Н.И. АСТАШИНА,
Воротынская средняя школа,
п. Воротынец, Нижегородской обл.
«Путешествие в Энтомоград»
Заключительный урок в 7-м классе по
теме «Насекомые»
Оборудование: карта-маршрут,
картинки для графопроектора (конечности
насекомых, ротовые аппараты, карикатурные
изображения насекомых, насекомые разных
отрядов), конверты с мозаикой и заданием,
жетоны-баллы.
Учащиеся делятся на 5 групп.
Вступительное слово учителя
В пятой книге И.Акимушкина из цикла
«Мир животных» есть такие слова: «Приходит лето,
и они в великом изобилии наполняют наши леса,
сады, поля, даже пустыни. Сколько их на планете?
Где тот всемогущий компьютер, способный выразить
в цифрах это население Земли? Как предполагают,
их на Земле 1018! Миллиард миллиардов! Больше, чем
звезд в нашей Галактике! О ком написаны эти
строки?
Сегодня у нас с вами заключительный урок по теме
«Насекомые». Урок необычный – мы отправимся в
путешествие по необыкновенному городу
Энтомограду.
Наше путешествие окажется не только
познавательным, но и успешным в том случае, если
мы дойдем до Дворца знатоков. Для достижения
нашей цели мы должны взять багаж – знания по этой
теме. Мы побываем на некоторых улицах города,
познакомимся с ним и его обитателями и сможем
заработать жетоны-баллы для себя и своей команды.
Путешествие
1. Чтобы попасть в город, нам необходим
входной билет. Заработать его мы можем, выполнив
задание. Надо собрать мозаику и определить, к
какому отряду относится изображенное на ней
насекомое. А еще в 2–3 предложениях дать
характеристику этому отряду. (Двукрылые,
Перепончатокрылые, Прямокрылые, Жуки,
Чешуекрылые. Название отряда – название команды.
Для изготовления мозаики предварительно
выбираются изображения насекомых
соответствующих отрядов и произвольно
разрезаются на несколько частей.)
(Правильный ответ – 5 баллов.)
2. Получив входной билет и разрешение
на путешествие, мы попадаем на улицу
Определитетельную. Ваша задача: дать определения
тем терминам, которые встречаются на этой улице: метаморфоз,
ароморфоз, партеногенез, куколка, личинка, имаго.
(Правильный ответ – 1 балл.)
3. И вот мы с вами попадаем на площадь
Административно-анатомическую – самую главную
площадь города, от которой отходят все улицы.
Здесь вы должны определить:
Рис. 1. Варианты строения ротового аппарата
насекомых: 1 – грызущий ротовой аппарат
черного таракана; 2 – лакающий ротовой
аппарат шмеля; 3 – колюще-сосущий ротовой
аппарат комара
– какие и чьи ротовые аппараты
изображены на рисунках (рис. 1);
– чьи конечности изображены на рисунках, какие
функции они выполняют (рис. 2).
Рис. 2. Разнообразие конечностей насекомых: 1
– бегательная (жужелица); 2 – прыгательная
(саранча); 3 – копательная (медведка); 4 –
плавательная (жук-плавунец); 5 – хватательная
(богомол); 6 – собирательная (медоносная
пчела)
(Правильный ответ – 1 балл.)
4. Чтобы достичь Дворца знатоков, мы
должны повернуть на ул. Крылатую. На этой улице
встречаются представители разных отрядов, и само
название говорит о том, что все они летают. Ваша
задача узнать их по описанию.
(За правильный ответ, данный после
зачитывания 1-го предложения, – 3 балла, после 2-го
– 2 балла, после 3-го – 1 балл.)
5. Дальше наш маршрут идет на
перекресток Прыгунов – там нам с вами вновь
придется угадывать насекомых по их
характеристикам. (Майский жук, кузнечик,
комнатная муха, рыжий муравей, комар пискун,
капустная белянка, медоносная пчела, рыжий
таракан. – Баллы начисляются, как и в предыдущем
случае.)
(Вариант – определять насекомых по
картинкам на графопроекторе. За верный ответ – 2
балла.)
6. И вот мы с вами дошли до нашей цели –
Дворца знатоков. Как в любом дворце, здесь много
залов. Этот дворец славен тем, что в нем можно
встретить представителей разных отрядов
насекомых, независимо от того, какой образ жизни
они ведут, где обитают, чем питаются. И какое
имеют значение для человека – ведь все они
играют важную роль в природе в целом.
Ваша задача определить, кто изображен на
портрете-карикатуре и почему так изображен? (Бабочка,
термиты, кузнечик, вши, клопы, блохи, колорадский
жук, саранча. За правильный ответ – 1 балл.)
7. Теперь у нас с вами есть возможность
познакомиться с залом, в котором представлены
рекорды насекомых. (Сведения о рекордах
записаны на вырезанных из цветной бумаги
«листочках» и «бабочках», прикрепленных
скрепками к ветке дерева, установленной в
цветочном горшке. От каждой команды выбирается
по 1 человеку (у кого больше жетонов), которые по
очереди снимают «листочки» и «бабочек» и
зачитывают текст на них. Баллы не начисляются.)
На этом мы заканчиваем путешествие по городу.
Подведение итогов и домашнее задание
Творческая работа – стихи, загадки,
сказки о насекомых.
Карикатурные изображения взяты из
книги Козлова М.А. "Не просто букашки".
|