ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ

А.М. МУСТАФИН
г. Казань,

Основной инстинкт

Мы – странные животные.
Нас унесло в сторону,
но в своем безумстве мы уверили себя,
что все понимаем правильно.

К.Кастанеда

Идея о том, что поведением человека руководят животные инстинкты, появилась задолго до работ Зигмунда Фрейда. По этому поводу Г.Спенсер в 1899 г. писал, что поведение человека принципиально не отличаются чем-либо от поведения животного – различие носит сугубо количественный характер. Э.O. Уилсон в своей книге «Социобиология» (1975) использует выводы Ж.О. Ламетри, Дж.Локка, Д.Юма, И.Канта о роли инстинктов в жизни людей.

С другой стороны, в современном психологическом словаре (Петровский, Ярошевский, 1985) указывается, что расплывчатая трактовка побудила большинство исследователей отказаться от употребления понятия «инстинкт» в качестве научного термина. В настоящей статье инстинкт рассматривается как психическая и физиологическая активность, направленная на удовлетворение биологической потребности (без прилагательного «биологический» такое определение становится похожим на определение понятия «мотив» в вышеупомянутом словаре).

Известен удивительный парадокс. Воспитание детей является проблемой только в культурных и высокоразвитых странах. В самых диких племенах такой проблемы нет. Еще более быстро и успешно воспитывают свое подрастающее поколение животные. Причем никто из ученых не знает, как они это делают. Возможно, в воспитательном процессе у животных используются известные врожденные инстинкты: самосохранения и подражательный.

Детеныши животных стараются подражать взрослым, но если их поведение не устраивает старших, следует наказание, часто имеющее фундаментальное воспитательное значение. Животные на всю оставшуюся жизнь запоминают даже очередность подхода к пище.

Из этого правила есть исключение, обнаруженное в наблюдениях за поведением крыс-«алкоголиков». Если в клетке с крысами держать кроме воды 20%-ную водку, то пятая часть крыс станет потреблять только водку. В этом случае результаты воспитания могут быть «пересмотрены», причем очередность подхода к пище часто изменяется в пользу «алкоголиков» (Бородкин, 1984).

Но в поведении человека есть феномены, которые невозможно объяснить с помощью известных биологам инстинктов, например, самоубийство и братоубийство. Есть люди, богатства которых хватило бы на всю оставшуюся жизнь и им, и членам их семьи, однако они продолжают преумножать его, рискуя жизнью как своей, так и своих близких. Что движет этими людьми? Один из таких богачей, Джон Рокфеллер, заявлял: «Закон крупного бизнеса есть закон природы и потому правомерна беспощадность к конкурентам» (см. Р.С. Карпинская, С.А. Никольский, 1988).

Конечно, можно подумать, что все дело в высоком разуме человека. Тогда мы должны сделать вывод, что все, что происходит сейчас в нашей стране: преступность и коррупция, наркомания и проституция, самоубийства и война в Чечне, – все от большого ума.

Значит, есть инстинкты, о существовании которых мы не знаем, но они руководят нашим поведением. Такие предположения уже высказывались педагогами (Френе, 1990) и психологами (Шакуров, 1999). Частное проявление скрытых инстинктов я испытал на собственном опыте, когда одну из моих работ выдвинули на соискание Нобелевской премии в области физиологии. К моему удивлению наиболее негативная реакция на это известие была у моих близких – родственников и друзей: они стали избегать моего общества, явно не понимая мотивов своего поведения.

На Первой кантовской конференции в 1998 г. был сформулирован основной биологический закон: жизнь во всем ее многообразии, красоте и гармонии возникла, существует и умирает в конкурентной борьбе близких и подобных. Согласно этому закону поведением человека руководит подсознательное желание (инстинкт) превзойти окружающих, особенно близких – родственников, соседей, коллег по работе и друзей. Этот инстинкт назван конкурентным. О подобном «комплексе превосходства» писал еще А.Адлер около 70 лет назад, но по его мнению этот комплекс является результатом воспитания.

Вышеприведенный пример с крысами, которые после потребления алкоголя поднялись на более высокую ступень в популяционной иерархии, объясняется просто: торможение алкоголем коры головного мозга, контролирующей проявление форм поведения, освобождает подкорковый конкурентный инстинкт.

Конкурентный инстинкт у детей часто проявляется в виде агрессивности по отношению друг к другу. Ребенок может подойти и ударить другого, который просто сидел в сторонке. А если взрослые попытаются воспрепятствовать этой агрессивной акции, то нападающий заплачет, досадуя на то, что не смог реализовать свое инстинктивное желание. Еще один показательный пример привел Адлер: пятилетний мальчик попросил у родителей разрешения поносить маленькую сестренку на руках и, выбрав подходящий момент, бросил ее на пол.

Если внимательно наблюдать за однополыми и близкими по возрасту детьми, особенно братьями и сестрами, то существование этого инстинкта в виде невероятной завистливости не оставляет никаких сомнений. У детей этот инстинкт не прикрыт, а у взрослых он маскируется в процессе воспитания. Так, если вы предложите поесть из одной тарелки детям, то увидите проявление инстинкта, а если взрослым – результат воспитания.

Для изучения данного инстинкта у взрослых людей был разработан тест, в котором вопросы одного и того же содержания задавались разными способами, а именно относительно себя и других. Испытуемым предлагалось отвечать на вопросы быстро, чтобы они не успевали обдумывать ответы. Опросник содержал 77 вопросов, часть из которых была заимствована из Миннесотовского теста MMPI и физиологических тестов. Оценивались такие характеристики личности, как агрессивность, негативизм, лидерство, завистливость, самооценка, чувство собственного достоинства, отношение к жизни и окружающим, в том числе родственникам, соседям и друзьям. Было опрошено около 2000 человек различного возраста и рода деятельности.

Выявилась интересная закономерность: о себе у людей мнение положительное, а о других – отрицательное. Так, например, все опрошенные считают, что люди завистливы, трусливы, самоуверенны, и стараются унизить окружающих. Мнение о себе у всех было противоположное. Такое противоречие можно объяснить только тем, что проявления подсознания у себя человек оценить не может, а у других они заметны.

Для оценки «чувства собственного достоинства» использовались вопросы типа: «Что предпочтительнее – смерть или унижение?» Большинство опрашиваемых, особенно молодые люди, выбирали «смерть». Но в то же время многие из них подтвердили, что «люди часто унижают друг друга», что «сами никогда никого не унижали» и для них «мнение других людей не имеет значения». Многие готовы «совершить геройский поступок с риском для жизни», при уверенности, «что большинство людей трусливы». Анализ этих результатов позволяет выявить и оценить подсознательный инстинкт у человека.

Результаты тестирования показали, что зависть является весьма распространенным чувством. Большинство студентов престижных вузов согласилось с тем, что «многие знакомые живут лучше их». Все «не любят хвастунов и уважают скромность». Но в то же время большинство считают себя лидерами в своем окружении по «привлекательности для субъектов противоположного пола или по умственным способностям». Психологи пока не имеют тестов для оценки этой личностной характеристики человека, и даже в психологическом словаре нет ее научного определения.

Продолжение следует

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru