Г.А.УФИМЦЕВА,
Д.Ш.МАТРОС
Продолжение. См. No 45, 47, 48/2000;
Контрольные тесты к учебникам
Федерального комплекта
Нумерация абзацев соответствует
учебнику: Беляев Д.К. и др. Биология. 10-11-й
классы
§ 19. Мейоз
1. Мейоз – особый тип деления
клеток, в результате которого число хромосом:
а) увеличивается вдвое;
б) уменьшается вдвое;
в) не изменяется;
г) изменяется случайно.
(Ответ: б.)
2. Основное событие, происходящее в
мейозе I:
а) спирализация хромосом;
б) исчезновение ядерной оболочки, исчезновение
ядрышка, образование нитей веретена деления;
в) перекрест хромосом;
г) конъюгация хромосом.
(Ответ: в.)
3. Формирование гаплоидного набора
в гаметах обеспечивается расхождением:
а) хроматид в анафазе II;
б) гомологичных хромосом в метафазе I;
в) гомологичных хромосом в анафазе I;
г) пар конъюгированных хромосом в анафазе I.
(Ответ: в.)
4. Значение мейоза состоит в
образовании клеток:
а) с одинаковым набором хромосом,
равным материнской клетке;
б) с увеличенным вдвое набором по сравнению с
материнской клеткой;
в) различающихся между собой по количеству
хромосом;
г) с уменьшенным вдвое набором по сравнению с
материнской клеткой.
(Ответ: г.)
5. Генетическое разнообразие в
процессе мейоза достигается в результате:
а) перекреста хромосом в профазе I,
конъюгации хромосом в профазе;
б) различного сочетания гомологичных хромосом в
анафазе I, расположения пар гомологичных
хромосом в экваториальной плоскости в метафазе I;
в) перекреста хромосом в профазе I, различного
сочетания гомологичных хромосом в анафазе I;
г) конъюгации хромосом в профазе I, расположения
пар гомологичных хромосом в экваториальной
плоскости в метафазе I.
(Ответ: в.)
§ 20. Образование половых клеток.
Оплодотворение
1. Сперматогенез – это процесс
образования:
а) соматических, половых клеток;
б) мужских половых клеток;
в) женских половых клеток;
г) соматических клеток.
(Ответ: б.)
2. Овогенез – процесс образования:
а) соматических, половых клеток;
б) женских половых клеток;
в) мужских половых клеток;
г) соматических клеток.
(Ответ: б.)
3. Сопоставьте особенности
строения сперматозоида:
1) уменьшение размеров;
2) исчезновение цитоплазмы;
3) наличие комплекса Гольджи;
4) наличие митохондрии у основания хвостика;
5) наличие хвостика
его функциям:
а) обеспечивает энергией;
б) плотная упаковка;
в) обеспечивает растворение оболочки яйцеклетки;
г) облегчает движение;
е) обеспечивает движение.
(Ответ: 1–г, 2–б, 3–в, 4–а, 5–е.)
4. У цветкового растения спермий
достигает яйцеклетки по:
а) ткани зародышевого мешка;
б) пыльцевой трубке;
в) воде;
г) тканям столбика.
(Ответ: б.)
5. Сопоставьте особенности
строения яйцеклетки:
1) крупные размеры;
2) наличие одной или нескольких оболочек;
3) наличие рибосом;
4) наличие желточных зерен
ее функциям:
а) осуществляют синтез питательных
веществ (белков);
б) обеспечивают запас питательных веществ;
в) обеспечивают развитие зародыша;
г) защищают внутреннее содержимое.
(Ответ: 1б, 2г, 3а, 4в.)
6. Образование большого количества
половых клеток у живых организмов является:
а) приспособлением к малой вероятности
встречи;
б) случайным событием в жизни организмов;
в) приспособлением к неблагоприятным условиям
среды;
г) результатом содержания минимального
количества питательных веществ.
(Ответ: а.)
Обобщение главы «Размножение организмов»
1. Клеточный цикл – это период
жизни клетки:
а) от ее рождения до смерти;
б) от одного деления до следующего;
в) между делениями;
г) во время деления.
(Ответ: б.)
2. Митоз – это способ деления
эукариотической клетки, в результате которого:
а) образуются две клетки, генетический
материал которых идентичен исходной;
б) образуются две одинаковые клетки;
в) образуются клетки с одинаковым генетическим
материалом;
г) генетический материал делится пополам;
д) все сказанное выше.
(Ответ: д.)
3. Дочерние клетки получают в
процессе митоза:
а) диплоидный набор хромосом;
б) гаплоидный набор хромосом.
(Ответ: а.)
4. Какие виды бесполого
размножения:
1) простое деление;
2) спорообразование;
3) вегетативное размножение;
4) почкование
характеризуются образованием:
а) новой особи на теле материнской;
б) двух клеток, идентичных материнской (у
одноклеточных организмов);
в) одноклеточных образований с плотной
оболочкой;
г) нового организма из части материнского.
(Ответ: 1–б, 2–в, 3–г, 4–а.)
5. Мейоз – особый тип деления, в
результате которого число хромосом в дочерних
клетках:
а) изменяется случайно;
б) увеличивается вдвое;
в) уменьшается вдвое;
г) не изменяется.
(Ответ: в.)
6. Для митоза характерно, что:
а) хромосомный набор дочерних клеток
уменьшается вдвое по сравнению с материнской;
является цитологической основой полового
размножения;
б) хромосомный набор дочерних клеток идентичен
материнской; является цитологической основой
бесполого размножения;
в) хромосомный набор дочерних клеток остается
неизменным по сравнению с материнской; является
цитологической основой полового размножения;
г) хромосомный набор дочерних клеток
увеличивается вдвое по сравнению с материнской;
является цитологической основой бесполого
размножения.
(Ответ: б.)
7. Оплодотворение – это процесс, в
результате которого:
а) образуется зигота;
б) развиваются гаметы;
в) увеличивается число клеток;
г) происходит воспроизведение себе подобных.
(Ответ: а.)
8. Благодаря процессу
оплодотворения, генетическое разнообразие
потомства:
а) возрастает;
б) остается неизменным;
в) уменьшается.
(Ответ: а.)
§ 21. Зародышевое развитие организма
1. Онтогенез – это процесс:
а) исторического развития организма;
б) индивидуального развития организма;
в) деления клетки;
г) зародышевого развития организма.
(Ответ: б.)
2. Дробление, гаструляция,
органогенез – стадии:
а) зародышевого развития;
б) развития вида;
в) онтогенеза;
г) эволюции.
(Ответ: а.)
3. Мезодерма – зародышевый слой,
который появляется на стадии:
а) гаструлы;
б) органогенеза;
в) бластулы;
г) дробления.
(Ответ: а.)
4. Специфичность функций клеток
зародыша возникает на стадии:
а) бластулы;
б) органогенеза.
в) гаструляции;
г) дробления.
(Ответ: б.)
5. Закладка органов у зародыша
является результатом:
а) действия мезодермы на окружающие
клетки;
б) действия эктодермы, энтодермы на окружающие
клетки;
в) действия организаторов на окружающие клетки;
г) стадий зародышевого развития.
(Ответ: в.)
6. На зародыш, защищенный яйцевыми
оболочками или материнским организмом, внешние
условия оказывают влияние:
а) вредное;
б) положительное;
в) нейтральное;
г) положительное, нейтральное, вредное.
(Ответ: в.)
7. Наиболее опасно влияние алкоголя
и никотина, наркотиков на зародыш человека в
период:
а) бластулы;
б) гаструляции;
в) органогенеза;
г) дробления.
(Ответ: в.)
§ 22. Организм как единое целое
1. Сопоставьте способы
приспособления организма:
1) изменение морфоанатомического
строения;
2) саморегуляция, биологические часы;
3) анабиоз;
и влияние факторов окружающей среды:
а) ограничителей;
б) модификаторов;
в) раздражителей.
(Ответ: 1–б, 2–в, 3–а.)
2. Способность живых организмов
сохранять свой состав и свойства на относительно
постоянном уровне независимо от меняющихся
условий среды называется:
а) приспособлением;
б) саморегуляцией;
в) онтогенезом;
г) обменом веществ.
(Ответ: б.)
3. Значение саморегуляции
заключается в:
а) обеспечении сложности организмов;
б) приспособлении организма к изменениям
внутренних факторов и факторов окружающей среды;
в) снижении уровня жизнедеятельности организмов;
г) взаимосвязи строения и функции организмов.
(Ответ: б.)
4. Понятие «гомеостаз»
характеризует:
а) процесс расщепления углеводов в
отсутствие кислорода;
б) процесс разрушения клеток путем их
растворения;
в) состояние динамического равновесия живой
системы, поддерживаемое деятельностью
регуляторных систем;
г) процесс обмена веществ и энергии живой
системы.
(Ответ: в.)
5. Понятие «анабиоз» характеризует
приспособление организма к факторам среды:
а) благоприятным;
б) изменяющимся;
в) неблагоприятным;
г) всем перечисленным выше.
(Ответ: в.)
Продолжение следует
|