КОПИЛКА ОПЫТА

В.И. МЕЛЕШКО

Рисуйте правильно

Я всегда возмущался: от учителя порой требуют того, чему его не учили в институте. Например, говорят, что он должен владеть своим голосом, уметь красиво и правильно излагать свои мысли. Но при всем при этом в педвузах до сих пор даже и не собираются вводить предмет «Ораторское искусство. Основы риторики», который нужен любому педагогу, а не только филологу или историку. Или говорят, что, мол, учитель – это артист, а посему – будь любезен, веди себя подобающе. Однако на артистов учат в специальных институтах, куда попасть гораздо труднее, чем в педагогический вуз.

Или взять хотя бы другой пример. Преподавание предмета биологии невозможно без элементарных навыков рисования. Такова уж его специфика, коль скоро приходится тратить килограммы мела и обоймы фломастеров только для того, чтобы изобразить на доске или листе ватмана некоторую весьма простую схему или примитивный набросок какой-нибудь части тела, клетки, листа и т.п. Но вот вспомните: учил ли вас самих кто-нибудь рисовать? Ручаюсь, последним был ваш школьный учитель. Потому что сколько бы вы, будучи студентом, ни портили альбомов, пытаясь перенести в них то, что от вас требовал преподаватель, – никого не интересовал сам процесс, важен был лишь результат, итог, за который и ставили оценку.

Между тем перед классом у доски с кусочком мела вы как на ладони. И как необходимы в этой ситуации элементарные навыки построения изображения!

 

– ...А сейчас приготовьте простой карандаш и ластик – будем изображать в тетради растительную клетку. Чтобы вам не было скучно и обидно, я буду рисовать ее на доске, а заодно и показывать последовательность нанесения линий. Да, в учебнике есть этот рисунок, но он достаточно сложен, чтобы запечатлеть его в памяти, а потом воспроизвести. К тому же там много того, что нам пока не нужно. И нет кое-чего интересного... Короче, на доске я выполняю упрощенную схему клетки, без цветов и полутонов. Дома вы можете все это дополнить, если хочется. Саша, убери линейку и циркуль! В биологии нет ни одной идеальной прямой или окружности, поэтому будем рисовать от руки. Ластик обязателен! Выделите под это творение не менее половины страницы, а лучше – целую. Чем крупнее рисунок, тем легче с ним работать, тем понятнее все изображенное на нем.
– А срисовывать лучше с доски или с учебника?
– Честно говоря, нужно срисовывать с микропрепарата. Но с нашей оптикой этого лучше не делать. Поэтому – как хочешь. Но обозначения на моей схеме могут слегка отличаться от книжных. И спрашивать я буду ту, которая проще.
– А что, разве мы будем все это по памяти рисовать на письменной работе? Мы что вам, художники, что ли?
– Да, вы мне художники! Доказательство тому – великолепные граффити на стенах школы. Вот смотрите: разве это сложно? – медленно, линия за линией, у меня на доске, а у них в тетрадях рождается шедевр.
– Стоп-стоп! Что я вижу? Сережа, натуральная клетка, наверное, больше, чем у тебя на рисунке. Я же сказал, полстраницы – минимум!
– Ничего, я разберусь! А бумагу экономить надо!
– Это сейчас кажется, что все понятно, а на следующем уроке ничего не разберешь. А что до экономии – сколько всяких листочков с дурацкими надписями остается после вас в кабинете! И сколько самолетиков! Нет, на рисунках не надо экономить – для вашей же пользы. И на письменной работе учтите это: кто будет мельчить – даже и разбираться не буду... (Ничего, лучше быть строгим сейчас, чем доказывать что-то потом.)
– Марина, разве у меня на рисунке так? Или в учебнике? На твоей репродукции поры в этой и соседней клетках не совпадают. Нужно исправить.
– Ну и что, разве это важно?
– Рисунок должен быть не только красивым, но и правильным. В крайнем случае – просто правильным.
– А какая разница?
– Если на стене нарисован человечек – точка, точка, два крючочка, палка, палка, огуречик и тому подобное – это, может быть, вовсе не красиво, ужасно примитивно, но правильно, потому что все на своих местах – нос, глаза, уши, ноги-руки. На полотнах художников этот же человечек приобретает портретное сходство – не только правильно, но и красиво, с индивидуальными чертами. А вот если на месте глаз нарисованы уши, а вместо ног – руки, то как бы это ни было красиво, это не правильно. Но – с биологической точки зрения! Потому что художник таким образом может передать свое видение окружающего мира.
– А нам нужно передать портретное сходство?
– Нет, это же схема обобщенной, среднестатистической клетки, к тому же – сильно упрощенная.
– Значит, на самом деле она может быть вовсе не такая, как на нашем рисунке?
– Вот как раз то, что вы видели в микроскоп, – меньше похоже на настоящую клетку, чем эта схема.
– ?!!
– Представь себе, что какой-нибудь инопланетянин захочет судить о строении твоей собаки по ее поперечному срезу, а не по внешнему виду. Как он сможет сказать, что это за зверь?
– Это зависит от того, в какой области был сделан этот срез.
– Правильно! Но как бы мы ни старались сделать этот срез, неминуемо получится, что все органы и конечности сразу увидеть нельзя. Поэтому может статься, что по одной версии собака имеет форму овала, по другой – вообще состоит из нескольких не связанных между собой частей.
– Как это?
– Если из воды покажется чья-то рука, то сначала она будет представлять собой четыре отдельных пальца, не зависимых друг от друга. А ведь это же тоже своего рода срез – поверхностью воды. И если моток пряжи рассмотреть на срезе, что мы увидим? Набор обрезков, тесно собранных в пучок. К сожалению, это один из главных недостатков оптического микроскопа – рассматривать только прозрачные объекты или срезы. Вот электронный сканирующий может дать объемное изображение...
Но мы отвлеклись. Так вот, поэтому мы рисуем именно схему, а не то, что вы видели в микроскоп. Так легче запомнить. И на письменной работе я обязательно буду оценивать правильность рисунка.
...Эх, сколько раз я уже все это рисовал! И все равно каждый раз убеждаюсь, что есть вещи, о которых должен знать каждый. Терпеть не могу инструкций, поэтому рассматривайте это лишь как добрый совет.

1. Начнем с писменных принадлежностей. Если вы хотите, чтобы изображение было качественным, позаботьтесь заранее о качестве мелков – есть такие, которыми не то что клетку – слово МИР не напишешь. К сожалению, в школы поступает далеко не всегда качественный мел, он может крошиться или царапать доску. Голь на выдумки хитра, поэтому нередко можно увидеть учителя, перед уроком разбивающего огромный кусок слежавшейся и окаменевшей белильной смеси. Грех советовать, но в продаже есть прекрасные наборы писчих мелков, как отечественных, так и зарубежных: в виде удобных цилиндрических палочек, некоторые даже обернуты бумагой... Но это на гурмана.

2. Классная доска – коллективная тоска каждой третьей российской школы. Потому что по ней может скользить даже самый хороший мелок. А некоторые так исцарапаны, что создают фон, очень мешающий рассматривать детали. Старожилы знают массу способов, вернее – попыток реанимирования таких досок. Вот один из них: тщательно вымыть доску и протереть ее раствором сахара. Некоторое время сцепление с мелом сохраняется. Это может быть очень важно, например, на открытом уроке. Есть и более радикальный способ: натереть доску олифой. Она заполняет все трещины и царапины, смачивает въевшийся мел, проникая в микропоры поверхности. Эффект потрясающий – доска как новая! К сожалению, не на долго...

3. Иногда прекрасно выполненная схема много теряет из-за плохого освещения. Обязательно нужно позаботиться о том, чтобы свет падал под нужным углом, не давая бликов. Это относится не только к искусственному, но и к естественному освещению. Часто солнце просто не позволяет увидеть изображение на доске. Помогают шторы или прикрытые створки доски.

4. Не злоупотребляйте цветными мелками! Самый проверенный – традиционный белый. Другие можно использовать лишь для выделения важных элементов схемы, но не более. Помните, что рисунок должен быть выполнен максимально быстро и правильно (для учителя – еще и красиво), а в поисках нужного цвета бесцельно проходит время. В крайних случаях можно использовать заранее подготовленный рисунок в цвете. Но если так, то что же мешает сделать то же самое на ватмане?

5. Методисты учат, что нельзя поворачиваться спиной к классу, а все манипуляции на доске нужно пытаться делать вполу оборота: один глаз туда, другой – сюда. Это и так, и не так. Во первых, в некоторых случаях можно и повернуться спиной к детям, на несколько секунд. Правда, делать это нужно тогда, когда они отвлечены – например, записывают тему урока, ищут что-нибудь в учебнике или самостоятельно рисуют в тетради. Во-вторых, если вы пытаетесь рисовать, глядя на доску под углом как можно более тупым (непременное условие при работе на два фронта), коварную роль сыграет такое явление, как параллакс – «видимое изменение положения предмета вследствие перемещения глаз наблюдателя». Вы рисуете и пишете вроде бы правильно, но то, что вам кажется кругом, на самом деле оказывается овалом, квадрат превращается в кривой параллелограмм, строчки либо лезут вверх, либо постепенно спускаются вниз. Избежать этого можно, лишь посмотрев на рисунок под прямым углом. То есть глазами ученика. Кстати, параллакс вредит в большей степени еще и детям, сидящим на первых партах у окна и у дверей.
Потренируйтесь дома или после уроков, как наносить линии с учетом этого явления. Это поможет избежать конфуза, когда все вроде бы нарисовано правильно, но растянуто по диагонали.

6. Даже если у вас сегодня шесть восьмых классов и все проходят одну и ту же тему, не следует оставлять на доске рисунок, сделанный вами на первом уроке. Самая сложная схема – это лишь набор линий, и нужно обязательно показать последовательность их нанесения. То, что показалось простым в конце первого урока, покажется совершенно невыполнимым в начале второго.

7. Не нужно принимать никаких реплик типа «можно я дома нарисую красиво, а сейчас пока просто посмотрю». Практика показывает, что в половине случаев дома за детей трудится кто-то другой – родители, старшие братья или даже одноклассники. Да и зачем откладывать на дом лишнюю работу? К тому же, если так уж хочется, можно контур рисунка набросать на уроке, а остальное сделать дома.

8. И последнее: помните о своей высокой миссии! Ведь наш предмет, пожалуй, единственный, на котором учащиеся смогут продолжить обучение рисованию после того, как специальные занятия по изобразительному искусству давным-давно прекратились. Не лишайте их этой возможности и радости. Да и себя тоже.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Рисунки автора

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru