А.А. ГУРЕВИЧ
Работа школьного кружка по изучению
водорослей
В нашей школе организован
альгологический кружок, члены которого
занимаются изучением жизни и строения
водорослей.
Работу с новыми членами кружка мы
начинаем обычно после изучения в 6-м классе темы
«Водоросли». На первом, организационном занятии
рассказываем о содержании предстоящей работы,
указываем, что следует иметь для занятий (плотную
белую бумагу или альбом для рисования, карандаши
простые и цветные, ластик), выбираем старосту и
секретаря кружка.
На следующем занятии мы знакомим
кружковцев со значением водорослей в природе и в
жизни человека. Рассказ сопровождается показом
соответствующих таблиц, рисунков,
микрофотографий, а также книг о водорослях,
которые рекомендуется прочитать. Специально
обращаем внимание учащихся на то, что многие из
демонстрируемых на занятии наглядных пособий
изготовлены их старшими товарищами-кружковцами.
Зеленые водоросли: 1 –
хламидомонада; 2 – хлорелла;
3 – клаотериум; 4 – улотрикс; 5 –
спирогира; 6 – кладофора
Десмидиевые водоросли
Золотистые водоросли: 1 –
хризамеба; 2 – маломонада; 3 – гинобрион
Эвгленовые и красные водоросли: 1 –
эвглена; 2 – факус; 3 – батрахоспермум
Синезеленые водоросли: 1 – носток; 2
– глеотрихия; 3 – анабена; 4 – осциллятория
Желтозеленые водоросли: 1 –
цератиум; 2 – перидиниум; 3 – ботридиум
Чтобы успешно наблюдать за
водорослями, надо знать устройство микроскопа и
уметь им пользоваться. Поэтому ряд последующих
занятий мы посвящаем изучению микроскопа,
обучаем юннатов пользоваться осветительной
аппаратурой, рисовальным аппаратом,
окуляр-микрометром (для измерения водорослей).
После того как члены кружка приобретут
навыки работы с микроскопом, предлагаем им
зарисовывать водоросли — сначала простые
(плеврококк, сценедесмус, спирогиру), затем более
сложные, например представителей десмидиевых.
Наряду с изучением микроскопа
кружковцы занимаются изготовлением
приспособлений, необходимых для сбора
водорослей. Так, например, в школьной слесарной
мастерской можно сделать илосос для сбора
водорослей, обитающих в поверхностном слое ила,
грузы с крючьями для вылавливания нитчатых
водорослей и т.п. Необходимо изготовить
планктонную сетку для вылавливания водорослей,
обитающих в толще воды. При этом можно
использовать книгу М.М. Голлербаха «Водоросли,
их строение, жизнь и значение», где приведены
описания и рисунки некоторых приспособлений и
приборов.
В конце февраля обычно проводится
экскурсия на водоем, чтобы выяснить, живы ли
водоросли в нем зимой. Придя на водоем, пробиваем
во льду небольшую лунку и илососом берем пробу
ила, а сеткой облавливаем толщу воды. Материалы
первой зимней экскурсии обрабатываем на
нескольких последующих занятиях кружка.
Несколько экскурсий на разные водоемы
мы совершаем весной, летом и осенью. Объекты,
собранные во время экскурсий, определяем,
зарисовываем, делаем с них микрофотографии. Для
определения водорослей мы используем различные
определители.
Особый интерес у кружковцев вызывают
экскурсии на торфяное болото. В выжимках
сфагнума встречаются представители одной из
наиболее интересных и красивых групп водорослей
— десмидиевые. Сбор их можно проводить не только
летом, но и ранней осенью. В солнечную погоду в
мелких водоемах, где растет сфагновый мох, эти
водоросли собираются у поверхности воды. Воду из
водоемов мы зачерпываем стеклянной банкой, в нее
же отжимаем сфагновый мох и кладем несколько
дернинок мха. Весь этот материал используется
затем на занятиях кружка.
Некоторые водоросли консервируем,
используя 40%-ный раствор формалина, разбавленный
в 10 раз. Водоросли в нем хорошо сохраняются в
течение длительного времени.
Каждый член кружка на протяжении всего
учебного года работает по определенному заданию,
оформляет результаты работы и докладывает о них
на заседании кружка.
Вот некоторые из заданий.
1. Изучить зеленые налеты на стенках
аквариумов и цветочных горшков. Сделать
зарисовки, микрофотографии; составить альбом
рисунков «Водоросли аквариумов».
2. Собрать и изучить зеленые налеты на
коре древесных стволов, на стенах домов и на
заборах, на водосточных трубах. Составить альбом
рисунков обнаруженных водорослей.
3. Поместить в аквариум нарезанные
куски стеблей высших водных растений из
какого-нибудь водоема. Учитывая, что на стеблях
водных растений развиваются многочисленные
водоросли, наблюдать за зарастанием стенок
аквариума водорослями, изучить состав этих
водорослей.
|