Н.А. ЛАВРЕНТЬЕВА,
учитель биологии Фершампенуазской ср. школы
Челябинской области
Ода русскому огороду
Урок-обобщение
В классе оформлена выставка овощей: капуста,
свекла, картофельные клубни, пpopoщенный лук,
чеснок, тыква, морковь. На доске – крупный
план дачного участка, где на предыдущем уроке
отмечено плодово-ягодных культур. Участок
сориентирован по сторонам света. Подготовлены
семена овощей, зашитые в пленку, с номерами,
таблички с названиями овощей.
Учитель. «Ода русскому огороду» –
так назвал свое произведение русский прозаик
Виктор Астафьев. В небольшой повести он
описывает свои воспоминания, детские
впечатления от деревенского быта и огорода
бабушки. Вот отрывок из повести: «В горах и под
горами, в болотах и песчаниках, на глине и
камешнике... на отвалах, на вырубках... на всякой
бросовой почве само собой вылазит на свет и живет
растение, почти не требующее ухода и забот, –
прополи, окучь и все дело... Люди ждут не чем она
подивит, а чего она уродит».
О какой же культуре идет речь в этом отрывке?
Ученик. Это картофель, семейство
пасленовые.
Учитель. В чем особенность этой
культуры?
Ученик. Картофель –
продовольственная, техническая и кормовая
культура. Он введен в культуру примерно 14 тыс. лет
назад местным населением Америки. В России
возделывается со половины XVIII в. Есть ранние,
средние и поздние сорта картофеля. При
правильном уходе картофель можно долго
выращивать на одном месте.
Учитель. На плане огородного
участка обозначьте место, где планируете
разводить картофель.
Астафьев пишет: «Две-три гряды острились
стрелками репчатого лука». Что вы знаете о нем?
Ученик. Знамениты сорта лука из
Пензенской, Тамбовской губерний. В селе Мячкове
под Коломной огородники вывели гигантский cорт
лука: репка-луковица величиной с блюдце, 13 см в
поперечнике. Мячковский лук оказался так хорош,
что им снабжали не только Москву, но и Париж.
Парижские повара в свое время изобрели луковый
суп.
Есть немалая проблема – луковый запах. У
некоторых луков он держится до трех суток! До сих
пор проблема луковых запахов не решена – мы
знаем только, что в основе их лежат соединения
серы.
Учитель. Далее читаем: «Следом,
опустив серые ребристые стебли, вкрадчиво
шелестел лютый фрукт – чеснок». Почему фрукт?
Ученик. Может быть, Астафьев хотел
подчеркнуть значимость чеснока. Афганцы уверяют,
что чеснок придает силы и снимает усталость, с
ним можно идти по горам без устали. Зубки чеснока
в самом деле содержат большое количество сахара
– до половины по весу! И сахар самый нужный, самый
полезный для организма. Очень важно и то, что
чеснок подавляет гнилостные процессы в
кишечнике. Даже во рту не остается вредных
микробов, это способстует сохранению зубов, а в
результате – и здоровья.
Учитель.
На плане вашего участка отведите грядку под эту
культуру.
Астафьев пишет: «Ровными рядами огород засажен.
На одной из них, самой доступной, чтоб попусту
другую овощ не мяли, пышно зеленело ребячье
лакомство – морковка». На выставке у нас морковь
сорта витаминная.
Ученик. Дикая морковь – болотное
растение. Культурные формы моркови отличаются
сильным развитием запасающей ткани в корне. Мы
привыкли к оранжевой моркови, но едят и белую,
желтую и фиолетовую. На Руси долго господствовал
сорт каротель – поспевает рано, но не отличается
нежностью, вкусовыми качествами. В начале
прошлого века в Петербург прислали семена сорта
Нантская. Долго к ней привыкали горожане, не
нравились им «оранжевые сосиски», называли их
еще «полуморковь», хотя она нежнее, сочнее, слаще
каротели. Морковь вводят в рацион животным,
особенно лошадям. Это ценная продовольственная и
кормовая культура.
Учитель. Отведите на плане грядку
под морковь с учетом советов Астафьева.
Давайте не забудем о капусте. Посадим сорта
раннеспелой, среднеспелой, позднеспелой капусты.
На весь год запас.
Ученик. Капуста – не только первый
овощ мира, но и весьма витаминный продукт: 200 г
сырой белокочанной капусты содержит суточную
норму витамина С. Особенно прославилась
капуста в середине XX в., когда ученые
установили, что ее свежий сок залечивает язву
желудка.
