Новые учебные пособия по
экологии
Одной из важнейших проблем, стоящих
перед экологическим образованием, является
создание учебно-методической базы системы
непрерывного экологического образования. С
целью разрешения этой проблемы издательский
центр «Вентана-Граф» создает серию учебных
пособий по экологии для 5–8-х классов. Все пособия
этой серии можно использовать при изучении как
факультативных, так и самостоятельных курсов
экологии, а также в качестве источника
дополнительного материала на уроках биологии.
Все пособия хорошо иллюстрированы,
содержат вспомогательный методический аппарат,
разнообразные задания, формирующие навыки
наблюдений в природе и решения простейших
экологических задач. Особое внимание уделено
применению знаний экологических правил при
анализе различных видов хозяйственной
деятельности человека. Приведены указатели
понятий и терминов, названий видов.
Первой книгой этой серии является
пособие для учащихся 6-го класса
общеобразовательной школы «Экология растений»
(авторы А.М. Былова, Н.И. Шорина). В основе его
лежит системно-структурный подход, необходимый
для развивающего обучения. Пособие продолжает
формирование биологических и экологических
понятий, которые реализованы в курсах 5-го класса
«Природоведение» (А.А. Плешаков, Н.И. Сонин),
«Природа. Введение в биологию и экологию»
(Т.С. Сухова, В.И. Строганов), «Природа»
(В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин
и др.).
Авторы стремились показать все
многообразие связей растений с живой и неживой
природой. Во «Введении» кроме основных
экологических понятий (среда обитания, условия
существования, растительные сообщества и др.)
описаны особенности взаимодействия растений и
животных со средой: способы питания и обмен
веществ, степень подвижности, длительность
роста, реакция на внешние воздействия, способы
защиты. В последующих главах подробно
рассматривается влияние основных экологических
факторов на растения.
Говоря о влиянии света на растения,
авторы обращают внимание на воздушное питание,
особенности растений короткого и длинного дня,
разнообразие условий освещения на Земле.
Выделяются экологические группы растений по
отношению к свету: светолюбивые, теневыносливые,
тенелюбивые и группы растений с различными
приспособлениями к меняющимся условиям
освещения (эфемероиды, летнезеленые,
вечнозеленые).
В главе, посвященной теплу в жизни
растений, вводится понятие «температурные
границы жизни», рассматриваются приспособления
растений к высоким и низким температурам;
выделяются группы растений по отношению к теплу
и холоду (нехолодостойкие, неморозостойкие,
льдоустойчивые).
Рассматривая значение воды для
растений, авторы рассказывают о том, как
поступает, удерживается и расходуется вода в
организме растения; выделяют экологические
группы растений по отношению к воде: водные,
влаголюбивые, требующие умеренного увлажнения,
засухоустойчивые. Для каждой экологической
группы приведены примеры, рассматриваются
морфологические, анатомические и
физиологические приспособления.
Воздух как экологический фактор
рассматривается в разных аспектах. Обсуждается
значение составных частей воздуха для
воздушного питания и дыхания растений, вред для
растений некоторых примесей, загрязняющих
воздух, например, сернистого газа; значение ветра
для растений, как лимитирующего фактора, так и
необходимого для распространения и опыления
растений.
Важнейшим экологическим фактором,
влияющим на жизнь растений, является почва. В
главе, посвященной значению почвы для растений,
рассказывается о составе, видах почв, значении ее
для растений. Выделены разные экологические
группы растений по отношению к разным свойствам
почв – растения богатых, бедных, засоленных почв;
солевыносливые, солевыводящие растения,
растения-соленакопители. Материал одного из
параграфов посвящен охране почв, где указываются
естественные и антропогенные причины таких
явлений, как пыльные бури, водная и овражная
эррозия.
В каждой из глав, посвященных влиянию
абиотических факторов на растения, есть
параграф, освещающий практическую деятельность
человека, направленную на повышение
продуктивности сельскохозяйственных растений.
Например, способы регуляции освещенности,
температурных условий, обеспечения водой,
воздушных потоков, газового состава воздуха
и др.
Особое внимание уделено биотическим
факторам, действующим на растения, таким как
животные, другие растения, грибы и бактерии.
Отношениям «животные–растения» посвящена
отдельная глава, в которой рассматриваются
разнообразные аспекты взаимоотношений растений
и животных: опыление, распространение плодов и
семян, поедание животными растений и растениями
животных.
В главах, освещающих воздействие на
растения других биотических факторов, изучается
прямое и косвенное влияние растений друг на
друга. Влияние грибов и бактерий рассматривается
с двух сторон: симбиоз и паразитизм, вызывающий
болезни растений.
Приспособленность растений к сезонным
изменениям условий рассматривается в главе
«Сезонные изменения растений». Здесь же
описываются фенотипические фазы у разных
растений, а также влияние на них климата и погоды.
О том, как долго живут растения, как
определить возраст деревьев и ветвей,
кустарников и трав, какие возрастные состояния
характерны для растений, рассказывается в главе
«Изменение растений в течение жизни».
В главах «Разнообразие условий
существования и их влияние на растения» и
«Жизненные формы растений» вводятся понятия о
широкой и узкой экологической
приспособленности, жизненных формах растений.
Целый параграф посвящен разнообразию деревьев. В
нем рассказывается о деревьях лесной зоны,
пустынь, саванн, тропических лесов,
деревьях-удушителях и деревьях-рощах.
В главе «Растительные сообщества»
сравниваются естественные и искусственные
сообщества, их видовой и возрастной состав,
вертикальная и горизонтальная структуры,
устойчивость и изменения. В параграфе
«Количественные соотношения видов в
растительном сообществе» даются простейшие
методы учета количества растений, определение
плотности видов и составление формулы древостоя.
Указываются признаки нарушения сообществ.
Заканчивается эта глава краткой историей
воздействия человека на растительность с
доисторического периода до наших дней с
указанием как отрицательных, так и положительных
его сторон.
В заключительной главе «Охрана
растительного мира» рассматриваются редкие
растения и меры по их охране: создание Красных
книг, охраняемых территорий. Особо отмечается
роль образования в области охраны природы и
экологии, воспитания ответственного отношения к
природе.
Вторая книга этой серии – пособие для
учащихся 7-го класса общеобразовательной школы
«Экология животных» (авторы В.Г. Бабенко,
Д.В. Богомолов, С.П. Шаталова, А.О. Шубин) –
готовится к изданию.
Пособие состоит из 11 глав. В первой
главе рассматривается влияние животных на
растительность и друг на друга, а также роль
животных в образовании почв и горных пород. Один
из параграфов рассказывает о
растениях–укрытиях и жилищах для животных
В главе, посвященной условиям
существования животных, вводятся понятия об
условиях и пределах существования,
рассматриваются способы добывания пищи и воды,
значение воздуха, температуры и света.
В нескольких главах рассказывается о
животном мире суши, морей, рек и почвы. В них
раскрываются взаимосвязи животных в
разнообразных сообществах, роль животных в
средообразовании, приспособленность к
существованию в различных средах.
Довольно широко рассматриваются
внутривидовые и межвидовые отношения между
животными: охрана ими мест обитания, брачное
поведение, забота о потомстве, иерархические
отношения в группах. Приводятся примеры таких
отношений как «хищник–жертва»,
«паразит–хозяин», нахлебничество, конкуренция,
симбиоз.
Несколько глав посвящены сезонным
явлениям в жизни животных (спячке, оцепенению,
сезонным миграциям), изменению численности и
причинам, вызывающим эти изменения.
В пособии затрагиваются проблемы
охраны животных, взаимоотношений животных и
человека. В нем можно найти ответ на вопрос,
почему под влиянием человека одни животные
исчезли с лица Земли, другие становятся редкими,
а некоторые приспособились жить рядом с
человеком.
Для тех, кто захочет изучить этот
предмет самостоятельно, параллельно с изучением
зоологии, в конце каждого параграфа приведены
выделенные курсивом основные понятия и
положения, которые рассматриваются в тексте.
Вопросы, помещеннные также в конце каждого
параграфа, требуют для ответа сведений, не только
изложенных в тексте, но и полученных на уроках
ботаники и зоологии.
В планах издательства стоит также
пособие для учащихся 9-х классов
общеобразовательной школы и альтернативных
учебных заведений «Экология современного
человека» (авторы В.Б. Захарова,
В.И. Сивоглазова). Это пособие рассчитано на
учащихся, освоивших курс естествознания в
младших классах, основы биологических наук в
средних классах и уже знакомых с иерархической
структурной организацией живого мира.
Это пособие может быть использовано
студентами педагогических институтов и
учителями естествознания в младших классах,
преподавателями биологии, географии и химии в
среднем звене школы.
Пособие может быть полезным и
преподавателям общей биологии средних
специальных учебных заведений
сельскохозяйственного или медицинского профиля.
В книге рассмотрены предмет и задачи
экологии человека, эволюционная антропология и
становление антропоэкологических систем,
биологическая и социальная сущность человека, а
также глобальная экология ноосферы и
перспективы развития Земли. Большой раздел
посвящен социальной экологии. В нем
рассматривается формирование и развитие
человеческих популяций, формирование рас и
народов, сущность этнографии и демографии.
|