Я ИДУ НА УРОК

Г.В. ШАРИПОВА,
педагог дополнительного образования
«Станции «Юный натуралист», г. Сургут

Неделя биологического разнообразия

Методическая разработка

Данное мероприятие проводится на станции юных натуралистов в течение недели перед Международным днем биологического разнообразия (29 декабря). Разработано оно в основном для учащихся 3–5-х классов. Учащиеся среднего и старшего звена принимают участие в викторине и книжной выставке, посвященной этому дню, организованной детской библиотекой в помощь участникам викторины (сотрудники библиотеки подбирают необходимую литературу, приносят ее на станцию, оформляют выставку).

Оборудование, тексты объявлений, одежда ведущей указаны в сценарии мероприятия – это удобее в связи с тем, что мероприятие проводится в несколько дней, для каждого из которых необходимо различное оборудование. Учитывая возраст участников, объявления и листовки, посвященные какому-либо дню, должны быть красочно оформлены. В оформлении одежды ведущей принимали участие воспитанники кружков Станции юных натуралистов: «Пластика природных форм» и «Фитодизайн».

За несколько дней до начала мероприятия вывешивается красочно оформленный указ:

«Я, повелительница страны Флоры и Фауны, в знак заботы о растениях и животных объявляю великую Неделю, посвященную Международному дню биологического разнообразия. А посему повелеваю нижеследующее.

§ 1. Придать каждому дню Недели облик того или иного ведомого вам животного или растения.
§ 2. В течение Недели все должны подражать звуками и повадками животному или изображать растение, о коем каждое утро будет объявлено на Большой Доске Моих повелений.
§ 3. За нерадивое подражание или неисполнение повелений ждут вас наказания, о чем позаботятся мои верные подданные.

Повелительница страны Флоры и Фауны (подпись).

Печать».

1. День растений

Оборудование: с утра у входа – столик с заготовками для эмблем, цветные карандаши, булавки; для ведущей – венок, цветы, корзинка с призами, украшенная букетиком искусственных цветов.

Оформление зала: на экране зала выложены слова: «Да здравствуют растения!», вырезанные из цветной бумаги цветы, листья; на стенах коридора – плакаты о необходимости охраны растений, надписи с цитатами о значении и красоте растений.

У входа объявление:

«Сегодня по Указу Повелительницы страны Флоры и Фауны объявляется День Растений, а посему РАЗРЕШЕНО:

– иметь эмблему своего любимого растения (не обязательно цветка!);
– говорить комплименты;
– восторгаться растениями.

ЗАПРЕЩЕНО: быть злым и колючим.

Сбор в 12.00 в актовом зале».

Ведущая украшена цветами, на голове – венок.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки, здравствуйте, дорогие цветочки!
Разрешите мне от имени и по поручению Повелительницы страны Флоры и Фауны начать проведение Недели, посвященной Международному дню биологического разнообразия. Что это за день такой замечательный, почему его отмечают все народы Земли? Дело в том, что за последние десятилетия человеком уничтожено большое количество растений и животных. И вот чтобы привлечь внимание людей к этой важной проблеме в 1992 г. в Рио-де-Жанейро на конференции Организации объединенных наций по окружающей среде была принята первая Конвенция о сохранении биоразнообразия, которую подписали более 50 стран. А в силу она вступила 29 декабря 1993 г. С тех пор этот день считается Международным днем биологического разнообразия.
Сохранение биоразнообразия означает сохранение видов самых разных животных и растений, тех самых трав, цветов, деревьев, которые окружают нас с вами. Посмотрите вокруг: наш зал украшен комнатными растениями. А для чего они нужны? (Ответы детей: очищают воздух, украшают наши квартиры и т.д.) Верно. А для чего нужны растения на Земле? (Ответы детей: они дают пищу, из них строят дома, они дают кислород и т.д.) Правильно. С давних пор люди восхищались красотой растений, украшали свои дома и себя цветами. Посмотрите друг на друга: ваша одежда яркая, красивая, как цветы; посмотрите на меня: мое платье украшено цветами, на голове у меня венок, который мне подарила Царица Флора – царица растений.
Сегодня утром вы нарисовали и прикрепили на грудь эмблему своего самого любимого растения: у кого-то это елочка, у кого-то роза... А какое же растение самое любимое у большинства? Сейчас мы соберем ваши эмблемы и подсчитаем, эмблем с каким растением оказалось больше. А пока мои помощники считают, мы поиграем в игру «Травы, кустарники, деревья».

(Дети встают. Ведущая называет растение, а дети должны правильно его изобразить, т.е. если это травянистое растение – присесть, кустарник – встать прямо, руки вниз, дерево – встать прямо, руки вверх.)

Подведем итоги по эмблемам. Мы узнали, какое растение оказалось самым любимым. Расскажите о нем как можно больше! Можете прочитать стихотворение, спеть песню, рассказать, где растет это растение, что любит, что не любит, и т.д.

(Дети рассказывают. За самый интересный рассказ – приз.)

А теперь отгадайте загадки о растениях.

  • Ягодка – не сладость, зато глазу радость, а лесам украшенье и дроздам угощенье. (Рябина.)

  • Вроде сосен, вроде елок, а зимою без иголок. (Лиственница.)

  • Какие наши растения заживляют раны? (Подорожник, чистотел.)

  • Назовите деревья-целители. (Береза, ель, липа, дуб.)

За правильные ответы дети получают призы.
Итак, сегодняшний день – День растений – в нашей стране Флоры и Фауны подходит к концу. Растений на Земле великое множество, но с каждым днем их число сокращается. А ведь если будут растения – будет кислород; будет кислород – будет вода; будет вода – будет хлеб; а объединятся растения, вода, земля и кислород – будет жизнь. Так давайте же будем беречь охранять растения и любоваться ими. Да здравствуют растения!

2. День лягушки

Оборудование: четыре пластмассовых таза, горох, корзиночка с призами, на корзинке прикреплена пластмассовая лягушка.

Оформление зала: на стене выложены слова: «Да здравствуют лягушки!», изображение лягушки, на других стенах – фотографии земноводных, обитающих в Сургутском районе.

Объявление о дне лягушки:

«Нынешний день в стране Флоры и Фауны объявляется днем Лягушки.

Сегодня РАЗРЕШАЕТСЯ:

– приветствовать друг друга только кваканием;
– «петь» по-лягушачьи на разные лады.

ЗАПРЕЩАЕТСЯ: зарываться в ил и впадать в спячку.

Для проверки исполнения данного указа жду вас в актовом зале».

Ведущая. Ква-ква, лягушата! Сегодня повелительница страны превратила вас всех в лягушат. Все квакали, приветствуя друг друга? Выходи, кто не квакал! Вот вам задание: проскакать по-лягушачьи. (Проводится игра «Лягушачьи бега». Самым быстрым – приз.)
А знаете ли вы, откуда пошло слово «лягушка»? От слова «ляга» – нога, бедро. «Лягать» – ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: «лягать» – ходить прыжками, т.е. так, как прыгают лягушки.
У лягушек квакание – весеннее приветствие. В весенний или летний вечер кажется, что лягушки веселятся поют. А давайте и мы с вами попробуем выбрать самого лучшего квакальщика. (Проводится конкурс квакальщиков. Приз получает тот, у кого лучше всех получилось квакать.)
С давних пор люди наблюдали за лягушками, жабами, за их поведением. Лягушки и жабы предсказывали погоду. Знаете ли вы приметы, связанные с этими животными? (Ответы детей: «Лягушка квачет – дождь зовет», «Жабы в нору спрятались – на хорошую погоду», «Жабы днем на дорожку сада выходят – перед дождем» и др.)
Сложены о лягушке и басни, и сказки. Какие сказки вы знаете, в которых героиня – лягушка? (Ответы детей: «Царевна-лягушка», «Лягушка-путешественница», «Дюймовочка».) В сказке «Царевна-лягушка» люди смеются над лягушкой, а ведь это мудрая сказка. Как часто бывает, что красота, ум, трудолюбие скрыты под уродливой лягушачьей шкуркой.
Многие земноводные (а именно к этому классу относится наша сегодняшняя героиня дня) находятся в опасности из-за деятельности человека: их давят машинами, употребляют в пищу, да и просто безжалостно убивают. Как бы нам совсем без них не остаться! В настоящее время под угрозой исчезновения находится целый класс царства животных – класс земноводных. Как вы думаете, зачем нужны все эти лягушки, жабы, тритоны? (Ответы детей: поедают насекомых, их личинок). Верно, ребята! Получается, что в природе эти животные очень нужны. Лягушки питаются насекомыми, а лягушками, жабами, тритонами питаются рыбы, птицы и другие животные. В природе все взаимосвязано!
Для того чтобы лягушки размножались, им нужна чистая вода в реках, озерах, болотах. К сожалению, человек то загрязняет, то осушает эти водоемы, и икринки погибают. Сейчас мы с вами потренируемся в спасении икринок. (Проводится игра «Спаси икринки». «Икринки» – горох – загрязнены опилками и керамзитом в тазике с водой – «озере». Задача командам из 5–6 человек выловить «икринки» из грязного водоема и перенести их в тазик с чистой водой, который находится в другом конце зала. Победившей команде – призы повелительницы.) Молодцы, спасатели! Уверена, что когда случится такое в природе, вы не задумываясь сделаете то же самое.
А знаете ли вы, какие земноводные обитают в нашем, Сургутском районе? Обратите внимание на эти фотографии: на них «портреты» серой жабы, остромордой лягушки, сибирского углозуба (посмотрите, какой он маленький, хрупкий). Запомните их, ребята, и берегите!
В Париже и в Токио поставлены памятники герою науки, лягушке, а норвежская пословица гласит: «Кто дружен с лягушкой, тому она приносит зoлoтo». Так будем же дружить с лягушками! И давайте вместе скажем: «Да здравствуют лягушки!» И будем вместе их беречь!

3. День черепахи

Оборудование: два небольших пластмассовых таза, шесть стульев, живой объект – средиземноморская черепаха, призы.

Оформление зала: стенгазета «Самые-самые пресмыкающиеся», на экране выложены слова: «Да здравствуют рептилии!»

У входа объявление:

«Сегодня в стране Флоры и Фауны повелительницей объявлен день черепахи!

В этот день в нашем, государстве РАЗРЕШЕНО:

– ходить медленно и степенно;
– быть спокойной, мудрой черепахой.

ЗАПРЕЩЕНО:

– прятаться в «панцирь»;
– поедать комнатные растения.

«Сползаемся» для встречи – в актовом зале в 13.00».

Ведущая (выходит медленно, степенно). Здравствуйте, черепашата! Сегодня повелительницей велено ходить медленно, вот я и не тороплюсь. Я тоже сегодня рептилия, или пресмыкающееся, ведь все черепахи, змеи, ящерицы, в том числе и крокодилы, относятся к этому классу животных.
А вы выполняли повеление не бегать, а ходить медленно? Кто ослушался Повелительницу, выходи! Будете учиться ходить медленно, как черепахи. (Проводится игра «Черепаха-путешественница»: два участника соревнования встают на четвереньки, им на спины ставятся пластмассовые тазики. Задача: доползти до отметки и обратно, не уронив «панцирь». Выполнившему это задание – приз.) Почувствовали, каково быть черепахой? Тут и пословица пригодилась «Поспешишь – людей насмешишь». верно?
Многие знакомы с черепахами, они есть и у нас в минизоопарке. А знаете ли вы, как называется черепаха (демонстрация средиземноморской черепахи)? (Ответы детей: средиземноморская.) Правильно, ребята. А кто неправильно назвал, посмотрите на нее еще раз, вот она какая. Черепаху, наверное, никто не боится. а как вы относитесь, например, к змеям, крокодилам, разным ящерицам? (Дети рассказывают о своих чувствах, о встречах в природе с пресмыкающимися.)
Я вижу, по-разному вы относитесь к рептилиям: змей вы побаиваетесь, а ящериц некоторые из вас брали в руки, но все-таки большинство из вас боится змей, да? А зря. Змея – очень благородное животное: если вы ее не потревожили, нападать не будет. В Америке, например, обожествляли гремучих змей за то, что они предупреждали о себе, прежде чем укусить.
Культ змеи был распространен, по-видимому, на всех континентах: ей поклонялись в Африке, Египте, Америке. Крокодилу поклонялись в Австралии и Египте. В далекие времена отношение людей к пресмыкающимся было гораздо лучше! А в настоящее время большинство пресмыкающихся находится под угрозой исчезновения. Как вы думаете, что является причиной исчезновения рептилий с лица земли? (Ответы детей: уничтожение крокодилов ради их кожи, вырубка тропических лесов, которые были местом обитания змей, ящериц и др.)

А теперь отгадайте загадку.

Их портрет довольно прост:
К голове приделан хвост.
Вот и все, ни лап, ни шеи
Потому что это...

(Ответы детей: змеи.)

Правильно. А как называется змея, которая живет в нашем мини-зоопарке? (Ответы детей: питон тигровый.) Правильно, и сейчас мы с вами поиграем в «Змейку». (Приглашаются две команды по 5–6 человек. Дети садятся на корточки, берут друг друга за талию – получилась «змея». Задание: проползти «змейкой» между поставленными друг за другом стульями – «тропическими деревьями», не разорвавшись. Победившей команде – призы.)
Крокодилы у нас не водятся – климат у нас холодноват для них, но все же пресмыкающиеся у нас есть. Какие? (Ответы детей: уж, гадюка, ящерица живородящая.) Молодцы! Правильно ответили. Немного у нас видов и их особенно нужно беречь, верно? Не нужно бояться ни ящерицу, ни даже гадюку. Просто вести себя в лесу, на болоте нужно правильно: ходить в лес в высоких резиновых сапогах, смотреть внимательно под ноги и при встрече с ними ни в коем случае не убивать их, а лучше потихоньку постараться уйти. И, конечно, не брать домой: никакой самый лучший террариум не заменит животному его родной дом – лес, болото. Только так мы сможем сохранить наших пресмыкающихся.
Я уверена, что после нашей встречи вы будете еще бережнее относиться к рептилиям. Верно?

4. День воробья

Оборудование: два кубика-загадки, стенд «Эти птицы занесены в Красную книгу России», «Несколько добрых советов», перья: павлина, лебедя, голубя, петуха; призы.

Оформление зала: на экране слова «Да здравствуют птицы!», красочные изображения различных птиц; украшение из перьев в виде броши для ведущей.

У входа объявление:

«Повелительница страны Флоры и Фауны повелевает именовать сегодняшний день Днем воробья и посвятить его всем птицам.

В этот день РАЗРЕШЕНО:

– приветствовать друг друга чириканием;
– собираться группами и обмениваться «птичьими» новостями.

ЗАПРЕЩЕНО:

– здороваться по-человечьи;
– устраивать «воробьиные разборки».

Общий слет всех воробьев – в актовом зале в 10.00».

Ведущая. Чик-чирик, воробушки! Чик-чирик! Мы сегодня все превратились в птиц, а точнее, в воробьев. А кто сегодня ослушался повелительницу? Кто с утра посмел поприветствовать друг друга не по-птичьи? Выходите сюда! Вот вам задание, чтобы вы почувствовали себя как воробьи: попрыгайте, как воробушки, – сложите руки-«крылья» за спиной, ноги вместе – и вперед! (Соревнуются две команды, победившей – призы.)
Воробей – самая знакомая нам птица, которую мы видим ежедневно на улицах. Это наш сосед. Какой он? (Ответы детей: смелый, осторожный, находчивый, сообразительный, памятливый, общительный.) Кажется, что это самая драчливая и скандальная птица. Хотя за драки принимают шумное и торопливое токование, которое можно видеть и слышать в любой сезон чуть ли не каждый день. А какие еще птицы живут в городе? А в лесах? А за что вы любите птиц?
Да, птицы – удивительные создания. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц чудесным украшением природы. Но не только этим славятся птицы. Большинство из них приносит пользу и человеку. Какую? (Ответы детей: защищают сады и огороды от насекомых-вредителей.) Верно.
Полезны птицы, но не все люди это понимают. На сегодняшний день каждому десятому виду птиц на Земле угрожает опасность исчезновения! Как вы думаете, каким образом человек уменьшает численность птиц? (Ответы детей: вырубает леса, загрязняет реки, озера, применяет химикаты против насекомых, беспокоит во время гнездования и т.д.). А как вы можете помочь птицам, чтобы им жилось хорошо? (Ответы детей: не оставлять в лесу мусор, не беспокоить птиц во время гнездования, не брать птенцов в руки и тем более не забирать их домой, подкармливать птиц зимой и т.д.)
Обратите внимание на лист, на котором написано «несколько добрых советов» – эти советы помогут вам правильно относиться к птицам. Берегите птиц! Особенно тех, которые занесены в Красную книгу. Обратите внимание еще на один лист. На нем размещены открытки, фотографии наших, местных птиц, уже занесенных в Красную книгу! (Одному из детей поручается зачитать вслух их названия.) Посмотрите на них внимательно-внимательно! Запомните и расскажите другим, что их нужно охранять.
А теперь, чтобы вы еще лучше знали птиц, мы поиграем в игру, в которой вы должны будете угадать птицу по описанию. За правильный ответ – приз! Итак, какая это птица?

  • Верх головки серенький, будто серая шапочка надета. Грудка и брюшко тоже серые, а спинка и крылья потемнее: они коричневые, пестренькие. Вверху на крыльях – белая полоска. У самца под шейкой большое черное пятно, совсем как бант или широкий галстук, а у самки грудка серая. Кто это? (Воробей.)

  • Головка у нее в черной шапочке, на шее и на груди длинный черный галстучек, спинка, крылья и хвост – темные, а грудка ярко-желтая, будто она в желтый жилетик нарядилась». (Синица.)

  • Похожа эта птица на небольшого ястреба, величиной она поменьше галки, но с длинным хвостом. Окраска серая, снизу светлей и вся в темных пестринках. Гнезда не вьет, яйцо у нее похоже на яйца многих птиц». (Кукушка.)

  • Какой он нарядный! Головка и спина черные, на затылке – ярко-красное пятно, а на черных крыльях – белые пятнышки и полоски. Весь пестрый. Летает за ним много крылатых нахлебников». (Дятел.)

Молодцы, ребята!

А теперь мы поиграем в кубики, но в необычные. На этих кубиках из ватмана написаны и загадки, и отгадки, но только они перепутаны. Приглашаю две команды по три человека. Вам нужно правильно отгадать загадки. Время на разгадывание – две минуты.

Для первой команды

ГУСЬ. В синем небе, голосок будто крохотный звонок. (Жаворонок.)

ПЕТУХ. Днем слепа, ночью зряча, мышей ловит, а не кот. (Сова.)

СОРОКА. Крылатый, горластый, красные ласты. (Гусь.)

СОВА. Всех я за день навещу, все, что знаю, растрещу. (Сорока.)

ЖАВОРОНОК. Желанный гость с далекого края над окном живет. (Ласточка.)

ЛАСТОЧКА. Хвост серпом, голова с гребешком. (Петух.)

Для второй команды

УТКА. Летать – летаю, всех птиц забиваю. (Орел.)

ПОПУГАЙ. Шило впереди, клубок посреди, ножницы сзади. (Ласточка.)

ОРЕЛ. Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.)

ИНДЮК. Не человек, а говорит. (Попугай.)

ЛАСТОЧКА. Всю ночь летает, мышей забивает, а станет светло – спать летит в дупло. (Сова.)

СОВА. Пестрая крякуша, ловит лягушек. (Утка.)

Пока команды заняты, мы проведем шуточную мини-викторину.

  • Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным.)

  • Может ли страус назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить.)

  • От чего гусь плавает? (От берега.)

  • По чему птицы летают? (По воздуху.)

  • Что будет делать ворона, прожив три года? (Будет жить четвертый.)

  • Какой город носит название птицы? (Орел.)

  • Отчего петух, когда поет, закрывает глаза? (Хочет показать, что поет наизусть.)

Подведение итогов игры «Кубики-загадки», победившей команде – призы.

И загадки вы отгадали, и на шуточные вопросы смогли ответить, а теперь я приглашаю четырех человек поиграть в «Драчливых петушков». (На полу начерчены мелом два круга диаметром 1–1,5 м. «Петушки» попарно встают в круги, захватывают правой рукой свою левую ногу (или левой рукой правую ногу) и затем, прыгая, пытаются вытолкать соперника за пределы круга.)
Чем покрыто тело птицы? Перьями. И у каждой птицы они разные, отличные от других – у кого-то яркие, у кого-то тусклые, у кого-то пестрые. Можете ли вы определить, какая это птица, имея в руках одно ее перышко? Приглашаю двух желающих. Вот вам перья. (Каждому выдается по 2–3 пера, правильно назвавшему птицу – приз.)
У каждого упавшего перышка – своя история: у кого-то перо кошка вырвала, кто-то потерял его прихорашиваясь, кто-то – в драке. Присмотритесь повнимательнее. Особенно интересны находки в лесу: что здесь случилось, почему здесь лежит перышко или целая кучка перьев? Попробуйте расследовать эту историю. Присмотритесь к жизни птиц в природе – много тайн вам откроется!
Каким скучным был бы мир без птиц! Давайте вместе скажем «Да здравствуют птицы!».

5. День Рыжего кота

Оборудование: шесть стульев, призы, изображения зверей, конверты, карта земного шара.

Оформление зала: на экране выложены слова «Да здравствуют звери!», на стене газета «Рекорды мира млекопитающих», географическая карта мира.

У входа объявление:

«Сегодня у нас День Рыжего кота, поэтому в стране Флоры и Фауны РАЗРЕШЕНО:

– приветствовать друг друга мурлыканием;
– часто мыть «лапки»;
– быть «рыжим».

ЗАПРЕЩЕНО:

– кусаться и царапаться;
– поднимать волосы «дыбом».

Сбор всех «кошек» и «котов» в актовом зале в 10.00».

Ведущая. Мурр-мяу, котята! Я рада приветствовать вас всех. Сегодня последний день недели, посвященной Международному дню биологического разнообразия. Венчает ее самый высокоорганизованный класс животного мира – класс млекопитающих. И посвящен этот день у нас Рыжему коту, символу 2000 г. по восточному календарю. Так кто же сегодня нарушал указ повелительницы и не мурлыкал в качестве приветствия? Выходите сюда. Вот вам задание: поймайте-ка мышку! (Проводится игра «Кошки-мышки».)
Млекопитающих в настоящее время насчитывается около 4 тыс. видов. И все они разные, интересные, необычные. Кто-то из них откладывает яйца, у кого-то детеныши рождаются слепыми и беспомощными, а у кого-то они через несколько часов после рождения уже могут бегать. Но все детеныши питаются молоком матери. Поэтому и называются эти животные млекопитающими.
К большому сожалению, в последние годы животные исчезают все чаще и чаще. Мы можем прийти к тому, что лет через 50 исчезнет 50% видов! Назовите, пожалуйста, причины исчезновения с лица Земли видов животных. (Ответы детей: разрушение мест обитания, применение ядохимикатов, загрязнение воды и атмосферы, промысловое уничтожение и т.д.) Верно, ребята. Но пока они существуют и радуют нас своим существованием.
Сейчас мы с вами посмотрим, как хорошо вы знаете рыб, птиц и зверей: поиграем в игру, которая так и называется «Рыба, зверь, птица». (Ведущий проходит мимо сидящих, повторяя три слова: «Рыба, зверь, птица...» Внезапно остановившись перед кем-нибудь, он произносит одно из этих слов, например, «птица». Играющий должен быстро назвать какую-нибудь птицу, например «утка». Нельзя медлить и называть уже названных кем-нибудь ранее рыб, зверей или птиц.) Молодцы!
Посмотрите на карту Земли. И в пустынях, и в тайге, и на Северном полюсе, и на островах – везде живут животные. Вы, конечно, знаете, что в зоопарках собирают животных с разных концов земного шара. Вы же сейчас, наоборот, должны «выпустить» зверей из зоопарка на волю, поместив в их родные места обитания. Приглашаю три команды по три человека. Возьмите каждый по конверту, в котором «живут» звери вашего зоопарка (показывает изображения зверей), определите, кто живет в вашем маленьком зоопарке, а потом разместите их на карте. Время для выполнения этой задачи – 5 мин.

Содержание конвертов для проведения конкурса «Верните нас в родные места»

Изображения зверей

Места их обитания

1-й конверт

Песец
Рысь
Суслик
Тигр
Слон
Верблюд

Тундра (Европа, Азия, Северная Америка)
Лес (Европа, Азия, Северная Америка)
Степь (Европа, Азия, Северная Америка)
Лес, заросли тростника и камыша (Юго-Восточная Европа, Восточная Европа и Азия)
Джунгли, саванна (Индия, Африка)
Пустыня (Азия, Африка)

2-й конверт

Зебра
Северный олень
Бурундук
Кенгуру
Жираф
Лев

Саванна, Африка
Тундра, тайга, северные острова
Тайга (Сибирь, север Монголии)
Австралия
Саванна (Африка)
Саванна, пустыня, полупустыня (Африка, Юго-Западная Азия)

3-й конверт

Хорек
Бурый медведь
Белка
Черепаха
Морской конек
Крокодил

Лес, степь (Европа, средняя Азия)
Лес (Европа, Азия, Северная Америка)
Лес, лесостепь (по всему миру)
Степи, пустыни (Средняя Азия, Африка, Америка)
Прибрежные зоны всех теплых морей
Тропики (Индия, Африка)

Пока команды думают, проведем небольшую викторину. Каждый правильно ответивший на вопрос получит маленький сувенир.

  • Какое животное может прожить 45 дней без употребления воды? (Верблюд.)

  • Этого зверька знают все, но его прежнее имя «векша» почти забыто. (Белка.)

  • Рекордсмен спячки среди животных. Недаром говорят: «спит, как...». (Сурок.)

  • Любимая его поза – «стоять столбиком». При этом зверек похож на гордо вытянувшегося командира. (Суслик.)

  • Замечательные строители и инженеры, создатели различных «проектов» построек. (Бобры.)

  • Название свое они получили оттого, что их мясо похоже по вкусу на мясо молочного поросенка, а второе слово добавилось потому, что завезены были «из-за моря». (Морские свинки.)

  • Какое животное обычно изображают с фонтанчиком на спине? (Кит.)

Молодцы! Замечательно знаете животных!

А теперь давайте посмотрим, как команды справились с заданием. (Подведение итогов конкурса «Верните нас в родные места», вручение призов.)
А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Звериная эстафета». Приглашаю две команды по четыре человека. Каждой паре соперников дается название животного: первой паре – лошади (они должны проскакать галопом), второй паре – кенгуру (пропрыгать, как кенгуру), третьей паре – кошки (пробежать на четырех конечностях), четвертой – олени (пробежать, высоко поднимая колени и скрестив руки над головой, как рога.) Ваша задача: пробежать между «деревьями» (стульями) как можно быстрее, передавая эстафету следующему участнику. (Проводится соревнование. Победившей команде – призы.)
А знаете ли вы, что в нашем мини-зоопарке есть именинник? Нашему камышовому коту Бинго исполняется 10 лет! Давайте поздравим его и... споем ему песню! Приглашаю две команды (по шесть человек) кошек и котов! Спойте по-кошачьи! (Чья команда, по мнению зрителей, споет лучше, той и вручаются призы.) Вы замечательно поздравили Бинго, он наверняка вас услышал.
Наш праздник заканчивается, и сейчас мы объявим итоги викторины, посвященной Международному дню биологического разнообразия, в которой участвовали старшие ребята.

Вопросы к викторине, посвященной Международному дню биологического разнообразия

1. 29 декабря отмечается Международный день биологического разнообразия. Когда и с какой целью стали отмечать этот день?
2. Назови формы сохранения видов живой природы для будущих поколений (не менее пяти).
3. Перечисли причины исчезновения видов растений и животных.

(День заканчивается объявлением итогов и вручением призов.)

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru