Я ИДУ НА УРОК

Т.М. БУЗОЕВА

Отряды Черепахи и Крокодилы. Древние пресмыкающиеся

Оборудование: таблица «Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся», картина «Век пресмыкающихся».

I. Изучение нового материала

Учитель. На этом уроке мы продолжим знакомство с рептилиями. Отгадайте загадку:

Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходят...

(Черепахи.)

Черепахи

Среди всех современных рептилий черепахи представляют наиболее специализированную группу. Основной их особенностью является наличие костного панциря, в который заключено туловище и в который в той или иной мере могут убираться шея, голова, конечности и хвост. Панцирь – весьма эффективное приспособление для пассивной защиты от врагов.

Виды черепах

Виды черепах: 1 – слоновая черепаха; 2 – степная черепаха;
3 – болотная черепаха; 4 – каретта; 5 – дальневосточная мягкотелая черепаха

Степная черепаха относится к наземным черепахам. Она обитает в песчаных пустынях и глинистых степях, реже встречается в невысоких горах. Длина панциря до 29 см. На передних ногах у этих черепах по четыре когтя.

Питаются степные черепахи растительной пищей, иногда поедают мелких насекомых. Если поблизости есть вода, пьют ее в больших количествах, особенно в жаркое время. Но при наличии сочной растительности черепахи могут обходиться и без воды.

Весной, в марте – начале апреля, черепахи выходят из спячки. В апреле–мае самки откладывают 2–5 яиц в ямку и засыпают их песком. Развитие яиц длится 70–80 дней. Часть появившихся молодых черепашек остается в земляных камерах, где зимует, другие выползают на короткое время на поверхность. Взрослые черепахи в связи с высыханием растительности уже в июне не могут найти себе достаточно корма и впадают в спячку, закапываясь в песок. У большинства из них летняя спячка переходит в зимнюю и в итоге продолжается 7–8 месяцев. Растут черепахи медленно и становятся половозрелыми лишь на десятом году жизни.

К наземным черепахам относится и слоновая черепаха, панцирь которой достигает более 1 м в длину. Эта черепаха встречается на галапагосских островах.

Иное строение имеют водные черепахи. Их ноги уплощены и больше подходят для гребли, чем для передвижения по земле. У морских черепах конечности превратились в настоящие ласты. У водных черепах имеются и другие особенности – клапаны, закрывающие ноздри, вздутые участки в глотке, богатые кровеносными сосудами и являющиеся своего рода внутренними «жабрами». Кроме того, легкие водных черепах имеют сложное строение, что обеспечивает лучший газообмен при больших интервалах между вдохами. Представители водных черепах – болотная, дальневосточная мягкотелая, каретта.

В нашей стране встречается два вида наземных черепах – степная1 и средиземноморская, и три вида водных – болотная, каспийская и уссурийская мягкотелая. Кроме того, в морях у берегов России иногда встречают заплывающих с юга морских черепах – кожистую и каретту.

А теперь еще одна загадка:

По реке плывет бревно –
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...

(Крокодил.)

Крокодилы

По общему складу тела крокодилы напоминают ящериц в увеличенном виде.

Виды крокодилов

Виды крокодилов: 1 – гавиал; 2 – нильский крокодил; 3 – китайский аллигатор

Однако это чисто внешнее сходство. Крокодилы отличаются от ящериц не только величиной, но и существенными особенностями анатомического строения. Их выделяют в особый отряд.

Огромная пасть крокодилов вооружена острыми зубами, которые не прирастают к челюстным костям, как у всех низших позвоночных, а сидят в особых углублениях, ячейках, и в этом отношении напоминают зубы млекопитающих. Мозг крокодилов развит хорошо и по своему строению приближается к более высокоорганизованному мозгу птиц. Легкие у крокодилов имеют большой объем и сложное строение. Благодаря этому животные могут долго оставаться под водой. Кожа крокодилов, в отличие от кожи лягушек, одета роговым покровом, не пропускающим кислород.

Схема строения сердца крокодила

Схема строения сердца крокодила: 1 – сонная артерия; 2 – правая дуга аорты; 3 – левая дуга аорты; 4 – легочная артерия; 5 – спинная аорта; 6 – кишечная артерия

Сердце у крокодила не трехкамерное, как у всех остальных пресмыкающихся, а четырехкамерное. Не только предсердие, но и желудочек разделены продольной перегородкой на правую и левую части. Чистая артериальная кровь, поступающая из легочных сосудов в левую часть сердца, не смешивается здесь с венозной кровью, проходящей через правое предсердие и правый желудочек. Следовательно, в этом отношении крокодилы отличаются и от земноводных, и от остальных пресмыкающихся и приближаются к высшим позвоночным – птицам и млекопитающим, у которых сердце также четырехкамерное.

Но все же кровеносная система крокодилов отличается от кровеносной системы высших – теплокровных – животных: у последних в артерии поступает только чистая артериальная кровь из левого желудочка сердца, а у крокодилов в главный артериальный ствол попадает и венозная кровь, и следовательно, артерии разносят по телу смешанную кровь. В этом отношении крокодилы, несмотря на свое четырехкамерное сердце, мало отличаются от других пресмыкающихся. И только голова (головной мозг!) через сонные артерии получает у крокодилов чистую артериальную кровь.

В результате крокодилы, подобно всем другим пресмыкающимся, в целом остаются животными холоднокровными, и их жизнедеятельность сильно зависит от окружающих температурных условий.

Итак, более высокая организация крокодилов по сравнению с другими рептилиями выражается в строении зубов, сердца, легких и головного мозга. Эти особенности приближают их к животным высших групп – млекопитающим и птицам.

Крокодилы – крупные и сильные животные, активные хищники. Длина некоторых видов может достигать 6 м. Обитают крокодилы в странах с теплым, тропическим климатом. Жизнь их тесно связана с водоемами – на суше они обычно только греются и откладывают яйца, а добычу ловят в основном в воде. Крокодилы превосходно плавают и ныряют. Их длинный мускулистый хвост сжат с боков и служит хорошим движителем, а пальцы на задних ногах частично связаны между собой плавательной перепонкой. Тело крокодилов одето в панцирь из роговых щитков и чешуй, которые расположены продольными и поперечными рядами. На спине эти щитки окостеневают, делая панцирь более прочным.

Погрузившись в воду, крокодил выставляет из нее только верхнюю часть головы, где у него помещаются несколько приподнятые ноздри и глаза. Вспомним, что таким же образом выставляет из воды приплюснутую голову и лягушка, это сходство объясняется приспособлением обоих животных к похожим условиям жизни. Главную добычу крокодилов составляют рыбы и лягушки. Но они могут нападать и на сухопутных животных, приходящих на водопой и переплывающих водоем. Крупные виды крокодилов опасны и для человека.

Кожу крокодилов издавна использовали для изготовления чемоданов, портфелей и других изделий. Съедобно и мясо крокодилов.

Многообразие вымерших пресмыкающихся

Особенного развития и процветания пресмыкающиеся достигли в мезозойскую эру. Это время отличалось теплым и ровным климатом, благоприятным для их развития. Многочисленные отряды динозавров, водных и летающих ящеров завоевали тогда не только сушу, но и море и воздух.

Многообразие вымерших пресмыкающихся

Многообразие вымерших пресмыкающихся:
1 – тираннозавр; 2 – хвостатый летающий ящер; 3 – бронтозавр; 4 – ихтиозавр

Далее следуют заранее подготовленные сообщения учащихся.

Сообщение 1. Бронтозавр – по-гречески «громовой ящер». Достигал гигантских размеров – 20 м в длину и 40 т веса. Четыре колонны – ноги – служили подпорками массивному туловищу. Хвост и шея были непомерно длинные. На конце шеи – маленькая голова. Вес мозга – всего 400 г. Дни и ночи бронтозавр проводил в озерах и болотах, питаясь водными растениями.

Сообщение 2. Стегозавр достигал в длину 7,5 м и весил 3,5 т. Вдоль спины стегозавра, от головы до хвоста, тянулся двойной ряд огромных – до метра в поперечнике – треугольных костяных шипов. В маленькой голове помещалась жалкая крупица мозга – объемом с грецкий орех и весом примерно 70 г! Но кроме головного мозга у стегозавра был еще задний, крестцовый мозг – у основания хвоста ящера находилась обширная, раз в двадцать более вместительная, чем голова, мозговая полость. Стегозавр буквально был крепок задним умом! На хвосте этот ящер носил четыре острых «меча» – длинных костяных шипа. Это было страшное оружие!

Сообщение 3. Ихтиозавр – ящер, обитавший в море. В длину достигал 15 м. Ихтиозавр полностью приспособился к жизни в воде и своим внешним обликом не отличался от рыбы или дельфина. Длинные челюсти были усажены многочисленными коническими зубами, приспособленными для удерживания пойманной рыбы. Конечности превратились в плавники. Развились у ихтиозавра и спинной и хвостовой плавники. На сушу этот ящер выходить не мог даже для откладывания яиц и поэтому был живородящим.

Сообщение 4. Птеранодон – одно из самых удивительных существ, когда-либо обитавших на Земле. Размах его крыльев достигал 8–9 м. Голова птеранодона с беззубым клювом была больше метра длиной. Костяной гребень на затылке напоминал рыбий плавник и служил противовесом для клюва, рулем и стабилизатором при полете. Этот ящер парил над морем, высматривая свою добычу – рыбу или головоногих моллюсков.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему вымерли древние пресмыкающиеся?

Выслушав мнения и предположения учащихся, учитель дополняет и обобщает материал.

Учитель. Массовое вымирание пресмыкающихся произошло примерно 70 млн лет назад. Что послужило причиной этому, точно не известно. В то время на смену жаркому климату пришел более холодный. Но похолодание не так страшно для животных, впадающих в спячку. Вымирание пресмыкающихся совпадает по времени с расцветом птиц и млекопитающих. Эти животные имеют четырехкамерное сердце, более сложное строение головного мозга и постоянную температуру тела. Это обеспечивает им большую независимость от изменяющихся климатических условий, и широко распространяясь на Земле, птицы и млекопитающие стали вытеснять рептилий. Возможно, несколько неблагоприятных для динозавров факторов проявились тогда одновременно.

Как бы там ни было, из множества пресмыкающихся до наших дней дожили только четыре группы. Давайте зарисуем схему систематики современных пресмыкающихся в тетради.

II. Закрепление изученного материала

Вопросы классу

  • Чем водные черепахи отличаются от сухопутных?

  • Какими чертами строения крокодилы отличаются от других пресмыкающихся?

  • На какие группы по среде обитания можно разделить древних пресмыкающихся?

III. Проверка знаний, умений, навыков

1. Тесты

1. Особенности, позволяющие рептилиям жить на суше:

а) легочное дыхание;
б) кожное дыхание;
в) влажная кожа;
г) яйца с запасом питательных веществ, покрытые не пропускающей воду оболочкой.

(а, г)

2. Вероятная причина вымирания древних пресмыкающихся:

а) господство папоротникообразных;
б) изменение климата, появление более совершенных наземных позвоночных;
в) недостаток корма;
г) недостаток кислорода.

(б)

3. Обмен веществ:

а) способствует переносу питательных веществ к разным частям тела;
б) является основой всей жизнедеятельности организма;
в) обеспечивает организм веществами для построения клеток и энергией для процессов жизнедеятельности;
г) способствует маскировке.

(а, б, в)

4. Пресмыкающихся характеризует следующее:

а) они мечут икру;
б) дышат при помощи легких;
в) дышат при помощи кожи;
г) имеют наружное оплодотворение.

(б)

5. Среди указанных процессов найдите характерный для всех живых организмов:

а) фотосинтез;
б) обмен веществ;
в) питание готовыми органическими веществами;
г) активное передвижение.

(б)

6. Кровеносная система у рыб:

а) замкнутая;
б) незамкнутая.

(а)

7. через сердце рыбы проходит кровь:

а) смешанная;
б) венозная;
в) артериальная.

(б)

После выполнения тестов происходит взаимопроверка –ученики обмениваются тестами, а учитель читает «ключ». 7 правильных ответов – оценка «5»; 5–6 правильных ответов – оценка «4»; 4 правильных ответа – оценка «3».

2. Викторина

1. Про каких животных можно сказать, что они вылезают из кожи? (Про змей, когда они линяют.)

2. Какие животные спят с открытыми глазами? (Рыбы – у них нет век.)

3. Каких ящериц часто принимают за змей? (Безногих ящериц – желтопузика и веретеницу.)

4. Встречаются ли в России удавы? (Да, например, песчаный удавчик.)

5. Какие ядовитые змеи встречаются в России? (Гадюки и щитомордники.)

6. За что пресмыкающиеся получили свое название? (За способ передвижения, при котором тело животного прикасается к земле.)

7. Чем объясняется пристальный, немигающий взгляд змеи? (Глаза змеи неподвижны и покрыты сросшимися прозрачными веками – поэтому они не могут мигать. На человека такой взгляд обычно производит неприятное впечатление.)

8. Какие ящерицы наиболее широко распространены у нас в стране? (Прыткая и живородящая.)

9. Где ящерицы находят воду для питья? (Питьевой водой служат капли росы и влага от съедаемой пищи.)

10. Можно ли поймать ящерицу за хвост? (Нет, потому что ящерица, чтобы спастись, сбрасывает хвост.)

11. Почему крокодил никогда не высовывает язык? (По всей длине язык прирощен ко дну рта.)

12. Как кричат крокодилы? (Звуки, издаваемые крокодилом, напоминают лай или рев.)

13. Как человек использует черепах? (Человек использует черепашье мясо, яйца, жир и роговые пластины панциря. Мясо дальневосточной черепахи по вкусу напоминает куриное.)

14. Где расположен третий глаз у гаттерии и некоторых видов ящериц? (На темени. Этот орган называется теменным глазом, он закрыт кожей и не является органом зрения, но реагирует на изменение освещенности.)

15. Из частей каких пресмыкающихся составлено фантастическое животное, изображенное на рисунке? (Голова черепахи, туловище ящерицы, лапы крокодила, хвост гремучей змеи, окраска гадюки.)

IV. Подведение итогов

Обобщение ответов и выставление оценок.

Мы изучили тему «Пресмыкающиеся». Результаты проверки ваших ответов показали, что вы усвоили ее хорошо.

V. Домашнее задание

Прочитать параграфы в учебнике2, выписать и выучить словарные слова, знать систематику пресмыкающихся и представителей отрядов, а также рептилий, живущих в нашем регионе; подготовить подробное сообщение о происхождении пресмыкающихся (индивидуальное задание).


1 Степная (среднеазиатская) черепаха на территории России не встречается – она распространена в Казахстане и республиках Средней Азии. – Прим. ред.

2 Учебник: Биология. Животные. Учебник для 7–8-х классов общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.А. Козлова.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru