А.М. МУСТАФИН
г. Казань,
Основной инстинкт
Мы – странные животные.
Нас унесло в сторону,
но в своем безумстве мы уверили себя,
что все понимаем правильно.
К.Кастанеда
Идея о том, что поведением человека
руководят животные инстинкты, появилась задолго
до работ Зигмунда Фрейда. По этому поводу
Г.Спенсер в 1899 г. писал, что поведение человека
принципиально не отличаются чем-либо от
поведения животного – различие носит сугубо
количественный характер. Э.O. Уилсон в своей
книге «Социобиология» (1975) использует выводы Ж.О.
Ламетри, Дж.Локка, Д.Юма, И.Канта о роли инстинктов
в жизни людей.
С другой стороны, в современном
психологическом словаре (Петровский, Ярошевский,
1985) указывается, что расплывчатая трактовка
побудила большинство исследователей отказаться
от употребления понятия «инстинкт» в качестве
научного термина. В настоящей статье инстинкт
рассматривается как психическая и
физиологическая активность, направленная на
удовлетворение биологической потребности (без
прилагательного «биологический» такое
определение становится похожим на определение
понятия «мотив» в вышеупомянутом словаре).
Известен удивительный парадокс.
Воспитание детей является проблемой только в
культурных и высокоразвитых странах. В самых
диких племенах такой проблемы нет. Еще более
быстро и успешно воспитывают свое подрастающее
поколение животные. Причем никто из ученых не
знает, как они это делают. Возможно, в
воспитательном процессе у животных используются
известные врожденные инстинкты: самосохранения
и подражательный.
Детеныши животных стараются подражать
взрослым, но если их поведение не устраивает
старших, следует наказание, часто имеющее
фундаментальное воспитательное значение.
Животные на всю оставшуюся жизнь запоминают даже
очередность подхода к пище.
Из этого правила есть исключение,
обнаруженное в наблюдениях за поведением
крыс-«алкоголиков». Если в клетке с крысами
держать кроме воды 20%-ную водку, то пятая часть
крыс станет потреблять только водку. В этом
случае результаты воспитания могут быть
«пересмотрены», причем очередность подхода к
пище часто изменяется в пользу «алкоголиков»
(Бородкин, 1984).
Но в поведении человека есть феномены,
которые невозможно объяснить с помощью
известных биологам инстинктов, например,
самоубийство и братоубийство. Есть люди,
богатства которых хватило бы на всю оставшуюся
жизнь и им, и членам их семьи, однако они
продолжают преумножать его, рискуя жизнью как
своей, так и своих близких. Что движет этими
людьми? Один из таких богачей, Джон Рокфеллер,
заявлял: «Закон крупного бизнеса есть закон
природы и потому правомерна беспощадность к
конкурентам» (см. Р.С. Карпинская,
С.А. Никольский, 1988).
Конечно, можно подумать, что все дело в
высоком разуме человека. Тогда мы должны сделать
вывод, что все, что происходит сейчас в нашей
стране: преступность и коррупция, наркомания и
проституция, самоубийства и война в Чечне, – все
от большого ума.
Значит, есть инстинкты, о
существовании которых мы не знаем, но они
руководят нашим поведением. Такие предположения
уже высказывались педагогами (Френе, 1990) и
психологами (Шакуров, 1999). Частное проявление
скрытых инстинктов я испытал на собственном
опыте, когда одну из моих работ выдвинули на
соискание Нобелевской премии в области
физиологии. К моему удивлению наиболее
негативная реакция на это известие была у моих
близких – родственников и друзей: они стали
избегать моего общества, явно не понимая мотивов
своего поведения.
На Первой кантовской конференции в
1998 г. был сформулирован основной
биологический закон: жизнь во всем ее
многообразии, красоте и гармонии возникла,
существует и умирает в конкурентной борьбе
близких и подобных. Согласно этому закону
поведением человека руководит подсознательное
желание (инстинкт) превзойти окружающих,
особенно близких – родственников, соседей,
коллег по работе и друзей. Этот инстинкт назван
конкурентным. О подобном «комплексе
превосходства» писал еще А.Адлер около 70 лет
назад, но по его мнению этот комплекс является
результатом воспитания.
Вышеприведенный пример с крысами,
которые после потребления алкоголя поднялись на
более высокую ступень в популяционной иерархии,
объясняется просто: торможение алкоголем коры
головного мозга, контролирующей проявление форм
поведения, освобождает подкорковый конкурентный
инстинкт.
Конкурентный инстинкт у детей часто
проявляется в виде агрессивности по отношению
друг к другу. Ребенок может подойти и ударить
другого, который просто сидел в сторонке. А если
взрослые попытаются воспрепятствовать этой
агрессивной акции, то нападающий заплачет,
досадуя на то, что не смог реализовать свое
инстинктивное желание. Еще один показательный
пример привел Адлер: пятилетний мальчик попросил
у родителей разрешения поносить маленькую
сестренку на руках и, выбрав подходящий момент,
бросил ее на пол.
Если внимательно наблюдать за
однополыми и близкими по возрасту детьми,
особенно братьями и сестрами, то существование
этого инстинкта в виде невероятной
завистливости не оставляет никаких сомнений. У
детей этот инстинкт не прикрыт, а у взрослых он
маскируется в процессе воспитания. Так, если вы
предложите поесть из одной тарелки детям, то
увидите проявление инстинкта, а если взрослым –
результат воспитания.
Для изучения данного инстинкта у
взрослых людей был разработан тест, в котором
вопросы одного и того же содержания задавались
разными способами, а именно относительно себя и
других. Испытуемым предлагалось отвечать на
вопросы быстро, чтобы они не успевали обдумывать
ответы. Опросник содержал 77 вопросов, часть из
которых была заимствована из Миннесотовского
теста MMPI и физиологических тестов. Оценивались
такие характеристики личности, как
агрессивность, негативизм, лидерство,
завистливость, самооценка, чувство собственного
достоинства, отношение к жизни и окружающим, в
том числе родственникам, соседям и друзьям. Было
опрошено около 2000 человек различного возраста и
рода деятельности.
Выявилась интересная закономерность:
о себе у людей мнение положительное, а о других –
отрицательное. Так, например, все опрошенные
считают, что люди завистливы, трусливы,
самоуверенны, и стараются унизить окружающих.
Мнение о себе у всех было противоположное. Такое
противоречие можно объяснить только тем, что
проявления подсознания у себя человек оценить не
может, а у других они заметны.
Для оценки «чувства собственного
достоинства» использовались вопросы типа: «Что
предпочтительнее – смерть или унижение?»
Большинство опрашиваемых, особенно молодые люди,
выбирали «смерть». Но в то же время многие из них
подтвердили, что «люди часто унижают друг друга»,
что «сами никогда никого не унижали» и для них
«мнение других людей не имеет значения». Многие
готовы «совершить геройский поступок с риском
для жизни», при уверенности, «что большинство
людей трусливы». Анализ этих результатов
позволяет выявить и оценить подсознательный
инстинкт у человека.
Результаты тестирования показали, что
зависть является весьма распространенным
чувством. Большинство студентов престижных
вузов согласилось с тем, что «многие знакомые
живут лучше их». Все «не любят хвастунов и
уважают скромность». Но в то же время большинство
считают себя лидерами в своем окружении по
«привлекательности для субъектов
противоположного пола или по умственным
способностям». Психологи пока не имеют тестов
для оценки этой личностной характеристики
человека, и даже в психологическом словаре нет ее
научного определения.
Продолжение следует
|