|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Примечание: такая работа может быть предложена учащимся младшего школьного возраста на экологической тропе или учащимся 5–6-х классов. Практическая работа № 6Ориентирование на местности. Глазомерная съемка небольшого участка местностиЦель: формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса; научиться различным вариантам глазомерной съемки местности. Задача: построение плана местности. Оборудование: планшет с компасом; визирная линейка; блокнот; карандаш; циркуль-измеритель. Перед выполнением работы надо вспомнить следующие понятия: план и карта (условные знаки), азимут (умение его определять при помощи компаса), стороны горизонта (определение по компасу). Запомните: в полевых условиях все записи ведутся простым карандашом. Инструктивная карточка Рассчитайте и начертите внизу листа
масштаб шагов. Начертите стрелку «север – юг» на
листе планшета в верхнем левом углу.
Обозначьте на планшете простым карандашом
опорную точку, в которой вы находитесь. А. По азимуту в таблице определите
направление движения к следующей опорной точке.
Обозначьте направление на плане. Оформление отчетных материалов 1-й этап. По окончании глазомерной съемки представьте учителю выполненную в полевых условиях работу в карандаше. 2-й этап. Окончательный план местности, полученный в результате глазомерной съемки, оформляется группой в классе или дома тушью, цветными карандашами, гелевой ручкой. Все визирные линии стираются. На плане
остаются опорные точки и «полюса»; объекты
местности в условных знаках. Для уточнения
пользуются полевыми записями в блокноте. Практическая работа № 7Морфометрическое описание реки. Определение количественных характеристик рекиЦель: описать реку, выполняя наблюдения и расчеты. Оборудование: карта местности, полевой дневник, измерительная рулетка, рейка с делениями через 10 см длиной не менее 2 м, фонарик, секундомер, поплавки, термометр, трос с грузом около 5 кг, веревка с метками через 1 м. Инструктивная карточка Дата исследований «___» _________ 200_ г. Название реки _____________________________. Определите, в каком месте вы проводили свои наблюдения: исток, Куда впадает река? Определите речную систему, к которой принадлежит исследуемая река. К какому бассейну какого океана принадлежит речная система вашей реки? Каково состояние водного режима в данный момент на вашей реке: межень, Таблица 1. Типы грунта реки
Выберите ровный участок реки. Натяните и закрепите трос через реку и по нему протяните веревку с разметкой. Чуть ниже по течению (через 5 м) натяните и закрепите еще одну веревку через реку. Получился гидрологический створ. Скорость измеряется с помощью поплавков. Поплавки могут быть изготовлены из любого плавающего материала, но лучшими являются небольшие кружочки, отпиленные от бревна. Потребуется 3 поплавка, т.к. измерение скорости проводится 3 раза. По центру реки гидролог с поплавками держится за трос, чтобы его не сносило течением. Через 5 м ниже по течению – гидролог с секундомером. Одновременно с отпусканием поплавка включается секундомер. При прохождении поплавком границы секундомер выключается, время t1 записывается в дневнике. Измерения повторить еще 2 раза. После этого вычисляют среднее время хода поплавков, а затем – среднюю скорость (v) течения реки. По результатам исследования заполняется таблица 2.
Пояснения к таблице Адрес – это точное описание местонахождения наблюдателя относительно объектов местности. Используйте карту территории. Глубину измеряют веревкой с грузом не менее 5 кг. Осторожно опускают на дно по центру реки, отмечают уровень воды на натянутой веревке, затем измеряют рулеткой. Ширину измеряют по натянутой веревке от правого берега до левого. Площадь поперечного сечения реки (или живого сечения реки) – это площадь воображаемой поверхности, образующейся при вертикальном разрезе заполненной водой части русла. Питание – источники воды в реке. Расход воды – это количество воды (объем), протекающее через поперечное сечение реки в 1 с. Тип грунта определяется по таблице 1, исследуют пробы грунта и проводят необходимые измерения. Температуру измеряют в 1,5–2 м от берега термометром, держа его в воде около 1 мин. Результаты работы Результаты работы оформляются в виде отчета с выделением этапов работы и выводами о том, чему вы научились в ходе практической работы. Ответьте на вопрос: что такое река, речная система, речной бассейн, исток, устье, приток, питание и режим рек, расход воды? Фото М.Кабанова
|