И.В. ЯГОДОВСКАЯ, М.Е. ПАВЛОВА
Использование учебного гербария в
средней школе
В статьях «Учебный гербарий» (№ 11, 12, 14,
15, 17–22, 48/1999) мы подробно описали правила
изготовления гербария, привели примеры
гербарных листов, которые можно изготовить для
учебных целей, ознакомили читателей с традициями
гербарного дела.
В статье «Использование учебного
гербария в школе» (№ 17/2000) мы дали
некоторые рекомендации по использованию
гербария на уроках в начальной школе.
Мы видим смысл биологического
образования в первую очередь в том, чтобы
показать многообразие, красоту и величие
природы. Мы используем темы курса ботаники, чтобы
как можно полнее познакомить детей с природой
родного края. Ребята должны знать те растения, с
которыми ежедневно встречаются. Конечно, лучше
использовать для этого живые растения, но это не
всегда возможно. И тут на помощь приходит
гербарий. Безусловно, в нашей статье будут
рекомендации по использованию живых комнатных и
дикорастущих растений. Но не следует забывать,
что использование гербария значительно
расширяет демонстрационные возможности урока.
Одной из первых в курсе ботаники
средней школы изучается тема «Знакомство с
органами цветковых растений». В этой теме (а не в
следующих!) необходимо показать огромное
разнообразие форм, которые могут принимать одни
и те же органы растений. И для того чтобы показать
это разнообразие, необходимо использовать
гербарий.
Рис. 1
Сначала мы рассматриваем осевые
органы растений: корень и побег. После
соответствующего объяснения нужно предложить
ученикам найти корни на гербарных образцах будры
плющевидной и копытня европейского (рис. 1).
Сразу становится понятно, что корень не всегда
отходит от нижней части побега, а побеги могут
быть не только наземными, но и подземными, как,
например, корневища у пырея (рис. 2). Хорошо,
если в классе есть живые экземпляры нефролеписа
и выращенного во влажных условиях хлорофитума:
на них очень удобно продемонстрировать
придаточные корни. Безусловно, дети в дальнейшем
еще будут знакомиться с многообразием корней, но
лучше начать это знакомство на одном из первых
уроков.
Рис. 2
Следующий осевой орган растений –
побег. Детям демонстрируют побеги на живом
растении или на гербарном экземпляре
однолетнего растения, такого, например, как
фиалка трехцветная (рис. 3). Затем можно
показать любой суккулент (кактус, например,
эхинопсис или опунцию) и попросить детей найти на
нем побег. Следует обратить внимание учащихся на
различные метаморфозы (видоизменения) побегов,
указать, что, несмотря на необычный вид кактусов,
их стебли и колючки – тоже побеги. А далее
ребятам предлагается рассмотреть гербарные
экземпляры различных растений – одуванчика,
мышиного горошка, тюльпана (или гусиного лука),
различных злаков – и найти побеги у них. Хорошо
иметь в классе живой экземпляр монстеры для
демонстрации побега и воздушных корней.
Рис. 3
А. Переходы между почечными
чешуйками и листьями: 1 – у розы; 2–8 – у
черешни |
Б.
Колючки листового происхождения у барбариса |
Рис. 4
Многообразие листьев тоже
очень хорошо показать в самом начале знакомства
с растениями. У многих растений можно наблюдать
различные метаморфозы листьев1
(рис. 4, а, б). У растений из разных семейств
большая или меньшая часть листа бывает
превращена в колючки. Обычно это бывают
окончания жилок, выступающие по краям или на
вершине листа в виде твердых игл – таковы
колючие листья у различных чертополохов,
акантов, падуба и пр. У барбариса листья на
удлиненных побегах превращены в 3–7-раздельные
колючки (рис. 4, б). их листовая природа
доказана тем, что в пазухах этих колючек
находятся почки, развивающиеся в укороченные
побеги с нормальными листьями. Листовое
происхождение многие ученые приписывали и
колючкам кактусов. Листья их толстых сочных
стеблей имеют форму чешуек, которые рано опадают.
В пазухах этих чешуек образуются почки, дающие
побеги, ось (стебель) которых не развивается, а
листья превращаются в пучок колючек. У некоторых
растений (горошек мышиный, чина луговая) часть
листа видоизменяется в усик (рис. 5)2.
Рис. 5
Разнообразие цветков можно
продемонстрировать на комнатных и срезанных
растениях и на гербарных экземплярах, а
разнообразие плодов – на имеющихся в
распоряжении учеников и учителя фруктах и их
муляжах.
После демонстрации в общих чертах
многообразия органов цветковых растений,
ученикам в качестве домашнего задания
предлагается найти любое цветущее и
плодоносящее растение, аккуратно его выкопать,
зарисовать и обозначить органы. Эта работа
выполняется на отдельных листах. При этом лист
бумаги располагается длинной стороной по
горизонтали, карандашом (тонкой линией) делится
пополам с тем, чтобы рисунком с натуры занять
только левую половину листа, а правую пока
оставить чистой.
На следующем уроке детям показывают
гербарные экземпляры растений с «необычными»
органами и предлагают на том же листе (на правой
половине) сделать рисунок гербарного экземпляра
растения, обозначив те же органы растения, что и
на рисунке, сделанном дома (рис. 6). Это дает
возможность познакомить детей с большим
количеством растений и показать единство
организации всех цветковых растений.
Рис. 6
Для более полного достижения этой цели
работы одних детей даются на проверку другим.
Разумеется, названия растений, найденных
ребятами самостоятельно, учитель должен им
сообщить. Можно объявить приз за самую
интересную находку. И конечно, по каждому
растению должен быть дан комментарий, пусть
короткий, но достаточно интересный и
эмоциональный, так как все растения обладают
какими-либо замечательными свойствами: они либо
лекарственные, либо съедобные или ядовитые, либо
обладают еще какими-то интересными
особенностями.
Список растений, просмотренных в этот
день в классе, можно вывесить на доску для того,
чтобы на протяжении всего года его пополнять, а в
свободное время предлагать ученикам выбрать то
или иное растение по списку из кипы гербарных
листов без этикеток.
В качестве домашнего задания на
следующий урок можно предложить сочинить
историю или сказку, поэму, стихотворение, научную
теорию о возникновении соответствующих
изменений у растений. Предположим, ребенок нашел
и зарисовал клевер луговой, ему достался
гербарный лист с березой или плющом – дома он
должен в любой произвольной форме рассказать об
их сходстве и различиях и причинах их
возникновения. Целью этой работы является не
получение «научных» трудов, а обучение детей
внимательному отношению к растениям,
наблюдательности в обнаружении самых
незначительных на первый взгляд деталей. В
дальнейшем это поможет в изучении всех
последующих тем. Например, ребенок может
обсудить вопрос, почему у березы есть кора, а у
клевера ее нет, для чего она березе и как клевер
без нее обходится. Наиболее интересные работы
стоит сохранить для обсуждения при изучении
соответствующих тем курса.
На этом же уроке (если останется время)
или на следующем необходимо показать детям
гербарий растений из других отделов
растительного мира: водорослей, мхов, хвощей,
плаунов, папоротников, голосеменных, попросив
найти органы растений. В ходе этой работы, в
результате обсуждения учащиеся усвоят, что не у
всех растений есть органы, присутствующие у
покрытосеменных: не найдя цветка и корней, а
иногда и листьев, дети получат представление о
многообразии форм растений, населяющих нашу
планету, что подготовит их к изучению
классификации растений в последующих разделах
курса ботаники.
Рисунки Э.Э. Лекомцевой
Спонсор публикации статьи: автошкола «Авто-Онлайн» предлагает пройти обучение на водительские права категории A, B и C, квадроциклы и снегоходы. Если Вы ищите автошколы Москвы, то больше не надо тратить время на поиск предложений в поисковых системах интернета, пытаясь подобрать подходящее Вам предложение, по цене, качеству обучения и удобству расположения. Воспользовавшись предложением автошколы «Авто-Онлайн», Вы получите возможность по выгодным ценам пройти обучение у профессиональных инструкторов, а более 50 филиалов автокурсов для теоретических занятий и более 50 площадок для уроков вождения, позволят проводить занятия в удобном для Вас районе Москвы. Подробнее ознакомиться с предложением автошколы можно на сайте www.auto-online.ru
1 Листовая
природа получающихся иногда очень оригинальными
образований доказывается закономерностями
расположения их на стеблях, соотношением между
ними и почками или ветвями, а также между
типичными и видоизмененными листьями, которые
можно видеть или на взрослых побегах, или,
особенно часто, при прорастании растения.
2 У огурца и
других тыквенных усики тоже листового
происхождения, причем усиком представлен весь
лист, а не его часть, как в случае бобовых
(например, гороха, горошков и чин).
|