В.В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ,
Р.К. КОБЛОВА,
школа-гимназия No 25, г. Иркутск
Технологическая карта-прогноз как
основа планирования
инновационно-образовательного процесса
Наша школа является
инновационно-образовательным учреждением. Уже
несколько лет мы работаем над составлением
технологических карт-прогнозов. Разработанные
нами карты состоят из двух частей. Первая –
«государственный стандарт. Программа минимум»
(приложение 1). Эта часть заполняется учеником в
течение года и представляет фундамент,
содержащий достаточный объем знаний по предмету.
Вторая часть карты-прогноза
(приложение 2) – личностно-ориентированная,
позволяющая ученику вместе с учителем на основе
стандарта планировать дальнейшее углубление
знаний согласно его природным задаткам,
наклонностям, способностям и устремлениям. Такое
образование лежит в основе гуманизации нашего
инновационного процесса, поэтому во вторую часть
карты-прогноза мы ввели на основе стандартной
программы следующие разделы.
1. Экологическое образование как
основа.
2. Углубление и расширение курса в соответствии с
интересами и возможностями учащихся, а также
факультативные курсы (спецкурсы) по разделам
биологии.
3. Межпредметное интегрирование.
4. Введение раздела «Воспитание здорового образа
жизни», которое объединяет физическое и
нравственное совершенство и включает разделы
ОБЖ, представления об охране и эстетическом
значении природы.
Завершается карта-прогноз
результатами обучения, в основе которых лежит
разноуровневый тестовый контроль по В.П.
Беспалько, И.Я. Корнеевой, В.Ф. Паламарчук.
I. Репродуктивный уровень – ученик
должен знать стандарт.
II. Конструктивный уровень – ученик
должен знать углубленный курс, интегрирование.
III. Творческий уровень – ученик должен
преобразовывать знания и переносить их в
неизвестные условия: доклады, рефераты, элементы
исследовательской работы (консультирование,
оппонирование, занятия научной деятельностью).
Таким образом, технологическая
карта-прогноз:
1) формирует целостность, системность,
логическую законченность темы курса;
2) помогает учащимся определить значение и место
урока в каждой теме;
3) устанавливает логическую связь между уроками и
предметами;
4) прогнозирует и активизирует учебную
деятельность;
5) развивает познавательный и творческий интерес
учащегося;
6) формирует учебные умения: выделять главное,
существенное, устанавливать
причинно-следственные связи, сравнивать, делать
выводы.
Приложение 1
Технологическая карта-прогноз по
разделу «Животные. Тип хордовые» (8-й класс, 37 ч). (1-я
часть) Государственный стандарт.
Программа-минимум
Приложение 2
Технологическая карта-прогноз по
разделу «Животные. Тип хордовые» (8-й класс, 37 ч.) (2-я
часть) Личностно ориентированное образование
|