Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №46/2000

ЭКОЛОГИЯ

С.А. ЯБЛОКОВ,
Ю.П. СУПРУНЕНКО

Экологическое планирование будущего Сочи

С экологической точки зрения, город как техногенно-природное образование представляет собой состоящую из двух подсистем – «среды» и «человека» – территориальную антропоэкосистему, устойчивость которой обеспечивается взаимодействием природных, техногенных и социальных составляющих.

Будущее города-курорта Сочи мы видим в рационально организованной среде, главная задача которой – оздоровительная рекреация.

Определяющий фактор для курорта Сочи – природный, который в условиях побережья представлен редким сочетанием теплого моря, субтропической растительности и заснеженных гор. В зимнее время рекреационный потенциал лесопаркового пояса Сочи значительно превосходит прибрежный, пляжный. Если добиться, чтобы зеленые массивы национального парка проникали в самые обитаемые части курорта, то эти «проростки» в виде «зеленых артерий» – улиц, бульваров, зеленых выходов к морю, а также зеленых оазисов – парков – обеспечат горожан и курортников целебным воздухом.

Город должен иметь утвержденную генеральную схему озеленения, где четко обозначены ландшафтно-рекреационные зоны. К сожалению, в наши дни город озеленяется бессистемно.

В 50-е гг. работала цепочка «наука – проект – производство». Стратегическую линию определяла наука. На ее рекомендациях основывалась деятельность растениеводов, проектировщиков и строителей. Ученые разработали ассортимент наиболее полезных растений с высокой жизнестойкостью, использование которых в озеленении экономически целесообразно. Посадочный материал, которого хватало на все новостройки Сочи и на реконструкцию собственного исторического парка, производил совхоз «Южные культуры».

В те годы были созданы бульвар на левом берегу реки Сочи, Комсомольский сквер у Ривьерского моста, осуществлено озеленение правобережья реки в районе бывшего аэродрома (Цветной бульвар), завокзального больничного городка. Зеленые объекты включали полный набор структурных элементов – от полноценного многоярусного зеленого массива до цветников и газонов. Именно такой комплекс считается открытой устойчивой саморазвивающейся экосистемой – урбофитоценозом.

Но в последующие годы произошел явный сбой в отлаженной системе. В экономике решающую роль стала играть прибыль, погоня за которой вынудила перейти к чисто декоративному фитодизайну, требующему дорогого посадочного материала. Сегодня от тех высокоприбыльных «шедевров» остались лишь каменные глыбы да сгнившие коряги – ведь фитодизайн требует постоянного внимания, тщательного ухода и обновления.

Основной функцией комплексной зеленой зоны города-курорта Сочи должна стать непрерывная система повседневного, периодического и эпизодического обслуживания горожан и курортников. В силу линейно-полосовой планировочной структуры курорта ядро комплексной зеленой зоны должно представлять собой непрерывную цепь ландшафтных элементов разных уровней, объединенных общекурортной лечебно-рекреационной тропой.

В центре города территория от парка «Ривьера» до «Дендрария», лежащая между морской набережной и Курортным проспектом (более 50 га), является общекурортным Приморским парком. Здесь должна быть исключена всякая капитальная застройка, не имеющая прямого отношения к парку. Стометровая приморская полоса представляет собой первую зону санитарной охраны, что также исключает любую капитальную застройку. Основная задача градостроителей – превратить эту пока чисто городскую территорию в полноценный парковый массив.

Грамотное градостроительство должно учитывать все особенности экологической обстановки. Для Сочи это прежде всего специфика горных условий. Поэтому нельзя застраивать город типовыми жилыми домами, явно предназначенными для равнины. Прямо или косвенно это приводит не только к активизации оползневых процессов и, следовательно, к огромным дополнительным затратам на инженерное освоение территории, но и к нарушению норм физиологического комфорта.

При застройке зданиями с протяженными фасадами снижается доля природного ландшафта (открытых пространств), сокращается площадь озеленения, затрудняется естественная аэрация, а ограниченные возможности размещения таких строений на сложном рельефе могут привести к нежелательной ориентации, вызывающей тепловой дискомфорт.

В то же время бальнеологическая специализация курорта требует увеличения площади зеленых насаждений до 75% территории города, причем располагаться они должны в зоне наиболее активного пешеходного движения, т.е. в приморской полосе шириной 150–200 м на отметках до 40 м над уровнем моря. Для жилья и индустрии обслуживания должны отводиться более удаленные от моря районы.

Сложившаяся структура курорта во многом не отвечает современным требованиям. Жилые дома в центре города ветшают на глазах, и необходимо разработать градостроительную стратегию как на ближайшее время, так и на перспективу. Основу для таких разработок должна обеспечить экологическая теория.

Одной из насущных проблем города является рекультивация земель, нарушенных строительством трасс инженерных сетей. При любом строительстве уничтожается естественная растительность: обнажаются до материнских пород строительные площадки (так удобно строителям), застраиваются территории с богатейшими пахотными землями, образуются горы подземных выработок, терриконы – постоянные источники радиоактивного излучения и пыли.

Первоначально термин «рекультивация нарушенных строительством земель» относился только к биологическим методам преобразования и создания искусственного покрова на почти безжизненных и очень неудобных для освоения терриконах. В дальнейшем были разработаны обязательные нормативы по рекультивации, одним из основных требований которых является проведение лесомелиоративных мероприятий по восстановлению первоначального вида земель. Это обязывало строителей завершать свои работы восстановлением зеленых насаждений.

Но на практике ни на одной из проложенных трасс такие работы в полном объеме не проводились, и сейчас эти трассы представляют собой гигантские зияющие царапины на лике Земли, на которых в лучшем случае встречаются растения-эксплеренты (первопоселенцы). На трассах постоянно случаются аварии, осложняющие и без того напряженную экологическую ситуацию.

Надеяться на спонтанное восстановление лесной растительности в данном случае совершенно бесперспективно. Работы же по биорекультивации требуют специальной экономической базы, производственную основу которой составляют лесомелиоративные питомники, поставляющие жизнестойкий посадочный материал, прошедший полный цикл интенсивной интродукции. Создание такой базы в наше время курорту вряд ли под силу.

Сейчас начинается кампания по благоустройству и озеленению городов России. Вполне вероятно, эталоном для многих мог бы стать город Сочи. Его «стиль озеленения» в свое время получил высокую оценку специалистов. Если мы действительно печемся о процветании чудесного природного комплекса, то надо незамедлительно сообща решать, как нам сохранить и приумножить то, что получили в наследство.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru