Справочные материалы для абитуриентов
Санкт-петербургская государственная
медицинская академия им И.И. Мечникова
I. РАСТЕНИЯ
Наука о растениях называется
ботаникой. Ботаника изучает строение растений,
процессы их жизнедеятельности, географическое
распространение, космическую и экологическую
роль растений, их значение для человека. Растения
отличаются огромным разнообразием, поэтому
необходимо знать принципы их классификации по
таксонам. Таксон – это естественная группа
родственных организмов. Самый крупный таксон –
царство, самый малый – подвид. Ботаника изучает
три царства: Растения, Грибы, Доядерные организмы
(прокариоты).
При изучении и изложении материала особое
внимание следует обратить на специфику строения
растительных организмов на субклеточном,
клеточном, тканевом и организменном уровнях, их
отличия от животных организмов. Важным свойством
растений является возможность бесполого
размножения (вегетативного и спорообразования)
наряду с половым процессом. Вегетативное
размножение растений используется человеком для
быстрого разведения сельскохозяйственных,
лекарственных и декоративных растений с уже
известными признаками.
Космическая и экологическая роль растений
заключается в том, что они являются
преобразователями энергии солнечного света в
энергию химических связей. В процессе
фотосинтеза растения выделяют в атмосферу
кислород, синтезируют органические вещества из
минеральных, являясь продуцентами в экосистемах
(биоценозах).
Важно знать особенности низших (водоросли,
лишайники) и высших растений; голосеменных и
покрытосеменных (цветковых); однодольных и
двудольных; характеристику основных семейств
покрытосеменных. Необходимо знать значение
ядовитых и лекарственных растений, роль грибов и
микроорганизмов (бактерий) в жизни человека.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Все грибы состоят из переплетенных
нитей – гифов, образующих мицелий.
2. У кустистых лишайников есть стебли и листья.
3. Архегоний мхов образуется на нижней
поверхности листа.
4. От вымерших групп папоротников произошли
семенные папоротники.
5. У всех папоротникообразных листья совмещают
функции фотосинтеза и спороношения.
6. Среди голосеменных нет трав.
7. Ситовидные трубки состоят из мертвых клеток.
8. Корневой чехлик состоит из клеток
образовательной ткани.
9. Голосеменные растения в природе обычно не
размножаются вегетативным путем.
10. К генеративным органам покрытосеменных
растений относятся семя, плод и цветок.
Задание 2
Выберите правильный ответ (ответы).
А. Главный корень развит у:
1) папоротников;
2) мхов;
3) голосеменных;
4) двудольных;
5) однодольных.
Б. Органические вещества движутся по:
1) ситовидным трубкам;
2) сосудам;
3) трахеидам;
4) лубяным волокнам.
В. К видоизмененным побегам относятся:
1) корневище;
2) корнеклубень;
3) столоны;
4) клубень;
5) корнеплоды;
6) луковица;
7) усики.
Г. В состав листа входят:
1) кожица;
2) пробка;
3) ассимиляционная ткань;
4) проводящая ткань;
5) камбий;
6) запасающая ткань.
Д. После двойного оплодотворения из
семязачатка образуются:
1) спора;
2) семя;
3) плод;
4) зародыш.
Е. Для двудольных характерно:
1) мочковатая корневая система;
2) сетчатое жилкование;
3) число частей цветка, кратное четырем или пяти;
4) лист простой или сложный;
5) стебель – соломина;
6) параллельное жилкование.
Задание 3
Установите соответствие.
А. Вегетативные органы
покрытосеменных:
1) корень;
2) стебель;
З) лист
и их функции:
а) дыхательная;
б) опорная;
в) укрепление в почве;
г) испарение;
д) фотосинтез;
е) запасающая;
ж) вегетативное размножение;
з) транспорт веществ;
и) всасывательная.
Б. Виды тканей:
1) камбий;
2) пробка;
3) лубяные волокна;
4) ассимиляционная;
5) ситовидные трубки;
6) смоляные ходы;
7) сосуды
и выполняемые ими функции:
а) фотосинтез;
б) проведение растворов минеральных веществ;
в) защитная;
г) рост стебля в толщину;
д) проведение органических веществ;
е) обеспечение прочности растений;
ж) рост побега в длину;
з) секреторная;
и) размножение.
В. Соцветие:
1) простой колос;
2) початок;
3) сложный зонтик;
4) щиток;
5) головка;
6) сложный колос;
7) кисть;
8) корзинка;
9) простой зонтик;
10) сложная кисть (метелка)
и вид растения:
а) вишня;
б) рожь;
в) одуванчик;
г) клевер;
д) ландыш;
е) кукуруза;
ж) груша;
з) сирень;
и) морковь;
к) подорожник.
Ответы
Задание 1. 1 – нет; 2 – нет; 3 – нет; 4
– да; 5 – нет; 6 – да; 7 – нет; 8 – нет; 9 – да; 10 – да.
Задание 2. А – 3, 4; Б – 1; В – 1, 3, 4, 6, 7;
Г – 1, 3, 4; Д – 2, 4; Е – 2, 3, 4.
Задание 3. А: 1 – в, е, ж, и; 2 – б, е, ж,
з; 3 – а, г, д, ж, з.
Б: 1 – г; 2 – в; 3 – е; 4 – а; 5 – д; 6 – з; 7 – б.
В: 1 – к; 2 – е; 3 – и; 4 – ж; 5 – г; 6 – б; 7 – д; 8 – в; 9 –
а; 10 – з.
II. ЖИВОТНЫЕ
Наука о животных – зоология – изучает
строение, поведение, размножение, развитие
животных, их происхождение, эволюцию, значение в
природе и жизни человека.
По объектам исследования зоология
подразделяется на протозоологию, зоологию
беспозвоночных, зоологию позвоночных.
В зоологии наряду со сравнительным методом
большую роль играет и экспериментальный,
особенно в физиологии, эмбриологии, экологии
животных, а также биометрическая обработка
экспериментальных данных.
Современный животный мир представляет собой
результат длительной эволюции.
При проработке раздела рекомендуется обратить
внимание на следующие вопросы: характерные черты
таксона (типа, класса), представителя;
особенности жизнедеятельности и среды обитания.
Отметить основные ароморфозы, подчеркнуть
отличие данного таксона от предыдущего.
Давая общую характеристику типа простейших,
подчеркнуть, что, несмотря на простоту
организации одноклеточного животного, ему
присущи все проявления целостного организма:
самообновление, саморегуляция,
самовоспроизведение. Отметить способность к
инцистированию в неблагоприятных условиях как
средству защиты и распространения простейших.
Обратить внимание на медицинское значение
простейших, так как среди них имеется большое
количество паразитических форм.
Кишечнополостные – это двухслойные,
радиально-симметричные организмы, их клетки
морфологически и функционально
дифференцированы. Для кишечнополостных
характерно чередование бесполого и полового
поколений и способность к регенерации.
Все многоклеточные животные, стоящие по своей
организации выше кишечнополостных, являются
билатерально-симметричными. Ткани и органы их
развиваются из трех зародышевых листков:
эктодермы, энтодермы и мезодермы. У трехслойных
животных формируются сложные системы органов.
Изучение кольчатых червей важно для понимания
путей филогенеза. Для этого типа характерно
появление ароморфозов: вторичной полости тела,
дыхательной, кровеносной и других систем. С
кольчатыми червями филогенетически связаны типы
членистоногих и моллюсков.
Членистоногие представляют большой медицинский
интерес, являясь эктопаразитами человека и
переносчиками возбудителей многих болезней.
Наиболее высокоорганизованными животными
являются хордовые, к которым относится и человек.
Рассмотрев многообразие животных организмов,
постарайтесь ответить на вопрос: каковы причины,
обусловившие существование на Земле организмов
с разным уровнем организации?
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Для всех простейших характерно
половое размножение.
2. У всех простейших имеется одно ядро.
3. Для кишечнополостных характерен процесс
регенерации.
4. Плоские и круглые черви имеют кровеносную
систему.
5. У кольчатых червей пищеварительная система
состоит из передней, средней и задней кишки.
6. У насекомых имеется четыре пары ходильных
конечностей.
7. У паукообразных и насекомых неодинаковое
членение тела.
8. В сердце рыб находится венозная кровь.
9. У земноводных имеется один круг
кровообращения.
10. Постоянную температуру тела имеют птицы и
млекопитающие.
Задание 2
Установите соответствие.
А. Класс членистоногих:
1) ракообразные;
2) паукообразные;
3) насекомые
и тип дыхания у его представителей:
а) трахеи;
б) легкие и трахеи;
в) жабры;
г) жаберные щели.
Б. Класс позвоночных:
1) рыбы;
2) земноводные;
3) птицы;
4) млекопитающие
и число камер в сердце:
а) трехкамерное;
б) двухкамерное;
в) четырехкамерное;
г) однокамерное.
В. Тип животных:
1) кишечнополостные;
2) плоские черви;
3) кольчатые черви;
4) хордовые
и строение нервной системы:
а) нервная трубка;
б) нервные стволы;
в) диффузная;
г) брюшная нервная цепочка.
Г. Класс позвоночных:
1) рыбы;
2) земноводные;
3) пресмыкающиеся;
4) птицы;
5) млекопитающие
и органы дыхания у его представителей:
а) кожа;
б) жаберные щели;
в) жабры;
г) кожа, легкие;
д) легкие, воздушные мешки;
е) легкие.
Задание 3
Установите правильную
последовательность расположения отделов
головного мозга у позвоночных:
1) передний;
2) мозжечок;
3) продолговатый;
4) средний;
5) промежуточный.
Ответы:
Задание 1. 1 – нет; 2 – нет; 3 – да; 4 –
нет; 5 – да; 6 – нет; 7 – да; 8 – да; 9 – нет; 10 – да.
Задание 2. А: 1 – в; 2 – б; 3 – а.
Б: 1 – б; 2 – а; 3 – в; 4 – в.
В: 1 – в; 2 – б; 3 – г; 4 – а.
Г: 1 – в; 2 – г; 3 – е; 4 – д; 5 – е.
Задание 3. 1; 5; 4; 2; 3.
III. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ
Организм человека – это сложная
саморегулирующаяся и самовоспроизводящаяся
система, которая включает молекулярный,
субклеточный, клеточный, тканевой и органный
уровни организации материи. Организм состоит из
органов и систем органов, взаимодействие которых
обеспечивает жизнь отдельного человека.
Анатомия человека – наука о строении
человеческого тела и его органов.
Физиология человека – наука о процессах
жизнедеятельности (функциях) организма,
механизмах регулирования физиологических
процессов на разных уровнях.
Гигиена человека – наука о влиянии
разнообразных факторов окружающей среды и
производственной деятельности на здоровье
человека, его работоспособность и
продолжительность жизни.
Анатомия, физиология и гигиена человека
составляют основу современной медицины.
Клетки, сходные по строению, имеющие общее
происхождение и выполняющие одинаковые функции,
объединяются в ткани. В организме человека
различают четыре основных типа тканей:
эпителиальная (покровный и железистый эпителий и
др.), соединительная (волокнистая, костная, ткани
внутренней среды – кровь и лимфа и др.), мышечная
(поперечно-полосатая, гладкая, сердечная),
нервная ткань.
Органы – обособленные части организма, имеющие
определенное строение и состоящие из различных
видов тканей, из которых одна, как правило,
преобладает.
Органы объединяются в системы органов, связанные
функционально. В организме человека различают
следующие системы органов: опорно-двигательную,
кровеносную, дыхательную, пищеварительную,
выделительную, половую, эндокринную и нервную.
Целостность организма обеспечивается нервными и
гуморальными механизмами. Гуморальная регуляция
осуществляется гормонами, которые
вырабатываются железами внутренней секреции.
Изучая материал по данной теме, следует учесть
тесную взаимосвязь строения (морфологии) и
функции органа (системы органов). Поэтому вначале
следует рассмотреть строение органа (системы
органов), а затем его (их) функции.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ СХЕМА ОТВЕТА НА ВОПРОСЫ
БИЛЕТОВ ПО РАЗДЕЛУ «ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
1. Описать внешнее строение органа
(системы органов), его местоположение в организме
человека и перечислить выполняемые им (ими)
функции.
2. Описать внутреннее строение органа. Обратить
особое внимание на морфофункциональную единицу
данного органа (например, в легких – альвеола, в
почках – нефрон, в костях – остеон и т.д.).
3. Рассмотреть физиологию органа или системы
органов (например, механизм вдоха и выдоха,
образование первичной и вторичной мочи,
переваривание пищи в различных отделах
пищеварительного тракта и т.д.) и механизм
регуляции работы органа или системы органов.
4. Рассказать о значении нарушений строения и
функции органа (системы органов) и возможной
профилактике заболеваний, вызванных этими
нарушениями.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Предплюсна состоит из трубчатых
костей.
2. Кроветворную функцию выполняет красный и
желтый костный мозг.
3. Сыворотка крови – это плазма крови, лишенная
белка фибриногена.
4. Большой и малый круги кровообращения
начинаются в желудочках и заканчиваются в
предсердиях.
5. Всасывание питательных веществ начинается в
желудке.
6. Спинномозговые нервы являются смешанными.
7. К светопреломляющим средам глаза относятся
только роговица и хрусталик.
8. Разрыв барабанной перепонки сопровождается
глухотой.
9. Трехстворчатый клапан располагается между
левым предсердием и левым желудочком.
10. Основной обмен организма составляет около 1700
ккал.
Задание 2
Выберите правильный ответ (ответы).
А. В состав грудной клетки входят:
1) грудные позвонки;
2) ключицы;
3) ребра;
4) лопатки;
5) грудина.
Б. Рефлексом называется:
1) возбуждение, идущее по
чувствительному нейрону в центральную нервную
систему;
2) ответная реакция организма на раздражение при
участии нервной системы;
3) возбуждение, идущее по двигательному нейрону к
рабочему органу.
В. Основными эндокринными железами
являются:
1) печень;
2) надпочечники;
3) поджелудочная железа;
4) селезенка;
5) гипофиз;
6) щитовидная железа;
7) слюнная железа;
8) половые железы.
Задание 3
Установите правильную
последовательность.
А. Движение крови по малому кругу
кровообращения:
1) легочная артерия;
2) легочные вены;
3) капилляры;
4) левое предсердие;
5) правый желудочек.
Б. Движение крови по большому кругу
кровообращения:
1) аорта;
2) левый желудочек;
3) верхняя и нижняя полые вены;
4) капилляры;
5) правое предсердие.
В. Этапы свертывания крови:
1) тромбин + фибриноген ---> фибрин;
2) повреждение сосуда;
3) тромбопластин + Са + факторы плазмы ---> тромбин;
4) предшественник тромбопластина + Са + фактор
плазмы ---> тромбопластин.
Г. Проведение нервного импульса в
рефлекторной дуге:
1) центробежный нейрон;
2) рецептор;
3) центростремительный нейрон;
4) вставочный нейрон;
5) рабочий орган (мышца, железа).
Д. Прохождение звуковой волны в органе
слуха:
1) стремечко;
2) барабанная перепонка;
3) наружный слуховой проход;
4) наковальня;
5) овальное окно;
6) молоточек;
7) улитка;
8) кортиев орган.
Задание 4
Установите соответствие.
А. Орган пищеварительной системы:
1) слюнные железы;
2) желудок;
3) поджелудочная железа;
4) печень
и вырабатываемый им секрет:
а) желчь;
б) мальтаза;
в) липаза;
г) пепсин;
д) трипсин;
е) соляная кислота;
ж) тироксин.
Б. Витамин:
1) А;
2) В1;
3) С;
4) Д;
5) В12
и нарушения в организме при его
недостатке:
а) куриная слепота;
б) паралич нервной системы (бери-бери);
в) глухота;
г) рахит;
д) цинга;
е) повышение температуры;
ж) злокачественное малокровие;
з) сухость кожи;
и) кровоточивость десен.
В. Отдел головного мозга:
1) продолговатый мозг;
2) средний мозг;
3) промежуточный мозг;
4) мозжечок;
5) большие полушария мозга
и его функции:
а) координация движений;
б) образование условных рефлексов;
в) мышечный тонус;
г) регуляция обмена веществ;
д) регуляция дыхания, кровообращения,
пищеварения.
Ответы
Задание 1. 1 – нет; 2 – нет; 3 – да; 4 –
да; 5 – нет; 6 – да; 7 – нет; 8 – нет; 9 – нет; 10 – да.
Задание 2. А – 1, 3, 5; Б – 2; В – 2, 3, 5, 6,
8.
Задание 3. А – 5, 1, 3, 2, 4; Б – 2, 1, 4, 3, 5; В
– 2, 4, 3, 1; Г – 2, 3, 4, 1, 5; Д – 3, 2, 6, 4, 1, 5, 7, 8.
Задание 4.
А: 1 – б; 2 – г, е; 3 – б, в, д; 4 – а.
Б: 1 – а, з; 2 – б; 3 - д, и; 4 – г; 5 – ж.
В: 1 – д; 2 – в; 3 – г; 4 – а; 5 – б.
IV. ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
1. Эволюционное учение.
Эволюционное учение – наука о
причинах, движущих силах, закономерностях
эволюции живых организмов. Эволюционное учение
служит теоретической основой биологии и
обобщает результаты, полученные частными
биологическими науками (палеонтологией,
сравнительной анатомией и эмбриологией,
молекулярной биологией и др.).
Первый этап развития эволюционного учения
связан с деятельностью античных философов.
Выразителем мировоззрения естествоиспытателей
периода накопления фактических знаний и
господства креационизма был К.Линней – автор
трудов по систематике органического мира.
Создателем первой теории эволюции был Ж.-Б.
Ламарк. Однако вскрыть движущие силы эволюции он
не смог. Только Ч.Дарвин (1859) впервые превратил
эволюционные идеи в эволюционную теорию. Он
обосновал результат действия реальных факторов
наследственности, изменчивости и естественного
отбора. Естественный отбор – основной фактор
эволюции – реализуется через борьбу за
существование. Материал для отбора –
неопределенная изменчивость организмов. В
результате отбора у организмов сохраняются
полезные индивидуальные различия, то есть
эволюция носит приспособительный характер.
Новые виды образуются путем дивергенции –
расхождения признаков от одного или немногих
предков.
Последарвиновский период характеризуется
изучением механизмов и закономерностей эволюции
с позиций классического дарвинизма и генетики.
Согласно современному эволюционному учению
важнейшими факторами эволюции являются:
1) естественный отбор;
2) мутационный процесс;
3) колебание численности особей в популяции;
4) изоляция популяций.
Элементарными единицами эволюции
являются популяции. В генетическом отношении
эволюция сводится к направленным изменениям
генофондов популяций (микроэволюция). Факторы
эволюции, определяющие микроэволюционные
процессы, установлены С.С. Четвериковым. В
зависимости от характера изменений внешних
условий на популяции могут действовать разные
формы отбора – движущий, стабилизирующий,
дизруптивный. Отбор действует на всех стадиях
онтогенеза особей данного вида; филогенез
представляет собой генетический ряд
онтогенезов. Макроэволюция – это надвидовая
эволюция: процесс образования новых родов,
семейств и др. таксономических групп.
Современная естественная классификация живого
– результат и отражение микро- и макроэволюции.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Эволюционными факторами, по
Ч.Дарвину, являются изменчивость,
наследственность, отбор, борьба за
существование.
2. Приспособленность в органическом мире всегда
имеет относительный характер.
3. Образование новых видов происходит путем
дивергенции.
4. Единицей микроэволюции является вид.
5. Стабилизирующий отбор приводит к образованию
нового вида.
6. Географическая, экологическая и генетическая
изоляция способствуют видообразованию.
7. Биологический прогресс всегда связан с
ароморфозом.
8. Идиоадаптация – это крайняя степень
приспособления к очень ограниченным условиям
существования.
Задание 2
Выберите правильный ответ (ответы).
А. Причины изменчивости видов, по Ж.-Б.
Ламарку:
1) естественный отбор;
2) стремление организмов к
самосовершенствованию;
3) борьба за существование;
4) прямое влияние внешней среды на развитие
признаков в результате упражнений органов.
Б. Создатель эволюционной теории:
1) Ж.Бюффон;
2) Ч.Дарвин;
3) С.С. Четвериков;
4) А.Н. Северцов.
В. Основная форма борьбы за
существование в видообразовании:
1) межвидовая борьба;
2) внутривидовая борьба;
3) борьба с условиями внешней среды.
Г. Элементарной единицей
микроэволюции является:
1) вид;
2) подвид;
3) раса;
4) популяция;
5) особь.
Д. Результатом микроэволюции является:
1) изоляция;
2) дивергенция;
3) видообразование;
4) морфофизиологический прогресс;
5) образование надвидовых таксонов.
Е. Главным критерием вида является:
1) морфологический;
2) генетический;
3) эколого-географический;
4) биохимический;
5) иммунологический.
Ж. Закон Харди–Вайнберга позволяет
изучить:
1) дегенерацию;
2) соотношение частот генотипов;
3) конвергенцию;
4) миграцию организмов.
Задание 3
Вставьте недостающее слово.
1. Бескрылые (с рудиментарными
крыльями) насекомые океанических островов есть
результат ................................................................ .
2. Крыло птицы и бабочки – это
................................................................. органы.
3. Возникновение сходных форм тела у акуловых и
китообразных является результатом
.............................................................................. .
4. Совокупность генов особей, входящих в
определенную популяцию, составляет
....................................... этой популяции.
5. Процессы, приводящие к формированию надвидовых
таксонов, называются ............... .
Ответы
Задание 1. 1 – да; 2 – да; 3 – да; 4 –
нет; 5 – нет; 6 – да; 7 – нет; 8 – нет.
Задание 2. А – 2, 4; Б – 2; – 2; Г – 4; Д – 3; Е – 2; Ж
– 2.
Задание 3. 1 – естественного отбора; 2 –
аналогичные; 3 – конвергенции; 4 – генофонд; 5 –
макроэволюцией.
2. Развитие органического мира
Этот раздел связывает три
исторических процесса: происхождение жизни,
развитие жизни в воде и развитие жизни на суше.
Правильное понимание этих вопросов возможно
только при хорошем знании основных направлений
эволюционного процесса – ароморфозов,
идиоадаптаций и дегенерации (А.Н. Северцов).
Следует обратить внимание на следующие
положения этого раздела.
1. Возможность возникновения жизни из
неорганических веществ под действием физических
факторов среды и предбиологического отбора
(теория академика А.И. Опарина).
2. Современный органический мир – это результат
исторического развития, длившегося более 3,5 млрд
лет.
3. Уже на очень ранних этапах жизнь существовала в
форме круговорота веществ, тесной взаимосвязи
двух основных стволов – растительного и
животного мира.
4. Первые этапы эволюции жизни на Земле связаны с
переходом от первичной гетеротрофности (первые
протобионты использовали в качестве пищи
органические вещества первичного бульона) к
хемосинтезу, затем к возникновению автотрофного
питания у растений и, наконец, к вторичному
гетеротрофному питанию у животных.
5. Состав органического мира в процессе эволюции
непрерывно изменялся: одни виды вымирали,
навсегда исчезнув с лица Земли, другие –
превращались в новые виды, третьи давали начало
новым, более прогрессивным существам.
Основные черты эволюции царства
растений
1. Переход от гаплоидности к
диплоидности.
2. Утрата связи процесса полового размножения с
наличием капельно-жидкой среды.
3. Дифференциация тела с переходом к наземным
условиям: деление на корень, стебель, листья;
развитие сети проводящей системы,
совершенствование механических и других тканей.
4. Специализация опыления (с помощью насекомых) и
распространение семян и плодов животными.
Усиление защиты зародыша от неблагоприятных
условий.
Основные этапы эволюции животных
1. Возникновение многоклеточности и
все большее дифференцирование всех систем
органов.
2. Возникновение твердого скелета.
3. Прогрессивное развитие центральной нервной
системы, что способствует приспособленности
особи к изменяющимся условиям среды.
Задание 1
Выберите правильный ответ (ответы).
А. Периодами палеозойской эры
являются:
1) юрский;
2) кембрийский;
3) силурийский;
4) триасовый;
5) каменноугольный;
6) пермский;
7) меловой.
Б. Время возникновения животных
организмов на Земле:
1) кайнозойская эра;
2) мезозойская эра;
3) архейская эра.
В. Время появление эукариот,
многоклеточных растений и животных:
1) протерозойская эра;
2) архейская эра;
3) палеозойская эра.
Г. Предшественниками земноводных
являются:
1) стегоцефалы;
2) кистеперые рыбы;
3) ихтиозавры.
Д. Время выхода растений на сушу
(псилофиты):
1) силурийский период;
2) кембрийский период;
3) юрский период.
Е. Время появления плацентарных
млекопитающих:
1) меловой период;
2) кембрийский период;
3) юрский период.
Задание 2
Вставьте недостающее слово.
1. Первыми фотосинтезирующими
организмами являлись ..................................................
.
2. Предками членистоногих являются ...........
............................................................................... .
3. Расцвет земноводных приходится на ......
..................................... период .............................. эры.
4. Господство рептилий на суше, в воде, в воздухе
наблюдается в ....................................... период
............................................... эры.
5. Первые млекопитающие появились в .......
....................................... периоде ........................... эры.
Задание 3
Назовите эры в хронологическом
порядке:
1) палеозойская;
2) архейская;
3) протерозойская;
4) кайнозойская;
5) мезозойская.
Ответы
Задание 1. А – 2, 3, 5, 6; Б – 3; В – 1; Г –
2; Д – 1; Е – 1.
Задание 2. 1 – цианобактерии; 2 –
кольчатые черви; 3 – каменноугольный,
палеозойской; 4 – юрский, мезозойской; 5 –
триасовом, мезозойской.
Задание 3. 2, 3, 1, 5, 4.
3. Основы экологии
Экология – наука о взаимоотношениях
организмов между собой и с окружающей неживой
природой. Она рассматривает следующие уровни
организации живых систем: организменный,
популяционно-видовой, биогеоценотический,
биосферный.
Задача экологии: изучение структуры и
функционирования природных и созданных
человеком биосистем, а также биосферы в целом.
Для решения этих вопросов экологи используют
изучение популяций в естественных условиях,
анализируют отдельные экологические факторы, а
также осуществляют биологическое и
математическое моделирование.
Различают абиотические, биотические и
антропогенные экологические факторы, которые
оказывают прямое или косвенное действие на
организм.
При рассмотрении воздействия абиотических
факторов на организм нужно обратить внимание на
характеристику каждого (свет, температура,
влажность и др.) и на комплексное воздействие
всех факторов. Их сочетание может создавать
оптимальные и нормальные условия для
жизнедеятельности организмов или вызывать
угнетение их деятельности (лимитирующий фактор).
Обратить внимание на явление фотопериодизма в
жизни растений и животных.
Биотические факторы проявляются во
взаимоотношениях организмов при совместном
обитании в экосистемах. Популяция, как единое
целое, обладает определенной динамикой,
численностью, возрастной и половой структурой.
Происходит естественная и искусственная
(человеком) регуляция численности популяций.
Популяцию составляют особи одного вида. Вид
характеризуется многими критериями, в том числе
и экологеографическим. Межвидовые отношения в
экосистеме проявляются в виде конкуренции,
паразитизма, хищничества и др.
Биогеоценоз – это открытая, саморегулирующаяся,
устойчивая система, в которой происходит
круговорот веществ и энергии. В экосистемах
присутствует три блока организмов: продуценты,
консументы и редуценты. Между организмами
формируются цепи питания (трофические уровни),
каждая предыдущая группа организмов служит
пищей для последующих. При переходе с одного
уровня на другой происходит потеря энергии –
правило экологической пирамиды. Экологическая
пирамида может быть представлена в виде пирамиды
чисел, биомасс и энергии. Биогеоценозы длительно
формируются, достигают расцвета и сменяют друг
друга во времени (явление сукцессии).
Биогеоценозы, созданные человеком, называются
агроценозами. Они по сравнению с естественными
биогеоценозами имеют ряд особенностей: менее
стабильны, состоят из небольшого числа видов, в
них преобладает искусственный отбор; но именно
они составляют 10% суши и дают 90% пищевой энергии.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Экология изучает только
популяционный уровень организации живого.
2. Фотопериодизм – это реакция организмов на
температуру.
3. Паразитизм – это форма отношений между
организмами разных видов.
4. Биогеоценоз является открытой системой.
5. Продуценты принадлежат к гетеротрофным
организмам.
б. Численность особей в природных экосистемах
саморегулируется.
Задание 2
Выберите правильный ответ (ответы).
А. На каждом уровне трофической цепи
теряется энергия в количестве:
1) 100%;
2) 10%;
3) 30%.
Б. Наиболее оптимальное число звеньев
в трофической цепи:
1) 1–2;
2) 3–5;
3) 6–10.
В. По мере перехода на высшие ступени
экологической пирамиды численность организмов:
1) увеличивается;
2) не изменяется;
3) уменьшается.
Г. К продуцентам относятся:
1) бактерии;
2) грибы;
3) зеленые растения;
4) плотоядные животные;
5) растительноядные животные.
Задание 3
Установите правильную
последовательность формирования трофической
цепи экосистемы:
1) гетеротрофы;
2) редуценты;
3) автотрофы.
Задание 4
Вставьте недостающие слова.
1. Факторы среды могут быть
абиотические, ...................................... и
........................................... ............... .
2. К редуцентам относятся ................................ и
.................................................. .
3. Сезонные явления в природе связаны с
................................................. .
Ответы
Задание 1. 1 – нет; 2 – нет; 3 – да; 4 –
да; 5 – нет; 6 – да.
Задание 2. А – 2; Б – 2; В – 3; Г – 3.
Задание 3. 3, 1, 2.
Задание 4. 1 – биотические,
антропогенные; 2 – бактерии, грибы; 3 –
фотопериодизмом.
4. Основы учения о биосфере
Биосфера – оболочка Земли, состав,
структура и энергетика которой определяются
совокупной деятельностью живых организмов.
Заслуга создания целостной теории биосферы
принадлежит академику В.И. Вернадскому. Он
выделил в биосфере семь разных, но геологически
взаимосвязанных типов веществ: 1) живое вещество;
2) биогенное вещество (горючие ископаемые,
известняки и т.д.), т.е. вещество, создаваемое и
перерабатываемое живыми организмами; 3) косное
вещество (например, горные породы); 4) биокосное
вещество, создаваемое живыми организмами и
неорганической природой (например, почва); 5)
радиоактивное вещество (рассеянные атомы); 6)
вещество космического происхождения (метеориты,
космическая пыль).
Живое вещество – совокупность всех живых
организмов (или биомасса) – распределено крайне
неравномерно. Оно является наиболее мощным
геохимическим и энергетическим фактором,
ведущей силой планетарного развития. Живые
организмы и среда их обитания тесно связаны,
взаимодействуют друг с другом, образуя целостные
динамические системы – биогеоценозы.
Жизнедеятельность организмов связана с
накоплением и распадом органических веществ, тем
самым обеспечивая постоянный круговорот
вещества и энергии в биосфере. Поэтому биосферу
можно также определить как сложную открытую,
динамическую систему, осуществляющую
улавливание, накопление и перенос энергии путем
обмена веществ между живым веществом и
окружающей средой.
Качественно новый этап развития биосферы
наступил в современную эпоху, когда деятельность
человека по своим масштабам стала соизмерима с
геологическими процессами. Антропогенное
воздействие, принявшее глобальный характер,
ставит под угрозу стабильность биосферы.
В.И. Вернадский развил представления о переходе
биосферы в ноосферу, то есть в такое ее состояние,
когда развитие биосферы будет управляться
разумом человека.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Суммарная биомасса океанов
превосходит биомассу суши.
2. Энергия, получаемая организмами, используется
в основном на поддержание их жизнедеятельности.
3. Действие абиотических факторов проявляется
только на высших позвоночных животных и
человеке.
4. К числу биотических факторов принадлежит
магнитное поле Земли.
Задание 2
Выберите правильный ответ.
А. Целостность биогеоценозов
обусловлена:
1) плотностью популяции;
2) видовым разнообразием;
3) потоками энергии.
Б. К экологическим факторам относятся:
1) факторы среды, воздействующие на
организм;
2) все без исключения факторы среды.
В. Границами биосферы являются:
1) пределы распространения живых
существ;
2) поверхность нашей планеты.
Г. Углерод поступает в биосферу:
1) от продуцентов;
2) из почвы и водоемов.
Д. Вспомогательными ресурсами
биосферы являются:
1) древесина;
2) нефть;
3) газ;
4) торф;
5) уголь.
Задание 3
Вставьте недостающие слова.
1. Биосфера, преобразованная трудом
человека и научной мыслью, называется
...................................................... .
2. Прирост биомассы, созданный за единицу времени,
называется ........................... ..................................... .
3. Ультрафиолетовое излучение поглощается в
атмосфере слоем .......................
........................................ .
4. «Цветение» водоемов обусловлено увеличением
концентрации в них ............
............................................. .
Задание 4
Установите правильную
последовательность кислотных дождей на
биогеоценозы:
1) человек;
2) млекопитающие животные;
3) растения;
4) низшие позвоночные.
Ответы
Задание 1. 1 – нет; 2 – да; 3 – нет; 4 –
нет.
Задание 2. А – 3; Б – 1; В – 1; Г – 2; Д –
1, 4.
Задание 3. 1 – ноосфера; 2 –
продуцирующие экосистемы; 3 – озона; 4 – азота и
фосфора.
Задание 4. 3, 4, 2, 1.
5. Основы цитологии
Цитология – наука о клетке. Она
изучает строение и процессы жизнедеятельности
клетки. При изучении и изложении вопросов этого
раздела необходимо рассматривать клетку как
единицу структуры и функции многоклеточного
организма или как целый одноклеточный организм.
Нужно знать основные положения клеточной теории
и дальнейшее ее развитие в связи с достижениями
биологии. Важно уметь связать строение отдельных
структур клетки с их функциями и рассмотреть
взаимосвязь этих структур в единой открытой,
саморегулирующейся, самообновляющейся и
самовоспроизводящейся системе – клетке. Эти
основные свойства живой материи реализуются в
процессе обмена веществ и энергии, в биосинтезе
белка и выполнении специфических функций, а
также при делении клеток. Необходимо знать
минеральный и органический состав клетки,
обратив особое внимание на две группы
органических веществ: белки и нуклеиновые
кислоты. Это связано с тем, что белки являются
субстратом жизни, они определяют строение всех
клеточных структур и организма в целом
(пластическая функция белка) и процессы
жизнедеятельности (ферменты). Строение белков
закодировано в строении молекул ДНК. Важно иметь
понятие о генетическом коде, знать его основные
характеристики. Реализация генетической
информации постепенно происходит в клетке в
процессе биосинтеза белка. Необходимо
разобраться в каждом из этапов этого процесса
(транскрипции и трансляции), знать роль различных
РНК и ферментов, уметь схематически изображать
эти процессы, уметь пользоваться таблицей
генетического кода при построении молекулы
полипептида.
Одно из основных положений клеточной теории –
«каждая клетка – от клетки», – отражает
способность клетки к самовоспроизведению путем
деления. За счет деления клеток (митоза) растет
молодой организм, обновляются ткани взрослого
организма. В результате другого типа деления
(мейоза) образуются половые клетки (гаметы),
участвующие в половом размножении организмов.
Нужно иметь представление о гаметогенезе, знать,
где он происходит в мужском и женском организме,
из каких этапов состоит, каков его результат;
уметь определить биологическую сущность
отдельных периодов гаметогенеза, динамику
изменения числа хромосом и количества ДНК в
клетках, дать описание зрелых половых клеток
(сперматозоидов и яйцеклеток), знать их
генетическую формулу. Уметь объяснить причину
возникновения генетически не идентичных клеток,
показать биологическое и генетическое значение
мейоза.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. В делении клетки принимают участие
ядрышко, клеточный центр, митохондрии.
2. Фагоцитоз – это выведение из клеток продуктов
обмена.
3. Правило комплементарности – это соответствие
азотистых оснований аминокислотам.
4. После репликации ДНК наследственный материал
изменяется количественно и качественно.
5. Наследственная информация закодирована в
структуре белков.
6. Синтез иРНК происходит на молекуле ДНК.
7. Наибольшая функциональная активность хромосом
наблюдается во время деления клетки.
8. В анафазе митоза к полюсам клетки расходятся
гомологичные хромосомы.
9. Клетка становится гаплоидной после второго
деления мейоза.
10. Кроссинговер – это один из механизмов
модификационной изменчивости.
Задание 2
Выберите правильный ответ (ответы).
А. Клеточное строение имеют:
1) бактерии;
2) эукариоты;
3) вирусы;
4) прокариоты;
5) бактериофаги.
Б. Немембранными структурами являются:
1) ядрышко;
2) комплекс Гольджи;
3) плазмалемма;
4) вакуоли;
5) микротрубочки.
В. Удвоение ДНК в клетке происходит:
1) во время деления;
2) при биосинтезе белка;
3) при фотосинтезе;
4) перед делением;
5) в период G1.
Г. Генетический код – это:
1) соответствие азотистых оснований
друг другу;
2) система записи информации о строении белков;
3) система записи информации о строении белков,
липидов, углеводов;
4) соответствие тРНК аминокислотам.
Задание 3
Установите соответствие.
А. Нуклеотиды нуклеиновых кислот:
1) ДНК;
2) РНК
и их структурные части:
а) А, У, Г, Ц;
б) аминокислоты;
в) рибоза;
г) А, Ц, Т, Г;
д) дезоксирибоза;
е) липиды;
ж) фосфорная кислота.
Б. Структурная организация хромосом:
1) хромосомы начинают спирализоваться;
2) хромосомы расщепляются на хроматиды;
3) хромосомы располагаются по экватору клетки;
4) хромосомы деспирализуются;
5) хромосомы удваиваются
и период клеточного цикла:
а) профаза;
б) телофаза;
в) анафаза;
г) метафаза;
д) период G1;
е) период S;
ж) период G2.
В. Структурный компонент клетки:
1) хлоропласт;
2) комплекс Гольджи;
3) рибосома;
4) ядро
и его функция:
а) транскрипция;
б) фагоцитоз;
в) фотосинтез;
г) трансляция;
д) пиноцитоз;
е) образование секреторных гранул.
Г. Число хромосом:
1) 2n2с;
2) 2n4с;
3) n2с;
4) nс
и количество ДНК в процессе мейоза:
а) профаза I;
б) профаза II;
в) метафаза I;
г) метафаза II;
д) анафаза I;
е) анафаза II;
ж) телофаза I;
з) телофаза II.
Задание 4
Установите правильную
последовательность.
А. Сперматогенез происходит в
несколько последовательных стадий:
1) период роста;
2) период созревания;
3) период размножения;
4) период формирования.
В. В процессе биосинтеза белка в клетке
происходят следующие последовательные этапы:
1) связывание иРНК с рибосомой;
2) перенос иРНК из ядра в цитоплазму;
3) образование пептидных связей между
аминокислотами;
4) транскрипция;
5) связывание тРНК с иРНК в рибосоме.
Ответы
Задание 1. 1 – нет; 2 – нет; 3 – нет; 4
– нет; 5 – нет; 6 – да; 7 – нет; 8 – нет; 9 – нет; 10 –
нет.
Задание 2. А – 1, 2, 4; Б – 1, 5; 3 – 4; Г –
2.
Задание 3. А: 1 – г, д, ж; 2 – а, в, ж. Б: 1
– а; 2 – в; 3 – г; 4 – б; 5 – е. В: 1 – в; 2 – е; 3 – г; 4 –
а. Г: 1 – е; 2 – а, в, д; 3 – б, г, ж; 4 – з.
Задание 4. А – 3, 1, 2, 4; Б – 4, 2, 1, 5, 3.
6. Размножение и индивидуальное
развитие
Размножение, или воспроизведение себе
подобных, – одно из основных свойств живых
систем. Размножение обеспечивает продолжение
жизни, преемственность поколений, сохранение
видов. В основе размножения лежат процессы
деления клеток.
Основными формами размножения организмов
являются половое и бесполое. При бесполом
размножении новый организм развивается из одной
или группы соматических клеток. Наследственный
материал передается через соматические клетки,
которые делятся митозом, и дочерний организм
идентичен родительскому. Бесполое размножение
встречается и у растений, и у животных.
При половом размножении у родителей образуются
половые клетки (гаметы), при слиянии которых
(оплодотворении) формируется одноклеточный
зародыш (зигота). В основе гаметогенеза лежит
особое деление клеток (мейоз), при котором
происходит перекомбинация генетического
материала. При оплодотворении в зиготе
комбинируется наследственный материал обоих
родителей. Эти механизмы являются основой
наследственной изменчивости, которая приводит к
формированию индивидуальных особенностей
нового организма.
Индивидуальное развитие организма называется
онтогенезом. Онтогенез начинается с момента
оплодотворения и заканчивается смертью
организма. Различают два основных периода
онтогенеза: эмбриональный и постэмбриональный.
При изучении материала нужно усвоить основные
закономерности эмбрионального развития
организмов, сущность периодов дробления,
гаструляции, образования тканей и органов.
Необходимо иметь понятие о зародышевых листках и
их производных.
Постэмбриональное развитие может протекать
по-разному. Различают прямое и непрямое развитие.
При прямом постэмбриональном развитии новый
организм сходен со взрослым (большинство
позвоночных, некоторые беспозвоночные). При
непрямом развитии эмбриогенез заканчивается
образованием личинки, которая отличается от
взрослого организма по внешним и внутренним
признакам и процессам жизнедеятельности.
Непрямое развитие называется метаморфозом
(развитием с превращением). С метаморфозом
развивается большинство беспозвоночных и
амфибии.
При изложении материала следует подчеркнуть, что
развивающийся организм особенно подвержен
влиянию окружающей среды. Неблагоприятные
факторы могут вызвать нарушение эмбриогенеза
или привести к гибели зародыша. У человека
зародыш развивается внутриутробно и защищен от
непосредственного воздействия внешней среды,
однако тесная связь его с организмом матери
определяет неблагоприятное влияние таких
факторов, как никотин и алкоголь, при
употреблении их беременной женщиной.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. У разных видов животных зародышевые
листки дают одни и те же производные.
2. Особенностью периода дробления является
деление клеток мейозом.
3. Характер дробления зависит от содержания
желтка в яйцеклетке.
4. Бластула представляет собой одноклеточный
зародыш.
5. У всех позвоночных постэмбриональное развитие
прямое.
Задание 2
Выберите правильный ответ.
А. Зародыш ланцетника на стадии
бластулы является:
1) двухслойным;
2) трехслойным;
3) однослойным.
Б. Для периода гаструляции наиболее
характерным является:
1) деление клеток;
2) перемещение клеток;
3) рост клеток.
В. Из эктодермы образуется:
1) нервная система;
2) кишечник;
3) легкие;
4) мускулатура.
Г. Клетки гаструлы имеют набор
хромосом:
1) диплоидный;
2) гаплоидный;
3) полиплоидный.
Задание 3
Установите правильную
последовательность.
А. При эмбриогенезе последовательно
протекают стадии:
1) зигота;
2) гаструляция;
3) дробление;
4) органогенез.
Б. В эмбриогенезе последовательно
образуются:
1) зародышевые листки;
2) бластоцель;
3) нервная трубка;
4) нервная пластинка.
Задание 4
Вставьте недостающее слово.
1. Сходство в строении зародышей
позвоночных животных является свидетельством
общности их ...................................................... .
2. Скелетные мышцы, почки, хрящевой и костный
скелет образуются из ...................... .
3. Эпителий желудка, кишечника, поджелудочной
железы и печени образуется из
............................................................. .
Ответы
Задание 1. 1 – да; 2 – нет; 3 – да; 4 –
нет; 5 – нет.
Задание 2. А – 3; Б – 2; В – 1; Г – 1.
Задание 3. А – 1, 3, 2, 4; Б – 2, 1, 4, 3.
Задание 4. 1 – происхождения; 2 –
мезодермы; 3 – энтодермы.
V. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ
Изучение данного раздела базируется
на рассмотрении двух основных свойств живых
организмов: наследственности и изменчивости, что
составляет содержание генетики.
Наследственность обеспечивает преемственность
поколений и сохранение постоянства видов, а
изменчивость – их разнообразие.
Генетика как наука занимается изучением
теоретических вопросов (проблемами хранения,
передачи, реализации и изменения генетической
информации) и возможностями их использования в
практической деятельности (в медицине, сельском
хозяйстве, селекции и др.). Эти задачи решаются с
помощью разнообразных методов, но основным из
них является гибридологический.
Закономерности наследования, открытые
Г.Менделем, сформулированы в виде трех законов.
Перед анализом этих законов необходимо
вспомнить особенности гибридологического
метода, генетическую символику, определения
генетических терминов. При изложении материала
по моногибридному (дигибридному) скрещиванию
следует придерживаться определенной
последовательности: дать определение
моногибридного (дигибридного) скрещивания;
написать формулу скрещивания (генотипы
родителей, гаметы, генотипы гибридов первого
поколения); дать фенотипическую характеристику
генотипов. Сформулировать первый закон Менделя
(закон единообразия гибридов первого поколения).
Придерживаясь схемы, вывести закон расщепления и
закон независимого комбинирования признаков.
Цитологические основы проявления данных
закономерностей базируются на процессах
гаметогенеза и оплодотворения.
Назовите основные положения хромосомной теории
наследственности (Т.Морган) и рассмотрите
вопросы сцепленного наследования на конкретном
примере (у мушки дрозофилы). Обратите внимание на
различия в процентном соотношении фенотипов при
независимом и сцепленном наследовании.
Рассмотрите особенности наследования,
сцепленного с полом.
Генотип как целостная исторически сложившаяся
система определяется свойствами гена,
взаимодействием между аллельными и неаллельными
генами, а также влиянием факторов внешней среды.
При взаимодействии организма со средой может
возникать изменчивость. Различают
модификационную и генотипическую (комбинативную
и мутационную) изменчивость.
Основу модификационной изменчивости составляет
изменение признаков в пределах одного генотипа.
Диапазон определяется нормой реакции.
Модификации имеют адаптивное значение. Для
изучения модификационной изменчивости
используют методы вариационной статистики.
В основе мутационной изменчивости лежат мутации,
которые возникают на генном, хромосомном и
геномном уровнях, в соматических и половых
клетках. Мутации появляются под влиянием
мутагенных факторов (физических, химических,
биологических). Определенные мутагены могут быть
использованы для экспериментального получения
мутаций – индуцированные мутации. Возникновение
мутаций подчиняется определенным
закономерностям (закон Н.И. Вавилова).
Генетика является научной базой селекции.
Селекция – наука о методах создания новых и
улучшения существующих сортов культурных
растений, пород домашних животных и штаммов
микроорганизмов, используемых человеком.
Основными методами являются гибридизация и
отбор (массовый и индивидуальный).
Новое направление современной биологии –
биотехнология: использование живых организмов и
биологических процессов в производстве.
Важнейшими разделами являются генная и
клеточная инженерия.
Задание 1
Верны ли следующие утверждения?
1. Гомологичные хромосомы при мейозе
попадают в разные клетки.
2. Гены, расположенные в одной хромосоме, образуют
несколько групп сцепления.
3. Хромосомный набор самки отличается от
хромосомного набора самца.
4. Гены, определяющие развитие гемофилии и
дальтонизма, находятся в Y-хромосоме.
5. Соматические мутации при половом размножении
передаются последующим поколениям.
6. Мутации могут возникать в половых и
соматических клетках.
7. Мутации, вызванные экспериментально,
называются индуцированными.
8. Гибрид АаВв образует два типа гамет.
Задание 2
Выберите правильный ответ.
А. При моногибридном скрещивании во
втором поколении наблюдается расщепление по
генотипу:
1) 1:3;
2) 1:2:1;
3) 9:3:3:1.
Б. Гомозиготные организмы имеют
генотип:
1) Аа;
2) Аа, АА;
3) Аа, аа;
4) АА, аа.
В. Гетерозиготные организмы имеют
генотип:
1) АА, ААВВ;
2) аа, аавв;
3) Аа, АаВв.
Г. При неполном доминировании во
втором поколении наблюдается расщепление:
1) по генотипу 1 : 2 : 1, фенотипу 1 : 3;
2) по генотипу 1 : 2 : 1, фенотипу 1 : 2 : 1;
3) по генотипу 3 : 1, фенотипу 1 : 2 : 1.
Д. Гамета содержит:
1) один аллель гена;
2) два аллеля гена;
3) несколько аллелей гена.
Е. При дигибридном скрещивании по
сравнению с моногибридным во втором поколении
число фенотипов:
1) увеличивается;
2) не изменяется;
3) уменьшается.
Задание 3
Установите соответствие.
А. Тип мутаций:
1) генные;
2) хромосомные;
3) геномные
и причины возникновения:
а) структурные изменения отдельных
хромосом;
б) варьирование признака;
в) изменение молекулы ДНК;
г) изменение числа хромосом;
д) кратное увеличение числа хромосом.
Б. Генотип организмов:
1) Аа;
2) АА;
3) аа;
4) АвВв
и их названия:
а) дигетерозиготный;
б) гетерозиготный;
в) гомозиготный, доминантный;
г) гомозиготный, рецессивный.
Ответы
Задание 1. 1 – да; 2 – нет; 3 – да; 4 –
нет; 5 – нет; 6 – да; 7 – да; 8 – нет.
Задание 2. А – 2; Б – 4; В – 3; Г – 2; Д –
1; Е – 1.
Задание 3. А: 1 – в; 2 – а; 3 – г, д. Б: 1
– б; 2 – в; 3 – г; 4 – а.
ЛИТЕРАТУРА
Учебники по ботанике, зоологии, анатомии и
физиологии человека и общей биологии для средней
школы и пособия для поступающих в вузы.
Пособие по биологии для поступающих в вузы /Н.А.
Лемеза. – Минск: Университетское, 1993.
Мамонтов С.Г. Биология для поступающих в
вузы. – М.: Высшая школа, 1991.
Пособие по биологии для поступающих в вузы.
/З.Н.Кудряшова и Л.В. Ганжина. – Минск: Высшая
школа, 1974.
Коновалов Н.Е. Биология для
подготовительных отделений медицинских
институтов. – М.: Высшая школа, 1986.
Богданова Т.Л. Биология. Задания и
упражнения. – М.: Высшая школа, 1984.
|