В.И. МЕЛЕШКО
Рисуйте правильно
Я всегда возмущался: от учителя порой
требуют того, чему его не учили в институте.
Например, говорят, что он должен владеть своим
голосом, уметь красиво и правильно излагать свои
мысли. Но при всем при этом в педвузах до сих пор
даже и не собираются вводить предмет «Ораторское
искусство. Основы риторики», который нужен
любому педагогу, а не только филологу или
историку. Или говорят, что, мол, учитель – это
артист, а посему – будь любезен, веди себя
подобающе. Однако на артистов учат в специальных
институтах, куда попасть гораздо труднее, чем в
педагогический вуз.
Или взять хотя бы другой пример.
Преподавание предмета биологии невозможно без
элементарных навыков рисования. Такова уж его
специфика, коль скоро приходится тратить
килограммы мела и обоймы фломастеров только для
того, чтобы изобразить на доске или листе ватмана
некоторую весьма простую схему или примитивный
набросок какой-нибудь части тела, клетки, листа и
т.п. Но вот вспомните: учил ли вас самих кто-нибудь
рисовать? Ручаюсь, последним был ваш школьный
учитель. Потому что сколько бы вы, будучи
студентом, ни портили альбомов, пытаясь
перенести в них то, что от вас требовал
преподаватель, – никого не интересовал сам
процесс, важен был лишь результат, итог, за
который и ставили оценку.
Между тем перед классом у доски с
кусочком мела вы как на ладони. И как необходимы в
этой ситуации элементарные навыки построения
изображения!
– ...А сейчас приготовьте простой
карандаш и ластик – будем изображать в тетради
растительную клетку. Чтобы вам не было скучно и
обидно, я буду рисовать ее на доске, а заодно и
показывать последовательность нанесения линий.
Да, в учебнике есть этот рисунок, но он достаточно
сложен, чтобы запечатлеть его в памяти, а потом
воспроизвести. К тому же там много того, что нам
пока не нужно. И нет кое-чего интересного...
Короче, на доске я выполняю упрощенную схему
клетки, без цветов и полутонов. Дома вы можете все
это дополнить, если хочется. Саша, убери линейку и
циркуль! В биологии нет ни одной идеальной прямой
или окружности, поэтому будем рисовать от руки.
Ластик обязателен! Выделите под это творение не
менее половины страницы, а лучше – целую. Чем
крупнее рисунок, тем легче с ним работать, тем
понятнее все изображенное на нем.
– А срисовывать лучше с доски или с учебника?
– Честно говоря, нужно срисовывать с
микропрепарата. Но с нашей оптикой этого лучше не
делать. Поэтому – как хочешь. Но обозначения на
моей схеме могут слегка отличаться от книжных. И
спрашивать я буду ту, которая проще.
– А что, разве мы будем все это по памяти рисовать
на письменной работе? Мы что вам, художники, что
ли?
– Да, вы мне художники! Доказательство тому –
великолепные граффити на стенах школы. Вот
смотрите: разве это сложно? – медленно, линия за
линией, у меня на доске, а у них в тетрадях
рождается шедевр.
– Стоп-стоп! Что я вижу? Сережа, натуральная
клетка, наверное, больше, чем у тебя на рисунке. Я
же сказал, полстраницы – минимум!
– Ничего, я разберусь! А бумагу экономить надо!
– Это сейчас кажется, что все понятно, а на
следующем уроке ничего не разберешь. А что до
экономии – сколько всяких листочков с дурацкими
надписями остается после вас в кабинете! И
сколько самолетиков! Нет, на рисунках не надо
экономить – для вашей же пользы. И на письменной
работе учтите это: кто будет мельчить – даже и
разбираться не буду... (Ничего, лучше быть строгим
сейчас, чем доказывать что-то потом.)
– Марина, разве у меня на рисунке так? Или в
учебнике? На твоей репродукции поры в этой и
соседней клетках не совпадают. Нужно исправить.
– Ну и что, разве это важно?
– Рисунок должен быть не только красивым, но и
правильным. В крайнем случае – просто
правильным.
– А какая разница?
– Если на стене нарисован человечек – точка,
точка, два крючочка, палка, палка, огуречик и тому
подобное – это, может быть, вовсе не красиво,
ужасно примитивно, но правильно, потому что все
на своих местах – нос, глаза, уши, ноги-руки. На
полотнах художников этот же человечек
приобретает портретное сходство – не только
правильно, но и красиво, с индивидуальными
чертами. А вот если на месте глаз нарисованы уши,
а вместо ног – руки, то как бы это ни было красиво,
это не правильно. Но – с биологической точки
зрения! Потому что художник таким образом может
передать свое видение окружающего мира.
– А нам нужно передать портретное сходство?
– Нет, это же схема обобщенной,
среднестатистической клетки, к тому же – сильно
упрощенная.
– Значит, на самом деле она может быть вовсе не
такая, как на нашем рисунке?
– Вот как раз то, что вы видели в микроскоп, –
меньше похоже на настоящую клетку, чем эта схема.
– ?!!
– Представь себе, что какой-нибудь инопланетянин
захочет судить о строении твоей собаки по ее
поперечному срезу, а не по внешнему виду. Как он
сможет сказать, что это за зверь?
– Это зависит от того, в какой области был сделан
этот срез.
– Правильно! Но как бы мы ни старались сделать
этот срез, неминуемо получится, что все органы и
конечности сразу увидеть нельзя. Поэтому может
статься, что по одной версии собака имеет форму
овала, по другой – вообще состоит из нескольких
не связанных между собой частей.
– Как это?
– Если из воды покажется чья-то рука, то сначала
она будет представлять собой четыре отдельных
пальца, не зависимых друг от друга. А ведь это же
тоже своего рода срез – поверхностью воды. И если
моток пряжи рассмотреть на срезе, что мы увидим?
Набор обрезков, тесно собранных в пучок. К
сожалению, это один из главных недостатков
оптического микроскопа – рассматривать только
прозрачные объекты или срезы. Вот электронный
сканирующий может дать объемное изображение...
Но мы отвлеклись. Так вот, поэтому мы рисуем
именно схему, а не то, что вы видели в микроскоп.
Так легче запомнить. И на письменной работе я
обязательно буду оценивать правильность
рисунка.
...Эх, сколько раз я уже все это рисовал! И все
равно каждый раз убеждаюсь, что есть вещи, о
которых должен знать каждый. Терпеть не могу
инструкций, поэтому рассматривайте это лишь как
добрый совет.
1. Начнем с писменных
принадлежностей. Если вы хотите, чтобы
изображение было качественным, позаботьтесь
заранее о качестве мелков – есть такие, которыми
не то что клетку – слово МИР не напишешь. К
сожалению, в школы поступает далеко не всегда
качественный мел, он может крошиться или
царапать доску. Голь на выдумки хитра, поэтому
нередко можно увидеть учителя, перед уроком
разбивающего огромный кусок слежавшейся и
окаменевшей белильной смеси. Грех советовать, но
в продаже есть прекрасные наборы писчих мелков,
как отечественных, так и зарубежных: в виде
удобных цилиндрических палочек, некоторые даже
обернуты бумагой... Но это на гурмана.
2. Классная доска – коллективная
тоска каждой третьей российской школы. Потому
что по ней может скользить даже самый хороший
мелок. А некоторые так исцарапаны, что создают
фон, очень мешающий рассматривать детали.
Старожилы знают массу способов, вернее – попыток
реанимирования таких досок. Вот один из них:
тщательно вымыть доску и протереть ее раствором
сахара. Некоторое время сцепление с мелом
сохраняется. Это может быть очень важно,
например, на открытом уроке. Есть и более
радикальный способ: натереть доску олифой. Она
заполняет все трещины и царапины, смачивает
въевшийся мел, проникая в микропоры поверхности.
Эффект потрясающий – доска как новая! К
сожалению, не на долго...
3. Иногда прекрасно выполненная
схема много теряет из-за плохого освещения.
Обязательно нужно позаботиться о том, чтобы свет
падал под нужным углом, не давая бликов. Это
относится не только к искусственному, но и к
естественному освещению. Часто солнце просто не
позволяет увидеть изображение на доске. Помогают
шторы или прикрытые створки доски.
4. Не злоупотребляйте цветными
мелками! Самый проверенный – традиционный белый.
Другие можно использовать лишь для выделения
важных элементов схемы, но не более. Помните, что
рисунок должен быть выполнен максимально быстро
и правильно (для учителя – еще и красиво), а в
поисках нужного цвета бесцельно проходит время.
В крайних случаях можно использовать заранее
подготовленный рисунок в цвете. Но если так, то
что же мешает сделать то же самое на ватмане?
5. Методисты учат, что нельзя
поворачиваться спиной к классу, а все
манипуляции на доске нужно пытаться делать вполу
оборота: один глаз туда, другой – сюда. Это и так,
и не так. Во первых, в некоторых случаях можно и
повернуться спиной к детям, на несколько секунд.
Правда, делать это нужно тогда, когда они
отвлечены – например, записывают тему урока,
ищут что-нибудь в учебнике или самостоятельно
рисуют в тетради. Во-вторых, если вы пытаетесь
рисовать, глядя на доску под углом как можно
более тупым (непременное условие при работе на
два фронта), коварную роль сыграет такое явление,
как параллакс – «видимое изменение положения
предмета вследствие перемещения глаз
наблюдателя». Вы рисуете и пишете вроде бы
правильно, но то, что вам кажется кругом, на самом
деле оказывается овалом, квадрат превращается в
кривой параллелограмм, строчки либо лезут вверх,
либо постепенно спускаются вниз. Избежать этого
можно, лишь посмотрев на рисунок под прямым
углом. То есть глазами ученика. Кстати, параллакс
вредит в большей степени еще и детям, сидящим на
первых партах у окна и у дверей.
Потренируйтесь дома или после уроков, как
наносить линии с учетом этого явления. Это
поможет избежать конфуза, когда все вроде бы
нарисовано правильно, но растянуто по диагонали.
6. Даже если у вас сегодня шесть
восьмых классов и все проходят одну и ту же тему,
не следует оставлять на доске рисунок, сделанный
вами на первом уроке. Самая сложная схема – это
лишь набор линий, и нужно обязательно показать
последовательность их нанесения. То, что
показалось простым в конце первого урока,
покажется совершенно невыполнимым в начале
второго.
7. Не нужно принимать никаких
реплик типа «можно я дома нарисую красиво, а
сейчас пока просто посмотрю». Практика
показывает, что в половине случаев дома за детей
трудится кто-то другой – родители, старшие
братья или даже одноклассники. Да и зачем
откладывать на дом лишнюю работу? К тому же, если
так уж хочется, можно контур рисунка набросать на
уроке, а остальное сделать дома.
8. И последнее: помните о своей
высокой миссии! Ведь наш предмет, пожалуй,
единственный, на котором учащиеся смогут
продолжить обучение рисованию после того, как
специальные занятия по изобразительному
искусству давным-давно прекратились. Не лишайте
их этой возможности и радости. Да и себя тоже.
Рисунки автора
|