КОПИЛКА ОПЫТА

Г.Г. ЗАХАРЧЕНКО

Продолжение. См. No 3, 4/2001

Планирование занятий по курсу «Ботаника с основами растениеводства»

(6–7-й классы основной сельской школы)

Тема «Цветок и плод» (8 ч)

Урок 1. Цветение растений. Строение цветка

  • Значение цветка в жизни растений. Наступление цветения у различных по продолжительности жизни цветковых растений. Понятие о семенном размножении.

  • Цветок – укороченный видоизмененный побег. Части цветка. Цветоножка и цветоложе.

  • Строение околоцветника. Цветки с простым и двойным околоцветником.

  • Главные части цветка – пестик и тычинки, их строение. Обоеполые и раздельнополые цветки. Однодомные и двудомные растения. Примеры одно- и двудомных сельскохозяйственных культур.

  • Формула строения цветка. Разнообразие цветков культурных растений, составление их формул.

  • Лабораторная работа. Изучение строения цветка.

Уроки 2–3. Виды соцветий (2 ч)

  • Понятие соцветия. Биологическое значение соцветий.

  • Простые и сложные соцветия. Основные виды соцветий растений.

  • Примеры сельскохозяйственных культур.

  • Лабораторная работа. Ознакомление с различными видами соцветий. Изучение отличительных признаков соцветий кормовых трав.

Цели: ознакомить учащихся со строением соцветий различных типов; изучить отличительные признаки соцветий кормовых трав, позволяющие определять их по цветущим растениям.

Материалы и оборудование: гербарий растений с различными типами соцветий, гербарий видов кормовых трав в цветущем состоянии (с этикетками), лупы, цветные карандаши.

Методические указания

В связи с трудностью заготовки свежих растений в цветущем состоянии для проведения лабораторной работы можно использовать гербарный материал с хорошо засушенными, не изменившими окраски цветков соцветиями.

В ходе работы учащиеся знакомятся с особенностями строения соцветий важнейших типов, а затем, используя полученные знания и умения, рассматривают характерные признаки соцветий кормовых трав (рис. 8). Их изучение позволяет отличать друг от друга в полевых условиях различные виды кормовых трав – одну из важных групп сельскохозяйственных культур.

Рис. 8. Соцветия кормовых трав

Рис. 8. Соцветия кормовых трав: 1 – клевера; 2 – люцерны; 3 – эспарцета; 4 – тимофеевки; 5 – райграса; 6 – овсяницы луговой; 7 – ежи сборной; 8 – пырея бескорневищного

Гербарий видов кормовых трав должен включать наиболее распространенные в полевом травосеянии бобовые и злаковые травы, как многолетние, так и однолетние. Отличия основных видов кормовых трав по соцветиям приведены в табл. 6 и 7.

Таблица 6. Отличия бобовых трав по соцветиям

Таблица 6. Отличия бобовых трав по соцветиям

Таблица 7. Отличия злаковых трав по соцветиям

Таблица 7. Отличия злаковых трав по соцветиям

Порядок выполнения работы

1. Рассмотреть растения с разными типами соцветий, нарисовать в тетрадях схемы строения изученных соцветий, показав их особенности.

2. Определить типы соцветий у кормовых трав различных видов, выявить основные отличительные признаки.

3. Сделать цветные зарисовки соцветий кормовых трав, указав название каждой культуры и тип ее соцветия.

Урок 4. Опыление цветков растений

  • Значение опыления цветков. Способы опыления.

  • Перекрестное опыление насекомыми, ветром. Особенности цветков, опыляемых насекомыми. Использование пчел для опыления культурных растений. Приспособленность растений к ветроопылению. Самоопыление.

  • Разнообразие способов опыления у сельскохозяйственных культур.

  • Искусственное опыление, его применение для повышения урожайности культурных растений.

Урок 5. Оплодотворение у цветковых растений

  • Понятие оплодотворения у растений. Гаметы: спермии и яйцеклетки.

  • Строение пыльцы. Многообразие форм пыльцевых зерен. Примеры внешнего строения пылинок у культурных растений.

  • Прорастание пыльцы. Семязачатки (семяпочки) завязи, особенности их строения. Сущность двойного оплодотворения у цветковых растений, открытого С.Г. Навашиным.

Урок 6. Образование семян и плодов

  • Развитие семени из семязачатка после оплодотворения. Образование плодов, их разнообразие.

  • Деление плодов на группы по характеру околоплодника и количеству семян внутри плода. Типы плодов.

  • Значение плодов и семян растений в природе и жизни человека. Примеры различных типов плодов у важнейших культурных растений.

  • Лабораторная работа. Ознакомление с сухими и сочными плодами (на примере сельскохозяйственных культур).

Цели: закрепить и конкретизировать знания учащихся о ботанических типах плодов и их морфологических особенностях, познакомить с разнообразием и строением сухих и сочных плодов сельскохозяйственных растений.

Материалы и оборудование: набор сухих плодов сельскохозяйственных культур, набор свежих или консервированных сочных плодов культурных растений, разборные доски, лупы, скальпели, линейки.

Методические указания

Для проведения лабораторной работы необходимо заготовить раздаточный материал: сухие одно- и многосемянные плоды, а также сочные плоды различных типов в свежем или консервированном виде.

В наборе сухих плодов должны быть представлены распространенные в данной почвенно-климатической зоне полевые (зерновые и технические злаки и бобовые) и овощные растения, в наборе сочных плодов – плодовые, ягодные и овощные культуры.

Так, плод зерновка характерен для пшеницы, ржи, кукурузы, ячменя и других зерновых злаков; у гречихи плод – трехгранный орешек; у зерновых бобовых, к которым относятся горох, бобы, фасоль, чечевица, чина, вика, нут и др., – боб, раскрывающийся по шву двумя створками. Примером костянки могут служить плоды вишни, сливы, персика, абрикоса, примером ягоды – плоды винограда, томата, картофеля, примером яблока – плоды яблони, груши, айвы; тыквина образуется у тыквы, огурца, кабачка и т.д.

На уроке целесообразно использовать учебные ботанические таблицы по морфологии плодов и соответствующие таблицы по полеводству, овощеводству и плодоводству.

Порядок выполнения работы

1. Разделить полученные образцы плодов на две группы: сухие и сочные.

2. Рассмотреть сухие плоды, определить, относятся они к раскрывающимся или к нераскрывающимся плодам, а также количество находящихся внутри плода семян. Установить тип сухих плодов.

3. Изучить на продольном разрезе и определить тип сочных плодов.

4. Сделать схематические рисунки строения плодов различных типов.

5. Описания плодов изученных сельскохозяйственных растений внести в табл. 8.

Таблица 8. Плоды сельскохозяйственных растений

Таблица 8. Плоды сельскохозяйственных растений

Экскурсия на природу и на поле озимых. Весенние явления в жизни растений (2 ч)

  • Признаки весны в природе. Условия жизни растений весной.

  • Начало весеннего сокодвижения у деревьев и кустарников, его значение.

  • Цветение деревьев и кустарников. Ранневесеннее цветение ветроопыляемых растений леса как приспособленность к среде обитания.

  • Жизнь многолетних травянистых растений лиственного леса. Условия их раннего цветения.

  • Вред, наносимый природе массовым сбором первоцветов. Значение охраны растений и соблюдения правил поведения на природе.

  • Развитие озимых злаков в поле. Приемы ухода за озимой пшеницей или рожью весной, их обоснование.

  • Значение фенологических наблюдений в природе. Установление лучших сроков проведения сельскохозяйственных работ в связи с весенними явлениями в жизни дикорастущих растений.

Тема «Семя. Посев сельскохозяйственных культур» (9 ч)

Урок 1. Строение семян

  • Строение семян фасоли. Зародыш, его органы. Запасные питательные вещества семени. Понятие о двудольных растениях.

  • Строение семени пшеницы. Сходство и различия в строении семян фасоли и пшеницы. Эндосперм, его значение. Понятие об однодольных растениях.

  • Примеры двудольных и однодольных культурных растений.

  • Лабораторная работа. Изученные строения семян двудольных и однодольных растений.

Урок 2. Состав семян

  • Обнаружение в составе семян воды и минеральных веществ. Органические вещества семени, доказательства содержания их в семенах растений. Отличие органических веществ от минеральных.

  • Различие семян сельскохозяйственных культур по содержанию белка, крахмала, растительных жиров.

  • Лабораторная работа. Выделение крахмала, белка (клейковины), жира из семян.

Урок 3. Прорастание семян и появление всходов растений

  • Условия, необходимые для прорастания семян. Опыт, демонстрирующий значение воды и воздуха для прорастания семян. Температура, необходимая для прорастания семян различных сельскохозяйственных растений.

  • Дыхание сухих и прорастающих семян. Выделение семенами тепла при дыхании.

  • Прорастание семени. Питание и рост проростка. Появления всходов.

Урок 4. Посевные качества семян

  • Понятие о посевном материале, значение его качества для получения высоких урожаев.

  • Основные показатели посевных качеств семян, их характеристика.

  • Необходимость проверки качества семенного материала. Кондиционные и некондиционные семена.

  • Лабораторная работа. Изучение семян основных видов овощных культур.

Цель работы: познакомить учащихся с видами посевного материала и внешними признаками, характеризующими семена овощных культур, подчеркнув практическое значение их изучения; сформировать умение распознавать семена важнейших овощных растений.

Материалы и оборудование. 1. Этикетированные образцы семян овощных культур в пробирках. 2. Наборы семян (по 5–15 шт.) главнейших видов овощных растений по семействам. 3. Образцы семян для определения массы 1000 шт. 4. Лабораторные весы с разновесами, разборные доски, шпатели, пинцеты, линейки или полоски миллиметровой бумаги, цветные карандаши, клей. 5. Таблицы по морфологии и строению посевного материала овощных культур.

Методические указания

Для изучения семян овощных культур на 1–2-х учащихся рекомендуется подготовить в отдельных пакетах по одному набору семян главнейших видов и коллекцию посевного материала в пробирках с этикетками. Кроме того, школьники получают пакет семян одной из культур для определения массы 1000 шт.

Важно, чтобы в наборе семян были представлены основные виды овощных растений, которые выращиваются в данной местности. Например, в средней полосе в него должны входить семена капусты белокочанной, моркови столовой, редиса, свеклы столовой, лука репчатого, огурца и др., в южных районах – семена томата, перца, баклажана, фасоли овощной и др. (рис. 9).

Рис. 9. Посевной материал овощных растений (вертикальными линиями обозначена истинная длина семени)

Рис. 9. Посевной материал овощных растений (вертикальными линиями обозначена истинная длина семени):
1 – овощной горох (семя морщинистое и гладкое); 2 – репчатый лук (внешний вид семени и в разрезе); 3 – салат-латук (плоды – семянка); 4 – сахарная кукуруза (зерновка); 5 – столовая свекла (внешний вид соплодия); 6 – капуста; 7 – редис; 8 – репа; 9 – огурец; 10 – дыня; 11 – арбуз; 12 – тыква; 13 – томат; 14 – перец; 15 – баклажан; 16 – морковь (внешний вид семени и в разрезе); 17 – петрушка (внешний вид плода – двусемянки, половины плода сбоку и плода в разрезе); 18 – пастернак; 19 – укроп (внешний вид и поперечный разрез плода-двусемянки); 20 – сельдерей

Опираясь на знания учащихся об образовании плодов и семян, их строении, уместно сообщить, что ботаническое и агрономическое понятие семени не совсем одинаковы: для посева в овощеводстве широко используют не только собственно семена, но и плоды, соплодия, называя посевной материал просто семенами.

Так, истинные семена служат семенным материалом у овощных растений из семейств Капустные, Тыквенные, Пасленовые, Бобовые, Луковые. У культур из семейств Сельдерейные, Астровые, Гречишные, Мятликовые для посева применяют сухие односемянные (салат, цикорий и др.) и двусемянные плоды (морковь, укроп, петрушка и др.), а у столовой свеклы (семейство Лебедовые) – соплодия, которые представляют собой сросшиеся односемянные плоды. Снаружи сухие плоды покрыты околоплодником, или плодовой оболочкой.

Большинство овощных культур имеет семена с хорошо различимыми морфологическими признаками, характеристика которых приведена в табл. 9.

Таблица 9. Морфологические признаки семян

Таблица 9. Морфологические признаки семян

Целесообразно объяснить с помощью таблиц или рисунков на доске, как правильно охарактеризовать посевной материал овощных растений по указанным признакам.

Так, для того, чтобы у учащихся не было затруднений при определении выраженности объема у семян изучаемых культур, необходимо пояснить на конкретных примерах, что шаровидными считаются семена в виде шара (например, у капусты, гороха сахарного), плоскими – одинаковой толщины или слегка выпуклые (у томата, огурца), плоско-выпуклыми – имеющие одну из сторон плоскую, а другую – выпуклую (у моркови, петрушки), вальковатыми – в виде вытянутого шара (у фасоли, бобов), угловатыми – семена с выступами и тупыми вдавленностями (у лука). В качестве примера различного характера поверхности семян можно продемонстрировать образцы посевного материала перца (гладкая поверхность), томата (семена покрыты волосками), укропа (ребристая поверхность) и т.д.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru