КОПИЛКА ОПЫТА

Н.Н. ДОЛГУШИНА,
педагог дополнительного образования
Городского экологического центра учащихся,
г. Магадан

Практические работы и наблюдения на занятиях ботанических кружков

Практическая работа «Внешнее строение корня»

1. Рассмотрите корешок невооруженным глазом. Найдите на конце корешка корневой чехлик, а выше корневого чехлика – выросты в виде пушка – корневые волоски.

2. Отделите пинцетом корень (не менее 1 см).

3. Положите корень на предметное стекло в каплю воды, подкрашенную чернилами, и рассмотрите под микроскопом.

4. Зарисуйте корень. Обозначьте корневой чехлик и корневые волоски.

Наблюдение за цветением растений в кабинете

Отметьте фазы развития растений, данные занесите в таблицу.

Фазы развития растений

Дата наблюдения

1. Появление бутонов
2. Начало раскрытия бутонов
3. Полное распускание цветков
4. Растрескивание пыльников
5. Увядание венчика

Проверьте, образуются ли у этих растений плоды без искусственного опыления. Для этого необходимо провести опыт в трех вариантах:

1) перекрестное опыление;
2) самоопыление;
3) контроль (без опыления).

Сделайте выводы о:

– скорости распускания и продолжительности цветения отдельного цветка;
– типах опыления в природе;
– причинах отсутствия плодоношения при выращивании в комнате.

Практическая работа «Изучение условий прорастания цветочной пыльцы»

В лунки предметных стекол Ранвье внесите по капле раствора сахара различной концентрации (5%, 25%, 40%), после чего на этот раствор нанесите кисточкой цветочную пыльцу.
Края лунки предметного стекла обмажьте вазелином и накройте покровным стеклом.
Рассмотрите препарат при большом увеличении.
Зарисуйте исходное состояние пыльцевых зерен в сахарном сиропе различной концентрации.
Рассматривайте препарат через определенные промежутки времени на протяжении двух часов.
Зарисуйте состояние растущих пыльцевых трубок.

  • Предложите гипотезы, объясняющие различные скорости прорастания цветочной пыльцы в различных концентрациях сахара.

  • Имеет ли место подобное биологическое явление в растительном мире?

  • С какими свойствами живого тесно связано данное явление? 

Практическая работа «Обнаружение крахмала в клетках клубня картофеля»

1. Сделайте микросрез клубня картофеля.

2. Срез поместите на предметное стекло в каплю раствора йода. Для приготовления рабочего раствора йода необходимо в лабораторный стакан с водой добавить несколько капель йода до получения бледно-желтого раствора.

3. Рассмотрите микропрепарат.

4. Зарисуйте 2–3 клетки клубня картофеля и крахмальные зерна в них.

Практическая работа «Выделение кислорода зелеными листьями на свету. Скорость фотосинтеза»

1. Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю воды.

2. Накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите срез листа элодеи. Микропрепарат должен быть ярко освещен. Что наблюдаете? Сделайте рисунок.

4. Лист элодеи поместите на предметное стекло в каплю слабого раствора питьевой соды.

5. Накройте покровным стеклом.

6. Рассмотрите срез листа элодеи. Что наблюдаете? Сделайте рисунок.

7. Затемните микропрепарат. Что наблюдаете?

Сделайте выводы о:

– влиянии света на скорость фотосинтеза;
– влиянии углекислого газа на скорость фотосинтеза.

Практическая работа «Обнаружение первичного крахмала в клетках листа элодеи»

1. Обесцветьте лист элодеи кипячением и обработкой горячим спиртом.
Вместо этилового спирта можно использовать изопропиловый (средство «ИПС» для чистки стекол), в крайнем случае применить вместо спирта ацетон, но тогда лист не кипятить, а лишь нагреть на водяной бане, прикрыв неплотно крышкой или ватной пробкой. Поблизости не должно быть открытого огня. Листья, обесцвеченные в ацетоне, становятся хрупкими, ломкими. Их надо расправить и перенести в водный раствор йода быстро, не давая им высохнуть.

2. Поместите лист элодеи в слабый раствор йода на предметное стекло.

3. Осторожно накройте покровным стеклом.

4. Рассмотрите микропрепарат.

5. Зарисуйте крахмальные зерна в клетках листа элодеи.

Сделайте вывод о происхождении этих крахмальных зерен.

Практическая работа «Пластиды зеленого листа»

1. Лист элодеи положите в каплю воды на предметное стекло.

2. Осторожно накройте покровным стеклом.

3. Микропрепарат поместите на предметном столике микроскопа так, чтобы был виден край листа. По краю листа клетки расположены в один слой, поэтому для их изучения не надо делать тонкого среза. Рассмотрите микропрепарат.

4. Сделайте рисунок.

Практическая работа «Хромопласты»

1. Изготовьте микропрепарат мякоти плода рябины обыкновенной (шиповника, томатов, корнеплода моркови, лепестков настурции, лютика и т.д.).
Для этого на предметное стекло пипеткой нанесите каплю раствора глицерина. Он значительно улучшает качество изображения пластид. Немного мякоти плода поместите в каплю глицерина, предварительно слегка растерев.

2. Накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите хромопласты там, где клетки лежат наименее скученно.

4. Зарисуйте клетку мякоти. Хромопласты раскрасьте.

Практическая работа «Лейкопласты»

Приготовьте микропрепарат для изучения лейкопластов.

1. На предметное стекло нанесите каплю слабого раствора сахара.
Слабый раствор сахара используется вместо чистой воды для того, чтобы лейкопласты не разбухали.

2. С нижней стороны листа традесканции виргинской снимите небольшой кусочек кожицы.

3. Положите кожицу в каплю слабого раствора сахара и накройте покровным стеклом.

4. Рассмотрите микропрепарат при малом увеличении микроскопа. Найдите бледно-лиловые клетки. Клеточный сок в них окрашен антоцианом.

5. Переведите микроскоп на большое увеличение и рассмотрите одну клетку. В цитоплазме, окружающей ядро, видны лейкопласты в виде мелких телец, сильно преломляющих свет.

6. Зарисуйте одну клетку, сделайте обозначения. Клеточный сок раскрасьте.

Практическая работа «Клубеньки на корнях бобовых растений»

1. Рассмотрите при помощи лупы форму, размеры и расположение клубеньков на корнях бобовых растений.

2. Зарисуйте корень с клубеньками.

3. Приготовьте микропрепарат клубенька.

4. Рассмотрите микропрепарат.

5. Зарисуйте гнезда с бактериальной тканью и проводящие пучки, осуществляющие питание клубенька от центрального цилиндра.

Практическая работа «Пигменты в клеточном соке. Изменение цвета пигмента в зависимости от реакции среды»

1. Приготовьте микропрепарат окрашенных лепестков цветков (лучше брать синие, фиолетовые, розовые лепестки).

2. Рассмотрите окрашенные лепестки цветков под микроскопом. Легко убедиться, что окраска зависит не от хромопластов, так как распределена по клетке равномерно.

3. Обработайте микропрепарат кислотой или щелочью.

Выбор реактива зависит от цвета клеточного сока в рассматриваемой клетке: если окраска сине-фиолетовая или сиреневая, значит, реакция клеточного сока щелочная или нейтральная и препарат нужно обработать кислотой, а если розовая или красная – щелочью, так как в этих случах можно наблюдать быстрое изменение цвета.
Прибавляйте реактив по каплям сбоку покровного стекла, оттягивая раствор с противоположной стороны полоской фильтровальной бумаги. Рассматривать микропрепарат необходимо при малом увеличении микроскопа, чтобы сразу видеть большую поверхность.
В качестве щелочи лучше всего использовать слабый раствор аммиака, он позволяет получить голубые тона: 5%-ный аптечный раствор аммиака можно разбавить водой приблизительно вдвое, чтобы запах был едва ощутим. В качестве кислоты можно использовать пищевой уксус.

Практическая работа «Разнообразие форм клеток»

Разрушение межклеточного вещества (мацерация) приводит к разъединению клеток, отхождению их друг от друга. Размацерированные клетки можно увидеть в вареном картофеле, мякоти спелого яблока и арбуза, замороженных плодах. Мацерация ткани позволяет увидеть все особенности формы составляющих ее клеток – их длину, различные выросты и т.д., тогда как на срезах эти клетки нередко кажутся более или менее одинаковыми.

1. Рассмотрите клетки вареного клубня картофеля, отделив препаровальной иглой маленький кусочек мякоти.

Взятый на иглу материал надо опустить в каплю воды на предметное стекло и, придерживая его одной иглой, другой пошевеливать, чтобы раздробить на еще более мелкие кусочки. При этом будут отделяться и одиночные клетки.

2. Прибавьте к воде с клетками картофеля немного раствора Люголя (водный раствор йода с йодистым калием).

Берите раствор не пипеткой, а концом препаровальной иглы, опустив ее в раствор Люголя вертикально; в воду препарата иглу положите плашмя; вода должна едва заметно подкраситься.

3. Сделайте рисунок.

4. Проделайте то же с кусочком мороженого клубня картофеля. Сделайте выводы.

  • В каком препарате вы обнаружили в клетках крахмальные зерна?

  • Почему в другом случае они не обнаруживаются?

Практическая работа «Клеточная оболочка»

1. Сделайте поперечный срез семядоли гороха (легче сделать поперечный срез сухого семени; в нем лучше видны клеточные оболочки).

2. Стружкообразный срез поместите в каплю воды на предметное стекло. Воду очень слабо подкрасьте раствором Люголя, для этого раствор Люголя берите не пипеткой, а препаровальной иглой, опуская ее в раствор вертикально, а в каплю воды на предметном стекле – горизонтально.

3. Накройте препарат покровным стеклом.

4. Двигая предметное стекло, выбирайте такое поле зрения, на котором видны хотя бы несколько клеток с выпавшим из них содержимым.

5. Клеточная оболочка клеток семядолей гороха довольно толстая. Зарисуйте 2–3 клетки, обозначьте оболочку, межклетники, поры.

Обратите внимание на клетки, заполненные питательными веществами.
Сделайте вывод о том, какие запасные питательные вещества характерны для семян гороха.

Практическая работа «Получение цветочных побегов из пазушных почек капустной кочерыжки»

Эту работу можно проделать дома.

1. Осторожно надрежьте листья кочана у их основания, чтобы сохранить пазушные почки, отламывайте листья и обнажите кочерыжку до верхушечной почки, прикрытой мелкими бледно-зелеными листочками. Листья капусты можно использовать для приготовления пищи.

2. Поверните кочерыжку широкой частью вниз и укрепите ее над водой, налитой в литровую или трехлитровую банку так, чтобы она не погружалась в воду. Используйте для этого картон, проволоку или веревку.

3. Поставьте банку недалеко от окна.

4. Банку оберните темной бумагой так, чтобы снимать ее было легко.

5. Время от времени снимайте бумагу для наблюдений. Следите, чтобы вода не помутнела. Подливайте только сырую воду комнатной температуры.

Сначала от основания кочерыжки начнут развиваться корни, а затем тронутся в рост и пазушные почки.

Для получения цветков эту работу нужно начать в декабре, когда кочаны уже полежат при температуре +2 – +3 °С.

6. Зарисуйте или сфотографируйте цветущую капусту.

Практическая работа «Анатомическое строение листовой пластинки»

1. Сделайте поперечный срез листа брусники.

Для этого оторвите один из листьев брусники ближе к верхушке побега. Вырежьте из листа продольную полоску так, чтобы средняя жилка проходила посередине и ширина полоски была 5–7 мм.

Сделайте несколько срезов и, не накрывая покровным стеклом, рассмотрите срезы в капле воды, выбирая такой срез, который действительно представляет собой поперечник листа, а не просто отрезанный участок листовой пластинки.

2. Рассмотрите верхнюю и нижнюю кожицы листа, столбчатую и губчатую ткани.

3. Зарисуйте небольшой участок среза, сделайте обозначения к рисунку.

Практическая работа «Строение пыльцы»

1. Рассмотрите под микроскопом пыльцу различных растений.

2. Сравните форму и величину пыльцевых зерен различных растений.

3. Рассмотрите поверхность рыльца в цветках выбранных растений.

4. Сравните форму, величину пыльцы с поверхностью рыльца соответствующего растения.

5. Зарисуйте пыльцу и поверхность рыльца каждого растения.

Вопрос для обсуждения.

  • Каковы особенности насекомоопыляемых и ветроопыляемых растений?

Практическая работа «Знакомство с плесневыми грибами»

1. Рассмотрите мукор, выращенный на куске белого хлеба под стеклянным колпаком.

Обратите внимание на тонкие белые нити – гифы и черные точки – спорангии.

2. Возьмите пинцетом немного гиф гриба, поместите на предметное стекло и накройте покровным стеклом.

3. Рассмотрите микропрепарат. Вы видите не разделенные на клетки трубчатые гифы, они образуют мицелий (грибницу).

4. Зарисуйте строение мицелия.

5. Найдите на том же препарате гифы, несущие шарообразные спорангии.

6. Зарисуйте спорангий со спорами.

Практическая работа «Особенности строения и размножения хлебопекарных дрожжей»

1. Нанесите на предметное стекло каплю воды, а затем немного раствора бродящих хлебопекарных дрожжей.

2. Накройте препарат покровным стеклом.

3. Рассмотрите препарат под микроскопом. Вы увидите отдельные овальные клетки и почкующиеся клетки гриба. Если процесс вегетативного размножения идет бурно, то новые клетки, не успев отделиться, сами начинают почковаться, и возникает цепочка клеток.

4. Зарисуйте клетку дрожжей.

5. Схематично изобразите процесс почкования дрожжей.

Практическая работа «Кожица листа пеларгонии зональной»

1. Приготовьте микропрепарат кожицы листа пеларгонии.

2. Рассмотрите микропрепарат и зарисуйте участок кожицы, обозначив на рисунке замыкающие клетки устьиц, устьичную щель, клетки кожицы, кроющие и железистые волоски.

Железистые волоски – короткие, многоклеточные, с шаровидной головкой; кроющие – длинные, многоклеточные.

Практическая работа «Внутреннее строение стебля кактуса»

1. Сделайте поперечный срез стебля кактуса.

2. Приготовьте микропрепарат стебля кактуса.

3. Рассмотрите участок среза, найдите водозапасающую ткань.

4. Зарисуйте участок среза, обозначьте кожицу и водозапасающую ткань.

Практическая работа «Водозапасающая ткань в листьях традесканции»

1. Сделайте несколько поперечных срезов листа традесканции и, не накрывая срезы покровным стеклом, рассмотрите их в капле воды, выбирая такой срез, который действительно представляет собой поперечник листа, а не просто отрезанный участок листовой пластинки.

2. Рассмотрите верхнюю и нижнюю кожицы листа, найдите водозапасающую ткань.

3. Зарисуйте небольшой участок среза, сделайте обозначения к рисунку.

  • Объясните происхождение и значение водозапасающей ткани в листьях растения.

Практическая работа «Фитонцидные свойства растений»

1. На предметное стекло поместите каплю воды из аквариума.

2. Рассмотрите каплю под микроскопом, найдите простейшие микроорганизмы.

3. Приготовьте кашицу из чеснока (листьев березы, черемухи, хвои пихты, можжевельника и т.д.).

4. Поместите растительную кашицу на предметное стекло на некотором расстоянии от капли воды с простейшими.

5. Пронаблюдайте, что произойдет с микроорганизмами через 5, 10, 20 мин.

Сделайте вывод о фитонцидных свойствах растений.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru