КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Продолжение. См. No 3/2001

Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства»

Тема «Побег. Образование и передвижение в растении органических веществ» (24 ч)

Урок 1. Строение почек. Развитие побега из почки

  • Расположение почек на стебле. Вегетативные (листовые) и цветочные почки, их строение. Почка – зачаточный побег.

  • Развитие побега из почки. Распознавание деревьев и кустарников по характерным признакам почек.

  • Лабораторная работа. Строение почек, расположение их на стебле.

Уроки 2–3. Внешнее строение листа. Части листа и их функции (2 ч)

  • Простые листья. Формы листовых пластинок цельных листьев. Формы края листа. Листья с расчлененной пластинкой. Сложные листья, их основные типы. Примеры простых и сложных листьев у культурных растений.

  • Жилки листовой пластинки. Типы жилкования листьев. Расположение листьев на стебле. Видоизменения листа. Внешнее строение листьев важнейших сельскохозяйственных культур. Распознавание растений по характерным признакам листьев.

  • Лабораторная работа 1. Распознавание простых и сложных листьев культурных растений, определение типа листорасположения, жилкования.

  • Лабораторная работа 2. Определение плодово-ягодных культур по листьям.

Цель: Закрепить знания школьников о внешнем строении листа; научить определять плодовые и ягодные растения по морфологическим особенностям их листьев.

Материалы и оборудование: гербарий плодово-ягодных культур (с этикетками), набор листьев различных плодовых и ягодных растений, лупы, линейки.

Методические указания

Для проведения лабораторной работы рекомендуется подготовить наборы свежих или засушенных листьев основных плодово-ягодных растений данной климатической зоны. В средней зоне плодоводства, например, в такой набор целесообразно включить листья яблони, груши, вишни, сливы, смородины черной, крыжовника, малины, земляники; в южной – листья айвы, черешни, абрикоса, персика, грецкого ореха, миндаля и др. (рис. 5).

Рис. 5. Листья плодово-ягодных растений:

Рис. 5. Листья плодово-ягодных растений:
1 – яблоня; 2 – груша; 3 – вишня; 4 – абрикос; 5 – персик;
6 – земляника; 7 – малина; 8 – крыжовник; 9 – смородина

Каждый учащийся получает в пакете один набор листьев 5–6 различных культур. Пользуясь этикетированными образцами гербария, полученные листья разбирают по породам и определяют.

Морфологические особенности листьев плодово-ягодных растений учащиеся изучают и описывают, указывая: размер (длина, ширина), тип листа, форму листовой пластинки, форму края пластинки, характер верхней и нижней поверхностей, жилкование, наличие прилистников, длину и толщину черешка. Желательно сделать схематические рисунки листьев.

При рассмотрении морфологических признаков листьев изучаемых плодово-ягодных растений учащиеся могут руководствоваться учебными ботаническими таблицами по морфологии листа.

Порядок выполнения работы

1. С помощью гербария плодовых и ягодных растений определить полученные листья.

2. Сделать в тетрадях схематические рисунки листьев каждой из рассмотренных плодово-ягодных культур.

3. Изучить внешнее строение листьев плодовых и ягодных растений и записать их отличительные признаки в табл. 5.

Урок 4. Клеточное строение листа

  • Особенности микроскопического строения листа в связи с его функциями. Кожица листа, ее значение. Устьичные клетки, расположение и роль устьиц. Клетки мякоти листа. Хлоропласты. Понятие о хлорофилле.

  • Ткани листа: покровная, основная, проводящая и механическая.

  • Лабораторная работа 1. Paссматривание кожицы листа.

  • Лабораторная работа 2. Рассматривание основной ткани листа.

Урок 5. Растения и свет. Отношение к свету культурных растений

  • Свет – необходимое условие для жизни зеленого растения. Светолюбивые, тенелюбивые и теневыносливые растения; их особенности.

  • Отношение к свету сельскохозяйственных культур. Значение выбора участка, густоты стояния растений и способа размещения их на площади для обеспечения оптимального светового режима.

  • Приемы улучшения условий освещенности при уходе за сельскохозяйственными культурами, основные требования к их выполнению.

Уроки 6–7. Фoтocинтeз – основная функция листа (2 ч)

  • Органические вещества растения.

  • Образование крахмала в листьях растений на свету. Понятие о фотосинтезе.

  • Вещества, необходимые для образования крахмала в хлоропластах листа. Поглощение листьями на свету углекислого газа и выделение кислорода.

  • Передвижение органических веществ из листьев в другие органы растения. Значение органических веществ в жизни растений.

Урок 8. Дыхание листа

  • Процесс дыхания у растений. Поглощение кислорода листьями при дыхании. Экспериментальное доказательство выделения листьями углекислого газа в процессе дыхания.

  • Отличие процесса дыхания листа от фотосинтеза.

Уроки 9–10. Значение воды для растений. Отношение к воде сельскохозяйственных культур (2 ч)

  • Вода – основная составная часть и необходимый фактор жизни растений.

  • Испарение воды листьями, его значение для растений. Опыты, демонстрирующие испарение влаги.

  • Зависимость процесса испарения от обеспеченности растений водой. Особенности строения листьев и испарение воды. Количество влаги, испаряемой различными сельскохозяйственными культурами.

  • Растения влажных и засушливых мест обитания, их различия по внешнему виду и строению. Листопад, его значение в жизни растений.

  • Отношение к воде культурных растений. Требования важнейших культур к влажности почвы и воздуха. Понятие о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях.

  • Создание водного режима, благоприятного для выращиваемых культур. Орошение, его значение и способы проведения. Норма полива. Другие агротехнические приемы ухода за растениями, помогающие улучшить их снабжение водой, основные требования к их выполнению.

Урок 11. Значение стебля в жизни растений. Разнообразие стеблей

  • Основные функции стебля.

  • Размеры стебля у различных растений. Деревянистые и травянистые стебли.

  • Прямостоячие, ползучие, вьющиеся, лазящие и укороченные стебли; их особенности. Растения-лианы.

  • Формы стеблей важнейших сельскохозяйственных культур.

Урок 12. Рост стебля в длину. Управление ростом и развитием растений

  • Типы роста стеблей в длину – верхушечный и вставочный, их различие. Быстрота роста у различных растений.

  • Образование боковых побегов. Понятие о кроне и ее формировании. Проведение обрезки плодовых деревьев. Способы обрезки – укорачивание и прореживание, их значение.

  • Приемы агротехники, способствующие ускорению или задержке роста и развития выращиваемых культурных растений.

Урок 13. Внутреннее строение стебля

  • Слои древесного стебля на поперечном разрезе.

  • Кора, ее строение; значение различных слоев коры.

  • Расположение и особенности строения древесины. Древесные волокна. Сосуды древесины.

  • Строение сердцевины, отличие ее клеток от клеток других слоев стебля.

  • Камбий, его расположение в стебле. Роль камбия как образовательной ткани.

  • Лабораторная работа. Рассматривание внутреннего (макроскопического) строения ветки дерева.

Урок 14. Рост стебля в толщину. Передвижение по стеблю воды и минеральных солей

  • Толщина стволов у различных растений. Процесс роста стебля в толщину. Образование годичных колец. Определение возраста дерева или ветки по годичным кольцам.

  • Поступление воды и минеральных солей из почвы в органы растения. Опыты, показывающие передвижение воды и минеральных солей по сосудам древесины.

  • Лабораторная работа. Определение возраста ветки (ствола) по спилу. Выявление передвижения воды и минеральных веществ по древесине.

Урок 15. Передвижение по стеблю органических веществ и отложение их в запас

  • Поступление крахмала из листьев в другие органы растения. Опыт, доказывающий передвижение органических веществ по коре стебля.

  • Расходование растением органических веществ. Отложение запасных веществ у однолетних, двулетних и многолетних растений. Примеры накопления запасов питательных веществ у сельскохозяйственных культур.

  • Агротехнические приемы управления движением питательных веществ в растениях, значение их применения в практике растениеводства.

Экскурсия в зимнюю блочную или ангарную овощную теплицу. Приемы управления ростом и развитием овощных культур в защищенном грунте (2 ч)

  • Понятие о защищенном грунте и его видах. Назначение и устройство зимней теплицы.

  • Создание искусственного микроклимата в современных зимних теплицах с учетом биологических особенностей возделываемых растений. Световой режим и его регулирование. Создание оптимального температурного режима. Система орошения. Проведение подкормок растений удобрениями и углекислым газом.

  • Подвязка растений огурца и томата к шпалерам, ее значение.

  • Понятие о формировании растений. Цели и биологические основы формирования огурца и томата в теплице.

  • Значение приемов управления ростом и развитием овощных культур для получения высоких урожаев овощей.

  • Практическая работа. Изучение техники выполнения приемов формирования овощных растений при выращивании в теплице (пасынкование томата, прищипка побегов огурца, «ослепление» растений огурца).

  • Уроки 16–17. Видоизмененные побеги (2 ч)

  • Видоизмененные побеги многолетних растений, их биологическое значение.

  • Корневище, его строение и отличие от корня. Примеры культурных и сорных корневищных растений.

  • Клубень, строение и развитие клубней картофеля. Дикорастущие и культурные растения, имеющие клубни.

  • Строение луковицы. Распространенные овощные, цветочно-декоративные, дикорастущие луковичные растения.

  • Народнохозяйственное значение клубнеплодов и луковичных культур.

Лабораторная работа. Изучение строения луковицы, клубня.

Урок 18. Планетарная роль растительности и охрана растений

  • Роль зеленых растений в сохранении и развитии жизни на Земле. Преобразование энергии солнечных лучей в процессе фотосинтеза в энергию органических веществ. Фотосинтетическое происхождение кислорода в атмосфере Земли; причина постоянства его количественного содержания.

  • Растения и чистота воздуха. Изменения в составе атмосферы, вызванные деятельностью человека. Примеры загрязнения воздуха в сельской местности. Значение зеленых насаждений.

  • Охрана и рациональное использование растений. Понятие о «Красной книге». Озеленение населенных пунктов и помещений.

  • Работа учащихся школы по охране растительности, озеленение своего села, школьной территории, учебных кабинетов.

Урок 19 (обобщающий). Процесс фотосинтеза и урожайность культурных растений

  • Образование органических веществ в процессе фотосинтеза, использование их человеком.

  • Фотосинтез и формирование урожая. Условия жизни сельскохозяйственных культур, необходимые для получения высоких урожаев. Регулирование светового и водного режимов при выращивании культурных растений в открытом грунте, улучшение снабжения их углекислым газом.

  • Создание искусственного микроклимата в сооружениях защищенного грунта, его влияние на развитие и урожайность возделываемых культур.

  • Значение изучения взаимосвязи строения и функций корня и побега для практики растениеводства.

  • Обсуждение результатов работ на учебно-опытном участке по выяснению лучших способов посева и посадки, сроков прореживания, способов и сроков полива сельскохозяйственных культур, по изучению влияния на урожай рыхления, мульчирования почвы, пасынкования и прищипки растений, по выращиванию овощных и цветочно-декоративных культур в школьной теплице или под пленочным укрытием.

  • Практическая работа. Уход за овощными и цветочно-декоративными растениями в школьной теплице.

Тема «Вегетативное размножение цветковых растений и его использование в растениеводстве» (5 ч)

Урок 1. Вегетативное размножение растений в природе

  • Понятие о вегетативном размножении. Биологическое значение вегетативного размножения растений.

  • Способы размножения растений в природных условиях с помощью подземных и надземных побегов.

  • Вегетативное размножение корневыми отпрысками.

  • Возобновление растений в природе при помощи спящих почек. Размножение листьями.

  • Способы вегетативного размножения распространенных сорных растений, значение их изучения для успешной борьбы с сорняками.

Урок 2. Применение вегетативного размножения растений в полеводстве и овощеводстве

  • Хозяйственное значение вегетативного размножения культурных растений.

  • Разведение картофеля клубнями, частями клубня. Отбор клубней для посадки. Приемы подготовки посадочного материала картофеля, их биологическое обоснование.

  • Способы вегетативного размножения овощных культур (чеснока, репчатого лука и др.).

Урок 3. Основные способы вегетативного размножения плодово-ягодных культур

  • Значение вегетативного размножения растений в плодоводстве.

  • Прививка как способ вегетативного размножения плодовых культур. Понятие о подвое и привое. Прививка глазком (окулировка) и черенком (рис. 6). Условия, способствующие высокой приживаемости прививок.

Рис. 6. Прививка плодовых растений глазком, или окулировка

 

Рис. 6. Прививка плодовых растений глазком, или окулировка:
1 – глазок (почка) с небольшим участком коры – щитком, намеченный к срезке; 2 – привой, подготовленный для прививки; 3 – Т-образный разрез на коре подвоя; 4 – вставка щитка в разрез подвоя; 5 – обвязка прививки мочалом
  • Размножение ягодных растений черенками, отводками, корневыми отпрысками, усами (рис. 7). Сроки и способы заготовки и посадки черенков ягодных кустарников, рассады земляники.

Рис. 7. Способы вегетативного размножения ягодных растений

Рис. 7. Способы вегетативного размножения ягодных растений:
1 – размножение смородины черенками; 2 – размножение крыжовника отводками; 3 – размножение малины корневыми отпрысками

Экскурсия в оранжерею. Приемы вегетативного размножения цветочно-декоративных растений (2 ч)

  • Значение вегетативного размножения в практике цветоводства.

  • Отбор маточных растений.

  • Размножение цветочных и декоративно-лиственных культур черенками. Лучшие сроки проведения черенкования.

  • Деление кустов, корневищ и корнеклубней многолетних растений. Использование для размножения цветочно-декоративных культур клубней, клубнелуковиц, луковиц и их деток.

  • Прививка как прием вегетативного размножения в цветоводстве.

  • Практическая работа. Заготовка и хранение черенков ягодных кустарников. Посадка черенков в черенковую школу.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru