БРОВКИНА Е.Т., СОНИН Н.И.
Продолжение. См. No 33, 34/2000
Многообразие живых организмов
Тематическое планирование. Биология,
7-й класс
3. Параподии, особенности строения и
функции. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблицы, кадров диафильма.)
4. Многообразие видов, экологические группы:
обитатели дна (нереиды, пескожил),
свободноплавающие черви. Черты
приспособленности представителей каждой из
групп к среде обитания. (Рассказ с элементами
беседы, демонстрация таблицы, рисунков или
диафильма.)
5. Характерные признаки малощетинковых червей –
форма тела, размеры и др. Особенности внешнего
строения дождевого червя как представителя
класса малощетинковых. Среда обитания, черты
приспособленности к жизни в почве. (Беседа,
рассказ учителя, демонстрация таблицы,
диафильма.)
6. Особенности размножения и развития
малощетинковых червей: перекрестное
оплодотворение, образование кокона, в котором
осуществляется развитие яиц. Особенности
бесполого размножения. (Рассказ учителя с
элементами беседы, использование рисунков или
демонстрация диафильма.)
7. Класс Пиявки. Многообразие видов, среды
обитания; особенности внешнего строения,
отличающие пиявок от дождевых червей. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
рисунков.)
8. Особенности питания ложноконской, лошадиной и
медицинской пиявок, черты приспособленности к
питанию. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация рисунков, таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации кольчатых червей: черты их
приспособленности к среде обитания на примере
дождевого червя. (Лабораторная работа «Внешнее
строение дождевого червя».)
IV. Задание на дом: изучить раздел II
«Класс Многощетинковые. Класс Малощетинковые»,
оформить результаты лабораторной работы.
Ознакомиться с классом пиявок.
Тема. Тип Моллюски (2 ч)
Задачи темы:
– раскрыть особенности строения,
жизнедеятельности моллюсков как более
сложноорганизованных животных по сравнению с
кольчатыми червями, происхождение мягкотелых от
примитивных многощетинковых кольчецов,
многообразие видов, роль в биоценозах и
практическое значение;
– продолжить формирование умений наблюдать,
узнавать изученных моллюсков на рисунках,
таблицах, обосновывать принадлежность видов к
определенному классу и типу.
Планирование темы
Уpoк 44. Особенности организации
моллюсков, их происхождение.
Урок 45. Многообразие моллюсков, их
значение в биоценозах.
Урок 44. Особенности организации
моллюсков, их происхождение
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями строения и жизнедеятельности
моллюсков как более сложноорганизованных
многоклеточных животных по сравнению с
кольчатыми червями, происхождением моллюсков;
совершенствовать умения узнавать изученных
моллюсков.
Оборудование: влажный препарат
обыкновенного прудовика или виноградной улитки,
раковины моллюсков, таблицы, рисунки из учебника
или других книг с изображением моллюсков.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о многообразии
кольчатых червей разных классов, особенностях их
строения, жизнедеятельности, связанных со средой
обитания, значении их в биоценозах. (Устный опрос
по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных кольчецов,
обосновывать их принадлежность к определенному
классу, черты приспособленности к среде
обитания. (Самостоятельная работа по заданию из
рубрики «Выберите правильный ответ» или «Какие
утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о типе моллюски, или
мягкотелые; многообразие известных видов, среды
обитания, происхождение. (Рассказ учителя,
демонстрация таблиц или использование рисунков.)
2. Особенности строения моллюсков, отличающие их
от кольчатых червей: части тела, покров, мантия,
мантийная полость. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблицы, влажного
препарата, раковин.)
3. Усложнение пищеварительной, дыхательной,
кровеносной и выделительной систем моллюсков по
сравнению с аналогичными системами кольчатых
червей.
4. Особенности строения разбросанно-узлового
типа нервной системы, органов чувств, зрения,
равновесия, органов химического чувства.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация рисунка, таблицы.)
5. Размножение раздельнополых и гермафродитных
форм моллюсков, системы органов размножения, их
местоположение в организме и функции. (Беседа с
элементами рассказа учителя, использование
рисунков или таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации моллюсков. (Лабораторная работа «Внешнее
строение моллюска»).
IV. Задание на дом: изучить раздел I темы
«Тип Моллюски», закончить оформление
результатов лабораторной работы, подготовить
ответы на вопросы 1–10 из рубрики «Проверьте свои
знания».
Урок 45. Многообразие моллюсков, их
значение в биоценозах
Задачи: раскрыть особенности
основных классов типа моллюсков, многообразие
видов и их значение в биоценозах; продолжить
формирование умений узнавать изученные виды
моллюсков, обосновывать особенности их строения
и значение в биоценозах.
Оборудование: коллекция раковин
моллюсков, таблицы с изображением моллюсков
разных классов, диафильм о многообразии и
значении моллюсков, рисунки из учебника и других
книг.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения, жизнедеятельности моллюсков как более
сложноорганизованных животных по сравнению с
кольчатыми червями. (Уплотненный опрос учащихся
по вопросам из рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных моллюсков,
находить характерные черты их строения.
(Самостоятельная работа для 1–2 учеников по
заданиям из рубрики «Какие утверждения верны?» и
«Выберите правильный ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Распределение моллюсков по классам
Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие в
зависимости от строения, среды обитания, образа
жизни. (Рассказ учителя, демонстрация таблиц,
рисунков.)
2. Класс Брюхоногие, общее число известных видов,
характерные признаки: спиральнозакрученная
раковина, асимметричность строения, три отдела
тела, среды обитания, особенности питания,
связанные с потреблением разнообразных кормов.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблиц, рисунков.)
3. Значение растительноядных и хищных форм
брюхоногих моллюсков в биоценозах. Практическое
значение (промысловые виды), вредители
культурных растений, ядовитые формы (конус,
меребра), ряд видов – промежуточные хозяева
паразитических плоских червей. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы, кадров диафильма.)
4. Двустворчатые моллюски, их отличия от
брюхоногих: двустворчатая раковина, два отдела
тела, жабры. Общее число известных видов, среда
обитания, особенности питания. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
диафильма.)
5. Пресноводные и морские двустворчатые моллюски,
распространение, среда обитания, черты
приспособленности к жизни в ней, в биоценозах.
Промысловое значение мидий, устриц, гребешков и
др. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация диафильма.)
6. Головоногие как наиболее сложноорганизованные
моллюски. Среда обитания, двусторонняя симметрия
тела, особенности передвижения, питания,
поведения. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблицы или кадров диафильма.)
7. Осьминог, кальмар и каракатица – представители
головоногих моллюсков. Среда обитания,
приспособления к передвижению, питанию, защите
от врагов. Значение головоногих в морских
биоценозах. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация диафильма.)
III. Задание на дом: изучить из раздела II
материал «Класс Брюхоногие. Класс
Двустворчатые», ознакомиться с материалом
«Класс Головоногие», подготовить ответы на
вопросы 11–15, приведенные в рубрике «Проверьте
свои знания».
Тема. Тип Членистоногие (7 ч)
Задачи темы:
– расширить представление учащихся о
многообразии животного мира, раскрывая
особенности строения, жизнедеятельности
членистоногих как более высокоорганизованных
животных по сравнению с кольчатыми червями;
ознакомление с классами ракообразных,
паукообразных и насекомых, их многообразием,
приспособленностью к жизни в той или иной среде
обитания, ролью в природных сообществах, в жизни
и хозяйственной деятельности человека;
– продолжить формирование умения узнавать
изученных членистоногих на рисунках, таблицах,
сравнивать их между собой, объяснять особенности
их организации как более сложноорганизованных
по сравнению с кольчатыми червями.
Планирование темы
Урок 46. Особенности организации
членистоногих. Класс Ракообразные.
Урок 47. Многообразие ракообразных,
их роль в природе.
Урок 48. Класс Паукообразные.
Особенности строения и жизнедеятельности.
Урок 49. Многообразие
паукообразных, их роль в природе.
Урок 50. Класс Насекомые.
Особенности организации.
Урок 51. Особенности размножения и
развития насекомых.
Урок 52. Многообразие насекомых, их
значение в природе и практическое значение.
Урок 46. Особенности организации
членистоногих. Класс Ракообразные
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями строения членистоногих как более
сложноорганизованных по сравнению с кольчатыми
червями, многообразием видов, объединенных в
классы; продолжить формирование умения
сравнивать, обосновывать строение и
жизнедеятельность членистоногих.
Оборудование: коллекция
членистоногих, таблицы с изображением
членистоногих разных классов, рисунки в
учебнике, других книгах.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о многообразии
моллюсков, их значении в биоценозах. (Беседа по
вопросам 11–15 из рубрики «Проверьте свои
знания».)
2. Проверка умений обосновывать строение и
жизнедеятельность моллюсков. (Самостоятельная
работа по заданию из рубрики «Выбери правильный
ответ».)
II. Изучение нового материала
1. Членистоногие, основные признаки
организации: сегментированное тело, членистые
конечности, хитинизированный покров.
Происхождение членистоногих от древних
свободноживущих примитивных многощетинковых
червей. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация коллекции, таблицы.)
2. Ракообразные – один из классов членистоногих.
Характерные признаки: преимущественно водная
среда обитания, наличие двух пар усиков,
конечности примитивного строения. Низшие и
высшие раки, их основные представители. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, рисунков.)
3. Особенности строения и жизнедеятельности
ракообразных на примере речного рака: отделы
тела, разнообразие головогрудных конечностей в
зависимости от их функций; брюшные конечности и
их функции; хитиновый покров, линька и ее роль в
жизни рака. (Рассказ учителя с элементами беседы
или самостоятельная работа с использованием
коллекции; демонстрация таблицы.)
4. Усложнение строения нервной системы и органов
чувств речного рака по сравнению с таковыми
кольчатых червей. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация таблиц, рисунков,
использование приема сравнения.)
5. Особенности дыхания и кровообращения речного
рака, связанные с жизнью в воде. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы, рисунка.)
6. Питание, особенности строения органов
пищеварительной системы, связанные с функциями.
(Рассказ учителя, демонстрация таблицы, рисунка.)
7. Выделительная система, ее местоположение в
организме рака, особенности строения, связанные
с функциями. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы.)
8. Особенности размножения: половой диморфизм,
органы полового размножения самки и самца, их
местоположение в организме и функции. (Рассказ
учителя, демонстрация таблицы.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации ракообразных. (Лабораторная работа
«Внешнее строение речного рака».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I,
выполнить задания из рубрики «Какие утверждения
верны», приведенные на с. 103 учебника.
Урок 47. Многообразие ракообразных, их
роль в природе
Задачи: ознакомить учащихся с
многообразием низших и высших ракообразных,
средой обитания, ролью в водных биоценозах;
продолжить формирование умения обосновывать
свой ответ.
Оборудование: коллекции
ракообразных, таблицы с изображением речного
рака и многообразия ракообразных, рисунки в
учебнике.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о характерных
признаках типа членистоногих, особенностях
строения, жизнедеятельности ракообразных на
примере речного рака. (Фронтальный опрос по
вопросам рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений обосновывать свой ответ.
(Самостоятельная работа по заданиям из рубрики
«Какие утверждения верны?», приведенным на с. 103
учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний об особенностях
ракообразных как водных членистоногих. (Беседа,
демонстрация таблицы.)
2. Многообразие ракообразных, заселение
ракообразными водоемов: морей, рек, озер. Сидячие,
планктонные, бентосные и другие формы. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц.)
3. Низшие раки (циклопы, дафнии, морской желудь,
артемии и др.), среда обитания, образ жизни, роль в
водных биоценозах. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблиц, рисунков.)
4. Высшие раки – обитатели морских и пресных
водоемов. Многообразие видов. Среда обитания.
Значение в водных биоценозах, жизни человека.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
использование рисунков или таблиц.)
III. Закрепление знаний о многообразии
низших, высших раков, их роли в водных биоценозах
и подведение учащихся к выводу об особенностях
организации ракообразных.
IV. Задание на дом: изучить раздел II на с.
102, знать характерные признаки класса
ракообразных и типа членистоногих, приведенные
на с. 104 учебника; выполнить задания из рубрики
«Выберите правильный ответ» на с. 103.
Урок 48. Класс Паукообразные.
Особенности строения и жизнедеятельности
Задачи: раскрыть общую
характеристику класса паукообразных,
особенности строения, жизнедеятельности,
связанные с наземной средой обитания; продолжить
формирование умений узнавать паукообразных, их
основные признаки на таблицах, объяснять
особенности их организации.
Оборудование: влажные препараты
речного рака и паука-крестовика, таблицы с
изображением строения ракообразных, их
многообразия.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о многообразии
ракообразных, заселении или водной среды, об их
роли и значении в водных биоценозах и жизни
человека. (Беседа по вопросам 2, 12 из рубрики
«Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений узнавать изображенных на
рисунках ракообразных и обосновывать их
принадлежность к классу.
II. Изучение нового материала
1. Паукообразные – первые наземные
членистоногие. характерные признаки: наличие
хелицер и педипальп, четырех пар ходильных
конечностей, легких или трахей. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы.)
2. Особенности строения паукообразных на примере
паука-крестовика, отделы тела, особенности
строения конечностей головогруди, связанные с их
функциями. (Беседа с элементами рассказа учителя,
использование влажного препарата, таблицы.)
3. Усложнение строения нервной системы
паука-крестовика по сравнению со строением ее у
речного рака. Органы чувств (осязания и зрения),
их местоположение и функции. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблиц или
рисунков.)
4. Особенности строения органов дыхания (легочные
мешки, трахеи) паукообразных, возникшие в связи с
наземным образом жизни. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы или рисунка.)
5. Особенности питания большинства паукообразных
(характер пищи, внеполостное пищеварение) и
выделительной системы, связанные с жизнью на
суше. (Самостоятельная работа по заданию учителя
с использованием рис. 123 учебника или рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблицы.)
6. Размножение и развитие пауков (внутреннее
оплодотворение, откладка крупных яиц в коконах
из паутины, развитие прямое), сложное развитие
кладий. (Рассказ учителя, демонстрация таблицы.)
III. Закрепление знаний об основных
чертах организации паукообразных и особенностях
строения паука-крестовика, связанных с жизнью на
суше. (Беседа с использованием вопросов из
рубрики «Проверьте свои знания».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I,
приведенный в учебнике на с. 105–106, выполнить
задание рубрики «Выберите правильный ответ».
Урок 49. Многообразие паукообразных,
их роль в природе
Задачи: ознакомить учащихся с
отрядами паукообразных на примере отряда
скорпионов, пауков и клещей, многообразием видов,
их образом жизни, приспособленностью к жизни на
суше; совершенствовать умение сравнивать;
обосновывать принадлежность конкретных
представителей к классу паукообразных.
Оборудование: таблицы с
изображением паукообразных, диапозитивы о роли
клещей в природе, их практическом значении.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности паукообразных,
связанных с жизнью на суше. (Беседа по вопросам из
рубрики «Проверьте свои знания».)
2. Проверка умений обосновывать принадлежность
конкретных представителей к классу
паукообразных. (Самостоятельная работа по
заданию учителя.)
II. Изучение нового материала
1. Скорпионы – древнейшие
паукообразные, их характерные признаки, черты
приспособленности к добыванию пищи, защите от
врагов. (Рассказ с элементами беседы,
демонстрация таблицы.)
2. Пауки, особенности строения: головогрудь,
нечленистое брюшко, наличие у хелицер ядовитых
желез, паутинных бородавок на конце брюшка.
Паутина и ее значение в жизни большинства пауков.
Роль пауков в жизни наземных биоценозов. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация
таблиц, демонстрация диапозитивов.)
3. Характерные признаки отряда клещей,
многообразие видов. Клещи – вредители
культурных растений, меры борьбы с ними. (Рассказ
учителя, демонстрация рисунков, диапозитивов.)
4. Чесоточный клещ – возбудитель опасных
болезней человека, меры профилактики. (Рассказ
учителя, демонстрация диапозитивов.)
5. Клещи – переносчики опасных болезней человека
(энцефалита, туляремии, сыпного тифа). (Рассказ
учителя, демонстрация диапозитивов.)
III. Закрепление знаний о паукообразных,
их роли в природе и жизни человека. (Беседа или
демонстрация диапозитивов.)
IV. Задание на дом: изучить раздел II на с.
107–109 учебника.
Урок 50. Класс насекомые. Особенности
организацииp>
Задачи: расширить знания о типе
членистоногих, рассказать об особенностях
организации насекомых, позволивших им широко
распространиться на нашей планете, обитать в
разнообразных средах; продолжить формирование
умений узнавать изученных животных на таблицах,
рисунках, сравнивать их между собой,
обосновывать черты приспособленности к среде
обитания.
Оборудование: коллекции насекомых,
таблицы с изображением строения насекомого,
рисунки из книг, крупные жуки, лупы,
препаровальные иглы.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о многообразии
клещей, пауков, скорпионов, их роли в природных
сообществах и жизни человека. (Опрос по вопросам,
приведенным в рубрике «Проверьте свои знания».)
II. Изучение нового материала
1. Насекомые – наиболее
высокоорганизованный класс по сравнению с
членистоногими других классов; многообразие
видов, широкое распространение, заселение почти
всех основных сред обитания. (Рассказ учителя,
демонстрация коллекции или таблицы.)
2. Особенности строения насекомых: хитиновый
покров и его функции, три отдела тела,
особенности строения каждого из них, связанные с
выполняемыми функциями. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация коллекции,
таблиц, использование рисунков.)
3. Усложнение мышечной системы (высокая степень
ее дифференциации и специализации),
обеспечивающая более сложное передвижение).
(Рассказ учителя, использование рисунка.)
4. Особенности строения нервной системы и органов
чувств, связанные с общим высоким уровнем
организации насекомых: усложнение надглоточного
и подглоточного ганглиев, органов слуха, зрения и
др. (Беседа, использование рисунков.)
5. Особенности дыхания, связанные с жизнью на
суше. Трахейная система, особенности ее строения
и значение в жизни насекомых. (Рассказ учителя с
элементами беседы, использование таблицы или
рисунка.)
6. Незамкнутая кровеносная система, особенности
ее строения, роль гемолимфы в переносе
питательных веществ к клеткам органов. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы.)
7. Усложнение пищеварительной и выделительной
систем, разнообразие кормов, потребляемых
различными насекомыми (растительноядные, хищные,
всеядные). (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблицы, коллекции.)
III. Закрепление знаний об особенностях
организации насекомых. (Лабораторная работа «Внешнее
строение насекомого».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I, с.
110–112, окончить оформление лабораторной работы.
Урок 51. Особенности размножения и
развития насекомых
Задачи: раскрыть особенности
строения органов размножения, связанные с их
функциями, рассказать о типах развития насекомых
(с полным и неполным превращением); продолжить
формирование умений объяснять особенности
строения, жизнедеятельности насекомых как
наиболее сложноорганизованных членистоногих.
Оборудование: таблица с
изображением строения насекомого, коллекции
насекомых, развивающихся с полным и неполным
превращением, или кинофрагменты о развитии
насекомых с неполным и полным превращением.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности насекомых как
более сложных животных по сравнению с другими
членистоногими. (Опрос по вопросам из рубрики
«Проверьте свои знания» и рубрики «Подумайте».)
2. Проверка умений находить системы органов
насекомых на разных таблицах, объяснять
особенности их строения. (Самостоятельная работа
по заданиям из рубрики «Какие утверждения
верны?», приведенным на с. 116 учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Особенности насекомых –
раздельнополых членистоногих (половой
диморфизм, парные половые органы). (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
коллекции, таблицы.)
2. Органы размножения самцов (семенники,
семяпроводы, семяизвергательный канал) и их
функциональное значение. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы, использование рисунка.)
3. Особенности строения половой системы самки
(яичник, яйцеводы, влагалище), связанные с
функциями. Внутреннее оплодотворение.
4. Типы постэмбрионального развития насекомых.
Особенности развития насекомых с неполным
метаморфозом на примере кузнечика или саранчи,
фазы развития: яйцо, личинки, имаго. (Рассказ
учителя, демонстрация коллекции.)
5. Особенности развития насекомых (например,
бабочки) с полным превращением; фазы: яйцо,
личинка, куколка, имаго. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация коллекции или
кинофрагмента.)
III. Закрепление знаний о размножении и
развитии насекомых. (Беседа или демонстрация
кинофрагментов.)
IV. Задание на дом: изучить материал о
размножении и развитии насекомых, приведенный на
с. 112, 113 учебника, а также знать общую
характеристику класса насекомых с. 117.
Урок 52. Многообразие насекомых, их
значение в природе и практическое значение
Задачи: расширить знания учащихся
о многообразии насекомых за счет ознакомления с
группами первичнобескрылых и крылатых, показав
их значение в разнообразных природных
сообществах; совершенствовать умение узнавать
насекомых на рисунках, таблицах; объяснять
особенности строения и жизнедеятельности.
Оборудование: таблицы с
изображением насекомых разных отделов, диафильм
о роли насекомых в природе и жизни человека.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний о размножении и
развитии насекомых. (Опрос.)
2. Проверка умений обосновать свой ответ.
(Самостоятельная работа по заданиям из рубрики
«Какие утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Общее количество известных видов
насекомых, их многочисленность, подразделение на
две крупные группы: первичнобескрылых и
крылатых. (Рассказ учителя с элементами беседы.)
2. Первичнобескрылые как наиболее
простоорганизованные насекомые (камподия,
пегохвостка и др.), среда обитания, роль в
почвообразовании. (Рассказ учителя,
использование рисунка.)
3. Крылатые насекомые – более
высокоорганизованные животные, основные
представители: бабочки, муравьи, пчелы, мухи и др.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация таблиц, коллекции.)
4. Насекомые – опылители цветковых растений, их
роль в природных сообществах. (Беседа с
элементами рассказа учителя. Демонстрация
таблиц, кадров диафильма.)
5. Роль муравьев, термитов и др. в
почвообразовательных процессах. (Рассказ
учителя, демонстрация диафильма.)
6. Насекомое – одно из важнейших звеньев в
круговороте веществ в природе. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация кадров
диафильма.)
7. Практическое значение насекомых (медоносная
пчела, тутовый шелкопряд и др.) в жизни человека,
его хозяйственной деятельности. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблиц, кадров диафильма.)
8. Насекомые – переносчики опасных болезней
человека и сельскохозяйственных животных.
(Рассказ учителя, демонстрация диафильма.)
9. Насекомые – вредители культурных растений,
меры борьбы с ними. Биологический способ борьбы с
вредителями, его преимущества перед другими.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация диафильма.)
III. Задание на дом: изучить раздел II.
Тема. Тип Иглокожие (1 ч)
Урок 53. Особенности строения и
жизнедеятельности иглокожих, их многообразие и
роль в природных сообществах
Задачи: ознакомить учащихся с
иглокожими – донными морскими животными, их
многообразием, особенностями строения,
жизнедеятельности, роли в водных природных
сообществах; продолжить формирование умений
сравнивать, делать выводы.
Оборудование: таблицы с
изображением схемы строения иглокожих, рисунки
из учебника, других книг, диафильм об иглокожих.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о многообразии
членистоногих, их роли в природных сообществах,
жизни человека, его хозяйственной деятельности.
(Фронтальный опрос.)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения об иглокожих: среда
обитания, разнообразие формы тела
(звездообразная, шаровидная, червеобразная),
особенности покрова (наличие иголочек и
известковых пластин), лучевая симметрия. (Рассказ
учителя, демонстрация таблицы, использование
рисунка.)
2. Водно-сосудистая система, особенности строения
пищеварительной системы в связи питанием
относительно мелкой или крупной добычей: ротовое
отверстие, его местоположение, короткий пищевод,
кишечник. (Беседа, демонстрация таблицы или
кадров диафильма.)
3. Особенности кровеносной системы в связи с
переносом питательных веществ. (Рассказ учителя
с элементами беседы, демонстрация таблицы,
рисунка, кадров диафильма.)
4. Примитивное строение нервной системы, органов
чувств и их значение в жизни иглокожих. (Рассказ
учителя, демонстрация таблицы.)
5. Особенности размножения и развития иглокожих
(многие раздельнополые, но есть и гермафродитная
форма, двусторонне-симметричные личинки),
способность части иглокожих к регенерации.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация таблицы, рисунка или диафильма.)
6. Многообразие иглокожих, разделение на классы
Морские звезды, морские ежи и голотурии.
Особенности иглокожих из класса морских звезд
(форма тела, передвижение с помощью лучей,
питание), роль в морских природных сообществах.
7. Особенности иглокожих из класса морских ежей и
голотурий изучаются в ознакомительном плане.
III. Закрепление знаний об особенностях
организации иглокожих, связанных с жизнью на дне
морей, и их роли в природных сообществах. (Беседа
или демонстрация диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I,
выполнить задания из рубрики «Выберите
правильный ответ».
Тема. Тип Хордовые (15 ч)
Задачи темы:
– раскрыть особенности организации
хордовых как одного из наиболее
сложноорганизованных типов царства Животные,
обладающих особым планом строения,
обеспечивающим им широкое распространение на
Земле, заселение почти всех сред обитания, а
также роль хордовых в природе, жизни человека,
его хозяйственной деятельности;
– продолжить формирование умений сравнивать,
делать выводы, узнавать изученных хордовых на
таблицах, рисунках, обосновывать их
принадлежность к тому или иному классу, роль в
природе, жизни человека, его хозяйственной
деятельности.
Планирование темы
Урок 54. Особенности организации
хордовых. Бесчерепные животные.
Урок 55. Подтип Позвоночные. Рыбы –
водные позвоночные животные.
Урок 56. Основные группы рыб, роль в
природе и практическое значение.
Урок 57. Класс Земноводные.
Особенности строения, жизнедеятельности как
примитивных наземных позвоночных.
Урок 58. Размножение и развитие
земноводных, их роль в природе.
Урок 59. Класс Пресмыкающиеся,
особенности их строения и жизнедеятельности как
настоящих наземных позвоночных.
Урок 60. Многообразие
пресмыкающихся, их роль в природе и практическое
значение.
Урок 61. Класс Птицы, особенности
строения, жизнедеятельности как наиболее
высокоорганизованных позвоночных.
Урок 62. Особенности организации
птиц, связанные с полетом.
Урок 63. Экологические группы птиц,
роль птиц в природе, жизни человека.
Урок 64. Экологические группы птиц,
их роль в природе (продолжение).
Урок 65. Класс Млекопитающие,
особенности строения, жизнедеятельности как
наиболее высокоорганизованных позвоночных.
Урок 66. Особенности организации
млекопитающих (продолжение).
Урок 67. Плацентарные
млекопитающие, особенности строения,
жизнедеятельности, роль в природе и практическое
значение.
Урок 68. Сумчатые и первозвери,
особенности организации.
Урок 54. Особенности организации
хордовых. Бесчерепные животные
Задачи: расширить знания учащихся
о многообразии животного мира за счет раскрытия
особенностей строения и жизнедеятельности
хордовых, их классификации, а также ознакомления
с бесчерепными как низко организованными
животными этого типа; продолжить формирование
умений узнавать изученных хордовых, выделять
особенности организации, отличающие их от
животных других типов.
Оборудование: чучела различных
позвоночных, влажный препарат и рисунки из
учебника и других книг с изображением хордовых, в
частности рыб, диапозитивы о ланцетнике.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации иглокожих, их роли в природе и
практическом значении. (Рассказ учащихся или
беседа по вопросам из рубрики «Проверьте свои
знания».)
2. Проверка умений сравнивать, делать выводы.
(Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по
заданиям из рубрик «Выберите правильный ответ»
или «Какие утверждения верны?».)
II. Изучение нового материала
1. Хордовые – один из
высокоорганизованных типов царства животных,
общее число известных видов, среды обитания,
распространения. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблиц или чучел, рисунков.)
2. Особенности организации хордовых: хорда,
нервная трубка, расположение в организме,
замкнутая кровеносная система, ее
местоположение. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы или рисунков.)
3. Классификация хордовых: подтипы – бесчерепные,
личиночнохордовые, позвоночные, их
представители. (Рассказ учителя, демонстрация
таблицы, рисунков.)
4. Особенности организации бесчерепных на
примере ланцетника: среда обитания, внешнее
строение, нервная система, внутренний скелет,
хорда; распространение – моря Атлантического,
Индийского и Тихого океанов. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация диапозитива и
влажного препарата, использование рисунков.)
5. Личиночнохордовые, или оболочники, особенности
организации на примере асцидии: среда обитания,
сидячий образ жизни, тело заключено в особую
оболочку – тунику, гермафродитизм, способы
размножения – бесполое и половое, развитие с
метаморфозом, личинка свободно плавает, имеет
хорду на ранних стадиях развития, ее метаморфоз.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
6. Общие сведения о подтипе позвоночных:
многообразие видов, наличие в скелете черепа,
позвоночника, в кровеносной системе сердца и
сосудов; нервная система (наличие спинного и
головного мозга), основные классы. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация чучел,
таблицы, рисунков.)
III. Задание на дом: изучить раздел I темы
«Тип Хордовые», знать общую характеристику
хордовых, приведенную на с. 130.
Урок 55. Подтип Позвоночные. Рыбы –
водные позвоночные животные
Задачи: расширить знания
школьников о животных, раскрыв особенности
организации рыб как водных позвоночных, их
классификация, многообразие видов; продолжить
формирование умений узнавать изученных
хордовых, обосновывать особенности их строения,
связанные со средой обитания.
Оборудование: живые аквариумные
рыбки, скелет костистой рыбы, влажный препарат
«Внутреннее строение рыбы», таблицы, рисунки с
изображением многообразия рыб, особенностей
внутреннего строения.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний об особенностях
организации хордовых, их классификации, строении
и жизнедеятельности бесчерепных и
личиночнохордовых. (Рассказ учащихся по
следующим вопросам. Каковы особенности
организации хордовых, отличающие их от животных
других типов? Назовите основные группы типа
хордовых и укажите, на основании каких признаков
они выделены. Каковы особенности организации
бесчерепных как низших хордовых животных? Почему
оболочники относятся к типу хордовых? Чем
отличаются позвоночные от других групп
хордовых?)
II. Изучение нового материала
1. Общие сведения о рыбах как водных
позвоночных животных: среда обитания, общее
число известных видов, покровы, жабры – органы
дыхания, развитие в водной среде. (Рассказ
учителя с элементами беседы, демонстрация живых
рыб, таблиц.)
2. Классификация рыб. Основные классы: хрящевые и
костные рыбы. Многообразие хрящевых рыб.
Подклассы костных рыб: лучеперые, кистеперые,
хрящекостные и двоякодышащие. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы или рисунков.)
3. Особенности внешнего строения,
опорно-двигательной системы рыб на примере
представителей класса костных рыб, подкласса
лучеперых. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация живых рыб, таблицы, скелета или
рисунков или лабораторная работа «Особенности
внешнего строения рыб, связанные с водной средой
обитания».)
4. Особенности строения нервной системы (отделы
головного мозга, спинного мозга и отходящие от
них нервы), ее расположение. Органы чувств и их
роль в жизни рыб. Безусловные и условные рефлексы
– основа поведения рыб. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблиц или
использование рисунков.)
5. Питание и особенности пищеварительной системы
рыб (органы пищеварения и их функции). Значение
питания в обмене веществ рыб. Плавательный
пузырь и его гидростатическая роль,
обеспечивающая свободное перемещение рыб в
водной среде. (Беседа с элементами рассказа
учителя, демонстрация влажного препарата,
таблицы.)
6. Особенности строения дыхательной и
кровеносной систем, связанные с их функциями.
(Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация влажного препарата, таблицы.)
7. Выделительная система, особенности строения,
расположения и функции. (Рассказ учителя,
демонстрация влажного препарата, таблицы.)
8. Органы размножения самки (парные яичники),
самца (парные семенники), особенности строения
икринок, наружного оплодотворения большинства
видов рыб. (Рассказ учителя.)
III. Задание на дом: изучить тему
«Надкласс рыб» из раздела I и ответить на вопросы
1–8 из рубрики «Проверьте свои знания», по
желанию выполнить задание из рубрики
«Подумайте».
Урок 56. Основные группы рыб, роль в
природе и практическое значение
Задачи: раскрыть характерные
признаки основных групп хрящевых и костных рыб,
черты приспособленности к местам обитания, роль
в природе и практическое значение;
совершенствовать умения узнавать изученных рыб,
обосновывать черты приспособленности к жизни в
водной среде.
Оборудование: таблицы, рисунки из
учебника и других книг с изображением морских и
пресноводных рыб, диапозитивы об акулах, скатах и
осетровых, диафильм о важнейших отрядах костных
рыб, диафильм о значении рыб и охране рыбных
богатств.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации рыб на примере костных рыб. (Беседа
по вопросам 1–8 из рубрики «Проверьте свои
знания».)
2. Проверка умений узнавать изученных рыб,
обосновывать их принадлежность к надклассу рыб,
черты приспособленности к жизни в воде.
(Самостоятельная работа для 2–3 учащихся по
заданиям из рубрик «Подумайте», «Выберите
правильный ответ» и заданиям к рисунку 150 из
учебника.)
II. Изучение нового материала
1. Актуализация знаний о классификации
надкласса рыб, основных классах хрящевых и
костных рыб, их многообразии. (Беседа с
использованием таблиц.)
2. Класс Хрящевые рыбы, особенности организации
как наиболее древних позвоночных: своеобразный
чешуйчатый покров, парные плавники, хрящевой
скелет, отсутствие жаберных крышек,
плавательного пузыря и др. Акулы и скаты –
основные представители хрящевых рыб,
многообразие видов, черты приспособленности к
среде обитания. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблицы, диапозитивов или
кадров диафильма.)
3. Класс Костные рыбы, многообразие видов.
Характерные признаки организации, отличающие их
от хрящевых рыб, основные группы: хрящекостные,
двоякодышащие, кистеперые, костистые рыбы.
(Рассказ учителя, демонстрация таблиц,
диапозитива.)
4. Особенности строения, жизнедеятельности
хрящевых рыб, многообразие видов (тигровая,
белая, гигантская и китовая акулы, скат
хвостокол, электрический скат и др.), черты
приспособленности к питанию, передвижению. Роль
в морских биоценозах. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация диапозитивов.)
5. Двоякодышащие рыбы – одна из древних групп
пресноводных рыб, распространение, характерные
признаки: наличие жабр, «легких», в основном
хрящевой скелет, наличие хорды, черты
приспособленности к переживанию жаркого сезона
года. (Рассказ учителя с элементами беседы,
демонстрация диапозитивов.)
6. Кистеперые рыбы, особенности организации на
примере латимерии: распространение, места
обитания, питание, наличие хорды, позвонки
зачаточные, хрящевой череп, сходство строения
скелета плавников со строением конечностей
наземных позвоночных. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация диапозитивов.)
7. Лучеперые рыбы, особенности строения,
жизнедеятельности, многообразие видов, роль в
биоценозах пресных и морских водоемов и
практическое значение. (Беседа, демонстрация
таблиц, диапозитивов или диафильма.)
III. Задание на дом: изучить раздел II
из темы «Надкласс рыб», подготовить ответы на
вопросы рубрики «Проверьте свои знания», знать
общую характеристику надкласса рыб, приведенную
на с. 130 учебника, по желанию выполнить задание:
«Рассмотрите рисунок 151. Назовите изображенных
на нем рыб. К каким систематическим группам они
относятся?»
Урок 57. Класс Земноводные.
Особенности строения, жизнедеятельности как
примитивных наземных позвоночных
Задачи: раскрыть особенности
строения, жизнедеятельности земноводных,
связанные с жизнью на суше и размножением в воде;
продолжить формирование умений наблюдать,
узнавать черты приспособленности земноводных к
среде обитания.
Оборудование: влажные препараты
(внутреннее строение лягушки), таблицы и рисунки
с изображением земноводных, костных рыб; скелет
лягушки.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о многообразии рыб
(хрящевых, костных и кистеперых), особенностях
строения, питания, распространения и значении в
природе. (Беседа с использованием вопросов из
рубрики «Проверьте свои знания» или задание из
рубрики «Подумайте».)
II. Изучение нового материала
1. Земноводные, или амфибии, – первые
наземные позвоночные; признаки, способствующие
выходу их на сушу. (Рассказ учителя с элементами
беседы, использование рисунков, таблиц.)
2. Основные отделы тела, особенности каждого из
отделов; кожа, ее строение и функции. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы, рисунка.)
3. Отделы скелета: череп, позвоночник, скелет
конечности и поясов на примере скелета лягушки,
их особенности, связанные с наземным образом
жизни, передвижением на суше. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация скелета.)
4. Особенности мускулатуры лягушки, связанные с
передвижением на суше. (Рассказ учителя,
демонстрация таблицы, рисунка.)
5. Легкие и кожа – органы дыхания лягушки,
особенности их строения, связанные с
газообменом; механизм легочного дыхания лягушки.
(Рассказ учителя с элементами беседы,
использование влажного препарата, таблиц.)
6. Особенности питания земноводных как хищных
животных, способов добывания пищи, строения
пищеварительной системы, связанные с наземным
образом жизни, на примере лягушки. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблицы, влажного препарата, рисунков.)
7. Выделительная система, особенности ее
расположения в организме, особенности строения,
связанные с функциями. (Рассказ учителя с
использованием влажного препарата, таблицы.)
8. Усложнение строения нервной системы (головного
мозга) и органов чувств по сравнению с костными
рыбами. (Рассказ учителя, демонстрация рисунков.)
III. Закрепление знаний об особенностях
строения и жизнедеятельности земноводных как
примитивных наземных позвоночных. (Беседа с
использованием вопросов, приведенных в рубрике
«Проверьте свои знания».)
IV. Задание на дом: изучить раздел I на с.
131, 133, выполнить задание на с. 137 учебника.
Урок 58. Размножение и развитие
земноводных, их роль в природе
Задачи: ознакомить учащихся с
особенностями размножения и развития
земноводных (лягушки) в водной среде, с их
многообразием и основными отрядами, значением
амфибий в природе; продолжить формирование
умения узнавать земноводных на таблицах,
рисунках, устанавливать черты приспособленности
в организации земноводных к жизни на суше и в
водной среде.
Оборудование: влажный препарат,
иллюстрирующий развитие лягушки, таблицы с
изображением земноводных, диафильм
«Многообразие земноводных и их значение».
Урок 59. Класс Пресмыкающиеся,
особенности их строения и жизнедеятельности как
настоящих наземных позвоночных
Задачи: раскрыть особенности
строения, жизнедеятельности пресмыкающихся как
настоящих наземных позвоночных, их
происхождение; продолжить формирование умения
узнавать пресмыкающихся на таблицах, рисунках,
устанавливать черты приспособленности в
строении к жизни на суше.
Оборудование: таблицы с
изображением пресмыкающихся и схем их строения,
диафильм «Биологические особенности
пресмыкающихся» или диапозитивы «Современные
пресмыкающиеся», рисунки из книг с изображением
пресмыкающихся.
Методические рекомендации
I. Проверка знаний о многообразии
земноводных, их роли в биогеоценозах.
(Фронтальный опрос по вопросам из рубрики
«Проверьте свои знания».)
II. Изучение нового материала
1. Особенности организации
пресмыкающихся как первых настоящих наземных
позвоночных: появление мелкоячеистых легких,
коры передних полушарий головного мозга,
усовершенствование почек, размножение и
развитие не связано с водой. (Рассказ учителя,
демонстрация таблиц, рисунков или диафильма.)
2. Происхождение древнейших пресмыкающихся от
древних земноводных – стегоцефалов, роль
климатических условий. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация рисунков, кадров
диафильма.)
3. Основные отделы тела ящерицы, особенности ее
покровов, связанные с жизнью на суше. Линька
ящериц и змей и ее значение в жизни этих
пресмыкающихся. (Рассказ учителя с элементами
беседы, демонстрация таблиц, рисунков,
диапозитивов.)
4. Усложнение скелета пресмыкающихся: отделы
скелета, особенности каждого из них, строение
шейного позвонка, обеспечивающего подвижность
головы. Особенности расположения конечностей по
бокам тела, обеспечивающие своеобразное
передвижение ящерицы. (Демонстрация таблицы,
кадров диафильма.)
5. Особенности строения дыхательной системы,
механизма дыхания, связанные с жизнью на суше.
(Рассказ с элементами беседы, демонстрация
таблицы.)
6. Прогрессивные изменения кровеносной системы,
связанные с наземным образом жизни ящерицы:
трехкамерное сердце с неполной перегородкой в
желудочке, два круга кровообращения. (Беседа с
элементами рассказа учителя, демонстрация
таблиц или рисунков.)
7. Особенности питания и пищеварительной системы
ящерицы: отграничение ротовой полости от глотки,
подвижность языка, наличие зубов, приросших к
челюстям, их функции. (Беседа с элементами
рассказа учителя, демонстрация таблиц или
рисунков.)
8. Усложнение строения нервной системы и органов
чувств по сравнению с таковыми у лягушки.
(Рассказ с элементами беседы, демонстрация
таблицы.)
III. Закрепление знаний о
приспособленности ящерицы к жизни на суше.
(Беседа или демонстрация диафильма или
диапозитивов.)
IV. Задание на дом: изучить раздел I в
учебнике, кроме отдела «Половые органы», найти
ответы на вопросы 1–8 из рубрики «Проверьте свои
знания» в тексте учебника.
Урок 60. Многообразие пресмыкающихся,
их роль в природе и практическое значение
Задачи: ознакомить учащихся с
многообразием пресмыкающихся, основными
отрядами, их широким распространением на Земле,
местом и ролью в природе и жизни человека;
продолжить формирование умения узнавать
пресмыкающихся на таблицах, находить в их
строении черты приспособленности к жизни на
суше.
Оборудование: таблицы и рисунки с
изображением пресмыкающихся разных отрядов,
диафильм «Пресмыкающиеся».
Методические рекомендации
I. Проверка знаний и умений
1. Проверка знаний об особенностях
организации пресмыкающихся как настоящих
наземных позвоночных. (Беседа с использованием
вопросов 1–8, приведенных в рубрике «Проверьте
свои знания».)
2. Проверка умений находить черты
приспособленности в строении рептилий к жизни на
суше. (Самостоятельная работа по заданию из
рубрики «Подумайте».)
II. Изучение нового материала
1. Многообразие современных
пресмыкающихся, основные отряды: чешуйчатые,
черепахи, крокодилы. (Рассказ учителя с
элементами беседы, демонстрация таблиц, рисунков
или кадров диафильма.)
2. Ящерицы и змеи – представители отряда
чешуйчатых, их различия в форме тела, способах
передвижения, питания. Значение чешуйчатых в
природе. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация рисунков, диафильма или
кинофильма.)
3. Черепахи, их общие особенности строения,
питания, размножения: сухопутные и морские
черепахи, их приспособленность к местам
обитания. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация диафильма или кинофильма.)
4. Крокодилы, черты приспособленности к жизни в
водной среде, особенности размножения на суше.
Роль крокодилов в биоценозах как крупных
хищников. (Беседа с элементами рассказа учителя,
демонстрация рисунков, диафильма или
кинофильма.)
5. Значение современных пресмыкающихся в жизни
человека, его хозяйственной деятельности.
(Рассказ учителя с элементами беседы.)
III. Закрепление знаний о разнообразии
современных пресмыкающихся, их роли в природе и
жизни человека. (Беседа с использованием
вопросов 9–10 из рубрики «Проверьте свои знания»
или демонстрация кинофильма, диафильма.)
IV. Задание на дом: изучить текст раздела II
учебника, выполнить задание 1–4 из рубрики
«Выберите правильный ответ» или задание на с. 142,
143. Знать общую характеристику пресмыкающихся,
приведенную на с. 143 учебника.
Продолжение следует
|