В.Р. НАБИУЛЛИНА,
учитель биологии, ОУ № 5, г. Невьянск Свердловская
область
Фенологические наблюдения в курсе
школьной биологии
Многообразие и уникальность природы
Урала, как и других мест нашей страны,
накладывают на каждого из нас ответственность за
ее сохранность, за поддержание природных
сообществ в таком состоянии, чтобы и будущие
поколения смогли изучать их и восхищаться ими.
Формирование у людей высокой экологической
культуры невозможно без экологического
образования школьников. Экологическое
образование и воспитание должно быть основным
направлением в работе как на уроках
естественно-научного цикла, так и во внеурочной
деятельности. Но воспитать у ребят ответственное
отношение ко всему живому на земле можно лишь при
регулярных контактах с природой. В своей работе я
использую несколько форм, позволяющих приобщить
учащихся к непосредственным наблюдениям в
природе.
ЭКСКУРСИИ
Экскурсия в природу – одна из
интереснейших форм урока. Экскурсии могут быть
проведены на уроках естествознания в 5–6-х
классах, биологии в 6–8-х классах, экологии в 9-м
классе.
При проведении осенней, зимней и весенней
экскурсий мы всегда посещаем один и тот же
городской парк. Придя на место, встаем полукругом
и начинаем разговор о том времени года, на
которое пришлась экскурсия. Обсуждаем общие
явления, характер погоды, вспоминаем стихи...
Узнаем по силуэтам деревья и кустарники.
Напоминаем друг другу правила поведения в
природе.
А затем начинается непосредственная работа –
небольшое самостоятельное исследование в
группах. У каждого ученика с собой – блокнот,
карандаш и линейка. На класс бывает 1–2
фотоаппарата. Учитель выдает лупы и выполняет
роль консультанта.
Экскурсия «Многообразие живых
организмов, осенние явления в жизни растений и
животных» (6-й кл.)
Задание группе № 1
1. Отметьте, какие растения встречаются
на данном участке, какие изменения произошли с
ними осенью.
2. Отметьте, каких животных или следы их
пребывания вы нашли на данном участке.
Задание группе № 2
1. Отметьте, как изменилась окраска
листьев у различных деревьев и кустарников
осенью.
2. Соберите 20 листьев с одного дерева или
кустарника и оформите гербарий, расположив
листья по степени изменения окраски, начиная с
зеленой.
Экскурсия «Зимние явления в жизни
растений» (6-й кл.)
Задание группе № 1
1. Измерьте толщину снежного покрова,
охарактеризуйте его (наличие корки, приствольные
круги).
2. Определите несколько деревьев и кустарников по
их внешнему виду. Зарисуйте силуэты двух
деревьев и двух кустарников.
Задание группе № 2
1. Отметьте признаки приспособленности
деревьев и кустарников к зимним условиям.
2. Рассмотрите под лупой почки. Отметьте в их
строении приспособленность к перенесению зимних
условий. Определите несколько деревьев и
кустарников по почкам (расположение почек на
побегах, их форма, особенности чешуек, запах).
Сделайте рисунки.
Весенняя экскурсия «Природные
сообщества» (тема «Биосфера» в курсе
естествознания – 5-й кл.)
Задания
1. Рассмотрите найденные вами растения
и опишите не менее трех из них, заполнив таблицу.
2. Рассмотрите под лупой строение
цветка. Сосчитайте число чашелистиков,
лепестков, тычинок и пестиков.
3. Сделайте рисунок.
В ходе таких экскурсий учащиеся
знакомятся с местной флорой, получают
представление о сезонных явлениях в природе, а
также приучаются к систематическому ведению
дневниковых записей непосредственно в процессе
работы. При этом в кабинете биологии
накапливается материал по фенологическим
наблюдениям, который может быть использован в
дальнейшем на уроках биологии или при написании
рефератов.
РЕФЕРАТЫ
Работа над рефератами – еще одна форма
внеклассной работы по фенологии. Ежегодно мы с
учащимися 9–11-х классов готовим к школьной
научно-практической конференции до десятка
рефератов, среди которых есть и основанные на
фенологических наблюдениях.
Например, при работе над рефератом
«Биологические часы: современное состояние
проблемы» ученицей (Коровина Ира, 11-й кл.) были
проведены наблюдения всех фаз сезонного
развития генеративных органов – от бутона
цветка до образования семян – у льна
культурного, а также сделаны описания и рисунки
цветка в разное время суток: утро, день, вечер.
Выдержки из дневника наблюдений:
«26.07.98. Утро, небольшое испарение, Т=
+19...+20 °С. Почва влажная. В 8.00 ч бутоны цветка
слегка вздуты, но еще закрыты.
27.07.98. Такое же утро. Т=+20...+24 °С. Воздух
сухой. Растение в 9.00 ч приподняло свой цветок по
направлению к солнцу. В 10.00 ч цветок наполовину
раскрыт, к 10.30 цветок раскрылся полностью и
расправил свои лепестки.
28.07.98. Жаркий, сухой день. Т=+28...+29 °С.
Цветок полностью раскрыт, но концы лепестков
слегка загнуты внутрь, бутон направлен под углом
45° к солнечным лучам. Время полного раскрытия
бутона – 2 ч...»
Такие наблюдения создают у учащихся
целостное представление о развитии растений и
дают возможность увидеть взаимодействие живой и
неживой природы.
ФАКУЛЬТАТИВ «ЭКОЛОГИЯ ПАРКА»
В задачи факультативного курса входит
углубление системы экологических знаний и
знаний о садово-парковом искусстве. Начинали мы с
простейших практических работ – учились делать
описание отдельных участков парка и выполняли
зарисовки осеннего, зимнего и весеннего
пейзажей, форм и крон древесных пород,
произрастающих в парке. Делали рисунки следов
зверей и птиц на снегу, определяли их. Составляли
карту высоты снежного покрова в разных участках
парка. Делали гербарий вечнозеленых растений и
составляли спектр изменения окраски листьев на
примере березы и осины. Писали мини-рассказы и
стихи. И, конечно же, вели фенологические
наблюдения. А еще нами был оформлен макет «Парка
будущего».
Хочется отметить, что ребята с большим
желанием посещали занятия факультатива, т.к. мы
не только вели определенную работу, но и находили
время для игр на свежем воздухе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ
Учебные экологические тропы создаются
сейчас как во многих местах нашей страны, так и за
рубежом. Я сама принимала участие в создании
экологической тропы турбазы «Солнечный камень»
(1988) вблизи г. Сысерти. Летом того же года мы с
детьми провели 1-й экологический лагерь в зоне
базы отдыха «Зеленый мыс» и проложили там первую
экологическую тропу в нашем районе, включающую
шесть пикетов:
березовая роща;
муравьиная тропа;
земляничная поляна;
смена биоценозов;
охраняемые растения;
истоки.
На этой учебной тропе мы проводили не
только экскурсии с учителями и учащимися района,
но и вели наблюдения за растениями и животными в
разные сезоны. Результаты фенологических
наблюдений были представлены в виде рефератов,
например:
1. «Охраняемые растения экологической
тропы». (Долгорукова Женя, 8-й кл.)
2. «Лекарственные растения
экологической тропы». (Коновалова Наташа, 8-й кл.)
3. «Муравьи–обитатели экологической
тропы». (Заева Анжела, 7–8-й кл.).
На следующий год (1989) мы с ребятами
дважды (зимой и весной) побывали на экологической
тропе Бажуково – «Оленьи ручьи», поразившей нас
своим великолепием и уникальностью.
А еще через год (1990) во время очередного
экологического лагеря на озере Таватуй мы
проложили и описали вторую в нашем районе
экологическую тропу – «Восточный Таватуй», и
провели по ней экскурсии с детьми из прилегающих
летних лагерей и баз отдыха.
Шесть лет назад (1995) на территории
пришкольного участка нашей школы была проложена
еще одна экологическая тропа, которую мы назвали
«ШЭТ» (школьная экологическая тропа). Она
включает шесть пикетов:
зеленая аптека;
аллея первоклассников;
школьный сад;
площадка «Родничок»;
школьный стадион;
тополиная аллея.
Экскурсии по тропе проводят члены
экологического кружка. Начинается эта работа с
малышей, которые сначала знакомятся с окружающей
природой школы, затем – с природой
расположенного неподалеку парка, а став
взрослее, выходят на экологический практикум за
город.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРАКТИКУМЫ
Такие практикумы проводятся в конце
мая и стали уже традиционными. Их с нетерпением
ждут и дети, и классные руководители. Практикумы
проводятся для учащихся 5–8-х классов, для каждой
параллели – свои:
Например, практикум по растениям мы
проводим за городом, в весьма живописном месте.
Нас – много, обычно это шесть классов и в каждом
классе по три группы.
Каждая группа получает на месте
конверты с заданиями, которые имеют элементы
игры, что придает работе особую романтику:
«Робинзоны», «Инопланетяне», «Научные эксперты».
Так, в конверте «Робинзоны» два листочка: один –
легенда, второй – дневник Робинзона.
Легенда. Вы – «Робинзоны». Ваш
корабль потерпел кораблекрушение. Вы очнулись на
необитаемом острове. От длительного пребывания в
воде у вас поднялась температура, начались
сильные головные боли. Два дня вы ничего не ели.
Вам необходимо:
определить направление на юг. Там
находится ваша любимая Родина и оттуда придет
спасительный корабль;
срочно «привести в порядок» свой
заболевший организм;
найти какую-нибудь пищу;
предположить возможные изменения
погоды на ближайшее время, чтобы решить вопрос о
необходимости убежища.
Дневник Робинзона. Даже Робинзон
вел дневник (иначе как бы мы о нем узнали?). В своем
дневнике, указав дату, приведите географическую
привязку исследуемой территории. Вычертите
схематический план места вашей стоянки и опишите
причины сделанного вами выбора. План нужно
сориентировать по сторонам горизонта.
Составьте список растений,
встречающихся в окрестностях, с указанием:
редкое, лекарственное, медоносное, пищевое,
ядовитое, декоративное и т.д.
Составьте таблицу и отметьте в ней
наблюдаемые явления, по которым, согласно
известным вам народным приметам, можно
предсказать погоду.
Перечислите возможности
использования природы в интересах человека,
потерпевшего кораблекрушение. Дайте советы
Робинзонам по выживанию в условиях дикой природы
в данном месте.
Таким образом учащиеся осознают свое
единение с природой, закрепляют умения
наблюдать, описывать, определять, сравнивать и
давать оценку происходящим вокруг них природным
явлениям.
Работают дети обычно в течение 1–1,5 ч.
Обработанные и оформленные результаты сдают
учителю. Затем устраиваем привал: обед и
подвижные игры.
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ
В настоящее время в Свердловской
области создана одна из наиболее полных систем
охраняемых территорий в нашей стране. На
территории нашего Невьянского района выделено
семь памятников природы:
Эти памятники природы хорошо известны
нашим ребятам. Мы бываем там в разное время года и
не устаем восхищаться красотой и
неповторимостью уральской природы. Мы с
учащимися провели подробное описание этих
памятников природы (особенно животного и
растительного мира), на основе многолетних
наблюдений составили их паспорта. На Невьянском
пруду и озере Таватуй проводятся многодневные
экологические лагеря.
Из других форм изучения сезонных
явлений природы, которые мы используем в нашей
школе, хочу назвать:
фотогербарий, который включает в себя
фотографии местных растений с их описанием
(экология и фенология);
кружок «Комнатное цветоводство»,
благодаря работам которого все растения в
кабинете биологии распределены по группам:
растения тропиков, субтропиков, пустынь и
полупустынь;
листовки, которые выходят в строгом
соответствии с сезоннымим явлениями. Весна:
«День птиц», «Внимание: нерест!», «Нет сборщикам
березового сока!», «Их (охраняемые растения)
нужно беречь!». Зима: «В защиту елки» и др.
|