Учитель. Отведите на плане место и
под капусту. Бабушка В.Астафьева, рассаживая
капусту, приговаривала: «Не будь голенаста –
будь пузаста».
Капусту высаживаем рассадой, за ней и рассаду
помидоров. «После теплой избяной полутеми, где
росли они в ящиках и горшках, помидорные
серенькие саженцы словно бы решали, что им
делать: сопротивляться или помирать в этой
простудной стороне? Но вокруг все так и перло из
земли», – пишет Астафьев.
Ученик. В Америке этот овощ
называют томатом (от ацтекского «туматл»), в
Италии – помидором. В Европу томат завезли
испанские экспедиции вскоре после открытия
Америки. Никто, впрочем, тогда не знал о его
питательных качествах и сначала его выращивали
как декоративное растение с красивыми плодами.
Позднее кашицу растертых плодов томата стали
использовать для заживления гнойных ран. Сейчас,
когда у нас есть сильнейшие антибиотики, никто
томатом раны не лечит, но в старину его лечебные
свойства ценились высоко. Лишь в ХIХ в. томат
стал настоящей овощной культурой. Правда, за
всеобщее признание томат «расплатился»
сокращением срока жизни. В природе он живет
многие годы, а в культуре – однолетник.
Учитель. Расположите рядочки
томатов с севера на юг – так освещение будет
лучше. Рядом разместим и огуречную грядку.
Ученик. Огурцы – растение
семейства тыквенных, родом из Юго-Восточной Азии.
В пищу употребляются незрелые разросшиеся
завязи – сочные, хрустящие, ароматные, но часто с
горьким вкусом. Путем скрещивания с сортами,
вывезенными из Африки, селекционеры вывели
сорта, не имеющие горечи. Самый скороспелый –
муромский огурец, от всходов до урожая проходит
всего 5 недель, но плоды небольшие и быстро
желтеют. А для засолки хороши зеленцы с шипиками.
Учитель. В этом семействе есть и
глава – тыква.
Ученик. У тыквы самый крупный плод
– тыквина. Тыкву лучше выращивать в соседстве с
фасолью, кукурузой. Листья тыквы создают такую
надежную тень, что сорняки пробиться не в
состоянии. Тыква почти не имеет вредителей. Поить
тыкву нужно, но не чересчур. Для растения вaжнo
тепло. Плоды хранятся до середины зимы. Вкусны и
семена тыквы. Из них получают масло.
Учитель. Лучше разместить тыкву
между яблонями, на грядке фасоли.
Давайте сделаем грядку со всякой всячиной,
грядку пряностей: перец (из семейства
пасленовых), укроп, петрушку, сельдерей (все из
семейства зонтичных). Какие еще грядки вы бы
сделали?
Ученик. Я посажу грядку свеклы (из
семейства маревых). В глубокой древности люди
начали разводить ее ради съедобных листьев, и
лишь в начале нашей эры римляне стали
употреблять в пищу ее корни.
Ученик. А я посажу грядку редиса.
«Всяк начинает с редиса» – есть поговорка у
огородников. Редис удается на всякой земле,
растет на самых пустопорожних северных огородах
и созревает раньше всех – через 20 дней. Редис
хорош тогда, когда он только с грядки. Назавтра он
уже дряблый. А чуть перезрел – становится и
совсем как тряпка. Выведены сорта хорошо
сохраняющегося редиса.
Учитель. На грядке редиса, чтобы
она не пустовала после сбора урожая, рассадите
редьку. Астафьев вспоминает, что на бабушкином
огороде «обочь гряд светят накипью цветов бобы».
Посадите по краю грядок бобы. Взгляните на свою
работу.
«Всяк распорядился землей как хотел и умел... У
одной хозяйки огород что светлица: грядки к
грядкам – ровненькими нарядными половиками
расстелены... все посажено к месту, все рядком да
ладком.
У другой бабенки на огород глянь и сразу
определишь: растяпа, межедомка, может, и
пьянчужка: овощ где густо плюнута, где ветром
дунута...
Везде и во всем любовь нужна, раденье, в огородном
же деле особенно. Красота, удобство, разумность в
огороде полезностью и во всем хозяйстве
оборачивается».
Лабораторная работа . «Определение
семян некоторых овощных культур»
На столах разложены пронумерованные (у
учителя имеется расшифровка) пакетики с
семенами.
1-й ряд: 1. Укроп. 2. Морковь. 3. Огурцы.
2-й ряд: 1. Помидоры. 2. Укроп. 3. Перец.
3-й ряд: 1. Лук. 2. Морковь. 3. Укроп.
По просьбе учителя ребята определяют
семена.
Урок завершается подведением итогов.
|