Л.П. АНАСТАСОВА,
Т.А. ЦЕХМИСТРЕНКО,
В.С. КУЧМЕНКО
Формирование здорового образа жизни
подростков
Методическое пособие для учителей
Публикуемый материал является частью
методического пособия по вопросам здорового
образа жизни подростков для учителей биологии
5–9-х классов, разработанного в рамках проекта
«Формирование здорового образа жизни российских
подростков», который реализуется Министерством
образования РФ совместно с ЮНЕСКО и Фондом
народонаселения ООН.
От состояния здоровья человека
зависит продолжительность его жизни и здоровье
его потомков. Здоровье – это не только
отсутствие болезней и физических дефектов, но и
состояние полного физического, душевного,
социального и духовного благополучия, процесс
постоянного поддержания этого благополучия.
Отсюда ясна необходимость здорового образа
жизни.
Здоровый образ жизни – это прежде
всего умение самостоятельно организовывать свою
ежедневную жизнедеятельность. Выработать
собственный оптимальный, здоровый стиль жизни
может только культурный человек. Культура и
полезные сведения о жизни в существенной мере
приобретаются через знания. И помочь молодому
человеку их приобрести – творческая задача
педагога.
Общегигиенические знания и навыки
являются основой для сохранения и укрепления
здоровья и формируют мотивацию к
оздоровительной деятельности и здоровому образу
жизни. Только сформировав у родителей и детей эти
полезные и важные знания, можно рассчитывать на
улучшение состояния общего здоровья нации в
долгосрочной перспективе.
Отсюда ясна роль профилактических
оздоровительных программ и эффективных учебных
методик, которые могли бы помочь сформировать
соответствующие привычки.
Предлагаемое методическое пособие
знакомит учителя с основными
медико-биологическими и психофизиологическими
аспектами проблемы. Его разделы содержат
конкретные рекомендации по каждому классу с
примерным планированием тем. Авторы пособия
опирались на программы по биологии для 7–9-х
классов общеобразовательных школ, гимназий,
лицеев, изданные в 1999 и 2000 гг., и рекомендуют
использовать в работе следующие учебники
биологии, включенные Министерством образования
РФ в Федеральный комплект.
Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение,
5-й кл. – М.: Дрофа, 1997–1999.
Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6-й
кл. – М.: Дрофа, 1997–1999.
Сонин Н.И., Захаров В.Б. Биология.
Многообразие живых организмов. 7-й кл. – М.: Дрофа,
1998, 1999.
Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек.
8-й кл. – М.: Дрофа, 1999.
Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И.
Биология. Основные закономерности. 9-й кл. – М.:
Дрофа, 1999.
Строганов В.И., Сухова Т.С. Природа.
Введение в биологию. 5-й кл. – М.: Вентана-Граф,
1997–1999.
Пономарева И.Н. и др. Биология. Растения.
Бактерии. Грибы. Лишайники. 6-й кл. – М.:
Вентана-Граф, 1999.
Константинов В.М. и др. Биология.
Животные. 7-й кл. – М.: Вентана-Граф, 1999.
Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология.
Человек. 8-й кл. – М.: Вентана-Граф, 1999. (готовится
издание в 2000 г.).
Пономарева И.Н., Чернова Н.М. и др. Общая
биология. 9-й кл. (готовит издание в 2000 г.
Вентана-Граф.)
Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа.
Неживая и живая. 5-й кл. – М.: Дрофа, 1998–1999.
Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы.
Растения. 6-й кл. – М.: Дрофа, 1997–1999.
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология.
Животные. 7-й кл. – М.: Дрофа, 1999.
Колесов В.Д., Маш Р.Д. и др. Биология.
Человек. 8-й кл. – М.: Дрофа, 1999.
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник
В.В. Биология. Введение в общую биологию и
экологию. 9-й кл. – М.: Дрофа, 1999.
Сивоглазов В.И., Плешаков А.А. Природа и
человек. 5-й кл. – М.: Просвещение, 1996.
Основные принципы введения тематики
здорового образа жизни и репродуктивного
здоровья в предметы биологического цикла
Вносимые содержательные элементы
должны быть компактными по объему и подчиняться
в смысловом отношении основному содержанию
урока, темы, раздела, предмета в целом.
Обязательно должны учитываться
возрастные психофизиологические особенности
детей и подростков. В большинстве случаев
подростка бесполезно предупреждать об
отдаленных последствиях для его здоровья тех или
иных поведенческих стереотипов или вредных
привычек. Необходимо опираться на те аргументы в
пользу здорового образа жизни, которые значимы
для подростка сейчас, которые сегодня дадут ему
те или иные преимущества для социальной
адаптации. Информация о средствах гигиены и
гигиенических навыках в период взросления
должна носить несколько опережающий характер, а
не включаться в курс биологии после того, как
значимые сведения уже почерпнуты из
неадекватных информационных источников. В то же
время недопустимо придавать знаниям из области
полового воспитания и сохранения
репродуктивного здоровья чрезмерно опережающий
характер, навязывать знания и чрезмерно
настаивать на определенных ценностных
ориентациях. Последнее может оказать
воспитательный эффект, обратный желаемому. В
любом случае следует учитывать индивидуальные
особенности развития ребенка, понимая, что он
имеет право в определенном возрасте чего-то не
знать.
При отборе материала следует
исключать его прямое дублирование на уроках по
другим предметам, но использовать межпредметные
связи с литературой, историей, обеспечением
безопасности жизнедеятельности для
формирования целостного мировоззрения учащихся.
Учебный курс должен обязательно
сочетаться с системой оздоровительных
мероприятий.
ФАКТОРЫ, ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ
В настоящее время к основным факторам,
оказывающим формирующее влияние на здоровье
человека, относят наследственность, окружающую
среду (природную и социальную), образ жизни,
образованность и уровень культуры индивидуума и
общества в целом, развитие государственной
системы здравоохранения, доступность и качество
медицинских услуг.
Наследственность и здоровье
Здоровье человека во многом
определяется тем, насколько здоровы были его
родители, а также предшествующие поколения.
Обязательным и основным условием
нормального развития организма и, следовательно,
полноценного здоровья является сохранение
полного, строго определенного видовой
принадлежностью, набора хромосом и их
целостность, неповрежденность.
Несмотря на консерватизм
наследственности, все живые организмы обладают
способностью к наследственной изменчивости
генетического материала – мутациям.
Существует три вида мутаций: геномные,
хромосомные и генные.
Геномными называют мутации, связанные
с изменениями общего числа хромосом (утрата или
избыточное число хромосом, их кратное
увеличение).
Хромосомные мутации характеризуются
утратой отдельных участков хромосом, их
удвоением или перемещением с одного места на
другое, а также перекручиванием на 180°.
Генные мутации — это структурные
изменения генов: замена отдельных нуклетидов в
молекуле ДНК, их выпадение или включение.
Мутации, возникающие в половых
клетках, приводят к развитию существенно
измененного организма и могут передаваться по
наследству. Мутации, возникающие в соматических
клетках, влияют лишь на отдельные особенности
тела и не передаются по наследству.
Увеличение частоты мутаций приводит к
неблагоприятным для организма изменениям.
Физические, химические, биологические и другие
явления окружающей среды могут вызвать мутации у
человека. Мутации, снижающие жизнедеятельность,
частично или полностью останавливающие развитие
организма, называют полулетальными, а
несовместимые с жизнью – летальными.
Мутационной активностью обладают
ультрафиолетовое и ионизирующее излучения;
многие химические соединения; дезинфицирующие и
лекарственные средства; вирусы и антибиотики;
алкалоиды некоторых растений. Действие
перечисленных факторов может быть причиной
нарушения генетического материала организма и
как следствие – возникновения наследственных
заболеваний.
Наследственные заболевания
обнаруживаются примерно у десяти новорожденных
из ста тысяч. Сейчас существуют методы,
позволяющие выявлять хромосомные заболевания в
любом возрасте. В 1959 г. были известны 4
хромосомные аномалии, сейчас – более 750,
вызывающие свыше 3 тысяч генетических нарушений.
Наследственные болезни делятся на
хромосомные, генные и мультифакторные. Чаще
всего они бывают вызваны либо генными мутациями,
либо нерасхождением хромосом в процессе мейоза.
Хромосомные наследственные болезни
бывают вызваны аномалиями как половых, так и
неполовых хромосом. Следствием хромосомных
нарушений является внутриутробная гибель плода
или рождение ребенка с многочисленными пороками
развития – ненормально формируются внутренние и
наружные органы, нарушаются строение и функции
головного мозга, органов зрения и слуха.
Хромосомные аномалии относятся к
числу наиболее распространенных у человека.
Например, при нерасхождении трех Х-хромосом во
время созревания половых клеток могут родиться
девочки с избыточным набором половых хромосом
(XXX). У таких девочек отмечается недоразвитие
половых органов (яичников), стерильность
(бесплодие) и неполноценность в интеллектуальном
плане. В случае сочетания двух Х-хромосом с
Y-хромосомой может родиться мальчик с двойным
набором Х–хромосом (ХХY), страдающий физической и
умственной отсталостью. Это наследственное
заболевание носит название синдром
Клайнфельтера.
При недостатке одной Х-хромосомы в
геноме развивается наследственное заболевание
женщин – синдром Шерешевского–Тернера. Больные
имеют малый рост, недоразвитые внутренние и
внешние половые органы, страдают бесплодием.
Мальчики, не имеющие Х-хромосомы, погибают на
зародышевой стадии.
Существуют хромосомные аномалии не
только половых клеток, но и соматических. Такие
болезни приводят к тяжелым психическим и
физическим уродствам. Примером может служить
наиболее часто встречающаяся у человека болезнь
Дауна.
Больные, страдающие этим заболеванием,
имеют в клетках 47 хромосом – из-за увеличения 21-й
пары хромосом на одну лишнюю. Болезнь
характеризуется комплексом физических аномалий
(небольшая голова, плоское лицо, узкий разрез
глаз, маленький нос и полуоткрытый рот) и
врожденной идиотией. Наиболее часто этим
заболеванием страдают «поздние» дети, рожденные
родителями старше 35–40 лет.
Генные наследственные болезни – это
результат изменений порядка расположения одного
или многих нуклеотидов в цепочке молекулы ДНК,
что приводит к нарушению синтеза белка, снижению
его активности. Организм, неспособный образовать
активную форму белка, обречен на гибель, и в этом
случае дефектный ген называют летальным. В
большинстве своем это рецессивные гены. Они не
причиняют вреда организму, если в парной
хромосоме содержится аналогичный доминантный
ген, обеспечивающий гетерозиготность организма
по данному признаку. Считается, что в среднем
каждый человек гетерозиготен приблизительно по
30 летальным рецессивным генам. Поэтому число
летальных наследственных признаков выше среди
потомков от браков между близкими
родственниками.
Человек, гетерозиготный по тому или
иному летальному гену, является носителем
генетического заболевания, а человек
гомозиготный – больным наследственной болезнью.
К наиболее распространенным генным
наследственным заболеваниям относятся
серповидноклеточная анемия, болезнь Тея–Сакса,
гемофилия, сахарный диабет, фенилкетонурия.
Серповидноклеточная анемия –
заболевание, связанное с изменением типичной
округлой формы эритроцитов на серповидную.
Причиной болезни является наличие гена, в
котором заменен один из нуклетидов. Люди,
гомозиготные по данному рецессивному гену,
умирают в раннем возрасте.
Болезнь Тея–Сакса проявляется в
нарушении развития головного мозга. Причина
заключается в наличии рецессивного летального
гена, ответственного за образование особого
фермента, контролирующего химические
превращения определенного липида в клетках
мозга. Дети, страдающие этим заболеванием,
гибнут, не достигнув четырехлетнего возраста.
Гемофилия характеризуется повышенной
кровоточивостью, плохой свертываемостью крови.
Причиной является дефект гена, расположенного в
Х-хромосоме и контролирующего биосинтез белков,
ответственных за свертываемость крови.
Фенилкетонурия – нарушение обменных
процессов незаменимой аминокислоты
фенилаланина. Заболевание характеризуется
определенной формой умственной отсталости.
Дефекты в различных генах,
контролирующих синтез гормонов, могут изменить
фенотип (внешнее проявление признаков),
характерный для данной комбинации половых
хромосом.
Болезни, в основе которых лежит
наследственная предрасположенность, называются
мулътифакторными наследственными
заболеваниями. Они могут развиваться у человека
в различные возрастные периоды под воздействием
не только наследственных, но и многих других
средовых факторов, включая как природные, так и
социальные внешнесредовые влияния.
Например, у лиц, предрасположенных к
диабету, наблюдается повышенная
чувствительность к вводимой в организм глюкозе.
Предрасположенность к
гипертонической болезни проявляется в
повышенной чувствительности к температурным и
эмоциональным факторам, вызывающим спазмы
кровеносных сосудов. Увеличенное содержание
мочевой кислоты в моче свидетельствует о
возможной предрасположенности к заболеванию
подагрой.
По данным Всемирной организации
здравоохранения болезни с наследственной
предрасположенностью составляют более 90% в общем
спектре всех болезней человека. Одним из
наиболее характерных примеров этой группы
заболеваний является сахарный диабет, которым
страдает примерно 4% населения в промышленно
развитых странах. В эту же группу входят другие
широко распространенные заболевания: неврозы,
гипертоническая болезнь, аллергические
заболевания. Передаются по наследству также и
предрасположенность к алкоголизму, ишемической
болезни сердца, легочным заболеваниям.
Установить наследственную
предрасположенность к той или иной болезни
помогает исследование родословного дерева
(информация о трех и более поколениях предков).
Например, если у родителей были повторные
инфаркты, а у ребенка отмечены признаки
вегето-сосудистой дистонии, повышенное
содержание в крови холестерина, склонность к
резким психологическим реакциям, то это с
высокой вероятностью свидетельствует в пользу
наследственной предрасположенности к
ишемической болезни сердца и о необходимости
мер, направленных на укрепление
сердечно-сосудистой системы ребенка.
В настоящее время можно проследить за
развитием еще не родившегося ребенка, которому
угрожает наследственное заболевание. Отбор
случаев, требующих методов дородовой
диагностики, производится при генетическом
консультировании. Врач-генетик поможет
определить, существует ли опасность рождения
ребенка, отягощенного наследственными
заболеваниями. При правильной диагностике,
раннем распознавании наследственного дефекта и
его эффективном лечении удается добиться
определенной нормализации дефектов развития.
Сегодня с помощью дородовой
диагностики можно предотвратить 20–25% случаев
рождения детей с тяжелыми наследственными
заболеваниями.
Для профилактики возможных
наследственных заболеваний будущих детей
каждому человеку необходимо:
– знание своей родословной и
состояния здоровья близких родственников и
предков в 3–4 предыдущих поколениях;
– использование возможности
медико-генетического консультирования и
дородовой диагностики для профилактики,
предупреждения, коррекции и своевременного
лечения наследственных нарушений
жизнедеятельности и развития.
Наследственные заболевания протекают
тяжело, лечение их малоэффективно. Поэтому так
важна профилактика наследственных заболеваний.
Она может проводиться в нескольких направлениях.
Направления профилактической
деятельности
1. Определение допустимых норм
загрязнения окружающей среды с целью
предупреждения мутагенного воздействия на
половые клетки организма.
2. Генетический мониторинг отдельных
групп населения с целью предупреждения
распространения генетических заболеваний.
3. Планирование семьи.
Содержание профилактической
деятельности
1. Исключение (обнаружение и
обезвреживание, предотвращение попадания в
окружающую среду) мутагенов – веществ,
вызывающих изменение генов; нейтрализация
тератогенов – веществ, вызывающих уродства, и
канцерогенов – веществ, вызывающих
злокачественные новообразования.
2. Регистрация и слежение за частотой
проявления новых мутаций, контроль над
мутагенным влиянием внешней среды. Выявление
мутагенной активности химических веществ,
особенно лекарственных средств, пищевых добавок;
разработка антимутагенов – веществ,
препятствующих возникновению мутаций (например,
использование антимутагенных свойств витаминов
С и Е, а также таких растений, как петрушка,
сельдерей, шпинат и др.).
3. Отказ от близкородственных браков,
отказ от рождения детей в близкородственных
браках, рождение ребенка в оптимальном возрасте
(от 20 до 35 лет) в максимально удобное для
родителей время, исключение вредных привычек у
родителей и создание наиболее благоприятных
условий для беременности, родов и выхаживания
малыша.
Репродуктивная функция, органы
репродуктивной системы, половое созревание и
репродуктивное здоровье
Прежде чем организм сможет обеспечить
рождение здорового потомства, несущего
наследственные признаки родителей, в нем
протекают продолжительные процессы полового
созревания, позволяющие ему полноценно
осуществлять репродуктивные функции.
Половые органы, участвующие в процессе
размножения, объединены в репродуктивную
систему организма, имеющую у женщин и мужчин
различное строение.
Регуляция всех процессов в организме,
в том числе и процесса полового созревания,
осуществляется нервной и эндокринной системами.
Эндокринная система включает железы
внутренней секреции, вырабатывающие
биологически активные вещества – гормоны.
Эндокринная система и женщин, и мужчин состоит из
гипофиза, щитовидной железы, паращитовидных
желез, надпочечников, поджелудочной железы,
вилочковой железы (тимуса), эпифиза,
функционально тесно связанных между собой.
Эндокринная система женщины включает
также женские половые железы – яичники;
эндокринная система мужчины – мужские половые
железы – яички.
Эндокринная система функционирует под
контролем центральной нервной системы.
Взаимосвязь между эндокринной и центральной
нервной системами обеспечивает гипоталамус –
важнейший подкорковый отдел головного мозга. На
определенном этапе развития организма, а именно
с началом полового созревания, гипоталамус
повышает свое активирующее воздействие на
гипофиз, который усиливает секрецию (выделение в
кровь) тропных гормонов, оказывающих комплексное
воздействие на железы внутренней секреции, в
первую очередь – половые железы.
Для полноценного развития организм
нуждается также в гормонах противоположного
пола, которые в небольших количествах
вырабатываются надпочечниками мужчин и женщин.
Мужские половые гормоны необходимы женскому
организму для усиления синтеза белка, роста
мышечной и костной ткани, роста волос. Благодаря
мужским половым гормонам происходит увеличение
поперечных размеров тела (округление). Женские
половые гормоны необходимы мужскому организму,
поскольку способствуют окончательному
формированию костной ткани (созреванию костей) и
«закрытию» зон роста, в которых происходит
удлинение костей.
В период полового созревания в
результате последовательных гормональных
перестроек происходит ряд важных физических и
психических изменений организма, благодаря
которым обеспечивается его способность к
половому размножению. Этот этап развития
называется пубертатным периодом, или пубертатом.
Половое созревание девочек
характеризуется возникновением менструального
цикла, или менархе. В среднем менструальный цикл
у женщин продолжается 28 дней (от 21 до 30 дней). Он
может быть разделен на четыре периода.
Период восстановления слизистой
оболочки матки начинается с 5–6-го дня от начала
менструации и предшествует овуляции. За ним
следует период разрастания слизистой оболочки
матки, который продолжается до середины
менструального цикла, то есть до 14-го дня (при
28-дневном цикле); при этом толщина
функционального слизистого слоя матки достигает
4–5 мм.
В третьем, секреторном, периоде
слизистая матки выделяет секрет, богатый слизью
и гликогеном. Секреторный период совпадает по
времени с моментом овуляции и продолжается с
середины до конца цикла, то есть с 15-го до 28-го дня.
Толщина функционального слоя достигает 8–10 мм,
матка приобретает максимальную способность для
принятия оплодотворенной яйцеклетки.
Четвертый период – отторжения –
наступает в случае отсутствия оплодотворения. В
этом периоде слизистая оболочка матки
отрывается небольшими кусками и выделяется
наружу вместе с кровью, которая, соприкасаясь со
слизистой оболочкой матки, не свертывается.
Менструальная кровь выделяется только
из слизистой оболочки матки в количестве от 50 до
100 см3 за всю менструацию. Продолжительность
менструации здоровой женщины составляет в
среднем 3–5 дней, редко 2 или 6–8 дней. Без овуляции
менструация не наступает.
Менструация устраняет изменения,
наступающие в организме женщины в процессе
подготовки к возможной беременности, и служит
естественным средством самоочищения половых
путей от возможного проникновения возбудителей
инфекций.
Увеличение роста у девочек в первой
фазе полового созревания происходит с
преимущественным увеличением длины ног, а во
второй – с преимущественным увеличением длины
туловища. Центр тяжести опускается ниже, чем у
мальчиков, что затрудняет быстрый бег, прыжки и
др.
Нарастание массы тела в первой фазе
полового созревания происходит относительно
синхронно с ростом, во второй – преобладает
увеличение массы. Максимальное годовое
нарастание массы может достигать в норме 8–10 кг.
Чем интенсивнее выражен ростовой скачок у
девочки-подростка, тем раньше наступает менархе.
В ходе полового созревания у девочек нарастает
относительное содержание в теле жировой ткани,
важной в качестве энергетического резерва, но
являющейся балластом при движениях (до 25–28% по
сравнению 15–18% у мальчиков). Девочек отличает и
менее развитая мышечная масса (35% по сравнению
40–50% у мальчиков).
В первой фазе полового созревания сила
и выносливость у девочек нарастают, но после
менархе, в связи с увеличением массы тела и
изменением его пропорций, динамические
возможности девочек снижаются. После 13–14 лет
сила и выносливость девочек на 1/3 меньше, чем у
мальчиков. Однако, уступая мальчикам в ловкости,
девочки в ходе полового созревания приобретают
гибкость, на 20–30% большую по сравнению с
показателями мальчиков.
В 12–13 лет временно снижается
функциональная работоспособность клеток коры
головного мозга. Это особенно сказывается на
качественных показателях умственной
работоспособности девочек-подростков: снижается
точность выполняемой работы, увеличивается
время вхождения в работу, укорачивается
продолжительность относительно высокой
работоспособности. В то же время подвижность и
сила нервных процессов у девочек и мальчиков
одинакова, что подтверждается и отсутствием
выраженных особенностей умственной
работоспособности, связанных с полом.
В ходе полового созревания у девочек
увеличивается по сравнению с мальчиками частота
сердцебиений и дыхания, все значительнее отстают
размеры и масса сердца, его систолический и
минутный объем, показатели артериального
давления, а также содержание гемоглобина и
кислородная емкость крови. К концу полового
созревания у девочек по сравнению с мальчиками
наблюдается более низкий уровень аэробной и
анаэробной энергопродукции в мышцах, в связи с
чем выносливость и физическая работоспособность
девушек, особенно при повышенных физических
нагрузках, существенно меньше, чем у юношей. В то
же время в отличие от мальчиков у
девочек-подростков с возрастом отмечается
увеличение теплоизоляционных возможностей
поверхностных тканей организма и на год раньше –
в период от 13 до 15 лет – повышается умственная
работоспособность.
К 16 годам, как правило, большинство
показателей физического развития девушек
достигают 90–98% от средней окончательной их
величины у взрослых. Это означает, что
сердечно-сосудистая, дыхательная,
пищеварительная, выделительная системы
организма девушек 15–16 лет функционируют так же,
как у взрослых, а центральная нервная и
эндокринная системы достигают высокого уровня
зрелости.
У мальчиков физические изменения во
время подросткового периода продолжаются более
длительное время, чем у девочек, – в среднем с
10–11 до 19–20 лет. Примерно до 6 лет развитие
половых органов идет незначительными темпами.
Между 6-ю и 8-ю годами происходит первое заметное
увеличение яичек, а в 10–11 лет в связи с
повышением активности гипоталамо-гипофизарных
структур мозга рост яичек усиливается более
значительно. У некоторых мальчиков-подростков
под влиянием повышенной секреции гипофизарных
гормонов может наблюдаться временное увеличение
молочных желез (гинекомастия). Иногда железа
болезненна при прикосновении. К концу периода
полового созревания размеры железы возвращаются
к состоянию, характерному для мужского пола.
Формирование вторичных половых
признаков начинается с постепенного развития
оволосения лобковой части по мужскому типу;
несколько позднее наблюдается подмышечное
оволосение. Еще позднее появляются пушковые,
затем остевые волосы над верхней губой.
Оволосение в области подбородка у юношей обычно
неполное, волосы на лице растут низко.
В процессе полового созревания у
мальчиков-подростков и юношей между 14-ю и 18-ю
годами увеличивается объем и изменяется форма
полости гортани, благодаря чему голос
понижается. Признаки изменения голоса («ломка»)
– результат неравномерного развития мышц
гортани.
В середине пубертата происходит
активация потовых и сальных желез, результатом
чего часто становится появление юношеских угрей.
У девочек оно бывает реже, так как причиной
появления угрей может быть избыток мужских
половых гормонов.
Половое созревание мальчиков
характеризуется интенсивным соматическим
развитием. До начала полового созревания
существенных различий в размерах и массе тела
мальчиков и девочек нет, но в ходе его они все
более нарастают. В связи с более ранним началом
полового созревания у девочек мальчики отстают в
длине тела по сравнению с девочками в период от 10
до 13 лет, а в массе – с 8–9 до 14 лет. Пубертатный
скачок роста у мальчиков наблюдается в 12,5–15 лет,
максимум прибавки роста в 13,5–14,5 года, т.е. на 1,5–2
года позже, чем у девочек.
После 14 лет физическое развитие
мальчиков происходит наиболее интенсивно:
увеличение массы тела может достигать 6–7 кг в
год, роста – 8–9 см, окружности грудной клетки –
3–4 см. Особенно выражено развитие мышц: к 15 годам
масса мышц по отношению к массе тела составляет
33%, в 17–18 – уже 44%. В 17 лет масса тела юношей
превышает массу тела девушек в среднем на 12%, рост
и окружность грудной клетки – на 9%.
Период полового созревания мальчиков
можно разделить на две фазы: первую (до
наступления первых поллюций) и вторую (после).
Поллюция – непроизвольное семяизвержение, чаще
происходящее во сне. Появление первой поллюции
свидетельствует о том, что у подростка начали
вырабатываться зрелые сперматозоиды. Ночное
(реже – дневное) самопроизвольное выделение
семени – явление нормальное. Первые поллюции
появляются в среднем в 15 лет, их частота
индивидуальна – в основном 1–3 раза в месяц. В
ходе полового созревания за счет стимулирующего
действия мужских половых гормонов – андрогенов
– пропорции тела подростков все более
приобретают типично мужские черты: большая, чем у
девочек-подростков длина конечностей, более
широкие плечи, спина, более узкий таз, более
развитая, рельефная скелетная мускулатура. К 14–15
годам у мальчиков заметно улучшается
координация движений, лучше согласованы функции
зрительной и двигательной систем, достигают
высокого уровня скоростно-силовые качества и
точность движений. И если в 12–13 лет у подростков
несколько снижается умственная
работоспособность, то в 14–15 лет она заметно
повышается.
В процессе полового созревания
наблюдаются изменения в различных органах и
системах организма мальчика-подростка. Наиболее
выражены перестройки в деятельности
сердечно-сосудистой системы: растут масса сердца
и протяженность кровеносных сосудов.
Увеличиваются функциональные возможности
органов дыхания, о чем свидетельствует урежение
частоты дыхания у подростков до 18–20, у юношей –
до 16–18 в минуту. Снижается теплоизоляция тканей
и увеличивается теплоотдача. Изменяется обмен
веществ в сторону усиления синтеза белков и
отложения его в мышцах. К концу периода полового
созревания формируются все необходимые
механизмы обеспечения мышечной работы энергией,
что приводит к значительному приросту
теплопродукции в мышцах и общей мышечной
работоспособности юношей.
Психофизиологические особенности
подростков обусловлены во многом спецификой
взаимодействия центральной и эндокринной
систем.
Половые гормоны оказывают
специфическое влияние на все клетки тела без
исключения, в том числе на клетки головного
мозга. Это влечет за собой изменения состояния,
самочувствия и настроения подростка, что
отражается и на его поведении в различных
ситуациях. Перестройка гормональной системы в
первой фазе полового созревания (от 11 до 12–14 лет)
может повлечь за собой резкую возбудимость,
ослабление процессов центрального торможения,
нервность, быструю утомляемость, эмоциональную
неустойчивость. Отмечается повышенная
активность подкорковых структур, усиление их
влияния на кору больших полушарий, что в конечном
итоге приводит к снижению адаптационных
возможностей высших отделов центральной нервной
системы, а также ухудшению восприятия и внимания.
Для младшего подростка (особенно
мальчика) характерны сопутствующие различной
деятельности дополнительные движения рук, ног,
туловища, например, размахивание руками во время
речи, «качание» на стуле, постоянные попытки на
что-нибудь облокотиться, опереться.
Психоэмоциональная сфера младшего
подростка зачастую представляет собой комок
противоречий. Как указывала А.Фрейд, «подростки
исключительно эгоистичны, считают себя центром
Вселенной и единственным предметом, достойным
интереса, и в то же время ни в один из последующих
периодов своей жизни они не способны на такую
преданность и самопожертвование. С одной
стороны, они с энтузиазмом включаются в жизнь
сообщества, с другой – охвачены страстью к
одиночеству. Они колеблются между слепым
подчинением избранному им лидеру и вызывающим
бунтом против любой и всяческой власти. Они
эгоистичны и материалистичны и в то же время
погружаются в распущенность самого примитивного
характера».
Противоречивость психоэмоциональных
реакций подростков заключается и в том, что,
проявляя грубость и нетерпимость, они
одновременно очень ранимы. Их настроение может
очень быстро меняться от оптимизма до мрачного
пессимизма и негативизма. С настроением и
эмоциональным состоянием тесно связана
способность подростка выполнять не только
трудную, но и привычную, хорошо знакомую или
любимую работу: иногда они трудятся с
неиссякающим энтузиазмом, иногда – медлительны
и апатичны. Поэтому младшим подросткам
необходимы, прежде всего щадящий режим,
предотвращение различных перегрузок в связи с
повышенной утомляемостью и раздражительностью.
Несоблюдение рационального режима жизни,
чрезмерные умственные, физические нагрузки и
сильные эмоциональные переживания в конечном
итоге могут привести к невротизации подростка и
болезненным формам поведения.
Половые различия в поведении младших
подростков чаще сводятся к тому, что у девочек,
несмотря на повышенную впечатлительность,
наблюдается преимущественно сонливое, апатичное
состояние, а у мальчиков – более активное
поведение и негативные поступки по отношению к
взрослым и товарищам.
Старшие подростки менее
раздражительны, чем младшие и средние,
настроение у них чаще жизнерадостное,
оптимистическое. На смену неуравновешенности и
неуверенности в своих силах нередко приходит
завышенная самооценка. Эти особенности имеют
глубокую физиологическую основу.
На втором этапе полового созревания
(после 12–14 лет) половые гормоны становятся не
только мощным фактором усиления обмена веществ,
но и, как следствие, фактором, повышающим
регуляторные возможности центральной нервной
системы, ее работоспособность и
уравновешенность нервных процессов. На поздних
стадиях пубертата в основном складывается
свойственный взрослым характер
корково-подкорковых взаимоотношений,
усиливается и становится более экономичной
функциональная активность коры больших
полушарий. У старших подростков, как девочек, так
и мальчиков, увеличивается способность к
концентрации внимания, умственным и физическим
усилиям, повышается эмоциональная устойчивость
и адекватность поведенческих реакций. Поэтому
старшие подростки больше нуждаются в том, чтобы
их избыточная энергия находила правильный выход,
и в работе с ними требуются в первую очередь
правильная организация и содержательное
наполнение их повседневной деятельности.
В период полового созревания многие
подростки проявляют особую чувствительность к
критике, насмешкам, особенно по поводу своей
внешности, поэтому необходимо формирование
правильного отношения подростков к особенностям
своего тела. В определенные моменты тревожная
мнительность подростков (особенно девочек) в
связи с любыми критическими замечаниями
относительно их внешности может настолько
усилиться, что на этой почве возникают неврозы
или неврозоподобные состояния, подавленность.
Хронически угнетенное состояние может
спровоцировать психосоматические отклонения
или обострить уже имеющиеся хронические
заболевания. Особенно тяжело переживаются
подростками такие заболевания, как псориаз,
нейродермит, экзема, частые аллергические
высыпания на коже. Не меньше проблем доставляют
подростку юношеские угри, сальность волос,
изменившийся запах собственного тела, полнота
(худоба) и общие пропорции фигуры. В некоторых
случаях, например в ответ на замечание об
излишней полноте, может развиться нервная
анорексия (упорный отказ от еды вплоть до резкого
истощения организма).
Следует очень тактично относиться к
внешности подростка, избегать каких-либо
конкретных оценок, в то же время поддерживать
«режим вербальной открытости» для
индивидуального обсуждения с ним проблем такого
рода. В случае необходимости целесообразно в
общей безадресной форме указать на реальные
возможности исправления большинства
недостатков с помощью гигиенических средств (в
том числе и косметических средств для
подростков), а также путем соблюдения
гигиенических правил и норм, выполнения
специальных физических упражнений.
Характер течения пубертатного периода
всегда определяется особенностями среды, в
которой происходит развитие подростка, и при
благоприятных условиях кризисы в этом возрасте
совсем не обязательны. Однако нередки и
отклонения в развитии различных систем (в том
числе репродуктивной), которые могут носить не
только функциональный, но и патологический
характер.
В течение первой фазы полового
созревания ввиду слабой сформированности связей
между центрами подкорковой регуляции
(гипоталамус, гипофиз) и половыми железами, как
правило, возникает повышенное возбуждение в
подкорковых структурах, в том числе тех, которые
осуществляют вегетативную регуляцию
температуры организма, тонуса кровеносных
сосудов и сердечной мышцы, пищеварения и обмена
веществ и пр. Это может привести к таким
преходящим нарушениям жизнедеятельности
организма подростков обоего пола, как
подростково-юношеская гипер- или гипотония,
вегето-сосудистая дистония, алиментарное
ожирение или похудание, повышенная сонливость,
неврозоподобные состояния.
Развитие сердца и сосудов у подростков
может идти разными темпами: сердце может
опережать в развитии кровеносные сосуды или
отставать от их развития; в самом сердце может
отставать в развитии нервная ткань. В связи с
этим у подростков могут наблюдаться нарушения
функции сердечно-сосудистой системы: резкие
колебания артериального давления при перемене
позы (например, обмороки при быстром вставании),
сердечная аритмия и др. В процессе роста сердца
может наблюдаться отставание темпов развития
сердечных клапанов, отчего временно в сердце
может прослушиваться систолический шум,
исчезающий по мере взросления.
При наличии очагов хронической
инфекции (кариес, тонзиллит, гайморит и пр.) у
каждого 2–3-го мальчика-подростка наблюдается
повышение артериального давления вследствие
сужения мелких периферических артерий. Как
следствие у 1,5% юношей и мужчин развивается
гипертоническая болезнь. Особую озабоченность
должно вызывать повышение диастолического
давления, отражающего тонус артерий, поскольку
стойкое повышение их тонуса – важнейший
механизм развития гипертонии. Кровяное давление
подростков необходимо периодически
контролировать и в случае необходимости
обращаться к врачу для выяснения причин
отклонений и своевременной коррекции
самочувствия.
Вследствие нарушений регуляции
органов пищеварения у многих подростков
постоянно или время от времени могут появляться
изжога, боли в подложечной области, тяжесть и
боли в правом подреберье, запоры и пр. Нарушения
пищеварения, как правило, связаны со спазмами в
желчных путях и различных отделах
пищеварительного тракта в результате нарушения
функций вегетативной нервной системы.
Отклонения в пищеварительной системе
усугубляются нарушением режима питания,
склонностью к сухоедению, эпизодическим
избыточным или недостаточным питанием.
Регулярность и достаточность питания,
полноценность и разнообразие потребляемых
подростком продуктов во многом смягчают
(предупреждают, устраняют) последствия
отклонений в центральной регуляции пищеварения.
В период полового созревания после
11–12 лет происходит фиксация изгибов
позвоночного столба. Такие нарушения правильной
позы, как опускание головы и наклоны ее вбок,
свисание левой руки при письме, привычка ходить и
сидеть сгорбившись и другие, способствуют
закреплению неправильной осанки, что
неблагоприятно сказывается на функциях
периферических нервов (из-за возможного
ущемления спинномозговых корешков) и внутренних
органов. Подросток нуждается в закреплении
навыков правильной осанки, особенно при
статических позах, и в систематических
упражнениях для ее выработки. Следует
предостерегать подростка от поднятия чрезмерных
тяжестей, оказывающих деформирующее воздействие
на позвоночник.
Для подростка немаловажное значение
имеет профилактика плоскостопия. Прыжки с
высоты, ношение тесной обуви, обуви на жесткой и
толстой «платформе», высоком каблуке или вообще
без каблука, а также слишком интенсивные
тренировки при занятиях легкой или тяжелой
атлетикой могут вызвать стойкое уплощение стопы
у подростка.
Примерно у 15–20% девочек-подростков
встречается нарушение полового созревания,
известное как пубертатно-юношеский
диспитуитаризм. Он характеризуется
стремительными темпами роста, избыточным
накоплением жировой ткани. Часты жалобы на
постоянные головные боли и повышенную
утомляемость. У некоторых девочек наблюдается
повышенный аппетит в сочетании с жаждой. Любые,
даже легкие, простудные заболевания протекают
длительно и заметно ухудшают и без того неважное
самочувствие подростков. Причиной данного
отклонения является значительно повышенная по
сравнению со среднестатистической нормой
активность гипофиза, влекущая за собой
избыточное выделение его гормонов. В результате
организм не справляется с чрезмерной
стимуляцией роста со стороны
гипоталамо-гипофизарной системы. В большинстве
случаев состояние подростков удается улучшить
путем нормализации режима дня и снижения общей
(как умственной, так и физической) нагрузки на
период ростового скачка.
У некоторых девочек-подростков в
период полового созревания наблюдается
вирилизация – оволосение по мужскому типу,
которая часто сочетается с гирсутизмом –
избыточным оволосением тела. Вопреки
распространенному мнению о том, что данные
особенности представляют собой вариант развития
и носят преходящий характер, у девочек с
избыточным весом и недостаточным ростом это
может сигнализировать о серьезном нарушении
функции яичников. В данном случае необходимо
направление девочки на обследование к
гинекологу-эндокринологу и своевременное
лечение.
Особое внимание подростков бывает
сосредоточено на возможных отклонениях в
развитии репродуктивной системы. Часть из них
являются мнимыми. Например, болезненность
менструаций иногда бывает внушенной. Это связано
с тем, что ощущения при отторжении слизистого
слоя матки, как правило, слишком слабы, чтобы
осознаваться как болезненные. Повышенная
возбудимость и мнительность девочки-подростка
заставляет ее «прислушиваться» к себе, чем
значительно обостряется чувствительность, а
воспринятые ощущения при этом субъективно
расцениваются как неприятные, даже болезненные.
В таком случае требуется устранить по
возможности все факторы, действующие на девочку
подавляюще и использовать отвлекающие и
повышающие жизненный тонус мероприятия:
умеренный спорт, приятное общение, любые
ситуации личного успеха, которые помогут девочке
преодолеть «зацикливание» на своей проблеме.
Действительно болезненными
менструациями (алъгоменорреей) страдает только
примерно 10% девочек-подростков: некоторые с
момента наступления менархе, а у некоторых
болезненность менструаций развивается позднее.
При альгоменоррее перед началом менструации в
нижней части живота ощущаются давящие, тупые или
схваткообразные боли, связанные преимущественно
со спазмом сосудов и мускулатуры матки. Боли
иррадиируют в область поясницы и крестца и могут
продолжаться от нескольких часов до нескольких
дней.
Первичная альгоменоррея бывает при
замедленном развитии репродуктивной системы и
часто проходит после первых родов. Вторичная
альгоменоррея развивается при воспалительных
заболеваниях половых органов и органов малого
таза, а также при ненормальном положении матки
(загиб матки). В случае выраженной болезненности
менструаций следует обратиться к
врачу-гинекологу.
Примерно у 1/3 девушек в первые 3–5 лет
после менархе менструальные циклы
характеризуются недостаточной зрелостью
регуляции функции яичников. Примерно у 5%
девочек-подростков могут наблюдаться ювенилъные
кровотечения. Это повышенное выделение крови при
менструациях вследствие задержки фазы
регенерации слизистой матки после отторжения
или ациклические кровотечения при болезненных
изменениях в матке (полипах, миоме, воспалении
слизистой – эндометрите). Они бывают также при
множественном одновременном созревании
фолликулов в яичнике. Ювенильные кровотечения
неблагоприятно сказываются как на телесном, так
и психическом состоянии девочек и девушек и
требуют обязательного обращения к врачу.
Нередко у девочек-подростков, а затем и
у взрослых женщин наблюдается такое нарушение
менструальной функции, как предменструалъный
синдром. Он возникает за несколько дней до начала
менструации и связан с общим значительным
ухудшением самочувствия. Отмечаются повышенная
раздражительность, нервозность, капризность и
плаксивость. Нарушается сон, повышается
тревожность, иногда бывает агрессивность.
Отмечаются нарушения водно-солевого обмена
(выраженная отечность), нарушается деятельность
сердечно-сосудистой системы (колебания
артериального давления, сердечная аритмия, боли
в сердце). Ухудшение самочувствия приводит к
резкому падению умственной и физической
работоспособности, снижению памяти, внимания.
Могут отмечаться неадекватные реакции при
общении с окружающими людьми, апатия, безволие,
пониженное настроение, появляются даже мысли о
самоубийстве. После менструации болезненные
симптомы исчезают до следующего
предменструального периода. Развитию синдрома
способствуют хронические стрессы и
воспалительные заболевания репродуктивной
системы.
Особую озабоченность должно вызывать
отсутствие менструации – аменоррея. Причиной
аменорреи является повышенная секреция
яичниками эстрогенов. При этом нарушается
нормальное функционирование системы
гипоталамус–гипофиз–половые железы, что
приводит к стойкому бесплодию, различным
заболеваниям, в том числе злокачественным,
репродуктивных органов. В группу риска по
вероятности наступления аменорреи входят
девушки и женщины, страдавшие в прошлом
ювенильными кровотечениями, а также
девочки-подростки и девушки, страдающие нервной
анорексией или злоупотребляющие
несбалансированными диетами с целью избавления
от «лишнего веса».
Большую опасность для здоровья и жизни
женщины представляет рак молочной железы –
злокачественная опухоль, поражающая женщин
различного возраста. Это заболевание может быть
спровоцировано комплексом причин, в том числе
генетическими. Здесь и наследственная
предрасположенность (если женщины старшего
поколения семьи болели раком молочной железы), и
экологические причины (различные загрязнения
мест постоянного проживания – радиационные,
химические, шумовые и пр.), и социальные (жизнь в
состоянии хронических стрессорных воздействий
– даже слабых, но постоянно действующих).
Перечисленные причины могут вызвать снижение
иммунитета, способствующего постоянному
очищению организма от образующихся
неполноценных (в том числе раковых) клеток.
Поэтому риск возникновения онкологического
заболевания усиливается при любом серьезном
ослаблении организма: в результате инфекционных
заболеваний, неполноценного питания,
систематического недосыпания, тяжелых и
продолжительных физических и психических
нагрузках. Резко усиливают риск заболеть вредные
привычки – курение, употребление алкоголя,
токсичных веществ и наркотиков.
Поскольку период полового созревания
связан со значительной функциональной нагрузкой
на физиологические системы организма
девочек-подростков, во время которого и
происходит рост железистой ткани и формирование
молочных желез, необходимо своевременное
обучение девочек навыкам самообследования с
целью профилактики возможного заболевания.
Обнаруженный на ранней (первой) стадии рак
молочной железы практически полностью
излечивается почти у каждой женщины, вовремя
обратившейся за помощью. Самообследование
включает мягкое прощупывание железы, в том числе
вокруг ее основания, кончиками пальцев без
резких сжатий и надавливаний. В случае
обнаружения местных уплотнений любого размера, а
также при появлении «втянутых» в железу участков
кожи или «втянутого» соска, быстро растущих
родимых пятен и других необычных
новообразований, следует немедленно обратиться
к врачу.
Режим труда и отдыха, профилактика
переутомления
Правильно организованный режим дня –
основа здорового образа жизни. Он определяется
рациональным чередованием различных видов
деятельности и отдыха; способствует длительному
сохранению работоспособности в течение дня.
В условиях возрастания темпа жизни
ускоряются темпы «износа» знаний, «стареет»
множество профессий, быстрое развитие науки и
совершенствование техники требует
систематического обучения в течение всей жизни
человека, затраты на непрерывное образование
времени и ресурсов здоровья. Поэтому современный
стиль жизни предъявляет повышенные требования к
внутренним ресурсам человека, его физическому и
психическому здоровью. Повышается риск
биосоциальной аритмии – рассогласованности
природных и социальных ритмов жизни человека,
что является нескончаемым источником болезней,
недомоганий.
Несоблюдение режима дня подростком
приводит к серьезным отклонениям его здоровья,
нарушению функций различных систем органов,
отставанию в физическом развитии, неврозам.
Соблюдение правильно организованного режима дня
с раннего возраста создает условия не только для
формирования хорошего физического и
психического здоровья молодого организма, но и
для выработки полезного поведенческого
стереотипа – привычки соблюдать определенный
режим труда и отдыха.
Простое соблюдение режима во многом
повышает сопротивляемость организма
неблагоприятным факторам: нормализует
пищеварение и сон, облегчает переход от
активности к покою и наоборот, повышает
устойчивость к воздействию стрессогенных
факторов, дисциплинирует и одновременно
облегчает жизнь. Соблюдение режима – важнейшее
правило поведения, сберегающее здоровье.
Однако привычка соблюдать правильный
режим дня не складывается сама по себе и требует
от взрослого человека волевых усилий. Детям и
подросткам в соблюдении правильного режима дня
необходима помощь и поддержка взрослых.
Рекомендуется приучать детей и
подростков вставать и ложиться в одно и то же
время. Ужинать необходимо за 1,5–2 ч до сна. Перед
сном следует исключить усиленную умственную
работу или возбуждающие игры, проветрить
помещение для сна. Обязательно совершать весь
комплекс процедур вечернего и утреннего туалета
(чистка зубов, умывание, уход за волосами).
Питание должно быть сбалансированным
и рациональным по составу и осуществляться в
строго определенное время в соответствии с
возрастными особенностями учащихся – 3–4 раза в
день.
Учебные занятия в школе и дома должны
сопровождаться динамическими паузами –
выполнением физических упражнений, играми. Смена
видов деятельности снимает усталость и
восстанавливает работоспособность.
Расписание уроков должно составляться
с учетом сложности учебных предметов. Предметы
естественного цикла должны чередоваться с
гуманитарными, урок физической культуры следует
проводить после третьего урока, чтобы снять
утомление после активной умственной работы.
Для учащихся младших классов (6–10 лет)
в режиме дня должен быть предусмотрен дневной
сон в течение 1–1,5 ч. Дневной сон повышает
работоспособность у детей значительно больше,
чем активный отдых.
В соответствии с существующими
гигиеническими правилами и нормами школьнику
рекомендуется соблюдать следующий режим дня.
Схема примерного построения режима школьника
Режимные
составляющие |
Время, 5–8 класс |
Время, 9–11 класс |
1. Пробуждение
2. Физические упражнения
3. Утренний туалет
4. Завтрак
5. Занятия в школе
6. Обед
7. Сон для учащихся с ослабленным здоровьем
8. Прогулка на воздухе, подвижные игры, труд на
открытом воздухе
9. Домашние учебные занятия
10. Ужин
11. Свободное время, занятия по интересам
12. Подготовка ко сну
13. Сон |
7 ч 00 мин
7 ч 10 мин
7 ч 20 мин
7 ч 40 мин
8 ч 30 мин
14 ч 30 мин
1–1,5 ч
14 ч 40 мин
16 ч 00 мин
19 ч 30 мин
20 ч 00 мин
21 ч 30 мин
22 ч 00 мин |
7 ч 00 мин
7 ч 10 мин
7 ч 20 мин
7 ч 40 мин
8 ч 30 мин
15 ч 00 мин
1 ч
15 ч 00 мин
16 ч 00 мин
20 ч 00 мин
20 ч 30 мин
22 ч 00 мин
22 ч 30 мин |
Правильная организация режима
дня предполагает обязательное пребывание
школьников всех возрастов на свежем воздухе в
течение 1,5–2 ч. Это могут быть прогулки, активные
спортивные игры и другие физические упражнения.
Их следует проводить после занятий в школе, чтобы
восстановить работоспособность – умственную
активность для выполнения домашних заданий.
Активный отдых может продолжаться в
пределах 1,5 ч. При превышении этого времени и
интенсивной нагрузке работоспособность
организма падает. Поэтому продолжительные
спортивные игры не снимают переутомления и
выполнение домашнего задания потребует от
учащегося больших усилий. Время после ужина
должно проходить в спокойной обстановке и
использоваться в соответствии с индивидуальными
интересами учащихся. Это может быть просмотр
кинофильмов, но без сцен ужасов, чтение
художественной литературы или
непродолжительные прогулки 20–30 мин перед сном.
Смена деятельности может выражаться и в активной
помощи по дому, уборке своей комнаты, мытье
посуды и т.п. Она приносит не только физическое,
но и моральное удовлетворение.
При соблюдении правильного режима дня
важно обеспечить не только необходимую
продолжительность сна, но и его глубину, которая
стимулируется выработкой условных рефлексов на
обстановку сна. Этому способствует выполнение
всех процедур вечернего туалета перед сном.
Продолжительность сна учащихся различных
возрастных групп
Возраст, лет |
Продолжительность
сна, ч |
6–7
8–10
11–12
13–16
17–18
|
12
11
10
9
8
|
Соблюдение правильного режима
дня, с рациональным чередованием различных видов
деятельности и отдыха имеет не только большое
оздоровительное, но и воспитательное значение,
дисциплинирует подростков. Привычка к
последовательному и размеренному ритму жизни
делает подростков более ответственными и
организованными в различных жизненных
ситуациях.
Рациональное питание и здоровье
Желание прожить долгие и счастливые
годы подразумевает сохранение крепкого здоровья
как физического, так и психического. В противном
случае долголетие теряет свой смысл. В наш век,
несмотря на успехи в области медицины и
фармакологии, статистические данные
свидетельствуют о том, что многие болезни людей
преклонного возраста наблюдаются и у молодых
людей. В целом, здоровье человека в наше время
значительно ухудшилось.
Успехи медицины дают возможность
продлить жизнь человеку, но ее возможности
весьма ограничены в поддержании его здоровья.
Природа подсказывает нам, что продолжительность
жизни и здоровье во многом зависят от качества
пищи. «Лучшее лекарство – правильное питание», –
так сказал Гиппократ еще в V в. до н. э.
Непрерывный расход веществ и энергии
является обязательным условием жизни.
Необходимые для жизни питательные вещества —
белки, жиры, углеводы, минеральные вещества,
витамины – содержатся в пище.
На заре своей истории человек добывал
продукты питания на охоте и занимаясь
собирательством. С началом использования огня
питание изменилось решительным образом: после
тепловой обработки трудно перевариваемые
жесткие продукты стали лучше и быстрее
усваиваться организмом.
Современный человек питается главным
образом специально выращенными растениями и
животными. В пище резко возросло количество
животных белков по сравнению с растительными.
Большинство населения еще 60–70 лет назад
употребляло продукты, полученные в своем
собственном хозяйстве или в природе.
Теперь три четверти мяса и молока, две
трети яиц, все зерно промышленно
перерабатываются. Вместо плодов, ягод, меда в
питании людей используется рафинированный сахар
и хлеб из муки тонкого помола, из которой удалена
большая часть биологически активных веществ. То
же произошло с растительным маслом и другими
«очищенными» продуктами.
Современный рацион отличается
повышенным потреблением продуктов, содержащих
большое количество углеводов, в том числе
макарон, хлеба, картофеля, кондитерских изделий.
Наряду с этим переедание и неправильное
употребление некоторых пищевых продуктов ведут
к постоянному росту заболеваний, вызванных
нарушением обмена веществ, к болезням сердца и
сосудов, органов пищеварения, органов выделения
и пр.
Разрушение почвенных структур в
условиях интенсивного земледелия нередко
приводит к изменению их химического состава. В
почве происходит накопление вредных для
здоровья человека химических соединений:
нитратов, нитритов, пестицидов, солей тяжелых
металлов. Урожаи сельскохозяйственных культур и
продуктивность скота увеличивается вследствие
избыточного внесения химических удобрений в
почву и широкого использования гормонов и
антибиотиков в животноводстве.
За последние полвека в связи с большим
разнообразием продуктов питания резко
изменились пристрастия к ним. Широкое
использование получили консервированные
продукты, смеси, полуфабрикаты и другие готовые
изделия пищевой промышленности. Их качество не
вполне отвечает необходимым для организма
требованиям к составу и соотношению питательных
веществ.
Продолжение следует
|