СУХОВА Т.С.,
СТРОГАНОВ В.И.
Природа.
Введение в биологию и экологию
Тематическое планирование
V класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Предлагаемая программа предусматривает
формирование общих биологических и
экологических понятий уже с 5-го класса
общеобразовательной школы: дать «главные ветви»
знаний, а затем идти к более мелким элементам,
опираясь на принцип «от целого к частностям».
Курс даст обобщенные представления о жизни на
Земле, ее возникновении, разнообразии,
взаимосвязях организмов и среды обитания, о роли
человека в сохранении жизни на Земле. через
установление общих признаков жизни
пятиклассники войдут в мир общих биологических и
экологических понятий. За основу взята
информация о живой и неживой природе, полученная
в курсе «Природоведение».
Процессы дыхания, питания, размножения, роста
рассматриваются в контексте общей
характеристики жизни на планете, с учетом
сложных взаимоотношений организмов со средой
обитания. Такой экологический подход позволит,
на наш взгляд, убедить учащихся в необходимости
изучения биологии и в том, что жизнь человека на
Земле зависит от того, как он распорядится
биологическими знаниями.
Программа предлагает 49 ч на теорию, 7 ч — на
экскурсии, 10 ч — на практические работы.
В учебнике приведены карточки-задания для всех
названных в программе экскурсий, практических и
лабораторных работ, опытов, проводимых учащимися
самостоятельно в домашних условиях.
Примерное тематическое планирование
к учебнику «Природа. Введение в биологию и
экологию», 5-й класс (68 ч, 2 ч в неделю)
Тема |
Продолжительность |
Номер и тема
урока |
Лаборат. раб. |
Опыты в
домашних условиях |
Введение |
7 ч, в т.ч.:
1 ч – экскурсия,
1 ч – практичическая работа |
1. О чем эта
книга
2. Посмотри вокруг и подумай
3. Как идет жизнь на Земле
4–5. Прибор, открывающий тайны |
++
|
+ |
1. Как
размножаются живые организмы |
11 ч, в т.ч.:2 ч –
на экскурсия,
2 ч – практическая работа |
6. Как
размножаются живые организмы
7. Одинаково ли размножаются разные животные
8. Как размножаются растения
9. Откуда у растений появляется зародыш
10. Бывают ли обоеполые растения
11. Могут ли переселяться растения, если они не
передвигаются
12. Подведем итоги |
+
|
|
2.
Взаимодействие живых организмов с условиями
окружающей среды |
5 ч, в т.ч.:
1 ч – практическая работа |
13. Почему всем
хватает места на Земле
14. Как живые организмы переносят неблагоприятные
для жизни условия
15. Правда ли, что растения кормят всех, даже
хищников
16. Подведем итоги |
|
+ |
3. Как питаются
живые организмы |
15 ч, в т.ч.:
2 ч – экскурсия
2 ч – практическая работа |
17. Как питаются
разные животные
18. Как питается растение
19. Только ли лист кормит растение
20. Как питаются паразиты
21. Подведем итоги
22. Нужны ли минеральные соли животным и человеку
23. Можно ли жить без воды
24. Можно ли жить, не питаясь
25. Как можно добыть энергию для жизни
26. Запасают ли живые организмы питательные
вещества
27. Подведем итоги |
+
+
|
+
+
|
4. Как дышат
одноклеточные и многоклеточные организмы |
5 ч |
28.
Одноклеточные и многоклеточные организмы под
микроскопом
29. Разнообразие клеток многоклеточных
организмов
30. Можно ли жить и не дышать
31. Возвращают ли живые организмы вещества в
окружающую среду
32. Подведем итоги |
+
+ |
|
5. Многообразие
живого мира |
13 ч, в т.ч.:
2 ч – экскурсия |
33.
Многообразие живого мира
34. Деление живых организмов на группы
35. Царства живой природы (растения, грибы)
36. Царства живой природы (животные, простейшие)
37. Царства живой природы (бактерии, вирусы)
38. Подведем итоги
39. Среда обитания. Факторы среды
40. Кто живет в воде
41. Обитатели суши
42. Кто живет в почве
43. Организм как среда обитания |
+
|
|
6. Жизнь в
сообществах. Экосистема |
10 ч, в т.ч.:
4 ч – практическая работа |
44. Природное
сообщество. Экосистема
45. Как живут организмы в природном сообществе
46. Человек – часть живой природы
47. Влияние человека на биосферу
48. Все ли мы знаем о жизни на Земле (итоговый урок) |
|
|
Задание
на лето |
Введение
(7 ч, в том числе: 1 ч – экскурсия, 1 ч –
практическая работа)
История развития представлений о
возникновении живых организмов. Научные
объяснения возникновения живых организмов на
Земле.
Основные понятия. Биология — наука
о живом. Живые организмы. Признаки жизни. Клетка
— единица строения и размножения живых
организмов.
Лабораторные работы
1. Устройство микроскопа.
2. Рассматривание под микроскопом
пузырьков воздуха и плесени.
Экскурсия
1. Живая и неживая природа.
Практическая работа
1. Изучение состояния деревьев и
кустарников в районе школы.
Опыт в домашних условиях
1. Выращивание плесени на хлебе.
Демонстрационный опыт
1. Модельный опыт Реди (по усмотрению
учителя).
Тема 1. Как размножаются живые
организмы
(11 ч, в том числе: 2 ч — экскурсия, 2 ч —
практическая работа)
Воспроизводство себе подобных.
Половое и бесполое размножение. Потомство от
одного или двух родителей. Половые клетки.
Оплодотворение. Образование и развитие
зародышей растений, животных, человека.
Однополые и двуполые живые организмы.
Перекрестное опыление растений. Расселение
потомства у животных и растений, взаимосвязь
растительных и животных организмов.
Основные понятия. Однополые и
обоеполые организмы. Размножение. Яйцеклетка.
Спермии. Сперматозоиды. Оплодотворение. Зародыш.
Плод. Половое и бесполое размножение.
Лабораторная работа
3. Строение семени фасоли.
Экскурсия
2. Распространение плодов и семян.
Практическая работа
2. Уход за комнатными растениями и
аквариумом.
Тема 2. Взаимодействие живых
организмов с условиями окружающей среды
(5 ч, в том числе: 1 ч — практическая
работа)
Благоприятные и неблагоприятные
условия среды. Приспособленность живых
организмов к условиям среды. Причины гибели
организмов. Регуляция численности. Отношения
«хищник—жертва», «паразит—хозяин». Роль
растений в жизни животных и человека.
Основные понятия. Среда обитания.
Экология — наука о взаимосвязи организма и среды
обитания. Хищник. Паразит. Взаимозависимость
живых организмов. Хлорофилл. Органическое
вещество.
Практическая работа
3. Контроль санитарного состояния
классных комнат и коридоров.
Опыт в домашних условиях
2. Условия прорастания семян.
Тема 3. Как питаются живые организмы
(15 ч, в том числе: 2 ч — экскурсия, 2 ч —
практическая работа)
Способы питания живых организмов.
Питание животных, растений, человека. Пища —
источник энергии. Солнце — источник энергии.
Питание хищников и паразитов, их участие в
регулировании численности организмов. Питание
взрослых особей, растущих организмов и
зародышей. Цепи питания. Передача энергии.
Движение и расход энергии. Разнообразие движений
животных. Трудовая деятельность человека.
Движение органов растения. Дыхание как способ
получения энергии. Органические и минеральные
вещества. Нитраты. Роль воды в питании живых
организмов.
Основные понятия. Пища — источник
энергии. Солнце — источник энергии. Растения —
создатели органического вещества. Животные и
человек — потребители органического вещества.
Вода — растворитель. Нитраты.
Лабораторные работы
4. Рассматривание под микроскопом
клеток зеленого листа.
5. Рассматривание корней растений.
Экскурсия
3. Живые организмы зимой.
Практическая работа
4. Подкармливание птиц.
Опыты в домашних условиях
3. Испарение воды листьями.
4. Изучение роста корней. Изучение направлений
роста побега и корня.
Демонстрационный опыт
2. Прокаливание сухих семян,
доказывающее наличие в них воды.
Тема 4. Как дышат одноклеточные и
многоклеточные организмы (5 ч)
Кислород — необходимое условие жизни
на Земле. Дыхание растений, животных, человека.
Одна клетка — целый организм. Признаки живого.
Многоклеточный организм. Клетка — единица
жизнедеятельности. Взаимозависимость клеток
многоклеточного организма. Взаимосвязь
процессов питания, дыхания, выделения. Влияние
живых организмов на окружающую среду.
Лабораторные работы
6. Рассматривание клеток одноклеточных
и многоклеточных организмов.
7. Разнообразие клеток многоклеточных
организмов.
Демонстрационный опыт
3. Опыт, доказывающий увеличение
содержания углекислого газа в выдыхаемом
воздухе.
Тема 5. Многообразие живого мира
(13 ч, в том числе: 2 ч — экскурсия)
Границы жизни. Условия, необходимые
для поддержания жизни. Представления о царствах
живой природы. Взаимосвязь живых организмов
разных царств со средой обитания. Жизнь в лесах,
пустынях, водоемах, воздухе, почве, на суше.
Организм как среда обитания. Влияние
деятельности человека на биологическое
разнообразие. Биологическое разнообразие —
условие устойчивости жизни на Земле.
Основные понятия. Систематика.
Систематические единицы. Царства живой природы:
простейшие, бактерии, вирусы, растения, животные,
грибы. Человек как вид.
Характеристика различных сред
обитания. Экологические факторы.
Лабораторная работа
8. Простейшие под микроскопом.
Экскурсия
4. Многообразие живых организмов. Живые
организмы весной.
Тема 6. Жизнь в сообществах. Экосистема
(10 ч, в том числе: 4 ч — практическая
работа)
Приспособленность к совместному
обитанию: способы защиты у растений и животных.
Ярусное расположение растений. Сигнальные и
пищевые взаимоотношения. Цепи питания. Роль
хищников, паразитов, сапрофитов в сообществе.
Человек — часть природы. Человек —
разумное существо. Регулирование потребностей
людей. Современные проблемы охраны окружающей
среды.
Основные понятия. Сообщество.
Экосистема. Приспособленность к совместному
обитанию. Человечество. Биосфера.
Практические работы
5. Уход за комнатными растениями и
аквариумом (2 ч).
6. Наблюдение за расходом воды и электроэнергии в
школе (1 ч).
7. Урок рисов ания: красота и гармония в природе.
(По усмотрению учителя.)
Задание на лето
Поурочное планирование
Урок 1. О чем эта книга
План урока
1. Условные знаки – твои помощники.
(Знакомство с учебником и рабочей тетрадью.)
2. Понятия «опыт» и «наблюдения». (Работа с
учебником.)
3. Тренировочные упражнения с использованием
плана объяснения опыта или наблюдений.
Методические рекомендации
Обратите внимание учащихся на
структуру учебника.
1. Основное содержание взято в рамку;
этот материал обязателен для усвоения.
2. Параграфы «Подведем итоги» даны для проверки и
обобщения знаний; они служат логическим
завершением изучения определенных
закономерностей.
3. Домашние задания можно встретить в любой части
текста; они – составная часть урока.
4. Большое число заданий для проведения опытов в
домашних условиях, составления отчетов об
экскурсиях и наблюдениях.
5. «Приложение» в конце учебника поможет при
подготовке к практическим, лабораторным работам
и проведению опытов.
Урок 2. Посмотри вокруг и подумай
План урока
1. Решение проблемных задач (работа с
рисунками учебника).
2. Сравнение тел живой и неживой природы
(повторение материала из курса природоведения).
3. Признаки живых организмов (работа над
общебиологическими понятиями).
4. Понятие о биологии как науке.
5. Расселение живых организмов планеты в разных
средах обитания (формирование экологических
понятий).
6. Разнообразие живых организмов. Понятие о
размерах микроорганизмов и о клеточном строении
живых организмов нашей планеты.
Методические рекомендации
1. Работа с рисунками 2–6 позволит
учащимся самим оценить свои знания, умение
наблюдать, высказывать предположения. Это
необходимое условие развивающего обучения.
2. Используя знания учащихся по природоведению,
обсуждаем признаки живых организмов
(общебиологические понятия) с помощью
приведенных в учебнике рисунков.
3. При описании разнообразных условий жизни живых
организмов пока не используем понятия «среда
обитания» и «приспособленность к среде
обитания».
4. Заполняя таблицу с примерами живых организмов,
обитающих в воде, воздухе и на суше, важно
получить не просто перечень организмов, а
подвести учащихся к выделенному выводу.
5. Важно акцентировать внимание ребят на том, что
при всем многообразии живые организмы имеют
общие признаки в строении (клеточное строение), и
в основных процессах жизнедеятельности (дышат,
питаются, растут, размножаются, умирают).
Подробнее об этом ребята узнают на последующих
уроках.
Урок 3. Как идет жизнь на Земле
План урока
1. Продолжительность жизни разных
живых организмов (работа с текстом учебника).
2. Причины многообразия живых организмов, имеющих
разную продолжительность жизни (собственные
предположения учащихся).
3. Появление новых организмов: у каждого живого
существа есть родители (проверка учащимися своих
предположений с помощью рисунков-ответов).
4. Опыты Ф.Реди и ван Гельмонта, объясняющие
появление новых живых организмов на нашей
планете (формирование у учащихся умения излагать
методику проведения, результаты опытов и делать
выводы).
5. Инструктаж к проведению опыта по выращиванию
плесени в домашних условиях (развитие умения
учащихся анализировать наблюдаемые явления,
самостоятельно ставить опыты).
Методические рекомендации
1. Учитывая особенности мышления
учащихся этой возрастной группы, предлагаем
конкретные примеры, иллюстрирующие
продолжительность жизни разных живых
организмов.
2. Подводим учащихся к пониманию общей
биологической закономерности: живое – только от
живого («у каждого живого существа есть
родители»).
3. Предлагаем учащимся проанализировать разные
взгляды ученых на данный тезис, высказать свои
предположения.
4. Учащиеся проверяют свои предположения,
пользуясь рисунками-подсказками (рис. 13) и на
самостоятельном опыте в домашних условиях.
Уроки 4–5. Прибор, открывающий тайны
(Лабораторная работа № 1)
Твое первое исследование.
Живое и неживое под микроскопом
(Лабораторная работа № 2)
План урока
1. Знакомство со строением микроскопа и
назначением его частей (работа с использованием
таблицы 1 учебника).
2. Освоение приемов и правил работы с микроскопом.
3. Расчет увеличения микроскопа.
4. Приготовление препаратов и рассматривание под
микроскопом пузырьков воздуха и образцов
плесени.
5. Теоретические обобщения:
а) откуда появляются новые живые
организмы;
б) какую роль в изучении этого сыграло появление
микроскопа.
Методические рекомендации
Работа с микроскопом дает
практические навыки, а решение с его помощью
учебных задач развивает самостоятельное
мышление ребят.
1. Уровень развития взглядов на природу
во многом зависит от методов, которыми
пользуются при ее изучении.
2. Микроскоп дает возможность заглянуть в тайны
природы, недоступные невооруженному глазу.
3. Среди этих «открытий» – знание о существовании
клеток, видимых в микроскоп и дающих начало
новому живому организму.
4. Проверка в домашних условиях теоретических
знаний о появлении живого от живого. Выращивание
плесени.
5. Сравнение результатов опытов Ф.Реди со своими
рождает у учеников чувство причастности к
разгадке тайн природы и веру в собственные силы.
Такая вера в этом возрасте часто определяет
выбор учащимися дальнейшего жизненного пути.
Урок 6. Как размножаются живые
организмы
План урока
1. Размножение – общее свойство
растений, животных, человека.
2. Воспроизведение себе подобных (решение
поисковых задач с использованием рис. 17
учебника).
3. Мужские и женские организмы (знакомство с
символами и ).
4. Понятие о процессе оплодотворения
(формирование общебиологического понятия).
5. Развитие зародыша из оплодотворенной
яйцеклетки (формирование общебиологического
понятия «зародыш»).
Методические рекомендации
1. Общебиологическое понятие о
наследственности как свойстве всего живого
формируем, разбирая выводы в рамке: живые
организмы производят новое поколение, подобное
себе.
2. Предлагаем учащимся задание, развивающее
мышление: найти и прокомментировать ошибки на
рис. 17.
3. Знакомим учащихся с общепринятой в биологии
символикой: и . Обращаем внимание на
существование у разных организмов двух типов
мужских половых клеток: спермиев (у голосеменных
и покрытосеменных растений, в связи с обитанием
на суше) сперматозоидов – подвижных клеток (у
растений, животных, человека).
4. Даем понятие об участии в производстве
потомства двух организмов: мужского и женского,
образующих мужские и женские половые клетки.
5. Анализируя рисунки 20–21, выявляем общие
закономерности, свойственные растениям,
животным, человеку:
а) новый организм развивается из
зародыша;
б) зародыш образуется из оплодотворенной
яйцеклетки;
в) для оплодотворения женская половая клетка
должна встретиться (слиться) с мужской половой
клеткой.
Урок 7. Одинаково ли размножаются
разные животные
План урока
1. Проверка домашнего задания (развитие
навыков самоконтроля).
2. Сравнение схем полового и бесполого
размножения: появление потомства от одного или
двух родителей (обще- биологическое понятие о
способах размножения в живой природе).
3. Проверка знаний о половом и бесполом
размножении (выполнение учащимися задания в
рабочей тетради).
4. Понятие о гермафродитизме (использование
элементов мифологии для работы над термином).
Методические рекомендации
1. Из обобщенных представлений о
воспроизведении себе подобных дети должны
усвоить следующие общие положения:
– способность продолжать свой род из поколения в
поколение – это прекрасный дар, которым обладают
все живые существа;
– у человека, растений и животных различают
мужской и женский пол: у животных – самки и самцы;
у человека – мужчины и женщины; у растений –
мужские и женские особи (двудомные растения);
– у человека, растений и животных есть органы
размножения, в которых образуются половые
клетки;
– начало новой жизни может дать женская половая
клетка, слившаяся с мужской половой клеткой.
2. Древнегреческий миф о Гермесе и Афродите
поможет более эмоциональному восприятию
биологического понятия «гермафродит» и
словарному его толкованию.
3. Объясняем появление более здорового потомства
от двух разных особей. Это поможет при изучении
материала на последующих уроках.
Урок 8. Как размножаются растения
План урока
1. Значение цветка в жизни растения
(обсуждение ответов учащихся).
2. Роль плодов и семян в размножении растений
(инструктаж к наблюдениям в домашних условиях за
прорастанием семян).
3. Строение семени. Обнаружение в семени зародыша.
(Лабораторная работа № 3.)
4. Обеспечение зародыша условиями, необходимыми
для жизни (работа над общебиологическими
понятиями «свойства живого»).
5. Откуда в семени появляется зародыш. (Решение
поисковых задач с использованием рис. 27.)
Методические рекомендации
1. Изучение этого материала построено
на высказываниях учащимися своих предположений,
поиске ответа на поставленную задачу. Строя
учебный процесс не на запоминании истины, а на
поиске ее, важно создать в классе
психологический климат, когда дети не боятся
высказать ошибочное мнение. Они должны поверить,
что:
а) ошибки при поиске неизбежны;
б) чужое мнение нужно уважать;
в) оригинальная мысль поощряется.
2. Используем личный опыт ребят:
а) наблюдение за прорастанием семян;
б) летние наблюдения;
в) исследование строения семени в ходе
лабораторной работы.
3. Для развития самостоятельного
мышления предлагаем решение поисковых задач:
а) что образуется у растений из цветка;
б) какой секрет хранит семя, дающее жизнь новому
растению;
в) откуда в семени появился зародыш.
4. Подводим учащихся к
общебиологическим закономерностям:
а) у растения, так же как у животных и
человека, образуется зародыш;
б) зародыш нуждается в защите и условиях,
необходимых для питания, дыхания, роста;
в) растения, животные, человек проходят сходные
этапы до появления нового организма: образование
мужских и женских половых клеток --->
оплодотворение ---> развитие зародыша --->
появление нового организма.
5. Оставляем пока нерешенной одну из
поисковых задач: откуда у растений появляется
зародыш? Предлагаем этот поиск в качестве
домашнего задания.
Урок 9. Откуда у растений появляется
зародыш
План урока
1. Цветок – орган полового размножения
растений (решение поисковых задач с
использованием рис. 28–31).
2. Необходимость наличия мужских и женских
половых клеток для образования зародыша
растения (опора на предыдущие знания о животных,
закрепление общебиологических понятий об
опылении, оплодотворении и половых клетках как
необходимом условии появления зародыша).
3. Понятие о женской (пестик) и мужской (тычинка)
частях цветка (общебиологическое понятие о
половом размножении).
4. Производство потомства без помощи семян
(общебиологическое понятие о бесполом
размножении).
5. Сравнительная характеристика полового и
бесполого размножения (развитие у учащихся
навыков самоконтроля).
Методические рекомендации
1. Формируем общебиологическое понятие
о половом и бесполом размножении живых
организмов на примере животных и растений.
2. Понятие о мужской и женской частях
цветка:
а) в появлении потомства участвуют два
родителя;
б) зародыш появляется в женской части цветка,
имеющей яйцеклетку.
3. подводим учащихся к обобщенной схеме
размножения, вернувшись к рис. 27, где показаны
общие для человека, животных и растений
закономерности:
а) образование половых клеток;
б) оплодотворение;
в) образование и развитие зародыша;
г) развитие зародыша и нового организма из
женской половой клетки.
Урок 10. Бывают ли обоеполые растения
План урока
1. Приспособления растений к опылению
(решение поисковых задач с использованим рис.
33–36).
2. Понятие о перекрестном опылении и
самоопыплении (общебиологические понятия об
условиях появления здорового потомства).
3. Роль насекомых в опылении растений
(формирование экологических понятий о
взаимосвязи живых организмов).
4. Приспособления растений, препятствующие их
самоопылению (понятие об обоеполых и однополых
цветках).
Методические рекомендации
1. Повторяем условия образования
зародыша:
а) наличие мужских и женских половых клеток;
б) сближение половых клеток, обеспечивающее их
последующее слияние.
2. Предлагаем ребятам самостоятельное решение
поисковых задач (рис. 33–38) и заполнение таблицы
(стр. 48). Развиваем экологические понятия о
взаимосвязи растений и животных.
3. Формируем понятие о появлении более здорового
потомства от двух разных особей (перекрестное
опыление).
Проводим аналогию с явлением гермафродитизма у
животных (§ 7), обращаем внимание на участие в
половом размножении дождевых червей
(гермафродитов) двух особей.
4. Подводим учащихся к ответу на вопрос: «А зачем
понадобилось два пола?».
5. Предлагаемое домашнее задание поможет
усвоению следующего урока.
Урок 11. Могут ли переселяться
растения, если они не передвигаются
План урока
1. Переселение растений с помощью семян
(проверка домашнего задания).
2. Роль семян, несущих живой зародыш и запас
питательных веществ (закрепление знаний о
взаимосвязи строения и функции семян).
3. Способы распространения семян и их значение в
жизни растений (общебиологическое и
экологическое понятия о приспособленности живых
организмов к условиям обитания).
4. Роль живой и неживой природы в распространении
плодов и семян растений (экологические понятия о
взаимосвязи живой и неживой природы).
5. Благоприятные и неблагоприятные условия для
прорастания семян (понятия об экологических
факторах).
Методические рекомендации
1. Развиваем системное мышление
учащихся самостоятельной работой с текстом о
переселении растений с помощью семян:
а) взрослые растения не передвигаются;
б) образуются семена, способные расселяться;
в) расселение семян – приспособленность
растений к распространению;
г) расселение происходит с участием живой и
неживой природы;
д) между живыми организмами, а также живой и
неживой природой существуют взаимосвязи.
2. Обращаем внимание на особенность растений – в
отличие от животных они не передвигаются.
На этом в дальнейшем строится изучение их
клеточного строения, способов питания,
размножения, понятие о лучевой симметрии
неподвижных или малоподвижных живых организмов.
3. Формируем экологические понятия о
благоприятных и неблагоприятных условиях,
которые будут развиваться на последующих уроках.
Урок 12. Подведем итоги
Уроки под таким названием проводятся
не для контроля уровня запоминания, а проверяют
умение учащихся ориентироваться в схемах,
рисунках, выводах и находить главное. Такие уроки
обобщают полученные знания. Задания 7, 10 и др.
предполагают разнообразные виды учебной
деятельности, в том числе построение простейших
схем обобщенного мышления.
Методические рекомендации (в
соответствии с номерами заданий)
1. По выбору учителя может быть
проведена письменная проверочная работа или
заполнение в текстах пропущенных слов с
примерами из пройденного материала и их
обсуждением.
2. Общие признаки жизни (дыхание, питание, рост,
размножение) могут быть дополнены знакомым
учащимся понятием «умирают».
3. Желательно даже письменную работу
сопровождать собеседованием с учениками.
Например, после выполнения задания 3 вернуться на
стр. 12 к выводу в рамке.
4. Предложенный тезис требует правильной
расстановки акцентов:
а) клетка – единица строения растений, животных,
человека;
б) появление новых живых организмов связано с
наличием особых (половых) клеток.
5. Напомнить, что у живых организмов встречаются
мужские половые клетки двух типов: подвижные
(сперматозоиды) и спермии.
6–7. Эти задания учат находить общие
закономерности (рис. 40), развивают умение
обобщать.
8. При обсуждении задания важно сделать акцент на
различных приспособлениях семян к
распространению и различной способности
растений и животных к передвижению. При
выполнении задания учитель формирует понятие о
различиях представителей двух разных царств
живой природы.
9. Важно использовать приведенные учащимися
примеры о взаимосвязи растений и животных, об
участии животных в размножении растений.
10. В процессе выполнения задания проверяем
усвоение:
а) общих биологических закономерностей (условия
появления зародыша, свойства живого зародыша,
защита от повреждений);
б) экологические понятия о взаимосвязи живого
организма и окружающей среды.
Урок 13. Почему всем хватает места на
Земле
План урока
1. Сравнение количества потомков у
разных живых организмов (решение проблемной
задачи).
2. Различные приспособления живых организмов,
обеспечивающие выживание потомства
(общебиологическое понятие об относительной
приспособленности живых организмов к среде
обитания).
3. Причины гибели потомства (понятия о
благоприятных и неблагоприятных условиях для
жизни).
4. Влияние условий среды на развитие семян
(обсуждение домашних опытов).
5. Причины гибели растений, животных, человека
(формирование обобщенных представлений о борьбе
всех живых организмов с неблагоприятными
условиями).
Методические рекомендации
1. Развиваем мышление учащихся,
предлагая им не готовые теоретические положения,
а конкретные факты для решения ряда поисковых
задач.
2. Не перегружая лишними терминами, формируем у
ребят представление о борьбе живых организмов с
неблагоприятными условиями среды. Делаем
акценты на выводах в рамке.
3. Предлагаем учащимся самим убедиться в
правильности выводов о влиянии неблагоприятных
условий на живой организм, проделав дома опыты.
4. Развиваем самостоятельное мышление учащихся,
предлагая сравнить результаты своих опытов и
опытов, проведенных учеными, и выделить общие
причины гибели живых организмов.
5. Формируем понятие об общих для всех живых
организмов (растений, животных, человека)
свойствах – борьбе с неблагоприятными для жизни
условиями.
Урок 14. Как живые организмы переносят
неблагоприятные для жизни условия
План урока
1. Различная приспособленность живых
организмов к условиям среды (формирование
понятия о естественном отборе).
2. Понятие о среде обитания (развитие
экологического понятия).
3. Взаимоотношения между живыми организмами
(формирование понятий «паразит–хозяин»,
«хищник–жертва»).
4. Роль хищников и паразитов в регулировании
численности других организмов (закрепление
знаний о взаимосвязях живых организмов через
пищевые цепи).
5. Роль человека в природе (общее понятие об
антропогенном факторе среды).
Методические рекомендации
1. Предлагаем задания, развивающие
самостоятельное мышление учащихся (составление
схемы пищевой цепи, анализ рис. 48, 52, заполнение
таблицы на стр. 69 и др.).
2. анализируя различные приспособления живых
организмов к окружающей среде, формируем у
учащихся общебиологическое понятие о
естественном отборе, борьбе за существование.
3. Развиваем экологические понятия о пищевых
связях живых организмов и роли хищников и
паразитов в регулировании численности других
организмов.
Справка
Хищничество – одна из основных форм
борьбы за существование. Хищниками называют
животных (а также некоторые растения), питающихся
другими животными.
К типу взаимоотношений
«хищник–жертва» относят поедание животных
(зоофагию) и поедание растений растительноядными
животными (фитофагия).
Урок 15. Правда ли, что растения кормят
всех, даже хищников
План урока
1. Питание – свойство всех живых
организмов (общебиологическое понятие
«питание»).
2. Способы питания живых организмов (проверка
знаний учащихся о пищевых связях в живой
природе).
3. Потребность животных, человека в органических
веществах растений (определение понятия
«органическое вещество»).
4. Эксперименты и наблюдения, подтверждающие
образование растениями органических веществ на
свету (работа с рисунками учебника и их анализ).
5. Значение растений для питания животных и
человека (проверка умения составлять схемы
пищевых цепей и объяснять роль пищевых связей
живых организмов).
Продолжение следует
|