Путешествие Незнайки в Хлорофилловом царстве, Фотосинтезовом государстве

Я ИДУ НА УРОК

И.Е БУДЫМКО,
учитель биологии средней школы No 6,
Кирово-чепецк.

Путешествие Незнайки в Хлорофилловом царстве, Фотосинтезовом государстве

ПОДГОТОВКА К УРОКУ

Заранее выбираются две команды, участники которых получают задания:

– подготовить пантомиму, изображающую один из жизненных процессов растений: испарение воды, всасывание воды корнями, листопад, деление клеток, фотосинтез, прорастание семян;
– собрать информацию об одном из комнатных растений: его родина, естественные места обитания, особенности строения, размножения, история разведения, правила ухода.

Выбираются исполнители ролей Незнайки и принцессы Ботанэ.

ХОД УРОКА

После организационного момента начинается инсценировка.

Незнайка. Где это я? Что это все зеленое-то?

Принцесса Ботанэ. Ты в царстве Хлорофилла, в государстве Фотосинтеза. А я принцесса Ботанэ.

Незнайка. Кто-кто?

Принцесса Ботанэ. Ты что, не знаешь, что такое ботаника?

Незнайка. Нужна мне ваша ботаника. Я и так все знаю!

Принцесса Ботанэ. Знаешь, говоришь? Тогда ответь мне на вопросы.

Незнайка. Пожалуйста, могу и ответить!

Принцесса Ботанэ. Что такое фотосинтез?

Незнайка. Это... фотография синего цвета.

Принцесса Ботанэ. А что такое хлоропласты?

Незнайка. Это такие штучки белые.

Учитель. Может, ты знаешь, где солнечная энергия скрыта? Каким ученым она открыта? Кто на Земле и воздух очищает, и все живущее питает?

Незнайка. Значит, так. Солнечная энергия нигде не скрыта. Она на Солнце. Солнце вон как ярко светит, что ему скрывать-то. Солнечную энергию открыл, конечно, ученый-солнечник. Так ведь? Как его еще назовешь? Воздух в комнате очищается с помощью форточки, а кормит нас дома всегда мама. Вот так!

Принцесса Ботанэ. О, ужас, позор! Я неучей подобных не встречала.

Незнайка. Почему это я неуч? Я в школе учусь, в шестом классе уже.

Учитель. И это ты называешь учением? Не всяк учен, кто в школу ходит.

Принцесса Ботанэ. Но я думаю, что еще не все потеряно. Я предлагаю тебе, Незнайка, отправиться в путешествие по нашему царству вместе с ребятами. Ну что, согласен?

Незнайка. Согласен.

Учитель. Команды готовы? Тогда в путь! Пристегнуть ремни.

Принцесса Ботанэ. Добрый день, уважаемые пассажиры! Командир корабля и его экипаж в составе... (называет членов жюри) приветствуют вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать! Разрешается принимать активное участие в программе полета, приветствовать участников аплодисментами.
А теперь внимание – поехали.

Учитель. Постойте. Ведь чтобы мы могли отправиться в путь, нужно знать код.

Принцесса Ботанэ. Да, Незнайка нам не поможет.

Учитель. А мы обратимся за помощью к ребятам. Командам предлагается разгадать кроссворд и узнать то волшебное слово, которое откроет ворота в государство Фотосинтеза.

Задание 1. разгадать кроссворд.

1. Наименьшая единица строения растения. 2. Видоизмененный главный корень. 3. Группа клеток, сходных по строению и выполняемой функции. 4. Пигмент зеленого цвета. 5. Образовательная ткань стебля. 6. Бесцветное вязкое вещество клетки. 7. Видоизмененный подземный побег.

(Ответы. 1. Клетка. 2. Корнеплод. 3. Ткань. 4. Хлорофилл. 5. Камбий. 6. Цитоплазма. 7. Луковица. Слово-код (по вертикали) – «Крахмал».)

Незнайка. Я знаю слово-код – это крахмал!

Принцесса Ботанэ. Вот теперь мы можем отправляться. Как видите, наше государство раскинулось на сотни тысяч километров. А вон там, на пригорке, – наш знаменитый дендропарк.

Незнайка. Дендро... дендро что?

Принцесса Ботанэ. Дендрология – это наука, которая изучает деревья. В нашем дендропарке собрана огромная коллекция со всего земного шара. Здесь есть и гигантские секвойи, и дынное дерево, и тысячелетние дубы, и, конечно же, деревья наших северных лесов.

Незнайка. Ух ты! А как вы их различаете? Ведь листьев и плодов у них сейчас нет!

Учитель. А деревья и кустарники можно определить и по расположению почек на побегах. И сейчас мы проверим, смогут ли участники команд это сделать.

Задание 2. определить полученные веточки деревьев и кустарников; в рассказе «Листопад» (приложение 1) найти и исправить пять ошибок.

Пока команды работают, болельщики отвечают на следующие вопросы.

  • Для чего озеленяют города?

  • Почему нельзя сжигать осеннюю листву, особенно в городах?

  • Какой лес шумит, а какой – шелестит? (Шумит хвойный, шелестит лиственный.)

  • Древесина какого дерева очень прочна и устойчива против гниения? (Лиственницы.)

  • Древесина какого дерева используется в кораблестроении? (Сосны.)

  • Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов? (Ель.)

  • Из древесины какого дерева делают спички? (Осины.)

  • Древесина каких деревьев идет на изготовление бумаги и искусственного шелка? (Сосны, ели.)

  • Какое дерево весной подкрепляет нас своим соком? (Береза.)

  • · Что нужно обязательно сделать после сбора березового сока?

Учитель. В наших лесах много загадок и тайн. Вон там, под елочкой, есть растение с темно-зелеными листьями в виде копытца и неприметным темно-бордовым цветком.

Принцесса Ботанэ. Это копытень европейский. Существует очень трогательная легенда, объясняющая это название.
В тенистом еловом лесу под пеньком среди зеленого мха жил маленький добрый гном. У него в домике постоянно горел светильник из крошечных трехзубчатых фонариков. Самым заветным желанием гномика было жить с людьми и служить им. Казалось, что осуществление его мечты совсем близко, но случилось непредвиденное. Богиня Флора, осматривая свои владения, проезжала на олене Золотое копытце рядом с тем местом, где проживал добрый гномик. Он осмелился обратиться к богине со своей просьбой. Богиня выслушала его внимательно и только хотела ответить, как Золотое копытце, испугавшись чего-то, отскочил в сторону и нечаянно наступил на маленького лесного человечка. На месте, где только что стоял гномик, оказалось лишь белое пятно. Остались только светильник и подставка, вдавленная в землю.
Богиня опечалилась, но вот ослепительный луч Солнца осветил место гибели гномика. Белое пятно вдруг стало темно-зеленым листом, по форме напоминающим копытце. Соки листа потекли в землю, оживили ножки гномика и стали корнями растения. Светильник превратился в цветок, в котором поселилась душа маленького лесного человечка. И заветное желание гномика все-таки исполнилось: он стал служить человеку в качестве лекарственного растения.

Учитель. Лекарственых растений у нас очень много. Незнайка, давай проверим, что знают о них участники команд.

Задание 3. Команды должны догадаться, о каком лекарственном растении идет речь в рассказе (приложение 2, рассказы читает учитель).

Принцесса Ботанэ. А знаешь ли ты, Незнайка, что путешествовать можно и не сходя с места?

Незнайка. Как это?

Принцесса Ботанэ. А ты внимательно посмотри на комнатные растения, они тоже путешественники. Одни прибыли к нам из Бразилии, другие – из тропических лесов Индии, с берегов Нила, из пустынь Африки и Мексики.

Незнайка. Вот это да!

Учитель. Чтобы убедиться в этом, я приглашаю экспертов по комнатным растениям из каждой команды. Они дадут нам квалифицированную информацию.

Задание 4. команды представляют подготовленную информацию о комнатных растениях.

Незнайка. Как интересно! Обязательно заведу у себя дома комнатные растения.

Учитель. Советую тебе познакомиться с замечательной книгой Николая Михайловича Верзилина «Путешествие с домашними растениями».

Принцесса Ботанэ. А сейчас я предлагаю вам заглянуть внутрь растения, посмотреть, как оно живет.

Незнайка. А как мы это сделаем?

Учитель. Команды готовы нам помочь.

Задание 5. Команды представляют подготовленные пантомимы, изображающие жизненные процессы растений.

Болельщики угадывают.

Принцесса Ботанэ. На этом наше путешествие заканчивается. Уважаемые пассажиры, наш полет на мыслелете подходит к концу. пока командир и его экипаж подводят итог нашего путешествия, я хочу сказать вам спасибо.

Незнайка. А я благодаря вам узнал, что ботаника – это удивительная и интересная страна.

Награждение участников

Приложение 1

Листопад. Багрец и золото листвы – верный признак наступившей осени. Осенью листья деревьев и кустарников приобретают разнообразную окраску – от желтой до пурпурно-красной. Происходит это от того, что в клетках листа хлорофилл постепенно превращается (правильно – разрушается и перестает маскировать) в другие пигменты: желтые, оранжевые и красные. Дольше других растений остаются зелеными сирень и клены.
Вслед за изменением окраски листьев происходит их опадание – листопад. С опадающими листьями из растений удаляются различные вредные вещества. Кроме того, листопад помогает деревьям приспособиться к зимней засухе, ведь зимой растению нужно гораздо больше воды, чем летом (правильно – корни растения не могут всасывать воду из холодной почвы).
Но не все растения осенью теряют листья. Есть среди них и вечнозеленые. Это хорошо известные всем ель, пихта, лиственница, сосна, осина и можжевельник. Да и некоторые травы зимуют под снегом с зелеными листьями. Например, земляника, клевер, чистотел.

Приложение 2

1. У древних славян это растение было посвящено богине любви и красоты Ладе. Применяется оно в основном как потогонное и жаропонижающее средство при простудных заболеваниях. Настои и отвары из него обладают антимикробным, противовоспалительным, мочегонным действием. Как вспомогательное средство используется при заболеваниях желудка, кишечника, печени, почек и мочевого пузыря. Отваром ополаскивают голову после мытья для укрепления волос.
Цветет оно поздно, в конце июня – начале июля. Цветки бледно-желтые, с нежным ароматом, собранные в полузонтики. Пчелы, побывавшие на этих цветах, делают прозрачный, золотисто-желтый или зеленоватый мед – один из лучших по вкусовым качествам и лечебным свойствам. (Липа.)

2. Издревле это растение применялось как лекарственное. В народе оно известно под названием «заячья кровь», или «кровавник», – при растирании его цветков пальцы окрашиваются в темно-красный цвет. Казахи это растение называют «джеробай», что означает «целитель ран».
Это растение обладает сильным бактерицидным действием, используется как вяжущее, кровоостанавливающее, противовоспалительное и ранозаживляющее средство. Настой применяется внутрь при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, болезнях печени, почек, головной боли, нервных заболеваниях.
Если говорить коротко, народ считает это растение «средством от 99 болезней». «Как без муки нельзя испечь хлеб, так без... нельзя лечить многие недуги». (Зверобой.)

3. Для заготовок этого растения, которое было в большом почете на Руси как средство, заживляющее раны, русские цари в XVI и XVII вв. снаряжали специальные экспедиции в оренбургские степи. Считалось, что «вода цвета своробориного раны заживляет, свербяж выводит, ране не дает распространяться ни в ширину, ни в длину». Обмывали края раны, чтобы избежать «антонова огня» – гангрены.
Раньше использовали и масло из этого растения. Со временем все эти средства были забыты, но в середине нашего столетия вновь вспыхнул интерес к этому растению как к витаминному сырью.
Больше всего в нем витамина С, который способствует заживлению ран, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, к воздействию неблагоприятных факторов. Так что водные настои из этого растения повышают выносливость организма. Есть в растении, но в меньших количествах, и другие витамины – В1, В2, К, Е, РP, каротин, превращающийся в организме в витамин А.
Используют это растение в пищевой и парфюмерной промышленности. (Шиповник.)

4. Первое письменное указание об этом растении оставил древнегреческий ученый Катон в III в. до н.э. Оно упоминается во многих русских былинах, сказаниях, пословицах. Имеются указания, что основатель Москвы суздальский князь Юрий Долгорукий велел заложить сад из этих растений, хотя в те времена в окрестностях Москвы оно и так было очень распространено.
Используют плоды, листья и цветки этого растения. Настоем цветков и листьев лечат ангину, кашель, расстройство желудка, воспаление глаз. Из свежих листьев делают косметические мази. Сушеные плоды применяются при различных простудных заболеваниях в качестве потогонного средства. (Малина.)

Спонсор публикации статьи: «Московский Центр НЛП» предлагает широкий спектр услуг по НЛП. Воспользовавшись предложением центра, Вы сможете пройти тренинговые курсы по НЛП и тренинги личностного развития для частных клиентов, тренинги по применению НЛП в бизнесе для корпоративных Клиентов, купить книги по НЛП, а так же получить индивидуальное психологическое и управленческое консультирование. Подробнее ознакомиться с предлагаемыми услугами и расписанием тренингов, а так же просмотреть анкеты тренеров и ассортимент книг и дисков, можно на сайте компании www.MCNLP.ru

Литература

Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. – М.: Детская литература, 1962. – 352 с.

Внеклассная работа по биологии. – Киров, 1989.

Каленкова Т.Г. Природа и ты: Вопросы и задания по экологии. – Минск: Нар. асвета, 1989.

Махова А. Зеленая аптека. Лекарственные растения Сибири / Изд. 4-е испр. и доп. – Красноярск, 1993.

Новиков. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991.

Синяков А.Ф. О вершках и корешках: Травник. – М.: Физкультура и спорт, 1992.

Сотник В.Ф. Кладовая здоровья. – М.: Экология, 1991.

Школьный вечер «Путешествие с комнатными растениями // Биология в школе. № 5, 1990.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru