И.В. ЯГОДОВСКАЯ, М.Е. ПАВЛОВА
Использование учебного гербария в
средней школе
Использовать гербарий в средней школе целесообразно
во всех курсах естествознания, начиная с младших классов начальной школы
и заканчивая курсами общей биологии в старших классах. Исключение не
должны составлять и такие курсы, как «Зоология», «Человек и его
здоровье» и «Обеспечение безопасности жизни», что мы и попытаемся
показать. Большую пользу представляет использование гербария в начальной
школе. Из-за многообразия имеющихся программ не стоит привязывать
рекомендации к какой-то конкретной, ведь творчески работающий учитель
сможет это сделать самостоятельно. На наш взгляд, было бы интересно
использование гербария не только в таких курсах, как «Естествознание» и
«Окружающий мир», но и в курсах «Народоведение», «Москвоведение», так
как эти курсы предполагают ознакомление детей не только с народом или
историей города, но и с природой соответствующего региона. Учителя,
преподающие «Москвоведение», часто испытывают необходимость в таких
знаниях, как, например, из чего строили дома во времена Ивана Грозного,
какие растения росли на территории Москвы, какие леса ее окружали, какие
дикорастущие растения использовали в пищу и т.д. Такие подробности
обогатят исторические сведения и помогут более полно охарактеризовать
историческую эпоху, традиции и нравы народов.
Использование гербария для общего знакомства с родной
природой в начальной школе
Для первоначального знакомства детей с растениями
родного края и развития наблюдательности нами был разработан гербарий
деревьев и кустарников, который должен использоваться вместе с
комплектом соответствующих иллюстраций (слайдов) и направлен на то,
чтобы ребята могли узнавать растения в разных состояниях: зимние веточки
деревьев и кустарников, ветви в момент распускания листьев, во время
цветения, плодоношения, осенью, когда меняется окраска листьев.
Цель работы с таким гербарием – научить детей
рассматривать известные им объекты. Ведь, многие из растений ребятам
знакомы, современный городской ребенок часто просто не замечает их.
Начинать нужно с демонстрирации слайдов, на которых
интересующие преподавателя растения (3–5 видов) находились бы в
естественном природном окружении. Учитель показывает ребятам
соответствующие слайды и просит назвать, например, дуб, березу, рябину,
вяз, калину и т.п. Если нет слайдов, можно использовать открытки,
репродукции картин. На этом этапе учитель должен убедиться, что все дети
узнают предлагаемые растения по их общему виду.
После этого школьникам предлагается игра под
названием «Узнай меня». Каждый ребенок получает по 5–6 гербарных листов
с зимними веточками разных растений, среди которых на 1–3 листах
представлены веточки тех растений, о которых шла речь на уроке. Это
задание должно быть индивидуализировано в зависимости от способностей и
возможностей ребенка, но важно, чтобы каждый ученик обязательно нашел
«свои» растения.
Затем ребятам предлагается обосновать свой выбор и
постараться вспомнить, какие листья у этих растений, как они цветут.
После этого предлагается следующий набор гербария
(строго индивидуально, в зависимости от способностей и возможностей
ребенка!), состоящий из веточек с листьями, цветущих веточек и веточек с
плодами. Дети должны подобрать к «своим» зимним веточкам гербарные листы
тех же растений в другие времена года.
Эта работа может проводиться в группах по 3–4
человека.
После того как запланированная часть гербария
разобрана по видам, учитель может предложить детям (каждому
индивидуально) нарисовать по памяти одно из растений в каком-либо его
состоянии. Ребенок должен постараться вспомнить как выглядели листья,
цветы, как располагались почки. В конце урока в качестве домашнего
задания предлагается найти истории, сказки, загадки, связанные с
изученными растениями.
Проведение такого, казалось бы, несложного урока,
требует от учителя серьезной предварительной подготовки по разбору
гербарного материала и анализу индивидуальных возможностей каждого
ученика. На это не стоит жалеть времени, так как в этом случае урок
получается очень интересным. Неплохие результаты дает проведенная перед
уроком экскурсия, на которой дети познакомятся с теми растениями,
которые потом будут демонстрироваться на уроке.
Следующий урок должен быть использован для
закрепления материала. Он начинается с групповой работы, во время
которой детям предлагается вспомнить по гербарным образцам названия
растений и рассказать подготовленные дома сказки, загадки об этих
растениях. О биологии растений, использовании их в хозяйстве и медицине,
должен рассказывать учитель.
Проведение серии подобных уроков позволит научить
школьников обращать внимание на растения, узнавать деревья и кустарники
родного края и наиболее заметные растения-интродуценты, которых в наших
городах становится все больше.
На заключительном уроке имеет смысл провести
контрольную экскурсию по окрестностям школы, на которой обратить
внимание детей на стволы древьев, их форму, цвет и структуру коры, т.е.
на те признаки, которые не могли быть продемонстрированы в классе.
Если нет возможности посвятить такой работе несколько
уроков целиком, имеет смысл уделить ей хотя бы часть времени,
предоставляя детям возможность (обязательно самим!) отыскивать среди
гербарных листов знакомые растения. Игра «Узнай меня» может занять при
соответствующей подготовке 10–15 мин – учитель выдает школьникам заранее
подобранные комплекты из 5–6 листов гербария, к которым скрепкой
прикреплены карточки с индивидуальным заданием найти образец того или
иного растения в соответствующем состоянии. Учащиеся очень кратко на
карточке должны пояснить, какими признаками они руководствуются при
выборе растений и прикрепить карточку к соответствующему гербарному
образцу.
Образец карточки
Фамилия, имя, класс _____________________________________
Найди цветущую березу
Признаки___________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
|
|