НОВОСТИ НАУКИ

Десятку наиболее значительных научных событий 2000 г. возглавляют исследования в области генетики

Исследования в области генетики возглавили первые строки списка десяти наиболее значительных научных событий 2000 г. Американский журнал «Science» сообщает, что новые данные о генетической природе всего живого являются прорывом науки 2000 г., а возможно, и ХХ в. Построение полной генетической карты многоклеточного организма – микроскопического червя Caenorhabditis elegans, строение молекулы ДНК гена человека, дрозофилы – вот далеко не полный перечень достижений и открытий, сделанных учеными в 2000 г. В передовице журнала говорится, что геномика (наука, изучающая молекулярное строение гена) в настоящее время переживает наивысший расцвет: «В мире появилось новое поколение биологов-компьютерщиков, которые в буквальном смысле слова «взламывают» секретные коды ДНК, находя не только новые гены, но и важнейшие «байты» генетического материала. Благодаря этому открываются новые горизонты в изучении эволюционных процессов».

Среди новых знаний, полученных учеными в текущем году, – разгадка природы некоторых форм раковых опухолей, причин старения человека и сложностей иммунной системы человека. Возглавляет десятку научных открытий года высокоточная карта рибосомы – так называемой фабрики клеточного белка.

Новые данные, полученные учеными-генетиками, позволяют сделать предположение, что именно благодаря рибонуклеиновой кислоте – соединению, использованному при расшифровке кодов ДНК, – могла зародиться жизнь на Земле.

«Генетический парк» в Чиленто

Область Чиленто на юге Италии в течение многих веков была захолустьем, изолированным от остального мира. Но теперь все изменилось. Внезапно этим регионом заинтересовались ученые, они стремятся приехать сюда с целью изучения местных жителей, точнее – их генов.

Интерес настолько велик, что итальянское правительство решило превратить область, в которой находятся девять деревенек, в «генетический парк», где ученые с помощью анализов крови и изучения медицинских записей смогут найти генетические корни многих болезней.

Ученые утверждают, что люди, населяющие Чиленто, представляют собой редкий пример расово чистого населения в современном мире, где все давным-давно перемешано.

Чиленто расположен всего в двух часах езды от Неаполя. Однако до того, как были построены дороги, район был фактически отрезан горами и лесами. Большого притока людей в этот район никогда не было, и все жители являются потомками древних греческих поселенцев. Некоторые деревенские жители до сих пор говорят по-гречески.

Именно факт происхождения всех жителей области от одних предков и привлек ученых. Теоретически сравнительный анализ ДНК таких генетически однородных людей должен значительно упростить процесс опознавания генов, ответственных за распространенные болезни. Все жители области родственники, и большая часть ДНК у них тоже общая. В Лондоне или Неаполе ученым пришлось бы изучить 2000 человек, чтобы получить такую же информацию, как после анализа генетических данных, полученных от 20 человек из Чиленто.

Кроме того, в деревенских церквах содержатся записи о рождениях, смертях и свадьбах за последние пятьсот лет. Местные священники используют их, чтобы убедиться, что молодые люди, желающие пожениться, не являются слишком близкими родственниками. Генетики же будут проверять записи, чтобы выстроить генеалогические древа и отследить важные в медицинском отношении гены.

Ученые надеются, что жители Чиленто помогут им найти гены, отвечающие за развитие таких, самых распространенных болезней, как высокое давление, камни в почках и диабет. Эти болезни очень сложны, так как в них задействовано множество генов.

Но сначала необходимо завоевать доверие людей. Подобный проект в Исландии вызвал бурю протестов местных жителей, которые восприняли его как вмешательство в их личную жизнь. Учитывая этот печальный опыт, руководители итальянского проекта ничего не оставляют на волю случая. Несколько месяцев они потратили на то, чтобы объяснить цель проекта местной администрации, врачам и жителям. Пока реакция жителей положительна. Многие считают генетические исследования способом повысить популярность района. Добиться процветания района после многих лет упадка помогут туризм и новые рабочие места, созданные в рамках проекта.

Все участники исследований пройдут бесплатное медицинское обследование. По мере продвижения проекта каждого будут оповещать его генетическом «составе» и о том, какие меры необходимо предпринимать против возможных болезней.

Пока проектом управляет итальянское правительство. Но не исключено, что вскоре к нему присоединится какая-нибудь частная компания.

По материалам информационного агентства MIGnews