КОПИЛКА ОПЫТА

Е.В. ПЕЧЕНЮК,
ст. научн. сотр. Хоперского
государственного природного заповедника

«Болотная школа» для учителей

В апреле 2000 г. в Центрально-Лесном государственном биосферном заповеднике прошел семинар «Разнообразие болотных экосистем европейской части России и Западной Сибири, современное состояние и некоторые аспекты охраны», организованный участниками программы Peatland Biodiversity Programme при грантовой поддержке фонда Darwin Initiative (Великобритания).

В странах Европы, где большинство болот давно осушено и безвозвратно утеряно, внимание к оставшимся болотным участкам очень велико. Значительные средства идут на изучение биосферной роли болот, разнообразия видов и сообществ животных и растений, населяющих эти своеобразные природные комплексы, на разработку и апробирование методов восстановления болот. Между тем любые природоохранные мероприятия при всей их значительной теоретической разработанности будут малоэффективны в условиях недостаточной экологической грамотности населения.

Ведь как мы, обычные городские и сельские жители, относимся к болотам? С опаской: там зыбко, грязно, можно провалиться, и тебя засосет страшная трясина. Болота, думает большинство, это сырость, комары и мошки. Некоторые вспоминают – там клюква. Те, кто как-то связан с природоведением и биологией, может сказать, что болота питают водой реки и смягчают климат. Но в целом отношение к болотам отрицательное («осушить!») или, в лучшем случае потребительское, как у сборщиков клюквы.

Нужно коренным образом изменить отношение людей к болотам, этому совершенно необходимому для функционирования биосферы природному компоненту. Болота – незаменимые, специфические условия обитания растений и животных, это источник информации о природных условиях прошедших эпох и, нередко, жизни человека в древности; наконец, болота – это просто прекрасно!

Поэтому в задачи организаторов семинара входило не только собрать инициативных людей и обсудить данные проблемы, но и подготовить краткий курс болотоведения. Для этого были приглашены ведущие специалисты в области болотоведения из разных регионов России.

В работе школы приняли участие 42 человека: сотрудников российских представительств Всемирного фонда дикой природы (WWF), Wetlands International; Ботанического института им. В.Л. Комарова, институтов лесоведения, Экологии Волжского бассейна Российской Академии наук; Санкт-Петербургской лесотехнической академии; Московского, Воронежского, Калининградского, Мордовского университетов; Педагогического института г. Тулы, Тверского института торфа; Керженского, Центрально-Лесного и Хоперского заповедников; газеты «Биология»; методисты и учителя биологии и экологии; студенты и школьники.

Семинар начался с докладов. В.П. Денисенков (зав. кафедрой ботаники Санкт-Петербургского университета) рассказал о разнообразии болотных экосистем различных природных зон европейской части России, особенностях их растительного покрова. Доклад профессора Воронежского университета К.Ф. Хмелёва был посвящен факторам образования болот, стадиям их развития и особенностям болот лесостепной зоны. Доктор географических наук О.Л. Лисс из Московского университета показала слайды о болотах Сибири и фильм о работе московских и финских болотоведов на полевом семинаре. Научный сотрудник Ботанического института РАН Е.О. Кузьмина рассказала о видах сфагновых мхов – основных доминантах растительности верховых болот. Из доклада геолога В.В. Панова слушатели узнали о способах выработки болот, их реставрации и использовании торфа. Доктор биологических наук А.А. Сирин познакомил с биосферными функциями бореальных болот и использованием болот в лесном хозяйстве, движением воды в болотах и накоплением в них углерода в виде торфа. В докладе опытного болотоведа, координатора проектов WWF Т.Ю. Минаевой подробно рассматривалось состояние охраны болот в различных регионах России. О международных школах для специалистов по болотам, проводимых в Шотландии, говорила О.Галанина.

Особое внимание в программе семинара было уделено экскурсиям. Одна из них проходила по экологической тропе, проложенной по верховому болоту «Старосельский мох». По узким, скользким, зачастую покрытым водой доскам участники совещания шли по болоту, слушая рассказ об истории формирования этого болотного массива, о растущих на болоте видах растений. Казалось бы, что можно увидеть на болоте, когда только что сошел снежный покров? Но ярко зеленели, желтели, розовели, а то и вспыхивали пурпуром разные виды сфагновых мхов, изредка среди бурых листочков просвечивала рубиновая капелька прошлогодней клюквы, под дуновением ветерка тусклым серебром мелькала «подкладка» узких темно-зеленых листьев подбела, уже цвела хамедафна – мирт болотный. В центральной части болотного массива располагалась автоматическая станция для наблюдения за влажностью, температурой, химическим составом воздуха. Многим было интересно впервые увидеть, как берутся для различных анализов пробы торфа, как измеряется глубина болотного массива с помощью специального зондировочного бура. Около низкорослого соснового леса, спускающегося с гривки в болото, прослушали увлекательную лекцию Е.Волковой из Тульского педагогического университета о различных формах сосны обыкновенной, произрастающей на моховых болотах средней и южной тайги. Мы привыкли к солнечным сосновым борам, где оранжевые, смолистые стволы возносят пышную крону, кажется, к самому небу. А тут, на верховом болоте, росли скрюченные карлики с близко расположенными друг к другу мутовками коротких ветвей, с мелкой хвоей и редкими маленькими шишками.

Перейдя болото, мы вошли в елово-березовый лес, где в тени еще лежали небольшие сугробы снега, а на припёке ярко-лиловыми цветками сияла печеночница, белыми звёздами светилась ветреница дубравная, ярко розовел ядовитый кустарник волчье лыко. Узкая, как ручей, лесная речка Межа разлилась перед нами так широко, как не ожидали даже ведущие экскурсию работники заповедника. Форсировать речку пришлось вброд, набрав в сапоги ледяной апрельской водички. Пересекли еще одну гривку с ельником, и тут уж разлив Межи, сделав петлю по лесу, раскинулся перед нами необозримым водным зеркалом. Но не возвращаться же назад, и смело – уже все равно мокрые – шагнули мы в ледяную воду, стараясь подать руку соседу, предупреждая о валежинах и ямах под ногами, шутками стремясь как-то поддержать друг друга. Больше полукилометра пришлось преодолеть, пока не выбрались на твердую землю. Короткий рассказ о затопленных черноольховых болотах, и мы идем дальше. Но и тут не легче! Огромный непроходимый ветровал из упавших друг на друга стволов ели и осины встал перед нами. Заповедная тайга во всей ее мрачной красоте и нетронутости! Но преодолевших такую водную преграду завалом не остановить! Бодро переговариваясь, то наклоняясь под нависшими стволами, то влезая наверх и проходя по ним как по мостикам, пробирались учителя, студенты, научные сотрудники по переплетению стволов. Восторженно оглянулся на меня: «Вот это да!» – самый младший участник совещания – Ваня Стародубцев из 7-го класса московской школы № 827. Но вот и завал остался позади, и пройдя еще по лесной тропе, мы вышли к центральной усадьбе заповедника.

По данным анкетирования участников семинара, все из них довольны его работой, получили огромное количество полезной информации и хотели бы участвовать в подобном мероприятии неоднократно. На вопрос анкеты: «Хотелось бы вам участвовать в следующем подобном семинаре?» только один из участников ответил уклончиво: «Не знаю», все остальные – от короткого: «Да», до многословного, но точно выразившего чувства большинства: «Да, с удовольствием. Очень надеюсь, что подобные семинары будут проводиться еще в течение многих лет!».

В заключение мы хотим выразить огромную благодарность сотрудникам заповедника, которые очень внимательно и заботливо отнеслись ко всем проблемам организации семинара, его участникам и всем болотоведам, уделившим школе часть своего драгоценного времени.

Одним из пунктов программы семинара было обсуждение проблемы экологического образования. Представителям трех «профессиональных групп» – учащимся (школьникам и студентам), преподавателям биологии, научным сотрудникам – было задано несколько одинаковых вопросов. Целью их последующего обсуждения была попытка сообща найти реальные пути решения поднятых проблем.

Вопрос первый: каковы причины сложившейся ситуации?

Школьники и студенты

  • Недостаток экологического образования у преподавателей и родителей.

Это неудивительно: во многих педагогических вузах основное время студентов – будущих преподавателей биологии – занято лекциями по педагогике и методам преподавания. По словам самих преподавателей и студентов одного из педагогических университетов, «биология у нас – это расширенный школьный учебник».

  • Недостаточная разработка экологических программ и слабое их внедрение.

  • Сильная урбанизация населения.

  • Ребята имели в виду, что дети городов, особенно крупных, зачастую совсем не выезжают на природу, а если и выезжают, то лишь на дачу, курорт или шашлыки.

  • Недостаток внимания со стороны СМИ.

  • Действительно, экологическое просвещение развито у нас настолько слабо, что о нем ничего не слышало большинство школьников даже московских школ.

  • Малое количество практических занятий в учебных планах и недостаточное внимание учителей к ним.

Интерес проявляется, когда предмет разговора можно пощупать руками или узнать о его свойствах экспериментально. Недостаток практических занятий на уроках биологии восполнить невозможно. Дорогие преподаватели! Потратьте время на подготовку таких занятий. Это могут быть как лабораторные занятия, так и полевые экскурсии. Вы не пожалеете! Это резко поднимет интерес школьников к вашему предмету.

  • Неправильная концепция экологии.

Этот разговор начал ученик 11-го класса лицея № 2 г. Москвы. Зачастую даже от преподавателей биологии можно слышать фразу «плохая экология в городе». Но ведь экология – не состояние окружающей среды, химический состав воздуха или воды. Экология – наука о взаимосвязях процессов в биосфере. «Экологичность» образования, на мой взгляд, – это способность научить детей понимать, какое место занимает человек как живой организм и экологический фактор в биосфере. Как нужно жить, чтобы биосфера с человеком внутри нее была гармоничной реальностью.

Преподаватели

  • Отсутствие четких, научно-обоснованных учебных программ.

  • Учителя вынуждены работать в рамках школьной программы, однако в ходе дискуссии по этому вопросу было высказано мнение: «если программа нечеткая и вы это видите, наверняка в пределах вашей школы возможно если не изменить ее, то доработать».

  • Неверная позиция «привязки» экологии к биологическим наукам.

  • Конечно, экологичным должно быть преподавание любого предмета. Однако биологии в первую очередь! Так что, дорогие преподаватели, не снимайте с себя ответственности!

  • Отсутствие преемственности в экологическом образовании между дошкольным воспитанием, начальной и старшей школой.

  • Недостаточное количество практических занятий в природе (хотя, казалось бы, уж что, как не это, зависит от самих преподавателей!).

Научные сотрудники

  • Экономический и политический кризис государства.

  • Отсутствие четко выраженных ценностей.

  • Низкий уровень образования в целом.

  • Несоответствие между словом и делом.

  • Традиции воспитания, берущие начало в религии («человек – венец природы»).

Мнения научных сотрудников разделились, и все остальные участники долго томились, ожидая их ответа. А в итоге виден скорее философский, чем практический подход к проблеме.
К сожалению, среди научных сотрудников, для которых их работа – скорее образ жизни, распространен такой философский подход к жизни, пассивность в вопросах проблем общества. Но ведь именно они обладают той информацией, которая так необходима учителям, школьникам, студентам, просто людям! Так кому, как не биологам, поддерживать традиции «биологического» воспитания?

Вопрос второй: каковы пути решения проблемы?

Школьники и студенты

  • Повышение экологической грамотности учителей (на базе различных природоохранных структур).

Здесь существует старая проблема – деньги. Есть два варианта решения: участники платят взносы (для нашей школы взнос, не считая оплаты дороги, составил бы около 600 руб. за три дня на одного человека) или организаторы находят их сами. Это реально, но требует времени и терпения.

  • Разработка экологических программ и их внедрение.

  • Увеличение количества практических занятий (как урочных, так и внеурочных).

  • Повышение престижности профессии учителя (эколога).

  • Преподаватели

  • Энтузиазм в любой сфере должен быть подпитан средствами, тогда проблемы будут иметь решения.

  • Одним из путей решения проблемы финансирования является участие в конкурсах проектов на гранты различных организаций и фондов. Конечно, написать проект, продумать четкие задачи, составить план действий и смету, организовать слаженную работу коллектива – дело нелегкое. Но игра стоит свеч. Необходимую информация можно узнать из газеты «Поиск», изданий Центра охраны дикой природы (ЦОДик), WWF, Wetlands International, получить, воспользовашись электронными адресами и телефонами сотрудников этих организаций...

  • Школа не должна являться главным воспитательным учреждением. Общество должно частично снять с нее этот груз. Тогда у нее будут силы и для экологического образования.

Мне, однако, кажется, что нам, преподавателям, бесполезно ждать, что «общество» снимет с нас этот груз. Ведь это «общество» состоит из нас с вами!

Научные сотрудники

  • Увеличение эфирного времени для экологической информации по центральному и местному телевидению.

  • Создание механизмов исполнительной власти по реализации концепции устойчивого развития.

Вопрос третий: что мы (я) можем сделать?

Школьники и студенты

  • Личный пример.

  • Учет интересов школьников.

  • Собственная активность и заинтересованность.

  • Организация мини-акций.

  • Повышение уровня собственной образованности.

  • Упорство, целеустремленность.

Преподаватели

  • Продолжать работать в том же направлении («вода камень точит»).

  • Ждать разумной государственной политики в области образования.

Научные сотрудники

  • Жить, работать, не замыкаться на себе, приглашать и заинтересовывать своей работой школьников, студентов, аспирантов.

В заключение хотелось бы остановиться на нескольких моментах. Как вы, наверное, заметили, наиболее конструктивными были предложения школьников и студентов. Тут есть над чем задуматься. Взрослые часто ссылаются на сложившиеся традиции воспитания и менталитет или на неверную политику государства. Давайте перестанем тешить себя мыслью, что скоро все изменится к лучшему, что когда-нибудь там, наверху, поймут необходимость качественного образования и будут выделять значительные средства, что кто-то поможет в чем-то. У вас многое есть: желание работать, интерес к предмету, любовь к ученикам. Будьте активны! Не бойтесь казаться нелепыми в глазах специалистов, задавая «глупые» вопросы. Гораздо хуже, если на эти «глупые вопросы», которые задаст вам ученик, не ответите вы. Со своей стороны могу предложить провести несколько уроков и (или) экскурсий по ботанике и растительным сообществам, в частности болотным, со слайдами, фотографиями, живыми «экспонатами». Адрес и телефон в редакции.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru