Р.Б. СОЛОВЬЕВ,
учитель биологии
Несколько мнемонических правил
Каждый учитель заботится о более полном
усвоении курса. Лучше всего, конечно, этому
помогают образный, эмоциональный рассказ и ясная
логика повествования, положительный
эмоциональный настрой учеников на уроке, хорошая
мотивация к изучению предмета. Хорошо «работают»
и опорные схемы. Но в курсе биологии учитель
периодически сталкивается с материалом,
рассчитанным исключительно на «зубрежу». Логики
в таком материале почти нет, образно представить
практически невозможно, а знать его необходимо.
В таких случаях я использую простые,
самостоятельно разработанные мнемонические
приемы, некоторые из которых хочу предложить
вниманию коллег.
Типы цветков семейства
Сложноцветные
Удобнее, по-моему, давать ученикам все
типы цветков этого семейства, включая двугубый.
Тогда проще показать происхождение
ложноязычкового цветка и сразу указать на
большое разнообразие сложноцветных, наличие в
семействе древесных форм и т.д. Но названия
цветков ребята запоминают плохо. А стоит
название напомнить – и они без труда изображают
схему цветка, пишут его формулу, рисуют
диаграмму. Здесь может помочь такой простой
стишок:
(Чтоб мне запомнились эти цветки,)*
Я дам тебе венчика лепестки.
Слова второй строчки начинаются на те
же буквы, что и названия типов цветка: язычковый,
двугубый, трубчатый, воронковидный, ложноязычковый.
Ранги таксонов у растений
Не помню ни одного ученика, даже среди
отличников, который бы выучил названия таксонов
у растений в правильной последовательности без
мнемоники. Стишок в данном случае такой:
Цирк, огромный купол пестрый
Словно радугу вознес (ты).
То есть: царство, отдел, класс,
порядок, семейство, род, вид.
Названия 20 аминокислот
Этот материал важен для учеников,
особо интересующихся биологией. Если
расположить аминокислоты в соответствии с
химическими свойствами радикалов, почти так, как
это сделано в учебнике: «Биологическая химия для
медицинских вузов» (Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф., 1990),
то их названия запоминаются таким описанием
осеннего пейзажа:
Алый вальс. Летит из лога
Медь прощаний, трав финал.
Глина серая, тревога,
Церемонность, тишина.
Аспидные глуби листопада
(Падают в) гигантские аркады.
То есть: аланин, валин, лейцин,
изолейцин, метионин, пролин, триптофан,
фенилаланин, глицин, серин, треонин,
цистеин, тирозин, аспарагин и
аспарагиновая кислота, глутамин и
глутаминовая кислота, лизин, гистидин, аргинин.
В этом стишке есть еще указание на
количество CH2-групп в лизине и аргинине. В лизине
таких групп 4 – слогов в слове «листопада» тоже 4.
В аргинине 3 СН2-группы – как и слогов в слове
«аркады».
Черепно-мозговые нервы
Знание их может пригодиться и не
биологу. В аннотациях к лекарствам мне
приходилось видеть лишь номер той или иной пары
нервов. «Перевести» такой номер в название
сложно, а при выборе лекарства подобная
информация важна. Мнемонический прием в данном
случае следующий:
Охранять здоровье граждан,
(Их) болезненное тело,
Облегчать людскую стражду –
Явно благостное дело.
То есть, начиная с первой пары нервов: обонятельный
(I), зрительный (II), глазодвигательный (III), блоковый
(IV), тройничный (V), отводящий (VI), лицевой
(VII), слуховой, или стриопаллидарный (VIII), языкоглоточный
(IX), блуждающий (X), добавочный (XI). Остается
запомнить только подъязычный – XII пара нервов.
Комплементарность азотистых
оснований
Мнемонические приемы могут быть и
более простыми, но при этом оставаться
эффективными. Так, в начале курса молекулярной
биологии ученики путаются в комплементарности
азотистых оснований. Я предлагаю им простые и
заведомо нелепые словосочетания (чем нелепее,
тем лучше запоминается). Например: глупый цыпленок
– пара Г–Ц или тревожный аллигатор –
пара А–Т.
Разумеется, мнемонические приемы
такого рода не являются панацеей. Некоторым
детям (по наблюдениям, 20–30%) трудно запомнить
даже такие короткие стишки. Поэтому
использование мнемоники должно быть
добровольным. Иначе будет только отторжение или
курьезы (вместо: «Цирк, огромный купол пестрый...»
– я получал: «Цирк сгорел, а клоуны остались»).
Иногда у учеников вызывает отторжение
не сам метод, а конкретный прием. Действительно,
предложенные выше стихотворения лишены
художественности. Можно предложить придумать
более совершенное произведение самим ученикам.
Обычно это у них не получается, но повторяя
попытки, ребята в конце концов запоминают и сам
материал.
Вероятно, такими приемами пользуются
многие учителя. Хотелось бы познакомиться с их
разработками на страницах «Биологии».
* Здесь и далее в скобки
заключены строки и слова мнемонического приема,
которые не служат для обозначения термина или
названия, а использованы только для благозвучия.
|