УЧЕБНИКИ И УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

БРОВКИНА Е.Т., СОНИН Н.И.

Продолжение. См. No 33/2000

Многообразие живых организмов

Тематическое планирование. Биология, 7-й класс

Урок 22. Отдел Голосеменные. Особенности организации и происхождение

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности растений отдела голосеменных как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниковидными; продолжить формировать умения узнавать виды голосеменных, сравнивать их между собой и с видами папоротников, делать выводы об их более сложной организации.

Оборудование: коллекция голосеменных растений, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы или рисунки с изображением голосеменных растений, готовые микропрепараты, микроскопы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений о строении, размножении папоротников как высших споровых растений, их практическом значении. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)

II. Изучение нового материала

1. Особенности строения голосеменных на примере сосны обыкновенной. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров сосны, рисунков, таблицы.)
2. Особенности размножения сосны обыкновенной, мужские и женские шишки, их расположение, ветроопыление, образование семян. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, гербарных экземпляров сосны, использование рисунков.)
3. Семя, особенности его строения и расположения на чешуйках, роль семян в эволюции растительного мира. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения, размножения голосеменных растений как более сложноорганизованных по сравнению с папоротниками. (Беседа или лабораторная работа «строение мужских и женских шишек, пыльцы и семян сосны».)

IV. Задание на дом: изучить раздел I темы «Отдел Голосеменные растения» до статьи «Значение голосеменных», подготовить ответы на вопросы 1–5 рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 23. Многообразие голосеменных, их роль в природе и практическое значение

Задачи: расширить знания учащихся о голосеменных, ознакомив их с многообразием видов, особенностями распространения, ролью в природе и практическим значением; продолжить формирование умений сравнивать, делать вывод о принадлежности разных видов хвойных к отделу голосеменных, обосновывать их роль в природе.

Оборудование: коллекция голосеменных, гербарные экземпляры сосны, ели, лиственницы, таблицы, рисунки с изображением голосеменных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях строения, размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной, о чертах усложнения их организации по сравнению с папоротниковидными. (Беседа с использованием вопросов из рубрики «Проверьте свои знания».)

II. Изучение нового материала

1. Хвойные – один из классов отдела голосеменных, их характерные признаки: жизненные формы, основные виды, распространение на территории нашей страны. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, гербарных экземпляров.)
2. Роль хвойных в природе: создатели органических вeщecтв в процессе фотосинтеза, источники кислорода, корм для животных и др.
3. Разнообразное значение хвойных в жизни человека, его хозяйственной деятельности: использование в качестве строительного материала, топлива, сырья для промышленности. (Беседа с элементами рассказа учителя.)
4. Меры охраны, рационального использования и воспроизводства хвойных как компонента лесных богатств нашей страны. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации голосеменных, их роли в природе и жизни человека. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить до конца тему «Отдел Голосеменные растения», выполнить задания из рубрики «Подумайте».

Урок 24. Отдел Покрытосеменные, особенности организации, происхождение

Задачи: сформировать представление об особенностях организации покрытосеменных растений как группы растений, имеющих более сложное строение, размножение, развитие по сравнению с голосеменными; продолжить формирование умений наблюдать, узнавать цветковые растения, объяснять их более высокую организацию по сравнению с голосеменными растениями.

Оборудование: цветущие комнатные растения; гербарные экземпляры цветковых растений; таблицы; изoбpaжeния разных видов покрытосеменных, строения цветка; схемы развития цветкового растения; диафильм о разнообразии цветковых растений и мест их обитания; цветущее растение шиповника или другое цветковое растение.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях голосеменных растений, их роли в природе и практическом значении. (Беседа по вопросам рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать голосеменные растения, обосновывать принадлежность представителей хвойных к отделу голосеменных. (Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по заданиям из рубрик «Какие утверждения верны?», «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Характерные признаки покрытосеменных, или цветковых, растений, отличающие их от голосеменных. (Рассказ учителя, демонстрация комнатных растений, гербарных экземпляров, таблиц.)
2. Побеговая и корневая системы – основные части покрытосеменного растения. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация комнатных растений, гербарных экземпляров растений, таблиц или рисунков.)
3. Особенности строения корневой системы (главный, боковые, придаточные корни), связанные с их функциями. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация гербарных экземпляров, таблиц или рисунков.)
4. Особенности строения стебля как части побеговой системы на примере стебля (ствола) деревьев (пробка, камбий, проводящие сосуды) и травянистых растений в связи с их функциональным значением. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
5. Разнообразие листьев, цветков, семян, плодов как элементов побеговой системы, их значение в жизни растений. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация комнатных растений, таблиц, кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения покрытосеменных, или цветковых, растений. (Лабораторная работа «Изучение строения цветкового растения на примере шиповника или другого цветущего растения».)

IV. Задание на дом: изучить раздел I до статьи «Размножение покрытосеменных» темы «Отдел покрытосеменные (цветковые) растения»; подготовить ответы на вопросы 1–7 рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 25. Размножение покрытосеменных растений

Задачи: раскрыть особенности полового и бесполого размножения, значение размножения в жизни покрытосеменных, деление отдела в зависимости от строения на классы двудольные и однодольные; ознакомить с многообразием двудольных, их значением в природе; продолжить формирование умений узнавать изученные покрытосеменные, обосновывать их более сложную организацию по сравнению с голосеменными растениями.

Оборудование: цветущие комнатные растения, гербарные экземпляры растений, модель цветка, таблица, изображения строения цветка, оплодотворения у цветковых растений, транспаранты о строении цветка.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения покрытосеменных, или цветковых, растений как более сложноорганизованных по сравнению с голосеменными растениями. (Рассказ учащихся с элементами беседы.)
2. Проверка умений узнавать представителей покрытосеменных растений, находить черты усложнения их строения. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданиям рубрики «Подумайте».)

II. Изучение нового материала

1. Размножение покрытосеменных растений, способы размножения и их биологическое значение. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы.)
2. Особенности полового размножения, цветок – орган полового размножения, его строение, однополые и двуполые цветки, особенности их строения в связи с функциями. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация комнатных растений, модели, таблицы или транспаранта.)
3. Бесполое (вегетативное) размножение посредством корней, стеблей, листьев, видоизмененных подземных побегов. (Беседа, демонстрация комнатных растений, таблиц.)

III. Закрепление знаний об особенностях размножения покрытосеменных растений. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I из темы «Отдел покрытосеменные растения», подготовить ответы на вопросы 1–6 из рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 26. Класс Двудольные, характерные особенности растений семейства розоцветных

Задачи: ознакомить учащихся с многообразием растений класса двудольных, характерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе, жизни человека; совершенствовать умения узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству.

Оборудование: живые или гербарные экземпляры растений семейства розоцветных, цветки шиповника, препаровальные иглы, пинцеты, лупы, модель цветка вишни, таблицы, изображения растений семейства розоцветных, диапозитивы о семействе розоцветных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях размножения покрытосеменных растений, их характерных признаках. (Беседа с элементами рассказа учащихся.)

II. Изучение нового материала

1. Двудольные и однодольные – основные классы отдела покрытосеменных (цветковых) растений. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений или их гербарных экземпляров, таблицы, рисунки.)
2. Класс двудольные. Общая характеристика, основные семейства. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблиц или диапозитивов.)
3. Семейство розоцветных, общая характеристика. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц, гербарных экземпляров растений семейства розоцветных, модель цветка.)
4. Особенности строения шиповника – представителя семейства розоцветных. (Лабораторная работа.)
5. Культурные растения семейства розоцветных, их значение в жизни человека. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация моделей, муляжей, таблицы.)

III. Закрепление знаний о растениях семейства розоцветных. (Беседа, подведение учащихся к выводу об особенностях растений семейства розоцветных.)

IV. Задание на дом: изучить раздел II на с. 51 учебника – материал о классе двудольных и семействе розоцветных, повторить раздел I темы «Отдел Покрытосеменные растения».

Урок 27. Класс Двудольные, характерные особенности растений: семейства Крестоцветные и Пасленовые

Задачи: ознакомить учащихся с особенностями растений семейств крестоцветных и пасленовых, с их ролью в природе, жизни человека; продолжить формирование умений узнавать изученные растения, сравнивать и обосновывать их принадлежность к определенному семейству, классу.

Оборудование: живые или гербарные экземпляры растений семейств крестоцветных и пасленовых, таблицы, диапозитивы о растениях семейств крестоцветных, пасленовых.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях двудольных растений, характерных признаках розоцветных. (Беседа.)
2. Проверка умения узнавать растения семейства розоцветных, класса двудольных. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданию рубрики «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Общая характеристика растений семейства крестоцветных. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблицы или диапозитива.)
2. Многообразие дикорастущих и культурных растений семейства крестоцветных, их роль в природе и жизни человека. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы или диапозитива.)
3. Общая характеристика растений семейства пасленовых. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений или гербарных экземпляров, таблицы, диапозитива.)
4. Многообразие дикорастущих растений семейства пасленовых. (Беседа, демонстрация гербарных экземпляров, таблицы.)
5. Культурные растения семейства пасленовых, их роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблицы, диапозитива.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения растений семейств Крестоцветные и Пасленовые, их многообразии, роли в природе, жизни человека. (Беседа, демонстрация диапозитивов.)

IV. Задание на дом: изучить материал о двудольных растениях из раздела II темы «Отдел Покрытосеменные растения», повторить раздел I этой темы.

Урок 28. Класс Однодольные, характерные признаки растений семейства злаковые

Задачи: раскрыть особенности однодольных растений, многообразие видов семейства злаковых, их значение в природе, жизни человека; продолжить формирование умений узнавать представителей семейства злаковых, объяснять их принадлежность к классу однодольных.

Оборудование: гербарные экземпляры пшеницы, ржи, таблицы, изображения представителей однодольных, транспаранты о злаковых растениях, диапозитивы или транспаранты о семействе злаковых.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о характерных признаках класса двудольных, семейств крестоцветных, розоцветных и пасленовых, о практическом значении представителей культурных растений. (Беседа с элементами рассказа учащихся, с использованием таблиц.)

II. Изучение нового материала

1. Характерные признаки класса однодольных, основные семейства. (Рассказ учителя, демонстрация гербарных экземпляров).
2. Дикорастущие растения семейства злаковых, их характерные особенности. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, гербарных экземпляров дикорастущих злаковых.)
3. Многообразие культурных злаков, особенности строения пшеницы как растения семейства злаковых. (Беседа, демонстрация таблицы, гербарных экземпляров пшеницы.)
4. роль дикорастущих злаковых в природе, практическое значение культурных злаков. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунков, диапозитивов или транспарантов.)

III. Проверка знаний об особенностях строения растений семейства злаковых. (Беседа, демонстрация диапозитивов или транспарантов.)

IV. Задание на дом: изучить материалы о растениях класса однодольных, семейства злаковых, их роли в природе, жизни человека, его хозяйственной деятельности; выполнить задания к рис. 64 и 65, повторить общую характеристику отдела покрытосеменных растений.

Урок 29. Класс однодольные, характерные особенности растений семейства лилейные

Задачи: расширить знания о классе однодольных, изучив характерные признаки растений семейства лилейных, их многообразие, роль в природе и практическое значение; продолжить формирование умения узнавать изученные растения, обосновывать их роль в природе.

Оборудование: живые растения или гербарные экземпляры растений семейства лилейных, таблицы, рисунки с изображением дикорастущих и культурных растений класса двудольных, диапозитивы, транспаранты о семействе злаковых.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях растений класса однодольных, семейства злаковых, их роли в природе и практическом значении. (Рассказ учеников с элементами беседы.)
2. Проверка умений узнавать изученные растения семейства злаковых. (Самостоятельная работа по заданию учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о растениях семейства лилейных: многообразие видов, распространение, особенности строения цветка. (Рассказ учителя, демонстрация живых растений, гербарных экземпляров, таблиц, рисунков.)
2. Особенности строения растений семейства лилейных на примере майского ландыша или тюльпана. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблицы, рисунков.)
3. Многообразие видов семейства лилейных, их биологические особенности и роль в природе. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация гербарных экземпляров растений, таблиц, рисунков, диапозитивов.)
4. Культурные растения семейства лилейных. Луковичные и корневищные растения этого семейства. (Беседа с демонстрацией таблицы, диапозитивов, гербарных экземпляров.)
5. Практическое значение сельскохозяйственных растений семейства лилейных. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунков, диапозитивов.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения растений семейства лилейных, их многообразии, роли в природе, жизни человека. (Беседа, демонстрация диапозитивов.)

IV. Задание на дом: подготовить рассказ об особенностях строения растений семейства лилейных, их роли в природе и практическом значении на основании текста раздела II темы «Отдел покрытосеменные растения».

Урок 30. Повторно-обобщающий на тему «Царства Прокариоты, Грибы, Растения»

Задачи: повторить и обобщить знания об особенностях организации прокариот, грибов, растений и их сходстве; отработать умение узнавать изученные бактерии, грибы, растения, обосновывать их принадлежность к тому или иному царству, указывать черты их усложнения.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний о царствах живой природы. (Фронтальный опрос с использованием задания из рубрики «Какие утверждения верны?».)

II. Обобщение знаний о многообразии бактерий, грибов, растений, особенностях их строения и жизнедеятельности, их роли в природе и практическом значении. (Беседа с элементами рассказа учителя, подведение учащихся к выводу о многообразии живых организмов разных царств живой природы.)

ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (40 ч)

Урок 31. Общая характеристика животных

Задачи: рассказать об особенностях строения, жизнедеятельности животных, их многообразии, широком распространение на Земле, заселении всех сред обитания на нашей планете; продолжить формирование умений сравнивать, делать выводы.

Оборудование: животные уголка живой природы (аквариумные рыбы, черепаха, морская свинка и др.), чучела птиц, зверей, таблицы и рисунки из учебника или других книг, таблицы с изображением строения растительной и животной клеток.

Методические рекомендации

I. Изучение нового материала

1. Многообразие видов животных. Зоология, ее предмет и задачи. (Рассказ учителя, демонстрация живых животных, чучел, таблиц или рисунков.)
2. Характерные признаки животных: гетеротрофный тип питания, подвижность, ограниченный рост и др. (Беседа с элементами рассказа учителя, использование знаний о животных из курса «Биология-6», демонстрация рисунков, таблиц, живых животных.)
3. Четкая симметрия тела как один из характерных признаков животных. Виды симметрии (лучевая, двусторонняя), их особенности на примере представителей разных систематических групп. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц или рисунков.)
4. Одноклеточные и многоклеточные – подцарства царства животных. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или рисунков.)
5. Сходство животных с растениями, грибами, организмами других царств живой природы – свидетельство их родства. (Беседа, демонстрация таблиц, рисунков, использование приема сравнения.)

II. Задание на дом: изучить раздел I темы «Царство животных», подготовить ответ на вопрос: чем животные отличаются от растений, грибов?

Тема. Подцарство Одноклеточные (2 ч)

Задачи темы:

– ознакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности одноклеточных, или простейших, с основными типами (саркожгутиконосцы, споровики, инфузории), многообразием видов, средой обитания, чертами приспособленности основных представителей каждого из типов к жизни в ней, со значением одноклеточных в природных сообществах, жизни человека;

– продолжить формирование умений проводить наблюдения, работать с микроскопом, сравнивать одноклеточных между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному типу, классу, характеризовать их роль в биоценозах.

Планирование темы

Урок 32. Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация.

Урок 33. Многообразие одноклеточных разных типов. Значение в биоценозах и в жизни человека.

Урок 32. Особенности организации одноклеточных, или простейших, их классификация

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности простейших как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни, основные типы; ознакомить с общей характеристикой типа саркожгутиконосцев, особенностями простейших из класса саркодовых; продолжить формирование умений сравнивать, обосновывать особенности строения одноклеточных.

Оборудование: таблицы или рисунки с изображением одноклеточных животных, диафильм «Многообразие и значение простейших».

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения животных, отличающих их от организмов других царств живой природы: растений, грибов. (Рассказ учащихся с использованием таблиц.)
2. Проверка умения сравнивать организмы разных царств живой природы. (Самостоятельная работа по заданию учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения об одноклеточных: среды обитания, многообразие видов, одноклеточность, микроскопические размеры. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
2. Особенности организации простейших как одноклеточных организмов – основные компоненты: ядро и цитоплазма, органоиды передвижения, пищеварения, выделения и др. (Рассказ учителя с элементом беседы, демонстрация таблиц.)
3. Инцистирование – одна из важнейших биологических особенностей многих простейших, значение цисты в их жизни. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или кадра диафильма.)
4. Способы размножения простейших: бесполое, половое размножение. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы или рисунка.)
5. Классификация одноклеточных в зависимости от строения, размножения: типы саркожгутиконосцев, споровиков, инфузорий. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
6. Тип саркожгутиконосцы. Многообразие видов, особенности строения, жизнедеятельности на примере обыкновенной амебы. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
7. Роль саркодовых в природе, жизни человека. (Рассказ учителя, демонстрация диафильма.)

III. Закрепление знаний об организации саркодовых и жгутиковых как одноклеточных животных, их роли в природе, жизни человека. (Демонстрация диафильма или беседа по вопросам 1–4 рубрики «Проверьте свои знания».)

IV. Задание на дом: изучить тему «Подцарство Одноклеточные» и раздел II «Тип саркожгутиконосцы», выполнить задание рубрики «Подумайте».

Урок 33. Многообразие одноклеточных разных типов. Значение в биоценозах и в жизни человека

Задачи: расширить представления о многообразии одноклеточных, показать особенности строения, жизнедеятельности простейших из класса жгутиковых и типов споровиков и инфузорий, связанные со средой обитания, а также раскрыть роль одноклеточных в биоценозах и жизни человека; продолжить формирование умений, конкретизировать основные понятия, обосновывать принадлежность одноклеточных к определенному типу.

Оборудование: таблицы, изображения простейших, диафильм «Многообразие и значение простейших», микpoпpeпapаты, микроскопы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об организации одноклеточных животных, их классификации, особенностях строения, жизнедеятельности простейших типа саркожгутиконосцев. (Опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать представителей саркожгутиконосцев на таблицах, обосновывать особенности строения одноклеточных, связанные с функциями. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданиям из рубрик «Подумайте» или «Какие утверждения верны?».)

II. Изучение нового материала

1. Класс жгутиковых, многообразие видов, их характерные признаки. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или рисунков.)
2. Выделение групп жгутиковых в зависимости от типа питания: автотрофные организмы, гетеротрофные и миксотрофные организмы. Особенности вольвокса как колониальной формы (состав колонии, строение клеток-организмов). (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунков или кадров диафильма.)
3. Тип споровики, среда обитания, особенности организации, связанные с паразитизмом: упрощение строения, плотные оболочки, сложный цикл развития со сменой хозяев. Малярийный плазмодий как один из представителей данного типа, возбудитель болезни человека – малярии. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
4. Особенности организации представителей типа инфузории как наиболее сложноорганизованных одноклеточных. Многообразие видов, особенности строения инфузории-туфельки. (Рассказ учителя, лабораторная работа «строение инфузории-туфельки».)
5. Значение одноклеточных в биоценозах, жизни человека: роль в пищевых цепях как потребителей и пищи для других животных, раковинных в образовании горных пород; одноклеточные паразиты – возбудители опасных заболеваний человека. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диафильма.)

III. Задание на дом: изучить раздел II («Класс Жгутиковые. Тип споровики. Тип инфузории»), подготовить ответы на вопросы 5–15 из рубрики «Проверьте свои знания», знать общую характеристику одноклеточных, приведенную на с. 63 учебника.

Подцарство Многоклеточные (37 ч)

Урок 34. Особенности организации многоклеточных. Губки как примитивные многоклеточные животные

Задачи: расширить знания учащихся о царстве животных в процессе изучения организации многоклеточных животных, их происхождения, многообразия видов; особенностей строения и жизнедеятельности губок как примитивных многоклеточных; продолжить формирование умений конкретизировать основные понятия темы, объяснять особенности организации губок.

Оборудование: таблицы, изображения одноклеточных и многоклеточных животных.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о многообразии одноклеточных типов саркожгутиконосцев, споровиков и инфузорий, их роли в биоценозах и значении в жизни человека. (Устный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умения конкретизировать понятия темы, объяснять особенности строения одноклеточных разных типов. (Самостоятельная работа по заданию с использованием рис. 70 учебника или задания рубрики «Какие утверждения верны?».)

II. Изучение нового материала

1. Возникновение многоклеточных – важный этап развития животного мира. Отличия клетки многоклеточного организма от одноклеточных. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или рисунка.)
2. Общая характеристика типа Губки, их происхождение от колониальных жгутиковых. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
3. Особенности строения эктодермы и энтодермы в связи с выполняемыми функциями. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков.)
4. Скелет губок, его состав, строение и функции. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
5. Размножение и регенерация губок. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
6. Роль губок в природе, жизни человека. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)

III. Задание на дом: изучить разделы I, II темы «Подцарство Многоклеточные», выполнить задание рубрики «Подумайте».

Тема. Тип Кишечнополостные – двухслойные животные (3 ч)

Задачи темы:

– расширить представления учащихся о многообразии животного мира, раскрыть особенности строения и жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных животных, многообразие видов, основные классы, взаимосвязи и взаимоотношения их представителей с факторами среды, происхождение, а также показать роль кишечнополостных в водных природных сообществах, их практическое значение;

– научить узнавать изученных кишечнополостных на таблицах, рисунках, конкретизировать основные понятия темы, объяснять особенности кишечнополостных как многоклеточных животных.

Планирование темы

Урок 35. Особенности организации кишечнополостных, их происхождение. Основные классы.

Урок 36. Особенности организации кишечнополостных (продолжение). Бесполое и половое размножение гидроидных.

Урок 37. Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека.

Урок 35. Особенности организации кишечнополостных, их происхождение. Основные классы

Задачи: раскрыть особенности среды обитания, строения, жизнедеятельности кишечнополостных как низших многоклеточных; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблицах, конкретизировать основные понятия темы.

Оборудование: таблицы с изображением строения пресноводной гидры, различных видов кишечнополостных, транспаранты о внешнем и внутреннем строении гидры; оборудование для лабораторной работы.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний об особенностях организации одноклеточных, многообразии видов, роли в природных сообществах и практическом значении. (Уплотненный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте себя» и заданий из рубрики «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о кишечнополостных: многообразие видов, среда обитания, двухслойность, лучевая симметрия, деление на классы – гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. (Рассказ с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
2. Особенности организации гидроидных на примере пресноводной гидры. Среда обитания, форма тела, его основные части, особенности передвижения. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация транспаранта или таблицы.)
3. Общий план строения гидры как кишечнополостного животного: два слоя клеток (эктодерма и энтодерма), базальная мембрана, кишечная полость. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или транспаранта.)
4. Особенности строения эпителиально-мускульных и чувствительных клеток, составляющих основную массу эктодермального слоя гидры, их расположение и функции. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, транспаранта.)
5. Нервные клетки, их расположение в организме, особенности строения. Нервная система, ее особенности: диффузный характер, способность возбуждаться и проводить возбуждение. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
6. Стрекательные клетки, их местоположение, особенности строения, связанные с функциями. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы.)
7. Железистые и промежуточные клетки эктодермы, особенности строения, связанные с функциями. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или транспаранта.)

III. Закрепление знаний об особенностях строения гидры как представителя класса гидроидных. (Лабораторная работа «Внешнее строение пресноводной гидры. Раздражимость, движение гидры».)

IV. Задание на дом: изучить раздел I до слов «...гидры-хищники...», подготовить ответы на вопросы 1–5 из рубрики «Проверьте свои знания», оформить лабораторную работу.

Урок 36. Особенности организации кишечнополостных (продолжение). Бесполое и половое размножение гидроидных

Задачи: ознакомить с особенностями строения клеток энтодермы, связанными с функциями питания, раскрыть особенности размножения на примере пресноводного полипа; продолжить формирование умений узнавать на таблицах клетки тела гидры, объяснять особенности ее строения и жизнедеятельности.

Оборудование: таблицы с изображением схемы строения пресноводной гидры, микропрепараты (строение гидры), транспаранты о размножении и развитии гидры, рисунки в учебнике или других книгах.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об общем плане строения кишечнополостных как низших многоклеточных, особенностях строения клеток эктодермального слоя тела гидры, связанных с их функциями. (Устный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать клетки тела гидры, конкретизировать основные понятия. (Самостоятельная работа по заданию учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Особенности питания и пищеварения гидры: характер корма, роль стрекательных клеток в его добывании, функция переваривания, кишечная полость, особенности эпителиально-мускульных клеток в окончательном переваривании пищи, удаление непереваренных остатков пищи в кишечную полость, ее удаление из организма. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, использование микропрепарата или транспаранта.)
2. Бесполое размножение гидры: сроки размножения, сущность почкования. (Беседа с элементами рассказа, демонстрация таблицы, транспаранта или рисунка.)
3. Половое размножение гидры: сроки размножения, половые клетки: сперматозоиды и яйцеклетка, оплодотворение, особенности яйца. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация транспаранта, рисунка.)
4. Особенности этапов развития гидры: дробление и гаструляция (образование двухслойного организма), выход молодой гидры из яйцевых оболочек. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация транспаранта или использование рисунка.)
5. Особенности размножения колониальных форм гидроидных, только с почкованием или почкованием и половым способом. (Рассказ учителя.)

III. Закрепление знаний об особенностях питания пресноводного полипа гидры, ее размножения и развития. (Беседа или демонстрация транспарантов).

IV. Задание на дом: изучить раздел I до конца, подготовить ответы на вопросы 6–11 из рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 37. Многообразие кишечнополостных, значение в природе и жизни человека

Задачи: ознакомить с многообразием кишечнополостных (классов сцифоидных и коралловых полипов), значением кишечнополостных в природных сообществах, их практическим значением; продолжить формирование умений узнавать кишечнополостных на таблице, обосновывать особенности их организации как низших многоклеточных.

Оборудование: влажные препараты медуз, коралловых полипов, таблицы с изображением многообразия кишечнополостных, рисунки из учебника, других книг.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о питании, размножении гидроидных на примере пресноводной гидры. (Устный опрос по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка знания особенностей организации кишечнополостных. (Самостоятельная работа по заданию из рубрики «Какие утверждения верны?»).

II. Изучение нового материала

1. Коралловые полипы, их многообразие. Одиночные и колониальные формы, места обитания в водной среде. Особенности строения колониальных форм. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
2. Особенности строения и жизнедеятельности актинии как одиночного кораллового полипа, связанные с малоподвижным образом жизни. (Рассказ учителя.)
3. Мадрепоровые коралловые полипы и их средообразующая роль. (Рассказ учителя с элементами беседы.)

III. Закрепление знаний о многообразии кишечнополостных, их роли в природе и жизни человека. (Беседа.)

IV. Задание на дом: изучить раздел II до конца, ответить на вопросы 13, 14 из рубрики «Проверьте свои знания».

Тема. Тип Плоские черви (2 ч)

Задачи темы:

– ознакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности плоских червей как более сложноорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кишечнополостными, многообразием видов, средами обитания, приспособленностью свободноживущих форм к жизни в воде, сосальщиков и ленточных червей к паразитизму; показать роль плоских червей в природных сообществах, отрицательное значение червей-паразитов в жизни человека и сельскохозяйственных животных;

– продолжить формирование умений узнавать представителей плоских червей на таблицах, рисунках, сравнивать их между собой, обосновывать принадлежность к типу или классу.

Планирование темы

Урок 38. Особенности организации плоских червей.

Урок 39. Плоские черви-паразиты.

Урок 38. Особенности организации плоских червей

Задачи: раскрыть особенности строения, жизнедеятельности плоских червей как более высокоорганизованных многоклеточных животных по сравнению с кишечнополостными, многообразие видов, распределение их по классам ресничных, сосальщиков и ленточных червей; продолжить формирование умений узнавать представителей плоских червей на рисунках, таблицах, сравнивать их и делать вывод.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний о многообразии кишечнополостных, сцифоидных и коралловых полипов, их значении в природе и жизни человека. (Устный опрос по вопросам, приведенным в рубрике «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных кишечнополостных, рассказать об особенностях их строения. (Самостоятельная работа по заданию учителя.)

Оборудование: таблицы с изображением представителей плоских червей или рисунки в учебнике, диафильм о плоских червях.

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о плоских червях как более сложноорганизованных многоклеточных животных (три слоя клеток, двусторонняя симметрия, наличие органов и некоторых систем органов), многообразие видов, среды обитания, основные классы – ресничные, сосальщики, ленточные черви. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц.)
2. Особенности строения, жизнедеятельности ресничных червей на примере молочно-белой планарии. Среда обитания, форма тела, его части, реснички, кожно-мышечный мешок, их роль в передвижении этого червя. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунка или кадра диафильма.)
3. Особенности питания, системы органов пищеварения белой планарии, связанные с хищническим образом жизни. Сходство ее пищеварения с пищеварением пресноводной гидры. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
4. Выделение, строение выделительной системы и ее функции. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы и рисунка.)
5. Усложнение нервной системы молочно-белой планарии по сравнению с нервной системой гидры. (Беседа с элементами рассказа.)
6. Особенности размножения: гермафродитизм, половые железы, сложная система протоков, служащих для выведения половых клеток. Регенерация и ее значение в жизни ресничных червей. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация диафильма или таблицы.)

III. Закрепление знаний об общей организации плоских червей, особенностях строения и жизнедеятельности ресничных червей на примере белой планарии. (Беседа или демонстрация диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I, выполнить задания, приведенные на с. 78 учебника.

Урок 39. Плоские черви-паразиты

Задачи: расширить знания о типе плоских червей за счет раскрытия особенностей строения, жизнедеятельности червей-паразитов из классов сосальщиков и ленточных червей, показать приспособленность их к паразитизму; совершенствовать умения узнавать представителей типа плоских червей на таблицах и рисунках, обосновывать особенности строения в связи со средой обитания.

Оборудование: таблицы с изображением схем строения свободноживущих форм и червей-паразитов, диафильм о плоских червях, рисунки из учебника и других книг.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях организации плоских червей как более сложноорганизованных многоклеточных по сравнению с кишечнополостными, чертах приспособленности белой планарии к свободному образу жизни. (Устный опрос по вопросам 1–8, приведенным в рубрике «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать представителей плоских червей, рассказывать об особенностях их строения, используя рисунок. (Самостоятельная работа по заданию, приведенному на с. 78.)

II. Изучение нового материала

1. Основные признаки плоских червей из класса сосальщиков. Многообразие видов. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы.)
2. Печеночный сосальщик – один из представителей класса сосальщиков, среда его обитания – желчные протоки печени ряда позвоночных животных, черты приспособленности к паразитическому образу жизни во внешнем строении, питании. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, кадра диафильма.)
3. Особенности размножения и развития печеночного сосальщика, связанные с паразитизмом: большая плодовитость, сложный цикл развития со сменой хозяев. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка или кадров диафильма.)
4. Особенности организации представителей класса ленточных червей: среда обитания взрослых форм и их личинок, формы и размеры тела. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблиц.)
5. Бычий цепень – один из видов ленточных червей, среда его обитания, черты приспособленности к паразитизму в строении, питании. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунков или кадров диафильма.)
6. Особенности размножения и развития бычьего цепня, связанные с паразитизмом: большая плодовитость, сложный цикл развития со сменой хозяев. Вред, наносимый здоровью человека. Меры профилактики и борьбы с бычьим цепнем. (Рассказ учителя с элементоми беседы, использование таблицы, демонстрация диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации сосальщиков и ленточных червей, связанных с паразитизмом. (Беседа или демонстрация диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить раздел II, выполнить задание из рубрик «Подумайте» или «Какие утверждения верны?».

Тема. Тип Круглые черви (1 ч)

Урок 40. Тип Круглые черви, особенности их организации

Задачи: раскрыть особенности организации круглых червей как более сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими червями, многообразие их видов, черты приспособленности человеческой аскариды к паразитизму; продолжить формирование умений узнавать на таблицах, рисунках представителей круглых червей, сравнивать червей разных типов, рассказывать об особенностях строения и жизнедеятельности человеческой аскариды, связанных с паразитизмом.

Оборудование: влажный препарат аскариды, таблицы с изображением плоских и круглых червей, транспаранты о цикле развития аскариды, диафильм о круглых червях.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений.

1. Проверка знаний о плоских червях-паразитах, приспособленности печеночного сосальщика и бычьего цепня к паразитическому образу жизни и особенностях организации плоских червей. (Устный опрос по вопросам 9–14 из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных плоских червей, рассказывать о чертах приспособленности к паразитическому образу жизни в строении сосальщиков и ленточных червей. (Самостоятельная работа для 1–2 учеников по заданиям, приведенным на с. 78 учебника, или выполнение задания рубрики «Какие утверждения верны?».)

II. Изучение нового материала.

1. Особенности организации круглых червей как наиболее сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями: среда обитания, форма тела – округлое в поперечном сечении, многослойная кутикула, наличие полости тела и др. Многообразие видов. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы или диафильма.)
2. Человеческая аскарида как один из представителей типа круглых червей, особенности внешнего строения, кожно-мускульного мешка, внутренняя полость тела. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы.)
3. Особенности строения, питания, связанные с паразитизмом в кишечнике человека. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, влажного препарата или кадра диафильма.)
4. Размножение и развитие человеческой аскариды: отличие самки от самца, большая плодовитость, особенности развития яиц, сложное развитие. (Рассказ учителя.)
5. Вред, наносимый аскаридой здоровью человека, и меры предупреждения заражения аскаридозом. (Рассказ учителя, демонстрация транспаранта, таблицы, диафильма.)
6. Многообразие паразитических круглых червей (детская острица, трихинелла и др.), места обитания, меры профилактики. (Рассказ учителя, демонстрация диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации круглых червей как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими червями, о чертах приспособленности аскариды к паразитизму. (Демонстрация диафильма или беседа).

IV. Задание на дом: изучить разделы I и II в учебнике, знать общую характеристику круглых червей, приведенную на с. 84 учебника.

Тема. Тип Кольчатые черви (3 ч)

Задачи темы:

– раскрыть особенности строения, жизнедеятельности кольчатых червей как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими и круглыми червями, позволившие им обитать в более разнообразных средах, их происхождение от примитивных плоских червей, показать многообразие видов кольчецов, роль в природе и практическое значение;

– продолжить формирование умений наблюдать, узнавать изученные виды на рисунках, таблицах, сравнивать их между собой, делать выводы о принадлежности различных представителей к типу кольчатых червей, рассказать об их роли в природе.

Планирование темы

Урок 41. Особенности строения, жизнедеятельности кольчатых червей.

Урок 42–43. Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые.

Урок 41. Особенности строения, жизнедеятельности кольчатых червей

Задачи: ознакомить учащихся с особенностями организации кольчатых червей как наиболее сложноорганизованных животных по сравнению с плоскими и круглыми червями, их происхождением от примитивных плоских червей; продолжить формирование умений узнавать изученных животных, сравнивать их, делать выводы о более сложной организации кольчатых червей по сравнению с плоскими червями.

Оборудование: таблицы, схемы строения кольчатых червей, многообразие видов, диафильм о типе кольчатых червей.

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об особенностях строения, жизнедеятельности круглых червей на примере человеческой аскариды, ее приспособленности к паразитизму. (Беседа с использованием вопросов рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умения узнавать изученных круглых червей, рассказать об особенностях их строения. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданиям учителя.)

II. Изучение нового материала

1. Общие сведения о кольчатых червях и их происхождении. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
2. Особенности внешнего строения кольчатых червей на примере нереиды или дождевого червя как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими и круглыми червями. (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунков или кадров диафильма.)
3. Усложнение нервной деятельности кольчатых червей по сравнению со свободноживущими плоскими червями. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
4. Особенности строения кровеносной системы кольчатых червей. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
5. Особенности дыхательной и выделительной систем и их функциональное значение в жизни кольчецов. (Беседа с элементами рассказа учителя, демонстрация таблицы, рисунков.)
6. Размножение и развитие кольчатых червей. (Рассказ, демонстрация таблицы, рисунков или кадров диафильма.)

III. Закрепление знаний об особенностях организации, размножении, развитии кольчатых червей как более сложноорганизованных по сравнению с плоскими и круглыми червями. (Беседа с демонстрацией диафильма.)

IV. Задание на дом: изучить раздел I из темы «Тип Кольчатые черви», подготовить ответы на вопросы 1–7 рубрики «Проверьте свои знания».

Урок 42–43. Многообразие кольчатых червей. Классы Многощетинковые и Малощетинковые

Задачи: расширить знания школьников о многообразии кольчатых червей, ознакомя их с многообразием видов, основными классами; показать на примере кольчатых червей из классов много- и малощетинковых приспособленность основных представителей к среде обитания; продолжить формирование умений узнавать изученных кольчатых червей, сравнивать их между собой, обосновывать принадлежность к тому или иному классу.

Оборудование: живые дождевые черви, ванночки, препаровальные иглы, лупы, таблицы с изображением кольчатых червей, рисунки из учебника и других книг, диафильм «Кольчатые черви».

Методические рекомендации

I. Проверка знаний и умений

1. Проверка знаний об общей организации кольчатых червей. (Устный опрос по вопросам 1–7 из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать особенности строения кольчатых червей и обосновывать их. (Самостоятельная работа для 1–2 учащихся по заданиям из рубрики «Выберите правильный ответ».)

II. Изучение нового материала

1. Многообразие видов кольчатых червей, основные классы – многощетинковые и малощетинковые, пиявки. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
2. Общие признаки класса многощетинковых червей: придатки тела, параподии, чувствительные усики, щупики; особенности строения головного отдела (ротовое отверстие, щупики, щупальца). (Рассказ учителя с элементами беседы, демонстрация таблицы, рисунка.)

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru