Школа-2000
С 13 по 16 апреля, в удивительно теплые и радостные
весенние дни, в выставочном центре «Сокольники» прошла Международная
выставка «Школа-2000».
Это было очень интересное и познавательное
мероприятие, где каждый мог найти для себя что-то полезное. Например,
практически всех учителей биологии привлек стенд ОАО «Медиус», где были
представлены самые разнообразные учебные пособия по анатомии и зоологии,
медицинские тренажеры и имитаторы и многое другое. Продукция,
предлагаемая фирмой, с успехом может быть использована и на уроках
биологии по курсам зоологии, анатомии и ОБЖ. Производимые фирмой
многофункциональные фантомы-тренажеры первой медицинской помощи призваны
помочь учителям не только наглядно показать весь комплекс мероприятий по
неотложной помощи (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание и
т.д.), но и позволят каждому учащемуся закрепить эти знания на практике,
осуществив все процедуры на тренажере.
Весьма интересными (хотя и дорогими) оказались
биочемоданчики для мобильной биологической лаборатории, представленные
Институтом новых технологий образования. Эта же фирма представляла
большой ассортимент образовательных программных продуктов для MS DOS
Windows, в том числе различные компьютерные программы по биологии, а
также компьютерные атласы по анатомии и различные биологические
энциклопедии.
Но самым значительным событием на выставке для
учителей биологии и экологии явилась конференция «Биология в современной
школе», которая проходила под руководством главного редактора приложения
«Биология» Ивановой Н.Г. 14 апреля с 12.30 до 14.00 в аудитории
«Школьный класс».
Судя по отзывам присутствующих на конференции
сотрудников редакции, приглашенных учителей и выступающих, она явилась
как бы итогом в области преподавания экологии как в общеобразовательной
школе, так и в организациях дополнительного образования за прошедший
учебный год и в преддверии наступающего лета.
Преподавание не так давно введенного в школьную
программу курса «Экология» до сих пор вызывает массу вопросов у
учителей-биологов, которые в большинстве школ ведут этот предмет.
Состоявшийся на конференции разговор об опыте работы в этом направлении
в школах Юго-Западного (методист С.В. Ярцева) и Северо-Восточного
округов г. Москвы показал, что этот предмет может и должен стать не
сухим и скучным препровождением времени, а разбудить в учениках чувство
ответственности за весь окружающий мир, и, главное, показать, что они
сами и прямо сейчас могут принять участие в сохранении природы. И
выполненные учащимися школы № 1071 г. Москвы (учитель О.М. Иванова) и
школы № 969 (Мамедова С.В.) экологические проекты прекрасно подтвердили
это. Следует отметить также, что совсем недавно завершился московский
городской конкурс экологических проектов «Наш дом – планета Земля», на
котором было представлено 39 школьных экологических проектов, каждый из
которых представлял самостоятельный интерес и заслуживал пристального
внимания (подробнее о результатах этого конкурса вы прочтете в № 20
нашей газеты). И редакция приложения «Биология» была награждена золотой
медалью за помощь в организации этого конкурса.
Очень много полезного по методике организации
практических работ по экологии узнали слушатели из выступления Т.К.
Мироненко (школа № 1137); об уроках, где решается конкретная проектная
задача, например по строительству завода серной кислоты, с экологической
оценкой проекта и привязкой его к определенной местности; о соединении
экологического образования с эстетическим воспитанием (Н.Л. Постникова,
школа № 214).
Важным моментом преподавания биологии и экологии
является замечательная возможность не прерывать процесс познания на
период летних каникул, а использовать его для исследовательских полевых
работ. О практике проведения федеральных заочных экологических и полевых
школ рассказала Н.В. Бурнашева. Все желающие смогли получить
практические рекомендации по обучению школьников исследовательской
работе и ее проведению в летнее время.
Наша конференция и проходила, и завершилась весьма
нетрадиционно. А.А. Медведева, преподаватель генетики, поздравила всех
учителей с замечательной биологической датой – 100-летием генетики. Алла
Александровна не просто поздравила, она еще и предложила учителям
несколько совершенно необычных и очень интересных вступлений к уроку,
посвященному этой дате.
Все с сожалением расходились по окончании конференции
и просили в газете кроме конкурса учительских работ организовать
публикацию лучших исследовательских работ и проектов учеников.
Фото М. Кабанова
|