Я ИДУ НА УРОК

В.Н. НИКОНОВА,
УВК «Детский сад, школа, гимназия» No 33,
г. Петропавловск-Камчатский

Контрольный урок по теме   «Бактерии», «Грибы», «Лишайники»

Фото М. Кабанова

Занятие проводится после изучения тем «Бактерии», «Грибы», «Лишайники» как обобщающий контрольный урок. Ученики делятся на несколько соревнующихся команд. В каждой команде есть консультант, проверяющий ответы ребят. По окончании урока каждый ученик получает отметки.

Оборудование: таблицы «Бактерии», «Шляпочные грибы», «Плесневые грибы», «Грибы-паразиты», «Лишайники»; муляжи грибов; кодоскоп и кодотранспаранты на прозрачной пленке; сигнальные карточки для коллективной работы.

Задание № 1. Работа с классом

На доске написан план характеристики представителей царств бактерий, грибов, лишайников.

1. Название царства.
2. Особенности строения организма.
3. Место обитания.
4. Представители.

Отвечает любой желающий, консультант заносит отметки в оценочный лист.

Задание № 2. Индивидуальная работа

Каждому выдаются 2–4 отдельные карточки, на которых напечатаны термины по темам урока. Карточки с терминами необходимо распределить соответственно темам по кармашкам классификатора. Количество терминов зависит от количества учащихся в классе. Например: ядерное вещество, ядро, нуклеотид, прокариоты, эукариоты, аэробы, анаэробы, сыворотка, иммунитет, вакцина, микология, гетеротрофы, фитофтора, пенициллин, «манна небесная», слоевище и др.

Каждый учащийся подписывает свою карточку (фамилия) и кладет ее в соответствующий кармашек.

Бактерии

Грибы

Лишайники

 

 

Работа оценивается консультантами.

Задание № 3. Биологический диктант

Учащиеся выслушивают вопросы и записывают ответы.

1. Надцарство живой природы, представители которого не имеют ядра.
2. Организм, который для питания использует органические вещества живых организмов.
3. Взаимовыгодное сожительство двух и более организмов.
4. Вещества, поглощаемые грибами из корней деревьев.
5. Отрасль производства, которая использует живые организмы и биологические процессы для производства ценных для народного хозяйства продуктов.

Учитель проверяет ответы, пока консультанты проводят конкурс по заданию № 4.

Задание № 4. Коллективно-индивидуальная работа

Каждый ученик получает карточку с тремя вопросами и устно отвечает на них, при затруднении на вопрос может ответить любой желающий из той же группы.

Примерные варианты вопросов.

Вариант 1

1. Какие организмы называют паразитами и почему?
2. Что такое лишайники?
3. Что «лишнее»: накипные, азотфиксирующие, почвенные, молочнокислые.

Вариант 2

1. В сосновом лесу встречается много маслят, а в березовом подберезовиков. Почему?
2. Как питаются бактерии?
3. Найди пару:

гриб
бактерии
лишайник

золотянка
фитофтора
сальмонелла

Вариант 3

1. Как размножаются бактерии?
2. Почему лишайники медленно растут?
3. Заполни пробел: «Живые организмы, состоящие из одной клетки, встречаются среди представителей царства... (из предложенных на теме урока).

Вариант 4

1. Какие живые организмы называются сапрофитами. Приведите примеры бактерий сапрофитов.
2. Почему лишайники называются первопроходцами жизни?
3. Дополни ответ: «Готовыми органическими веществами питаются представители царств ... ».

Работа оценивается консультантами.

Задание № 5. Работа с сигнальными карточками

Ученики читают вопросы, записанные на кодотранспаранте. Оценивается верность вопроса: ДА – красная карточка, НЕТ – синяя.

Вопросы открываются по мере ответов.

1. Бактерии, грибы и лишайники участвуют в круговороте веществ в природе.
2. Мукор и пеницилл – шляпочные грибы.
3. Ультрафиолетовый свет благоприятен для бактерий.
4. Все бактерии – паразиты человека и животных.
5. Лишайники – индикаторы чистого воздуха.
6. Деревья от грибов получают минеральные вещества.
7. ЛСД делают из спорыньи.
8. С помощью микроорганизмов получают пенициллин, витамины, ферменты, кормовые дрожжи.
9. Грибы используют в пищу, так как они содержат много витаминов, белки и микроэлементы.
10. Для грибов характерен только паразитический образ жизни.

Задание № 6. Коллективная работа

Значение бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека.
Отвечают все желающие.

Задание № 7. Кроссворды

Разгадывание кроссвордов по группам. Пока ребята разгадывают кроссворды, консультанты и учитель подводят итоги и каждому выставляется отметку за проделанную на уроке работу. (Представлен один из вариантов.)

СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru