КОПИЛКА ОПЫТА

С.А. БОЛДЫРЕВА,
Т.К. МИРОНЕНКО,
И.В. КОРСУН,
Е.М. ДМИТРИЕВА,
шк. No 1137, г. Москва

Окончание. См. No 43, 45/2000

Школа в «Лосином острове»

Практические работы для учащихся зимнего и летнего практикумов

Практическая работа № 5

Человек в «Лосином острове»

Цель: знакомство с уходом за ландшафтами в национальном парке «Лосиный остров».

Оборудование: рулетка, блокнот с твердой обложкой, простой карандаш.

Инструктивная карточка

Массовое посещение отдыхающими парка «Лосиный остров» ухудшает его состояние. Ученые установили, что создание благоустроенных мест для отдыха позволит снизить негативные последствия посещения леса населением. Кроме того, проводятся специальные мероприятия, улучшающие состояние леса.

Соберите следующие сведения на заданном маршруте, занесите их в таблицу и дайте ей название. На основании полученных данных сделайте вывод о подготовленности леса для отдыха населения.

Сформулируйте ваши предложения по уменьшению влияния отдыхающих на природу «Лосиного острова».

Таблица

Мероприятия по восстановлению и охране леса

Количество объектов

Состояние   объектов

1. Лесные посадки
2. Санитарные рубки
3. Искусственные гнездовья
4. Подкормочные площадки
5. Оборудование водопоя для животных
6. Лесопарковая мебель
(скамьи, столики и др.)
7. Укрытия от дождя
(навесы, беседки)
8. Спортивные, игровые площадки и поляны
9. Искусственные постройки
10. Дорожно-тропиночная сеть, указатели (составте план)
11. Мусоросборники

Примечание: такая работа может быть предложена учащимся младшего школьного возраста на экологической тропе или учащимся 5–6-х классов.

Практическая работа № 6

Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местности

Цель: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса; научиться различным вариантам глазомерной съемки местности.

Задача: построение плана местности.

Оборудование: планшет с компасом; визирная линейка; блокнот; карандаш; циркуль-измеритель.

Перед выполнением работы надо вспомнить следующие понятия: план и карта (условные знаки), азимут (умение его определять при помощи компаса), стороны горизонта (определение по компасу).

Запомните: в полевых условиях все записи ведутся простым карандашом.

Инструктивная карточка

Рассчитайте и начертите внизу листа масштаб шагов. Начертите стрелку «север – юг» на листе планшета в верхнем левом углу.
Маршрут проходит по опорным точкам, которые являются базовыми для визирования объектов и на плане обозначены римскими цифрами (I, II...). На планшете ставьте отметку.
Арабскими цифрами (1,2...) обозначаются «полюса» – вспомогательные точки для визирования промежуточных объектов.

Опорные точки маршрута

Азимут

 

 

 

 

Обозначьте на планшете простым карандашом опорную точку, в которой вы находитесь.
Обратите внимание на ее местоположение (луг, лес, дорога) и запишите в блокнот.
Сориентируйте планшет.
Стрелка «север – юг» на планшете в верхнем левом углу должна совпадать со стрелкой компаса, показывающей строго на «север».
Начинаем глазомерную съемку местности во всех опорных точках.

А. По азимуту в таблице определите направление движения к следующей опорной точке. Обозначьте направление на плане.
Б. Производите визирование видимых объектов с помощью визирной линейки по мере продвижения к следующей опорной точке, останавливаясь в точках-«полюсах». Нанесите точки-«полюса» на план. Расстояния измеряйте парами шагов. Для обозначения расстояний на плане используйте линейный масштаб шагов.
В. Объекты изображайте на плане условными знаками. Делайте их описание в блокноте.

Оформление отчетных материалов

1-й этап. По окончании глазомерной съемки представьте учителю выполненную в полевых условиях работу в карандаше.

2-й этап. Окончательный план местности, полученный в результате глазомерной съемки, оформляется группой в классе или дома тушью, цветными карандашами, гелевой ручкой.

Все визирные линии стираются. На плане остаются опорные точки и «полюса»; объекты местности в условных знаках. Для уточнения пользуются полевыми записями в блокноте.
От края листа отступают на 5 мм и обводят изображение черной ручкой.
Чертежным шрифтом подписывают фамилии членов группы.
Проверяют наличие стрелки «север – юг» в верхнем левом углу и линейного масштаба шагов внизу листа.

Практическая работа № 7

Морфометрическое описание реки. Определение количественных характеристик реки

Цель: описать реку, выполняя наблюдения и расчеты.

Оборудование: карта местности, полевой дневник, измерительная рулетка, рейка с делениями через 10 см длиной не менее 2 м, фонарик, секундомер, поплавки, термометр, трос с грузом около 5 кг, веревка с метками через 1 м.

Инструктивная карточка

Дата исследований «___» _________ 200_ г.

Название реки _____________________________.

Определите, в каком месте вы проводили свои наблюдения:

исток,
верховье,
низовье,
устье реки.

Куда впадает река?

Определите речную систему, к которой принадлежит исследуемая река.

К какому бассейну какого океана принадлежит речная система вашей реки?

Каково состояние водного режима в данный момент на вашей реке:

межень,
половодье,
паводок?

Таблица 1. Типы грунта реки

Тип грунта

Преобладающий размер обломков, мм

Валуны
Галька
Гравий
Песок
Глина
Ил

более 100
10–100
2–10
0,05–2
менее 0,05,
вязкая тонкозернистые отложения органического происхождения

Выберите ровный участок реки. Натяните и закрепите трос через реку и по нему протяните веревку с разметкой. Чуть ниже по течению (через 5 м) натяните и закрепите еще одну веревку через реку. Получился гидрологический створ. Скорость измеряется с помощью поплавков. Поплавки могут быть изготовлены из любого плавающего материала, но лучшими являются небольшие кружочки, отпиленные от бревна. Потребуется 3 поплавка, т.к. измерение скорости проводится 3 раза.

По центру реки гидролог с поплавками держится за трос, чтобы его не сносило течением. Через 5 м ниже по течению – гидролог с секундомером. Одновременно с отпусканием поплавка включается секундомер. При прохождении поплавком границы секундомер выключается, время t1 записывается в дневнике. Измерения повторить еще 2 раза. После этого вычисляют среднее время хода поплавков, а затем – среднюю скорость (v) течения реки.

По результатам исследования заполняется таблица 2.

Адрес места

Глубина в центре [Н], м

Ширина [B], м

Тип грунта у берегов

Температура воды, оС

Время хода поплавка, с

скорость течения, м/с

Площадь поперечного сечения реки [W], м2
W=2/3хBхH

Питание реки

Расход воды [Q], м3

1

2

3

левый берег

правый берег

дно

2 ч ночи

8 ч

14 ч

20 ч

tсредн.

 

 

 

Пояснения к таблице

Адрес – это точное описание местонахождения наблюдателя относительно объектов местности. Используйте карту территории.

Глубину измеряют веревкой с грузом не менее 5 кг. Осторожно опускают на дно по центру реки, отмечают уровень воды на натянутой веревке, затем измеряют рулеткой. Ширину измеряют по натянутой веревке от правого берега до левого.

Площадь поперечного сечения реки (или живого сечения реки) – это площадь воображаемой поверхности, образующейся при вертикальном разрезе заполненной водой части русла.

Питание – источники воды в реке.

Расход воды – это количество воды (объем), протекающее через поперечное сечение реки в 1 с.

Тип грунта определяется по таблице 1, исследуют пробы грунта и проводят необходимые измерения.

Температуру измеряют в 1,5–2 м от берега термометром, держа его в воде около 1 мин.

Результаты работы

Результаты работы оформляются в виде отчета с выделением этапов работы и выводами о том, чему вы научились в ходе практической работы.

Ответьте на вопрос: что такое река, речная система, речной бассейн, исток, устье, приток, питание и режим рек, расход воды?

Фото М.Кабанова

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru