Е.Е. ВИНОКУРОВА
Методика и анализ решения задач с межпредметным
содержанием по биологии, химии и физике
Решение задач как один из приемов обучения,
применяемых в преподавании школьных предметов, способствует более
глубокому и полному усвоению учебного материала, формированию умения
применять приобретенные знания на практике. При этом задачи, для решения
которых требуются знания по ряду смежных дисциплин, играют особую роль –
для их решения необходимо обобщение знаний, полученных при изучении
различных предметов, которое позволяет выявлять глубокие взаимосвязи
между предметами и явлениями окружающего мира.
Самым распространенным недостатком при решении задач
учащимися является стремление сразу начать решение, не осмыслив
содержания задачи. Нередко рассуждения учащихся нелогичны, а объяснения
решений не соответствуют или противоречат элементарным правилам физики и
математики. Из других недостатков следует отметить ошибки в размерностях
величин, нерациональные и недостаточно точные вычисления.
Использование общих подходов при решении задач по
смежным дисциплинам способствует установлению единства требований в
учебных предметах политехнического цикла (математике, физике, химии). В
этой связи очень интересна работа американского математика Д.Пойа «Как
решать задачу», в которой автор предлагает выделять четыре основных
этапа решения любой задачи (мы приводим их с некоторыми изменениями и
дополнениями).
1. Запись условия и анализ задачи
-
Как оформить запись условия задачи, применяя
сокращенные обозначения?
-
Какие преобразования необходимо сделать?
-
Что требуется найти?
-
Какие предварительные действия необходимо
выполнить?
-
Вспомните, решали ли вы подобную задачу раньше?
2. Составление плана решения
-
Какова связь между данными и искомыми величинами?
-
Какова сущность явлений, лежащих в основе задачи?
-
Какова последовательность действий при нахождении
искомого (путь решения задачи)?
3. Выполнение и запись решения задачи
-
Выберите рациональный способ решения задачи. Если
возможно, примените математическую формулу, вычисления в уме.
-
Запишите необходимые уравнения (или формулы).
-
Подставьте в уравнения численные данные.
-
Решение проводите с записью вопросов. Выполняйте
каждое действие четко и аккуратно.
4. Анализ результатов
Очень важным дидактическим требованием является
подбор варианта оформления задач.
Предлагаемые задания составлены автором или
заимствованы из различных пособий и частично переработаны.
Задача №1. Масса тела среднего человека равна 60 кг.
Масса крови в среднем составляет 8% от массы тела человека; плотность
крови r=1,050 г/см3,
содержание гемоглобина (Hb) в ней – 14 г на 100 мл; 1 г гемоглобина
связывает примерно 1,34 мг кислорода. Сколько кислорода может перенести
кровь за один кругооборот?
Анализ задачи. Цель задачи – иллюстрация роли
гемоглобина в обеспечении газообмена в организме человека. Если считать,
что вся кровь пройдет через легкие и насытится кислородом, то для ответа
на вопрос задачи сначала надо рассчитать количество гемоглобина,
содержащегося в крови человека массой 60 кг, а затем – сколько кислорода
может связаться с этим количеством гемоглобина.
Дано:
m тела = 60 кг
кол-во крови = 8%
C(Hb) = 14 г на 100 мл крови
r
крови = 1,050 г/см3
C(О2)
= 1,34 мг на 1 г гемоглобина
m(О2)
– ?
1 мл = 1см3
Решение
1. Сколько крови содержится в организме среднего
человека массой 60 кг?
m крови = 60(кг) · 0,08 = 4,8 кг = 4800 г
2. Каков объем крови? v = m :
r
V крови = 4800(г):1,05(г/см3)
= 4571 см3
= 4571 мл
3. Сколько гемоглобина содержится в 4571 мл крови?
100 мл – 14 г
4571 мл – х г
х = 4571(мл)·14(г):100(мл) = 639,94 г
4. Какое количество кислорода может перенести кровь
за один кругооборот?
m(О2)
= 639,94(г)·1,34(мг/г) = 857,5 мг = 0,857 г.
Задача № 2. Жизненная емкость легких человека
составляет 3500 см3.
Определите объем и массу кислорода и углекислого газа
в воздухе, который пройдет через легкие человека за 1 ч, если он делает
16–20 вдохов в минуту. Содержание кислорода в воздухе 21% (об.), а
диоксида углерода – 0,03% (об.).
Анализ задачи. Цель задачи – выяснение роли
кислорода и углекислого газа (диоксида углерода) при газообмене в легких
и тканях. При решении задачи следует обратить внимание на качественный и
количественный состав воздуха, его биологическое и промышленное
значение, на причины загрязнения воздуха и меры борьбы с ними.
Приведенный расчет позволяет оценить потребность организма человека в
кислороде воздуха. Для оценок можно взять минимальную частоту дыхания.
Дано:
V легких = 3500 см3
t = 1 час
f дыхания = 16 мин–1
С(О2)
=21% (об.)
С(СО2)=
0,03% (об.)
число Авогадро = 22,4 л/моль
мол.масса О2
= 32 г/моль
мол.масса СО2
= 44 г/моль
V(CО2)– ?
V(О2)
– ?
m(О2)
– ?
m(СО2)
– ?
Решение
1. Каков объем воздуха, вдыхаемого человеком за 1 ч?
V воздуха = 3500(см3)·16(мин–1)
· 60 (мин) = 3360000 см3
= 3360 л
2. Сколько кислорода содержится во вдыхаемом воздухе?
V(О2)
= 3360(л) · 0,21=705,6 л
m(О2)
= 705,6(л) · 32(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1008 г
3. Сколько углекислого газа содержится во вдыхаемом
воздухе?
V(СО2)
= 3360(л) · 0,0003 = 1,008 л
m(СО2)
= 1,008(л) · 44(г/моль) : 22,4 (л/моль) = 1,98 г
Задача №3. Масса белка в организме человека
составляет 17% от массы тела, а азота в белке содержится 16%(мас.).
Определите, сколько азота в составе белка содержится в организме
человека массой 70 кг.
Анализ задачи. Цель задачи – выяснение
химического состава и биологической роли белков. Необходимо вспомнить, в
состав каких органических соединений еще входит азот, каково его
распространение в природе.
Дано:
m тела = 70 кг
кол-во белка = 17%
кол-во N2
в белке = 16%
m (N2)– ?
Решение
1. Какова масса белка в организме?
m белка = 70(кг) · 0,17 = 11,9 кг
2. Сколько белкового азота содержится в организме
человека?
m(N2)
= 11,9(кг) · 0,16 = 1,90 кг
Задача №4. В 100 г плазмы крови содержится 350 мг
хлора (в виде ионов). Масса плазмы составляет 55% от массы крови.
Сколько хлора входит в состав крови человека массой 70 кг?
Анализ решения. При решении задачи следует
обратить внимание на роль отдельных элементов в жизнедеятельности
организма, напомнить о физиологическом действии на организм
молекулярного хлора и ионов хлора, отметить роль поваренной соли
(хлорида натрия) в питании, которая является источником ионов хлора,
необходимых для образования соляной кислоты – компонента желудочного
сока.
Дано:
m тела = 70 кг
кол-во крови = 8%
кол-во плазмы = 55% от m крови
С(Cl–)
= 350 мг/100 г плазмы
m(Cl–)
– ?
Решение
1. Какова масса крови в теле человека?
m (крови) = 70(кг) · 0,08 = 5,6 кг
2. Какова масса плазмы в теле человека?
m (плазмы) = 5,6(кг) · 0,55 = 3,08 кг = 3080 г
3. Сколько хлора содержится в плазме крови человека?
100 г – 350 мг
3080 г – m(Cl–)
m(Cl–)
= 3080(г)·350(мг)/100(г) = 10780 мг = 10,78 г
|