А.Г. ЛЕБЕДЕВ
учитель биологии и экологии
ср. школы № 554, г. Москва
Осенняя пора – пора творчества
Осенние заметки по оформлению класса
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...
Все мы помним эти знаменитые осенние
пушкинские строки. Осень. Грусть о прошедшем
лете, о цветущих лугах и лесах, наполненных
птичьим пением. Осень. Леса сбрасывают свой
разноцветный наряд, а редкий птичий гомон больше
напоминает шум перона перед отходом поезда.
...И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом...
А.А. Фет
Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу
С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!
Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек.
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок...
«Осень» А.Н. Майков
Многие, прочитав эти строки, вспомнят
свои детские годы. Может быть, потому что это
стихотворение приводится в учебнике для
начальной школы. Но давайте прочитаем эти строки
по-другому и посмотрим на осень с другой стороны.
Летний лес полон загадок –
под каждым кустом и листочком кипит жизнь. Но
осенний лес не менее загадочен, если по нему не
бежать, а тихо идти. Не «слышать, как сучья
трещат», а внимательно вглядываться в эти сучья.
И тогда мы действительно увидим, как лес «с себя
тайну совлек». Обычные сучья превратятся в
сказочных леших и в невиданных зверей, а опавшие
листья – в яркий костер в ваших руках.
Некоторые могут сказать – все это уже
было. Да. Раньше было целое направление в
искусстве и художественных ремеслах – мастерить
поделки из природного материала с минимумом
обработки. Были открыты выставки и музеи1. Такие поделки часто
использовались для оформления школы. К
сожалению, все это в прошлом.
Я хочу поделиться своим опытом по
использованию поделок из природного материала в
оформлении кабинета биологии (хотя все это можно
использовать для оформления любого кабинета или
всей школы – все зависит только от желания).
Поделки из природного материала не
просто развивают воображение, но могут служить
способом развития художественного
воображения. Не просто смотреть на кусок
березовой коры с трутовиком на полусгнившем
стволе, а видеть композицию на ее основе. И
тогда высохший трутовик и обычная коряга со
старой корой превращаются в картину (фото 1, 2, 3).
Самое замечательное, что обязательно
найдутся дети, которые сразу откликнутся на
подобную деятельность.
Фото 1
Фото 2
|
Фото 3
|
В чем еще заключается
преимущество данной деятельности? Во-первых, она
не требует дополнительных затрат и крупных
финансовых вложений, а также специального
оборудования или материала. Достаточно
маленькой ветки сосны или лиственницы и пучка
травы, которую можно найти даже в черте города,
двух-трех гвоздиков, доски – и ... пространство
над классной доской радует глаз (фото 4).
Фото 4
Во-вторых, результат данной
деятельности хорошо сочетается с другими
вариантами оформления: аквариумами, живыми и
искусственными цветами, картинами (фото 5).
Фото 5
Особо хотелось бы обратить
внимание на сочетание живых экспонатов с
фотообоями. В настоящее время появились довольно
хорошие и недорогие отечественные фотообои. Они
используются как формирующее ядро, но не для
одной композиции, а для всей стены. Подчиняя
оформление сюжету фотообоев, можно создать
иллюзию продолжения пространства фотообоев в
пространство класса2. На фото 6
показано воплощение этого замысла. Каждая
отдельная стена может иметь свою тематическую
нагрузку (фото 7). Идеальный вариант, когда
весь класс оформляется в едином тематическом
ключе.
Фото 6
Фото 7
В заключение хочется повторить всем
известное высказывание: все новое – это хорошо
забытое старое. Так давайте вспомним это
прекрасное «хорошо забытое старое», тем более
для этого не надо никаких усилий. Достаточно
просто сходить в ближайший лес или совместить
полезное с приятным, выезжая за город или на
дачный участок.
Давайте просто посмотрим на то, что у
нас под ногами и вокруг нас и увидим это.
...Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист...
«Осеннее утро». А.С. Пушкин
Осень. Стоят засохшие травы на полях.
Под ногами шуршат сухие листья. Оголенные
деревья как будто стыдливо сморщились. Осень.
1 Последний такой
специализированный музей в Москве на Новом
Арбате был закрыт в конце 90-х гг. только потому,
что храм, в котором он располагался, вернули
Церкви.
2 На такой иллюзии
основаны знаменитые «Бородинская понорама» и
диарама «Оборона Севастополя».
|