмотрев и выбрав слова из биологического словаря. Предварительно учащимся надо объяснить принципы составления ребусов.
Представляем вашему вниманию ребусы, составленные мной и моими учениками.

(Яичник.)

(Яичник.)

(Авитаминоз.)

(Авитаминоз.)

(Столбняк.)

(Столбняк.)

(Мембрана.)

(Мембрана.)

(Околосердечная сумка.)

(Околосердечная сумка.)

(Пищевод.)

(Пищевод.)

(Воля.)

(Воля.)

(Вкус.)

(Вкус.)

(Надгортанник.)

(Надгортанник.)

(Ядро.)

(Ядро.)

(Вдох.)

(Вдох.)

(Надкостница.)

(Надкостница.)

(Ключица)

(Ключица)

(Азот.)

(Азот.)

(Коронка.)

(Коронка.)

(Крестец.)

(Крестец.)

(Кровь.)

(Кровь.)

(Вена.)

(Вена.)

(Анатомия.)

(Анатомия.)

(Сетчатка.)

(Сетчатка.)

Игра «Плечо или надплечье»

Эта игра учит учащихся отличать бытовую речь от научной терминологии.
Учитель показывает ученикам рисунок с изображением папы и ребенка, сидящего у него на «плечах», и задает вопрос: «Где сидит ребенок?»

Учащийся. Ребенок сидит на «плечах» у папы.

Учитель. Подумайте, как называются кости, на которых сидит ребенок. (Если вопрос вызывает затруднения, учитель обращается к таблице. Учащиеся видят ключицы и лопатки, образующие скелет надплечий.) Положите руки на бедра. На что на самом деле опираются руки?

Учащиеся. На тазовые кости.

Игры «Составь кроссворд», «Реши кроссворд»

Кроссворды используются для запоминания терминов.
При желании учащиеся могут составить кроссворды на заданную тему дома. На следующем уроке их решают всем классом, по группам или индивидуально.
Ниже предлагаются несколько вариантов кроссвордов с ответами, составленные учащимися 9-го класса «Б» УВК «Детский сад–школа» № 345 г. Москвы и 8-го класса школы №188 г. Москвы.

Кроссворд «Дыхание»

Кроссворд «Дыхание»

По горизонтали:

2. Оболочка, покрывающая легкое. 4. Составляющая ткань легочной ткани. 8. Образование, защищающее дыхательные пути от попадания пищи. 9. Носовая полость.
10. Верхний слой слизистой оболочки, выстилающий дыхательные пути. 11. Тончайшая оболочка, выстилающая альвеолу.

По вертикали:

1. Мельчайший (конечный) бронх. 2. Воспаление легких. 3. Часть дыхательных путей, соединяющая гортань с бронхами. 4. Хроническое заболевание легких. 5. Тончайшие выросты клеток реснитчатого эпителия. 6. Железа, входящая в защитное глоточное кольцо. 7. Часть дыхательных путей, идущая за трахеей.

Ответы

По горизонтали: 2. Плевра. 4. Альвеола. 8. Надгортанник. 9. Синус. 10. Эпителий. 11. Сурфактант.

По вертикали: 1. Бронхиола. 2. Пневмония. 3. Трахея. 4. Астма. 5. Ворсинки. 6. Миндалина. 7. Бронхи.

Кроссворд «Пищеварение»

Кроссворд «Пищеварение»

По горизонтали:

3. Питательные вещества, содержащиеся в наибольшем количестве в масле. 5. Механическая и химическая обработка пищи. 7. Питательные вещества, содержащиеся в наибольшем количестве в яйце. 9. Отдел пищеварительного тракта, идущий за ротовой полостью. 10. Железа смешанной секреции. 13. Самый длинный отдел пищеварительного тракта. 14. Железы, выделяющие секрет, смачивающий пищу в ротовой полости.

По вертикали:

1. Отдел пищеварительного тракта, являющийся продолжением глотки. 2. Секрет, вырабатываемый печенью. 3. Отдел пищеварительной системы, в котором осуществляется расщепление белков. 4. Питательные вещества, содержащиеся в наибольшем количестве в сахаре.
6. Червеобразный отросток слепой кишки. 8. Самая большая железа нашего организма. 11. Мышечный орган, участвующий в актах глотания и жевания. 12. Вещества, расщепляющие жиры, белки и углеводы.

Ответы

По горизонтали: 3. Жиры. 5. Пищеварение. 7. Белки. 9. Глотка. 10. Поджелудочная. 13. Кишечник. 14. Слюнные.

По вертикали: 1. Пищевод. 2. Желчь. 3. Жиры. 4. Углеводы. 6. Аппендикс. 8. Печень. 11. Язык. 12. Ферменты.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru