Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Биология»Содержание №14/2001

Я ИДУ НА УРОК

Т.Н. САЛОВА,
средняя полная школа № 18
с углубленным изучением предметов,
г. Сергиев Посад

Витамин роста

(КВН в 9-м классе)

Цели мероприятия: расширение биологического кругозора; развитие интереса к предмету; воспитание навыков групповой и индивидуальной работы; развитие умения применять полученные знания; развитие творческих способностей детей.

Оборудование: магнитофон, записи музыки; карточки с заданиями; художественное оформление кабинета.

Все конкурсы оценивает жюри.

Перед началом игры звучит музыкальная заставка из телевизионной передачи КВН.

1. Представление команд

Оцениваются название, девиз, эмблема команды.

2. Разминка

Команды отвечают на вопросы, оценивается быстрота и правильность ответа.

1. Какое заболевание связано с недостатком витамина D? (Рахит.)

2. Какое заболевание развивается при недостатке витамина С? (Цинга.)

3. Какое заболевание связано с недостатком витамина А? («Куриная слепота».)

4. Какое заболевание развивается при недостатке витамина В1? («Бери-бери».)

5. Какая реакция среды в ротовой полости? (Щелочная.)

6. Какая реакция среды в желудке? (Кислая.)

7. Какая реакция среды в кишечнике? (Щелочная.)

8. Какие компоненты пищи животного происхождения являются незаменимыми? (Некоторые аминокислоты, входящие в состав белков.)

9. С помощью каких систем регулируется обмен веществ? (Нервной и гуморальной.)

10. Какой физической системой является организм человека, обменивающийся с окружающей средой веществами и энергией? (Открытой.)

3. «Пойми меня»

По одному человеку от команды выходят к доске и получают по одной карточке с названием одной из систем органов. Задание: сделать на доске рисунок (без надписей), по которому команда сможет отгадать, какая система органов указана на карточке.
На карточках названы системы: кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, нервная, опорно-двигательная.

Пока художники рисуют, команды решают шарады (на карточках).

Первый слог найдешь средь нот,
А второй – бык несет.
Хочешь целое найти,
Так ищи его в пути.

(До–рога = дорога.)

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на горох похоже.

(Фа–соль = фасоль.)

Мне не трудно измениться:
С «С» я рыба, с «Ф» я птица.

(Сазан, фазан.)

Меня ты не напрасно ценишь,
Тебя насытить я могу.
Но если «у» на «е» ты сменишь,
То по деревьям побегу.

(Булка, белка.)

Слог первый – восклицанье,
Второй – достоин порицанья,
А все они на севере далеком обитают
И жителей тех мест и греют, и питают.

(О–лень = олень.)

4. Пантомима

1. Одна команда изображает процесс роста, другая – процесс старения.

2. От каждой команды по одному человеку выходят к доске и изображают жестами, мимикой, как человек ест:

– лимон;
– арбуз;
– банан;
– длинные макароны;
– яблоко, оказавшееся червивым;
– мороженое;
– рыбий жир;
– горячую картошку.

5. Конкурс капитанов

Капитаны поочередно говорят пословицы и поговорки, связанные с едой. Побеждает тот, кто вспомнит больше пословиц и поговорок.

6. Конкурс знатоков

Капитан, победивший в конкурсе пословиц, выбирает карточку с условием задачи, другую карточку получает команда-соперница. На решение задачи командам дается по одной минуте.

Задача 1.

В XIX в. в Западной Европе было проведено широкое обследование людей, страдающих туберкулезом. Выяснилось, что люди, носившие кепки, заболевали чаще тех, кто ходил в цилиндрах. Как можно объяснить такую закономерность?
(Такая зависимость может быть вызвана разным уровнем жизни людей, носивших кепки и цилиндры.)

Задача 2.

Женщина вышла на крыльцо и, увидев лужу крови, немедленно вызвала полицию. Кто был убит, человек или курица, если в исследуемых образцах крови были обнаружены эритроциты с ядрами?
(Эритроциты млекопитающих, в том числе человека, не имеют ядер.)

Команды разгадывают загадки ведущего.

  • У двух матерей по 5 сыновей, все разного роста, а имя у всех одно. (Две руки по пять пальцев.)

  • Живет мой братец за горой, не может встретиться со мной. (Глаза.)

  • Между двух светил я в середине один. (Нос.)

  • Их не сеют, не сажают, они сами вырастают. (Волосы.)

  • Всю жизнь ходят в обгонку, а обогнать друг друга не могут. (Ноги.)

  • Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык.)

  • Два соседа-непоседы, день – на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза.)

  • Один говорит, двое глядят, двое слушают. (Язык, глаза, уши.)

7. Конкурс художников и натуралистов

1. Капитаны получают задание: составить сказку (о Дюймовочке, Гулливере, Мальчике-с-пальчике и т.п.) на новый лад, используя знания по биологии.

2. Пока капитаны составляют сказки, члены команд с закрытыми глазами рисуют на доске лицо человека.

(Оценивается быстрота и качество выполнения задания.)

8. Домашнее задание

Команды демонстрируют приготовленные заранее «рекламные ролики» на тему о вкусной и здоровой пище.

Подведение итогов. Заключительное слово ведущего. Музыкальное оформление.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru