СУХОВА Т.С.,
СТРОГАНОВ В.И.
Окончание. См. No 37, 38/2000
Природа.
Введение в биологию и экологию
Тематическое планирование
V класс (68 ч, 2 ч в неделю)
8–9. Снова возвращаемся к одному из
трудных вопросов курса биологии – процессу
дыхания на клеточном уровне. Прежде чем учащиеся
выполнят задание в тетради, обсудите рис. 107 и
текст к нему.
Задайте несколько вопросов.
Отличаются ли вещества, находящиеся в
клетке, от веществ, поступающих с пищей?
Какие вещества удаляются из клетки?
Какое значение для жизни всего
организма имеет кислород, который расходуется в
каждой живой клетке?
10. Для выполнения задания необходимо
вспомнить об отличительных признаках царства
растений и царства животных.
11. Используя выводы к § 26 и рис. 92, затрагиваем
гигиенические аспекты, связанные со здоровым
образом жизни.
12–14. Задания помогут формированию представлений
об экологических факторах, влияющих на живые
организмы:
а) неживая природа;
б) другие живые организмы;
в) деятельность человека.
Урок 33. Многообразие живого мира
План урока
1. Границы жизни на планете (работа с
рис. 8 § 2 и выводами на стр. 12 и 156).
2. Живые организмы разных природных зон
(использование знаний по природоведению для
объяснения рис. 114).
3. Разнообразие живых организмов, обитающих на
одной территории (решение поисковых задач с
использованием рис. 115).
4. Разнообразие живых организмов как результат их
приспособленности к разным условиям обитания
(причины многообразия живого мира).
Методические рекомендации
1. Максимально используя полученные
знания, формируем общебиологическое понятие о
приспособленности организмов к среде обитания.
2. Предлагаем учащимся применить эти знания:
а) сравнивая обитателей воды, воздуха, суши;
б) характеризуя обитателей разных природных зон;
в) объясняя причины ярусного расположения живых
организмов на одной территории (лес, пруд и др.).
3. По результатам самостоятельной работы
(заполнение таблицы) проверяем усвоение понятия
о взаимосвязи живых организмов и неживой
природы.
4. Обобщаем материал урока, делая акцент на
приспособленность живых организмов к
разнообразным условиям обитания.
Урок 34. Деление живых организмов на
группы
План урока
1. Объединение в одну группу
организмов-«родственников», имеющих общие
признаки и общее происхождение (формирование
понятий «группа» – группа растений, группа
цветковых растений – по рис. 116, 117).
2. Родственные группы животных (поиск общих
признаков у птиц, млекопитающих).
3. Систематика – наука, изучающая родственные
группы организмов по их сходным признакам
(систематические группы «вид» и «царство» – по
рис. 120).
4. Классификация – система распределения
организмов на группы по их общим признакам
(знакомство с шестью царствами живой природы).
Методические рекомендации
1. Даем начальные сведения по
систематике живых организмов:
а) общее представление о существовании
родственных организмов, объединяемых в одну
группу;
б) называем только две систематические категории
– «царство» и «вид», обратив внимание на
существование ряда промежуточных групп;
в) самые близкие родственники имеют самое
большое сходство и образуют самую маленькую
группу – вид; царство объединяет очень большое
число «ближних» и «дальних» родственников, их
сходство не такое большое, как в группе «вид»
(рис. 120).
2. Предлагаем учащимся назвать признаки, общие у
разных животных: а) птиц, изображенных на рис. 118 и
119; б) млекопитающих, изображенных на рис. 119.
3. Для обобщения обсуждаем с ребятами:
а) можно ли найти общие признаки у птиц и
млекопитающих, если их объединяют в одно царство
животных;
б) в какой группе больше сходства между
родственными организмами: в самой крупной (в
царстве животных) или в более мелких (например, в
группе птиц);
в) по какому общему признаку разные растения (рис.
117) объединяют в одну крупную родственную группу
– царство растений.
4. Делаем акцент на сходстве и различии человека и
животных.
Урок 35. Царства живой природы
(растения, грибы)
План урока
1. Признаки царства растений (проверка
полученных знаний).
2. Взаимосвязь строения растений и их функций
(повторение значения зеленых растений как
начального звена любой пищевой цепи).
3. Грибы – организмы, обладающие признаками
растений и животных:
а) отсутствие хлорофилла, питание готовыми
органическими веществами – признаки животных;
б) отсутствие способности активно передвигаться
и всасывание (а не заглатывание) питательных
веществ – признаки растений.
4. Многообразие грибов (общие представления об
основных группах грибов: плесневых грибах,
дрожжах, шляпочных грибах).
5. Способы питания грибов готовыми органическими
веществами (пищевые связи грибов с другими
организмами по рис. 123).
6. Грибы – разрушители органического вещества;
грибы как звено пищевых цепей (домашняя работа по
составлению пищевой цепи с участием грибов).
Методические рекомендации
1. При минимальном объеме текста
организуем работу учащихся:
а) по рис. 117, 122, 123;
б) по обсуждению результатов лабораторных работ
№ 4 и № 6;
в) по анализу опытов и наблюдений § 15.
2. Формируем самостоятельное мышление ребят,
связывая изучаемый материал с пройденным.
3. Пополняем экологические понятия о пищевых
взаимосвязях живых организмов особенностями
строения растений и грибов и способами их
питания.
4. Составляем характеристику царства грибов.
Учащиеся осуществляют самостоятельный поиск
(рубрика «Подумай и ответь» на стр. 170).
5. Делаем акцент на понятии «лишайники»,
используя рис. 123.
6. Закрепляем биологическое понятие о способах
питания грибов, используя его для формирования
экологического понятия о пищевых взаимосвязях
живых организмов.
Урок 36. Царства живой природы
(животные, простейшие)
План урока
1. Многообразие животных, обитающих в
разных условиях (рассказы учащихся об обитателях
разных природных зон – рис. 124 и разных сред –
рис. 125, 126).
2. Гиганты и карлики в мире животных
(сравнительная характеристика животных по рис.
127, выделение простейших в отдельную группу).
3. Способы передвижения животных (акцент на
активном передвижении как признаке животных,
добывающих готовые органические вещества для
жизни).
4. Общая характеристика царства животных
(самостоятельная работа):
а) многоклеточные организмы;
б) питаются готовыми органическими веществами;
в) активно передвигаются.
5. роль животных в природе (подтверждение общих
положений учебника примерами из жизни животных).
6. Простейшие – одноклеточные живые организмы:
а) обитают в разных средах;
б) имеют разные размеры (гиганты и карлики в
царстве простейших – рис. 127, 129);
в) добывают готовые органические вещества
разными способами (хищники, паразиты, всеядные –
рис. 130).
7. Особенности строения простейших под
микроскопом (лабораторная работа № 8):
а) клетка – организм;
б) нет хлорофилла;
в) одно или несколько ядер.
Методические рекомендации1
1. Даем краткую характеристику двух
царств живой природы; проверяем умение учащихся
применять свои знания для подтверждения того или
иного выдвинутого тезиса (многообразие сред
обитания, способов передвижения и др.).
2. для сравнения размеров животных используем
рис. 127, акцентируя внимание на том, что
современные ученые выделяют простейших из
царства животных в отдельную группу.
3. Используя рис. 127 и 129, выделяем признаки
простейших, отличающие их от животных, – они
состоят из одной клетки.
4. Рассматриваем простейших под микроскопом и
выделяем еще один признак – наличие в клетке
простейшего одного или нескольких ядер.
5. Формулируем признаки царств, обсуждая выводы,
выделенные в рамках.
6. Предлагаем учащимся пояснить экологическую
роль животных и простейших, ведущих хищный или
паразитический образ жизни.
Урок 37. Царства живой природы
(бактерии, вирусы)
План урока
1. Особенности строения бактерий
(признаки царства бактерий – по рис. 132).
2. Значение бактерий в жизни человека (обсуждение
примеров из текста § 20 и домашнего задания).
3. Роль бактерий в природе (участие бактерий в
круговороте веществ, повышении плодородия почвы
и др.).
4. Общая характеристика вирусов (представление о
размерах вирусов по рис. 134).
5. Роль вирусов в природе и жизни человека
(дополнительная информация о вирусных
заболеваниях, в том числе СПИДе и его возбудителе
ВИЧ).
6. Сравнительная характеристика бактерий,
вирусов и простейших (обсуждение выделенных
выводов на стр. 179, 181, 183).
Методические рекомендации
1. Формируем понятие о признаках
царства бактерий.
2. Делаем акцент на следующих положениях:
а) отсутствие у всех бактерий оформленного ядра;
б) наличие у некоторых бактерий хлорофилла и их
способность к выделению на свету кислорода.
Справка
Фототрофы – организмы, способные
преобразовывать энергию света в энергию
химических связей, используемую затем для
синтеза органических веществ из неорганических.
К фототрофам относятся цианобактерии
(синезеленые водоросли), которые расщепляют воду
и используют водород, а молекулярный кислород
выделяется в атмосферу. Полагают, что именно
благодаря цианобактериям в атмосфере нашей
планеты появилось большое количество кислорода.
Свет как источник энергии используют многие
бактерии (пурпурные серные и несерные бактерии).
Особенность фотосинтеза этих бактерий в том, что
при нем не выделяется свободный кислород
(бактериальный бескислородный фотосинтез).
3. Рассказывая о вирусах, подчеркиваем
их способность проявлять признаки живого только
после попадания в клетку организма-хозяина.
4. Используя уже известное понятие
«организм-хозяин», рассказываем о
паразитическом образе жизни всех вирусов.
5. Кратко информируем о вирусных инфекционных
заболеваниях и способах профилактики СПИДа:
а) проверка крови на СПИД при ее переливании;
б) использование для инъекций одноразовых
шприцов;
в) стерилизация стоматологических инструментов;
г) здоровый образ жизни.
Урок 38. Подведем итоги
Методические рекомендации (в
соответствии с номерами заданий)
1–2. задания на отработку понятий о
благоприятных и неблагоприятных условиях для
жизни. Необходимость охраны окружающей среды для
сохранения благоприятных для жизни условий.
Письменный ответ ребята дают после
предварительного обсуждения пройденного (рис. 8,
вывод на стр. 12; стр. 64; стр. 69 и др.).
3. Задание рассчитано на активную работу
учащихся, их умение ориентироваться в учебнике,
использовать знания из курса «Природоведение»,
задания, выполненные в рабочей тетради.
4. Задание предполагает работу над понятиями
«экологическая группа» и «систематическая
группа». В курсе биологии эти понятия вызывают
трудности, если своевременно не расставить
необходимые акценты:
а) экологическая группа – группа организмов,
имеющих сходные приспособления
(морфологические, физиологические,
поведенческие), соответствующие определенным
условиям существования;
б) систематическая группа – группа организмов,
объединенная определенной степенью родства и
потому общими чертами строения и функциональных
особенностей.
В этом задании речь идет о систематических
группах, поэтому обращаем внимание учащихся на
уже знакомые им выражения: «родственные группы»,
«близкие и дальние родственники» (§ 34).
5. Желательно, чтобы учащиеся заполняли таблицу
учебника, используя иллюстративный материал.
6. Цель задания – по рис. 118 поработать над
понятиями самой маленькой (вид) и самой большой
(царство) систематических групп и закрепить
знания о признаках царства животных.
7. Требуются примеры взаимосвязи живых
организмов через пищевые цепи. На схемах любых
пищевых цепей должно быть указание:
а) Солнца как источника энергии;
б) растения как начального звена любой цепи;
в) правильного направления стрелок, обозначающих
передачу вещества и энергии.
8. Задание на самоконтроль. Можно повторить
признаки царства растений или выделенный вывод
(стр. 168).
9–10. Задания на закрепление понятий
«одноклеточные» и «многоклеточные» организмы и
знание конкретных представителей царств. В
помощь учащимся можно дать схему на доске.
11. Учащиеся самостоятельно подбирают
рисунки в учебнике для иллюстрации к ответу:
рыбы – рис. 17, 43, 113, 125, 138;
птицы и насекомые – рис. 9–11, 13, 126, 128;
гидра, червь, лошадь – рис. 88.
Выделяем движение как общий признак
представителей царства животных и устанавливаем
взаимосвязь способа питания организма и их
способности к активному передвижению.
12. Развиваем понятие о паразитизме как способе
питания во всех царствах живой природы. Среди
названных в таблице нет растений-паразитов. У
растений этот способ питания встречается реже
(вернуться к обсуждению рис. 72).
Обобщая итоги урока, подводим учащихся к
изучению среды обитания различных организмов.
Урок 39. Среда обитания. Факторы среды
План урока
1. Что такое среда обитания (повторение
§ 14 и заданий к нему на стр. 69).
2. Примеры приспособленности живых организмов к
разным средам обитания (заполнение таблицы в
рабочей тетради, обсуждение рис. 136).
3. Факторы среды: факторы живой и неживой природы,
антропогенный фактор (использование предыдущих
знаний и развитие понятия «факторы среды»).
4. Экология – наука о взаимоотношениях живых
организмов (определение понятия «экология»).
Методические рекомендации
Изучение § 39–47 не простое повторение
пройденного, ибо знакомые понятия развиваются,
предлагаются в новых ситуациях, требующих от
учащихся системного мышления, умения обобщить.
1. Предлагаем рис. 135–136, где изображены
(но не названы) знакомые живые организмы.
2. Проверяем умение выделять характерные
признаки животных в связи с их средой обитания.
Закрепляем общебиологическое понятие о
приспособленности организмов к среде обитания.
3. Планируем самостоятельную работу учащихся над
понятием «среда обитания» с применением
полученных ранее знаний (использование § 14 и
таблиц на стр. 69).
4. Уже усвоенные экологические понятия дополняем
понятиями о факторах среды и определением
экологии как науки.
5. Даем более широкое определение среды обитания,
сравнив выводы в рамке на стр. 66 и 188.
Урок 40. Кто живет в воде
План урока
1. Вода – важнейшее вещество, входящее
в состав живых организмов. Свойства воды (по
усвоенному из курса «Природоведения», рис. 78 и 79
учебника; обсуждение опытов и выводов § 23).
2. Вода как среда обитания живых организмов
(работа с текстом § 40 и повторение пройденного с
использованием рис. 8, 11, 63–65, 104–105).
3. Приспособленность живых организмов к обитанию
в воде (самостоятельная работа учащихся с рис. 137
и 138).
4. Разнообразие обитателей дна, поверхности и
толщи воды (объяснение учителя, закрепление
материала с использованием рис. 139).
Методические рекомендации
1. Закрепляем знания о воде как
необходимом условии жизни на Земле. Анализируем
опыты и проводим обобщения (повторение § 23).
2. Развиваем понятие «благоприятные условия»,
используя предыдущие знания (§ 11, стр. 55) и опыт
проведения эксперимента (§ 13 стр. 62 и записи в
рабочей тетради).
3. Даем характеристику воде как среде обитания и
предлагаем учащимся привести конкретные примеры
приспособленности живых организмов к обитанию в
водной среде.
4. Приспособленность живых организмов к обитанию
в воде на примерах обитателей поверхности воды,
толщи воды и дна.
5. Закрепляем новые понятия, обсуждая с учащимися
рис. 139.
Урок 41. Обитатели суши
План урока
1. Характеристика воздушной среды как
среды жизни. Факторы неживой природы (свет,
температура, влажность), действующие на
обитателей суши (повторение выводов к § 33,
обсуждение рис. 114 и 115).
2. Свет – экологический фактор для наземных
организмов (самостоятельная работа учащихся с
текстом параграфа).
3. Температура как экологический фактор
(привлечение знаний учащихся для формирования
понятия о приспособленности живых организмов к
среде обитания).
4. Вода в жизни живых организмов (закрепление
знаний § 13, выводов к § 19 на стр. 94–95).
5. Общая характеристика воздушно-наземной среды
(обобщение знаний об условиях, необходимых для
жизни).
Методические рекомендации
1. Проверяем усвоение понятий об
условиях, необходимых для жизни живых
организмов:
а) растений, образующих на свету органические
вещества из воды и углекислого газа;
б) животных, человека, использующих готовые
органические вещества (стр. 61, 69, 80–81).
2. Проверяем усвоение общебиологического понятия
о необходимости воды как растворителя
питательных веществ (стр. 111).
3. Расширяем представления учащихся о влиянии
экологических факторов на организм, вводя
понятия:
а) теплолюбивые и морозостойкие организмы;
б) светолюбивые и теневыносливые растения.
4. Используем полученные знания о значении воды
для живых организмов; рассказываем о
приспособленности организмов к добыванию воды
на суше.
5. Обсуждаем вывод в рамке, содержащий общую
характеристику наземно-воздушной среды.
Урок 42. Кто живет в почве
План урока
1. Что такое почва (используем знания из
курса «Природоведение»).
2. Состав почвы. Минеральные соли почвы и их роль
(повторение опыта § 19 и схемы попадания нитратов
из почвы в организм – § 22).
3. Почва – среда обитания живых организмов
(акцент на условиях, необходимых для жизни).
4. Взаимосвязи живых организмов, обитающих в
почве (использование схем пищевых цепей,
участниками которых являются обитатели почвы).
Методические рекомендации
1. Проверяем знания учащихся о составе
почвы и наличии в ней условий, необходимых для
жизни: воды, воздуха, питательных веществ.
2. Характеризуем почву как среду обитания живых
организмов. Выделяем группы организмов –
обитателей почвы.
3. Устанавливаем характер взаимоотношений
обитателей почвы друг с другом и с неживой
природой.
4. Составляем и анализируем пищевые цепи с
участием организмов – обитателей почвы. Делаем
акцент на роли бактерий и грибов как
разрушителей органических остатков до
минеральных веществ.
5. Обобщаем знания о почве как среде жизни,
используя вывод в рамке.
Урок 43. Организм как среда обитания
План урока
1. Понятие об организме как среде
обитания (проверка усвоения понятия о
благоприятных и неблагоприятных условиях для
жизни).
2. Обитатели живых организмов – представители
различных царств живой природы: животные, грибы,
бактерии, простейшие, вирусы (закрепление
понятия о питании этих живых организмов готовыми
органическими веществами).
3. Особенности организмов-паразитов (закрепление
экологического понятия «паразит–хозяин»,
повторное обсуждение рис. 72, 73, 130, 134).
4. Обитатели, полезные для организма (расширение
знаний о полезных бактериях).
5. Общая характеристика организма как среды
обитания (обсуждение выделенного вывода на стр.
204).
Методические рекомендации
1. Используем предыдущие знания
учащихся для развития понятий о благоприятных и
неблагоприятных условиях обитания живых
организмов.
2. Характеризуем живой организм как среду
обитания, выделяя условия, благоприятные и
неблагоприятные для его обитателей.
3. Выделяем признаки приспособленности живых
организмов к обитанию в другом организме.
4. Формируем понятие о взаимосвязи
организмов-обитателей и организмов, служащих им
средой обитания.
5. Привлекаем знания учащихся о царствах живой
природы для характеристики разнообразных групп
живых организмов, обитающих в других живых
организмах.
6. Обобщаем знания об организме как среде
обитания (вывод в рамке), делаем акцент на
взаимосвязи организма и среды.
Урок 44. Природное сообщество.
Экосистема
План урока
1. Различия живых организмов, живущих в
разных условиях (почва, влажность, освещенность)
одной природной зоны (сравнение рис. 114 и 146 и
понятие о природном сообществе).
2. Лес, болото, луг – природные сообщества
(определение понятия природного сообщества).
3. Взаимосвязи живых организмов в природном
сообществе (использование полученных знаний,
работа с рис. 9–11, 45, 123 и схемами пищевых цепей).
4. Взаимосвязи организмов сообщества и неживой
природы (понятие об экосистеме).
5. Круговорот веществ и поток энергии в
экосистеме (принципы функционирования
экосистем).
Методические рекомендации
1. Формируем понятие о природном
сообществе, используя знания из курса
«Природоведение» и пройденного материала 5-го
класса).
2. Делаем акцент на биоразнообразии природных
сообществ, разнообразии взаимоотношений
организмов, позволяющих им жить вместе.
3. Формируем понятие об экологической системе,
опираясь на знание взаимного влияния живых
организмов и неживой природы. Рис. 112 и 147 отражают
взаимное влияние живых организмов и неживой
природы. Рис. 112, являясь фрагментом рис. 147,
поможет пятикласснику раскрыть это положение.
4. Даем общие представления о принципах
функционирования экосистем.
Справка
Принципы функционирования экосистем
(по В.Небелу).
1. Использование ресурсов и избавление от отходов
осуществляется в рамках круговорота всех
элементов.
2. Экосистемы существуют за счет не загрязняющей
и практически вечной солнечной энергии,
количество которой постоянно и избыточно.
3. На конце длинных пищевых цепей не может быть
большой биомассы.
Урок 45. Как живут организмы в
природном сообществе
План урока
1. Взаимовыгодные отношения между
организмами (объяснение с привлечением знаний
учащихся).
2. Отношения хозяин–паразит (повторение § 14 и § 20;
обсуждение конкретных примеров).
3. Взаимоотношения, основанные на односторонней
пользе для организма (общие представления о
комменсализме3; обсуждение рис.
149).
4. Отношения хищник–жертва (использование знаний
учащихся, обсуждение вывода § 14 на стр. 73).
5. Взаимоотношения между особями одного вида
(взаимопомощь и борьба за существование внутри
вида; использование рис. 47, 50, а, 50, б, и др.).
6. Значение биоразнообразия природного
сообщества для сохранения всей экосистемы.
Методические рекомендации
1. Используя знания, полученные
учащимися, развиваем понятия о значении
биологического разнообразия для сохранения
устойчивой экосистемы.
2. Знания о взаимоотношениях живых организмов
дополняем примерами межвидовой взаимопомощи и
внутривидовой борьбы за существование.
3. Подводим учащихся к выводу о необходимости
сохранения биоразнообразия для устойчивости
жизни на земле (биосфера – глобальная
экосистема).
Справка
Причины снижения биологического
разнообразия.
1. Разрушение мест обитания.
2. Сокращение больших территорий, необходимых
многим видам для выживания.
3. Интродукция видов (перенос особей какого-либо
вида за пределы его ареала).
4. Чрезмерная антропогенная нагрузка.
Урок 46. Человек – часть живой природы
План урока
1. Свойства человека как живого
организма: дыхание, питание, рост, размножение.
2. Отличия человека от животных: способность к
мышлению, труду, изменяющему окружающую среду.
3. Условия, необходимые для жизни человека:
а) физиологические потребности (воздух, вода,
питательные вещества, энергия);
б) социальные потребности.
4. Значение качества окружающей среды для
здоровья человека.
5. Человек – часть живой природы, которой он
обязан своим существованием.
Методические рекомендации
1. Повторяем признаки человека как
представителя царства животных (§§ 6, 17, 26, 30 и
слова Фирдоуси на стр. 165).
2. Обсуждаем особенности человека как
биосоциального существа:
а) процессы жизнедеятельности, зависящие от
окружающей среды (рис. 72, 74, 76, 85, 102);
б) способность к трудовой деятельности,
изменяющей окружающую среду (рис. 150–152).
3. Повышаем активность учащихся, предлагая им
дать конкретные предложения по улучшению
ситуаций, изображенных на рис. 97, 111, 150, 152.
4. Обсуждаем примеры пищевых цепей, доказывающих
зависимость существования человека от других
живых организмов нашей планеты; возвращаемся к
обсуждению задания § 13 (стр. 64), связанного с
понятиями «благоприятные» и «неблагоприятные»
условия.
5. Подводим учащихся к теме следующего урока.
Урок 47. Влияние человека на биосферу
План урока
1. Возникновение жизни на Земле
(повторение § 3 – опытов Реди и Ван Гельмонта, § 40
о воде как первой среде обитания живых
организмов).
2. Влияние жизнедеятельности организмов на
земную кору и атмосферу (обсуждение рис. 147 § 44).
3. Биосфера – особая оболочка Земли, населенная
живыми организмами (В.И. Вернадский – автор
учения о биосфере, обсуждение рис. 8).
4. Появление Человека разумного на Земле (запись в
рабочую тетрадь признаков, общих с животными –
дыхание, питание, рост, размножение, выделение –
и признаков, свойственных только человеку –
умение трудиться, мыслить).
5. Влияние деятельности человека на окружающую
среду:
а) примеры положительного влияния
(самостоятельная работа в рабочей тетради);
б) примеры отрицательного влияния.
Методические рекомендации
1. Основные идеи этого урока:
а) используя ресурсы экосистем, человек должен
сохранять биологическое разнообразие как
основное условие устойчивости отдельных
экосистем и жизни в целом;
б) человек, являясь частью биосферы, должен
научиться сотрудничать с природой, не делая
серьезных ошибок, приводящих к истощению
ресурсов, нарушению или гибели экосистем.
2. Используя знания о связях в природе, формируем
представление о необходимости охраны природы,
роли заповедников, заказников, ООТ (особо
охраняемых территорий), биосферных заповедников.
3. Анализ конкретных примеров деятельности
человека, улучшающей и ухудшающей состояние
окружающей среды.
4. Даем схему, иллюстрирующую стратегию выживания
человечества.
Урок 48. Все ли мы знаем о жизни на Земле
(итоговый урок)
Методические рекомендации
1. Заключительная проверка усвоения
ведущих понятий курса, характеризующих суть
живого и «законов» жизни на Земле в целом.
2. Проверяем навыки системного мышления – умение
видеть в частном примере проявление общих
закономерностей.
3. Строим урок на активной и разнообразной работе
учащихся:
а) зарисовка объектов, видимых невооруженным
глазом и под микроскопом;
б) составление схем, иллюстрирующих взаимосвязи
в природе;
в) использование личного опыта постановки
биологического эксперимента для доказательства
научных положений;
г) составление обобщенных схем, развивающих
системное мышление (например, общие схемы
полового и бесполого размножения, схемы
газообмена и др.).
4. Делаем акценты на основных общебиологических и
экологических понятиях:
1 Предельно
лаконичный текст учебника дополняется
информацией от сравнения, поиска, исследований
объектов под микроскопом.
2 В тексте учебника
дано только содержание понятий «сапрофит» и
«фототроф». Введение самих понятий в 5-м классе не
предусматривается.
3 Комменсализм –
извлечение односторонней пользы, но без
антагонизма между членами системы.
|