ИСТОРИЯ НАУКИ

Н.М. ИВАННИКОВА

Сергей Сергеевич Четвериков

(1880–1959)

Сергей Сергеевич Четвериков

Сергей Сергеевич Четвериков – выдающийся русский биолог, генетик-эволюционист, родился 24 апреля (6 мая) 1880 г. в Москве в семье фабриканта – владельца сукновальной фабрики. Его отец, Сергей Иванович, был образованным, либерально настроенным человеком. Мать, Мария Александровна, происходила из семьи Алексеевых. Ее брат, Николай Александрович Алексеев, долгое время был городским головой Москвы, а двоюродный брат Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) – основатель Художественного театра.

Мать Сергея Сергеевича получила домашнее образование, знала три европейских языка, много читала. Детям в семье прививали уважение к любому труду. Гувернер, страстный натуралист, приучил детей к общению с природой, наблюдательности и бережному отношению ко всему живому. Любовь к природе Сергей Сергеевич пронес через всю жизнь.

Отец – Сергей Иванович и мать – Мария Александровна Четвериковы

Сергей был определен в частное реальное училище, которое блестяще окончил в 1897 г. Вопреки желанию отца в 1900 г. он поступил на естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В университете он увлекся биологией чешуекрылых (лепидоптерологией) и в 1902 г. опубликовал первые научные работы. В том же году он совершил свою первую большую зоологическую экспедицию с П.П. Сушкиным, во время которой коллекционировал бабочек Минусинского края и Западных Саян, а в 1904 г. участвовал в экспедиции на озеро Зайсан и горный хребет Тарбагатай.

В 1905 г. была опубликована его статья о дополнениях к фауне бабочек Московской губернии. В том же году вышла очень интересная работа под названием «Волны жизни», где был дан анализ колебаний численности популяций организмов, а в 1906 г. был опубликован «Список бабочек с берегов Аральского моря».

Ко времени окончания университета Сергей Сергеевич был уже известным исследователем, автором десяти статей, представляющих интерес не только для специалистов, но и для биологов широкого профиля.

После окончания университета С.С. Четвериков был оставлен «для подготовки к профессорскому званию» при кафедре сравнительной анатомии профессора М.А. Мензбира. С 1909 по 1918 г. Четвериков преподавал энтомологию на Высших женских курсах.

В качестве объекта исследования при написании магистерской диссертации был выбран пресноводный равноногий рачок – водяной ослик (Asellus aquaticus L.). По поводу этой работы, опубликованной на немецком языке в 1910 г. в «Бюллетене МОИП», академик Б.Л. Астауров писал: «Нет сомнения, что именно изучение строения этого рачка привело его к широким обобщениям относительно роли наружного скелета в эволюции членистоногих. Эта работа открыла ему дорогу к профессуре». В 1911 г. С.С. Четвериков успешно защитил диссертацию, и ему была присуждена ученая степень магистра зоологии.

Во время первой мировой войны и революции Сергей Сергеевич занимался общими теоретическими проблемами биологии, эволюционного учения и генетики, продолжал изучать бабочек, главным образом восточного Крыма. Кроме того, в те годы Четвериков провел большую организационную работу по созданию Московского энтомологического общества.

В 1919 г. С.С. Четвериков начал работать в Московском университете в должности доцента кафедры экспериментальной зоологии, возглавляемой Н.К. Кольцовым. Наряду с большим практикумом по экспериментальной зоологии Сергей Сергеевич вел курсы биометрии и генетики. Не оставляя преподавания в МГУ, в 1921 г. С.С. Четвериков становится заведующим отделом генетики Института экспериментальной биологии.

В 1926 г. им была опубликована статья «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики», где было показано, что между генетикой и эволюционной теорией нет никакого противоречия. Напротив, данные генетики должны быть положены в основу учения об изменчивости и стать ключом к пониманию процесса эволюции. Четвериков доказал, что мутации (геновариации) в природных популяциях животных не исчезают, могут накапливаться в скрытом (гетерозиготном) состоянии и давать материал для изменчивости и естественного отбора. Таким образом Четверикову удалось связать эволюционное учение Дарвина и законы наследственности, установленные генетикой. Так был заложен фундамент современной синтетической теории эволюции. Эта работа считается важнейшей вехой в развитии эволюционной теории. Она дала начало новой отрасли науки – эволюционной (и популяционной) генетике – и поставила имя С.С. Четверикова в один ряд с именами наиболее выдающихся биологов мира.

В качестве объекта Четвериков использовал природные популяции плодовых мушек дрозофил. О результатах первых проведенных в этом направлении исследований С.С. Четвериков доложил в 1927 г. на V Международном генетическом конгрессе в Берлине. Доклад вызвал сенсацию и был встречен с большим интересом, как и другие доклады советских генетиков, посвященные важным вопросам генетики и селекции. Советские генетики занимали лидирующее положение на этом форуме.

Делегация советских генетиков на V Международном конгрессе в Берлине (1927)

Слева направо: С.С. Четвериков, А.С. Серебровский, Г.Д. Карпеченко, Н.И. Вавилов

Работая в Институте экспериментальной биологии, Сергей Сергеевич проявил себя не только как выдающийся ученый-генетик, но и прекрасный организатор и руководитель научного коллектива. Ему удалось объединить сотрудников в дружный коллектив единомышленников, создать свою научную школу. Среди его учеников были Б.Л. Астауров, Н.П. Дубинин, Н.К. Беляев, С.М. Гершензон, А.Н. Промптов, П.Ф. Рокицкий, Н.В. Тимофеев-Ресовский, Е.А. Тимофеева-Ресовская (Фидлер), В.П. Эфроимсон, Д.Д. Ромашов, Е.И. Балкашина и др.

В 1929 г. С.С. Четвериков был арестован и выслан на три года в Свердловск. Не имея разрешения на возвращение в Москву, он в 1932 г. переезжает во Владимир, где преподает в Учкомбове – учебном комбинате по борьбе с вредителями сельского хозяйства, а затем в сельскохозяйственном техникуме.

С 1935 по 1948 г. С.С. Четвериков заведовал кафедрой генетики и селекции Горьковского государственного университета.

В военное время Сергей Сергеевич был избран деканом факультета. В 1944 г. он получил правительственную награду «Знак Почета», а позднее медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1945 г. он был утвержден в ученой степени доктора биологических наук без защиты диссертации.

В августе 1948 г., после сессии ВАСХНИЛ и постановления о перестройке преподавания биологических наук, С.С. Четвериков покинул университет. Несмотря на прогрессирующее ухудшение зрения, занимался исследованиями бабочек.

Во второй половине 1950-х гг. началось возрождение советской биологической науки. В начале 1957 г. Всесоюзное энтомологическое общество избрало С.С. Четверикова своим почетным членом. В 1959 г. немецкая Академия естественных наук «Леопольдина» пригласила его на торжественное заседание, посвященное 100-летию издания Дарвином «Происхождения видов», но из-за болезни он не смог поехать в Германию. На юбилейном конгрессе в апреле 1959 г. 18 биологов мира были награждены почетной медалью «Плакетта Дарвина» за развитие и укрепление эволюционного учения и генетики. В числе награжденных были С.С. Четвериков, его ученики Н.П. Дубинин и Н.В. Тимофеев-Ресовский, а также академик И.И. Шмальгаузен.

Выдающуюся роль в разработке проблем популяционной генетики сыграл ученик С.С. Четверикова Н.В. Тимофеев-Ресовский. Работая в Берлине, он с 1926 по 1941 г. опубликовал большую серию работ в этой области науки. В 1927 г. в его статье, написанной совместно с Е.А. Тимофеевой-Ресовской, впервые в иностранной литературе было изложено содержание основополагающей статьи С.С. Четверикова (1926). Сходные работы в области популяционной и эволюционной генетики были выполнены зарубежными исследователями Фишером, Холдейном и Райтом в 1930-х гг.

Один из виднейших исследователей в области популяционной генетики Ф.Г. Добржанский (США) в своих работах цитирует труды С.С. Четверикова и признает их исключительно важное значение для развития современной генетики и эволюционной теории. Он впервые в 1959 г. опубликовал сокращенный перевод на английский язык основного труда С.С. Четверикова «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики».

Значение работ С.С. Четверикова в биологии, особенно в области популяционной и эволюционной генетики, соизмеримо с такими выдающимися открытиями, как установление законов Менделя и создание хромосомной теории наследственности.