Урок-турнир «Азбука витаминов»

Я ИДУ НА УРОК

Т.В. ЖУРИЛО,
учитель биологии с.ш. No 5,
г. Гусев Калининградской области

Урок-турнир «Азбука витаминов»

9-й класс (1 ч)

Оборудование: таблицы «Овощи и фрукты – копилка витаминов», «Овощи – это здоровье»; карточки с изображением продуктов, содержащих витамины А, В, С, D; выставка литературы о правильном питании и продуктах, богатых витаминами; для конкурса художников – два листа ватмана, фломастеры и карандаши.

Класс делится на две команды, каждая команда выбирает капитана и двух художников.

Конкурс художников

За 35 мин художники должны нарисовать (не забывая о юморе!) плакаты на тему «Витамины и мы» (максимальная оценка – 5 баллов).

Турнир знатоков

Команды отвечают на вопросы. (За каждый правильный ответ – 5 баллов.)

Вопросы 1-й команде

1. Почему человек не может существовать, если в пище нет витаминов? (Витамины не синтезируются в организме человека или синтезируются в незначительных количествах.)

2. Опытных мышей он кормил смесью всех известных тогда веществ, входящих в состав молока, но вещества брал химически чистые. Контрольным мышам давал натуральное молоко. Они развивались нормально, а опытные зверьки погибли. Почему? Кто поставил такой опыт? (Н.И. Лунин. Опытные зверьки погибли, т.к. в состав смеси не входили витамины.)

3. Васка да Гама в 1498 г. потерял 100 из 160 человек команды; из 265 спутников Магеллана свой дом вновь увидели лишь 65. Какая болезнь стала причиной гибели моряков? Как борются с этой болезнью сегодня? (Цинга – недостаток витамина С.)

4. В середине апреля 1942 г. из-за нехватки витамина началось заболевание бойцов на передовой. Особенно страдали от него разведчики, неспособные не то что ночью, но и в сумерках различить противника на расстоянии двух шагов. Больным было рекомендовано усиленно использовать в пищу крапиву, щавель, лебеду, одуванчики. Какого витамина не хватало больным? Какая болезнь у них была? (Куриная слепота, вызванная недостатком витамина А).

5. В России это растение рекламировала более 200 лет тому назад газета «Экономический магазин», доводившая до сведения читателей, что «многие врачи похваляют употребление его не только англичанам, но и в пищу больных одиночеством...», «почитается пища лекарственной и от цинги». Действительно, с тех пор, как эта культура распространилась в Европе, совершенно прекратились массовые заболевания цингой. О каком растении идет речь? (Картофель.)

6. Тем, что в России стали выращивать это растение и даже полюбили его, мы обязаны замечательному агроному – ученому екатерининских времен Андрею Тимофеевичу Болотову. В наше время он известен как автор записок, красочно отображающих политическую и экономическую жизнь России XVIII в. В статье «О любовных яблочках» Болотов писал: «Плоды, имеющие вид крупных, гладких и очень красивых яблочек, которые цветом на большую часть бывают красные, а иногда и желтоватого, и кофейного колера, которые яблочки и придают всему произрастанию сему красу!». О каком растении идет речь? Какие витамины оно содержит? (Томат; витамины С, РР, каротин.)

7. Какое растение называют северным апельсином? Почему? (Капусту кольраби из-за высокого содержания витамина С.)

8. Название этого растения в переводе с латинского языка – «царский желудь»*. Действительно, его плоды – поистине царская пища. В древней Греции и Риме это растение было символом изобилия, достатка и долголетия. Очень удивляло людей сходство формы семенного ядра с мозгом человека. Считалось, что эти плоды не только оказывают благотворное влияние на умственную деятельность человека, но и сами обладают разумом. На Русь это растение попало более девяти веков назад из Греции. Как оно называется? Какие витамины содержит? (Грецкий орех, витамины С, В1, Р, Е и др.)

9. «...Оно соку спелого полно, так свежо и так душисто, так румяно-золотисто, будто медом налилось! Видны семечки насквозь» – кто автор этих строк? Откуда взят отрывок? О каком растении идет речь? (Яблоня; А.С. Пушкин, «Сказка о мертвой царевне».)

Вопросы 2-й команде

1. Каким словом называются болезни, возникающие при недостатке витаминов? (Авитаминозы.)

2. Всякий раз, когда Эйкман кормил кур только очищенным рисом, куры заболевали. Когда же он кормил больных кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что именно содержалось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить людей рисовыми отрубями. О какой болезни идет речь? Что же было целебного в рисовых отрубях? (Болезнь бери-бери, вызываемая недостатком витамина В1.)

3. Ленинграду во время блокады в 1941 г. угрожали не только голод, артиллерийские обстрелы, бомбовые шквалы, но и цинга. Ленинградцы в качестве источника витамина С использовали проверенную сибиряками... (Хвою.)

4. Какой продукт растительного происхождения, содержащий витамин D, входил в меню Дон-Кихота Ламанчского? (Желуди.)

5. Зачем в XVI и XVII вв. царские сановники снаряжали за плодами шиповника специальные экспедиции в Оренбургские степи? (В плодах шиповника больше всего витамина С – до 15%.)

6. «Кернис – славянский бог этого дерева. Считали, что умилостивить его и получить хороший урожай можно, зажигая на деревцах свечи. Немцы для этого выращивали к новому году цветущие деревца в кадках. Изумительно цветущее деревце, украшенное игрушками и горящими свечами! Но трудно иметь цветущее дерево зимой. Поэтому в XIX в. его заменили елкой.

Это дерево произошло от дикого лесного предка и было в числе первых растений, возделываемых человеком. Его плод упоминается в древних легендах. У греков и римлян оно было посвящено богине красоты, а немцы считали его любимым блюдом богов, поэтому злой бог бури никогда не метал молний в это деревце. Сейчас оно занимает первое место среди плодовых деревьев».

О каком растении идет речь в данном рассказе? Какие витамины содержат его плоды? (Яблоня; витамины С, В1, В2, каротин и др.)

7. Какое растение называют северным виноградом? Почему? (Крыжовник – источник витаминов С, В, Р, провитамина А.)

8. Культивировать его начали еще за 4000 лет назад. Всегда и везде людей удивляли необычный внешний вид и свойства этого растения. По представлениям древних, многослойность растения напоминала о строении Вселенной, где Солнце, Луна и звезды движутся в разных сферах вокруг Земли, и поэтому его использовали как модель при объяснении строения Вселенной. В Древней Греции и Риме считали, что его употребление придает храбрость, энергию, силу, и поэтому обязательно включали в рацион солдат. В средние века его широко использовали как амулет. Даже английский король Ричард Львиное Сердце носил на шее такой амулет. Что это за растение и какие витамины оно содержит? (Лук; витамины С, В1, В2, А.)

Конкурс капитанов

А. Загадки (за каждый правильный ответ – 1 балл).

Вот так диковинка:
На ветке – морковинка!
Висит, краснеется –
На самом солнце греется! (Перец.)

Хоть прячется Алена
За веточкой зеленой,
Но красная щека
Видна издалека. (Земляника.)

Ягода – красна,
Ягода – вкусна,
Режь до соли,
Ешь да хвали! (Помидор.)

Цветок – напрасный,
Плод – опасный
А все поле засажено. (Картофель.)

На плечах Ивашки –
Сорок три рубашки.
Все из ткани отбеленной,
А поверх – пиджак зеленый. (Капуста.)

Цветок – крылатка,
А плод – лопатка.
Плод зелен и молод,
Но сладок, как солод. (Горох.)

Помидору – брат,
А кумачу – не рад:
Он в лиловой рос одежке,
Не краснеет даже в лежке. (Баклажан.)

Б. Перед вами карточки с изображением фруктов, овощей и других продуктов. Рассортируйте их по содержанию в этих продуктах витаминов А, В, С, D. (Время – 1 мин, за каждый правильный ответ – 5 баллов).

В. Слива, огурец, черника, белая смородина, груша, виноград, клюква, банан – какие из этих фруктов и овощей содержат мало витаминов? (За каждый правильный ответ – 1 балл). (Огурец, банан.)

Г. Объясните выражения:

«Капуста – сила, пока она в бочке – беды не будет».
«Лук – от семи недуг».
«Чеснок – лекарство бедняков».
«Овощи продлевают жизнь человека».

(За каждый правильный ответ – 1 балл).

Подведение итогов, определение команд-победительниц, выставление оценок.

Литература

Брэгг П.С. Формула совершенства. – С.-Пб.: Лейла, 1993.

Булатов М. Тридцать три пирога. – М.: Детская литература, МП РСФСР, 1962.

Замятина Н.Г. Кухня Робинзона. – М.: Институт технологических исследований, 1994.

Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1971.

Зимина В.М. Библиотечка лекарственных растений. Т. 1. – С.-Пб.: Дорваль, 1993.

Кузнецова М.А., Резникова А.С. Сказания о лекарственных растениях. – М.: Высшая школа, 1992.

Лаптев Ю.П. Растения от А до Я. – М.: Колос, 1992.

Петровский К.С., Белоусов Д.П., Беляева А.С., Смирнова Н.Н. Витамины круглый год. – М.: Россельхозиздат, 1985.

Эвенштейн З.М. Здоровье и питание. – М.: Знание, 1987.


* Juglans regia. Regia – царский, а словом juglans римляне называли грецкий орех, является производным от словосочетания Jovis glans – желудь Юпитера. – Прим. ред.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru