ЭКОЛОГИЯ

Ю.П. СУПРУНЕНКО

Назад... к дровам?

Фото М. Кабанова

В последние годы многие специалисты в США задаются, казалось бы, нелепым вопросом: «Правильным ли путем мы идем в энергетике?» И уже появились конкретные примеры движения в этой области не вперед, а назад... к дровам. В местечке Корнинг (штат Нью-Йорк) без малого 45 лет действует небольшая ТЭС. До недавних пор она работала на угле, а сегодня «кормится» смесью угля с древесиной из отслуживших свой век телеграфных столбов и железнодорожных шпал. Власти штата готовят планы перевода на дровяное питание еще нескольких, более крупных энергетических объектов. Аналогичные проекты рассматривают их коллеги в других штатах. На сегодняшний день в США насчитывается уже 105 энергетических объектов, которые в качестве топлива используют только древесину. Мощность каждого из них не так велика – хватает на удовлетворение потребностей завода или небольшого населенного пункта, но в совокупности, по данным министерства энергетики США, они вырабатывают электроэнергии столько же, сколько три ядерных реактора.

Американские специалисты приводят множественные доводы об эффективности использования древесины. Прежде всего она экологически намного чище, чем уголь или мазут. При оснащении ТЭС современным оборудованием и использовании гибридных сортов быстрорастущих деревьев, например тополя или ивы, это преимущество становится еще более ощутимым. К тому же, как известно, деревья в процессе роста поглощают углекислый газ из атмосферы, насыщая ее кислородом, и тем самым в определенной степени компенсируют ущерб, наносимый окружающей среде самим процессом сжигания. Еще один плюс, связанный с применением древесины для получения электроэнергии, – возможность более экономичного содержания ТЭС. В частности, отсутствие в выбросах сернистого газа, образующегося при сжигании угля, уменьшает коррозию труб станций, тем самым продлевая их жизнь.

С другой стороны, проекты использования солнечного излучения и ветра как альтернативных источников энергии постоянно сталкиваются с самыми разнообразными проблемами. Наиболее существенными из них являются первоначальные расходы на разработку и строительство специальных станций и дороговизна их технического обслуживания. В то время как сжигание древесины для получения электрического тока обходится в три раза дешевле, чем его выработка, например, панелями солнечных батарей.

Доля древесины в топливном балансе США составляет на настоящее время лишь 1%, однако, по мнению специалиста министерства энергетики Д.Феррела, уже через 20 лет она достигнет 15%. С 80-х гг. частные предприниматели вложили в развитие ТЭС на древесине свыше 10 млрд долларов, и в ближайшем будущем частные инвестиции обещают возрасти. Подобная переориентация энергетических компаний приводит к соответствующему изменению специализации фермерских хозяйств. Теперь уже не редкость, когда рядом с полем пшеницы раскинулась плантация гибридных быстрорастущих тополей или ив. Однако нынешнего запаса специально посаженных для ТЭС лесов пока явно не хватает. И потому обсуждаются планы высадить на миллионах гектаров американской территории «супердеревья», способные вырасти за год почти на 5 м. Интерес к древесине как альтернативному топливу проявляют и на самом высоком официальном уровне. С 1990 г. ежегодные расходы министерства энергетики на исследования в области применения древесины в качестве топлива для ТЭС составляют 50 млн долларов. В опубликованном не так давно национальном плане развития энергетики страны президент США Б.Клинтон обещал значительно увеличить ассигнования на эти цели. Разумеется, никто не ставит вопрос о переводе всех электростанций на дрова. Но в районах, куда затруднен подвоз других видов топлива, а климат позволяет выращивать деревья, это вполне разумная альтернатива. Особенно если там солнце светит не так уж жарко и ветры не так уж сильны.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru