КОПИЛКА ОПЫТА

А.Г. ЛЕБЕДЕВ
учитель биологии и экологии
ср. школы № 554, г. Москва

Осенняя пора – пора творчества

Осенние заметки по оформлению класса

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса...

Все мы помним эти знаменитые осенние пушкинские строки. Осень. Грусть о прошедшем лете, о цветущих лугах и лесах, наполненных птичьим пением. Осень. Леса сбрасывают свой разноцветный наряд, а редкий птичий гомон больше напоминает шум перона перед отходом поезда.

...И уговор заводят птицы
Умчаться стаей за теплом...

А.А. Фет

Кроет уж лист золотой
Влажную землю в лесу,
Смело топчу я ногой
Вешнюю леса красу

С холоду щеки горят,
Любо в лесу мне бежать,
Слышать, как сучья трещат,
Листья ногой загребать!

Нет мне здесь прежних утех!
Лес с себя тайну совлек.
Сорван последний орех,
Свянул последний цветок...

«Осень» А.Н. Майков

Многие, прочитав эти строки, вспомнят свои детские годы. Может быть, потому что это стихотворение приводится в учебнике для начальной школы. Но давайте прочитаем эти строки по-другому и посмотрим на осень с другой стороны.

Летний лес полон загадок – под каждым кустом и листочком кипит жизнь. Но осенний лес не менее загадочен, если по нему не бежать, а тихо идти. Не «слышать, как сучья трещат», а внимательно вглядываться в эти сучья. И тогда мы действительно увидим, как лес «с себя тайну совлек». Обычные сучья превратятся в сказочных леших и в невиданных зверей, а опавшие листья – в яркий костер в ваших руках.

Некоторые могут сказать – все это уже было. Да. Раньше было целое направление в искусстве и художественных ремеслах – мастерить поделки из природного материала с минимумом обработки. Были открыты выставки и музеи1. Такие поделки часто использовались для оформления школы. К сожалению, все это в прошлом.

Я хочу поделиться своим опытом по использованию поделок из природного материала в оформлении кабинета биологии (хотя все это можно использовать для оформления любого кабинета или всей школы – все зависит только от желания).

Поделки из природного материала не просто развивают воображение, но могут служить способом развития художественного воображения. Не просто смотреть на кусок березовой коры с трутовиком на полусгнившем стволе, а видеть композицию на ее основе. И тогда высохший трутовик и обычная коряга со старой корой превращаются в картину (фото 1, 2, 3). Самое замечательное, что обязательно найдутся дети, которые сразу откликнутся на подобную деятельность.

Фото 1

Фото 1

Фото 2

Фото 2

Фото 3

Фото 3

В чем еще заключается преимущество данной деятельности? Во-первых, она не требует дополнительных затрат и крупных финансовых вложений, а также специального оборудования или материала. Достаточно маленькой ветки сосны или лиственницы и пучка травы, которую можно найти даже в черте города, двух-трех гвоздиков, доски – и ... пространство над классной доской радует глаз (фото 4).

Фото 4

Фото 4

Во-вторых, результат данной деятельности хорошо сочетается с другими вариантами оформления: аквариумами, живыми и искусственными цветами, картинами (фото 5).

Фото 5

Фото 5

Особо хотелось бы обратить внимание на сочетание живых экспонатов с фотообоями. В настоящее время появились довольно хорошие и недорогие отечественные фотообои. Они используются как формирующее ядро, но не для одной композиции, а для всей стены. Подчиняя оформление сюжету фотообоев, можно создать иллюзию продолжения пространства фотообоев в пространство класса2. На фото 6 показано воплощение этого замысла. Каждая отдельная стена может иметь свою тематическую нагрузку (фото 7). Идеальный вариант, когда весь класс оформляется в едином тематическом ключе.

Фото 6

Фото 6

Фото 7

Фото 7

В заключение хочется повторить всем известное высказывание: все новое – это хорошо забытое старое. Так давайте вспомним это прекрасное «хорошо забытое старое», тем более для этого не надо никаких усилий. Достаточно просто сходить в ближайший лес или совместить полезное с приятным, выезжая за город или на дачный участок.

Давайте просто посмотрим на то, что у нас под ногами и вокруг нас и увидим это.

...Уж осени холодною рукою
Главы берез и лип обнажены,
Она шумит в дубравах опустелых;
Там день и ночь кружится желтый лист,
Стоит туман на волнах охладелых,
И слышится мгновенный ветра свист...

«Осеннее утро». А.С. Пушкин

Осень. Стоят засохшие травы на полях. Под ногами шуршат сухие листья. Оголенные деревья как будто стыдливо сморщились. Осень.


1 Последний такой специализированный музей в Москве на Новом Арбате был закрыт в конце 90-х гг. только потому, что храм, в котором он располагался, вернули Церкви.

2 На такой иллюзии основаны знаменитые «Бородинская понорама» и диарама «Оборона Севастополя».

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru