КОПИЛКА ОПЫТА

В.В. БЕЗДЕНЕЖНЫХ,
Р.К. КОБЛОВА,
школа-гимназия No 25, г. Иркутск

Технологическая карта-прогноз как основа планирования инновационно-образовательного процесса

Наша школа является инновационно-образовательным учреждением. Уже несколько лет мы работаем над составлением технологических карт-прогнозов. Разработанные нами карты состоят из двух частей. Первая – «государственный стандарт. Программа минимум» (приложение 1). Эта часть заполняется учеником в течение года и представляет фундамент, содержащий достаточный объем знаний по предмету.

Вторая часть карты-прогноза (приложение 2) – личностно-ориентированная, позволяющая ученику вместе с учителем на основе стандарта планировать дальнейшее углубление знаний согласно его природным задаткам, наклонностям, способностям и устремлениям. Такое образование лежит в основе гуманизации нашего инновационного процесса, поэтому во вторую часть карты-прогноза мы ввели на основе стандартной программы следующие разделы.

1. Экологическое образование как основа.
2. Углубление и расширение курса в соответствии с интересами и возможностями учащихся, а также факультативные курсы (спецкурсы) по разделам биологии.
3. Межпредметное интегрирование.
4. Введение раздела «Воспитание здорового образа жизни», которое объединяет физическое и нравственное совершенство и включает разделы ОБЖ, представления об охране и эстетическом значении природы.

Завершается карта-прогноз результатами обучения, в основе которых лежит разноуровневый тестовый контроль по В.П. Беспалько, И.Я. Корнеевой, В.Ф. Паламарчук.

I. Репродуктивный уровень – ученик должен знать стандарт.

II. Конструктивный уровень – ученик должен знать углубленный курс, интегрирование.

III. Творческий уровень – ученик должен преобразовывать знания и переносить их в неизвестные условия: доклады, рефераты, элементы исследовательской работы (консультирование, оппонирование, занятия научной деятельностью).

Таким образом, технологическая карта-прогноз:

1) формирует целостность, системность, логическую законченность темы курса;
2) помогает учащимся определить значение и место урока в каждой теме;
3) устанавливает логическую связь между уроками и предметами;
4) прогнозирует и активизирует учебную деятельность;
5) развивает познавательный и творческий интерес учащегося;
6) формирует учебные умения: выделять главное, существенное, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, делать выводы.

Приложение 1

Технологическая карта-прогноз по разделу «Животные. Тип хордовые» (8-й класс, 37 ч). (1-я часть) Государственный стандарт. Программа-минимум

Приложение 2

Технологическая карта-прогноз по разделу «Животные. Тип хордовые» (8-й класс, 37 ч.) (2-я часть) Личностно ориентированное образование

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru