В.В. ИСАКОВ,
г. Коряжма.
Информационная сеть в школьном
образовании
Компьютеризация школ порождает много
различных проблем. Одной из них является
стремительное моральное устаревание
дорогостоящего компьютерного оборудования. Еще
вполне работоспособные машины на базе 286- и 386-х
процессоров практически непригодны для
установки на них распространенных сейчас
операционных систем и, следовательно,
большинства актуальных программ. Между тем при
наличии в школе хотя бы одного мощного
современного компьютера эту проблему можно
решить относительно просто: за счет создания
локальной сети. Для этого достаточно установить
на «слабенькие» персоналки недорогие сетевые
платы и соединить их кабелем с мощной головной
машиной (сервером), на которой и устанавливается
необходимое программное обеспечение. После
этого пользоваться этими программами можно
будет через любой входящий в сеть компьютер. А
дальнейшее обновление парка программ и
модернизацию самого компьютера будет достаточно
проводить только для центральной машины.
Создание школьной компьютерной сети
(«интранета» – буквально: внутренней сети)
открывает и другие возможности. При наличии на
сервере жесткого диска достаточно большого
объема (желательно 20–40 Гб) отпадает
необходимость приобретать одинаковые
энциклопедии и подборки иллюстративного
материала на компакт-дисках для каждого
школьного кабинета. Содержимое этих дисков
вполне может быть перенесено на жесткий диск
сервера, что сделает его доступным любому
подключенному к сети пользователю. Например,
электронная «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» в
зависимости от версии издания займет на
винчестере от 1 до 6 Гб. На сервере можно
разместить и собранные на компакт-дисках
подборки школьных и студенческих рефератов (10–40
тыс. рефератов и курсовых работ на одном диске),
что, кстати, поможет перевести их из разряда
«шпаргалок» в разряд справочной литературы и
дополнительных источников информации.
Школьная сеть может иметь и
собственные, в частности, созданные руками самих
ребят, странички, на которых рассказывается об
истории школы, размещаются творческие работы
учащихся, стихи, поэмы, рисунки, фотоальбомы, а
также всевозможные объявления и информация. Все
это вызывает активный интерес учащихся, а значит,
повышает эффективность использования
компьютеров и непосредственно в учебном и
воспитательном процессах.
При создании удачной структуры и
хорошем содержании школьной сети с меньшей
остротой встает вопрос и о предоставлении
учащимся выхода в мировую сеть – Интернет. А
вопрос этот не простой. Дело даже не в том, что
Интернет для школ сегодня дороговат. Всемирная
сеть – источник ценной научной информации,
которую, однако, не так-то просто разыскать там
среди гор всевозможного «мусора». Достаточно
заметить, что когда в ряде стран Европы были
запрещены порносайты, то Интернет потерял
привлекательность для 10–20% пользователей, в
основном среди подростков. В нашей сегодняшней
ситуации кажется более подходящим вариант, когда
учитель сам находит в сети наиболее ценную для
образовательного процесса информацию и помещает
ее на предметных страничках школьного
«интранета». Или когда ребята работают в
Интернете непосредственно под контролем
учителя.
Кстати говоря, то ли по причине юного
возраста российской части Интернета, то ли
вследствие скудной заработной платы российских
учителей, но вклад наших школьных педагогов в
мировой поток информации сравнительно невелик.
Воспользовавшись в качестве эксперимента
поисковыми системами Rambler (www.rambler.ru) и Aport (www.aport.ru)
в разделе «Наука и образование» я обнаружил 196
сайтов по биологии на русском языке. Из них 18
сайтов располагались в разделе
«Учебно-методические материалы» – но ни один из
них не был написан школьным учителем биологии. В
разделе «Частные страницы биологов» было
представлено 7 сайтов, но учителя биологии свой
опыт и здесь не демонстрируют. Поиск по ключевым
словам оказался успешнее – несколько школьных
конспектов по биологии для 9-х классов,
информация по редким и исчезающим видам
животных... Однако в англоязычной части Интернета
нужной мне информации содержится неизмеримо
больше.
Но вернемся к проблемам использования
компьютеров в школе. Идет ли речь о машинах,
подключенных к компьютерной сети, или об
отдельных компьютерах, установленных в кабинете,
в любом случае работа с ними предполагает
высокую степень индивидуализации. Основы
применения компьютерных технологий для работы
со всем классным коллективом теоретически не
разработаны, и учителям приходится отыскивать
свои пути. К примеру, как показать учащимся на
уроке видеоролик «Акулы и скаты» – часть
содежимого компакт-диска «Биологическая
энциклопедия»? Поставить на учительский стол
компьютерный монитор? Но что может увидеть
школьник с последней парты на подслеповатом
14–15-дюймовом мониторе, тем более что
видеоизображение занимает лишь часть экрана.
Подобная демонстрация допустима, если экран
монитора имеет по диагонали 19 дюймов и более, но
такие мониторы пока дороги. Если компьютерная
видеокарта имеет телевизионный выход, то можно
передавать изображение на экран телевизора.
Правда, при этом качество изображения почему-то
становится много хуже. Уже несколько лет ходят
слухи о близком наступлении эпохи телевизионных
панелей из светящегося пластика. Эти мониторы
будут очень крупными и дешевыми, но где они?
Правда, сейчас существуют машины для
проецирования изображения с экрана компьютера
на обычный белый экран. Они дают потрясающий
эффект, но стоят столько, что развивать эту тему
нет никакого смысла...
Помимо технических, финансовых и
методических проблем компьютеризации школ
существуют и другие. Например, феномен
безразличного отношения многих учителей к
компьютерным технологиям – даже если в школе все
учебные кабинеты оснащены компьютерами, весьма
вероятно, что активно используются лишь
несколько из них. И это наблюдается даже в тех
школьных коллективах, где практически все
учителя имеют возможность приобрести
соответствующие знания и навыки.
Проблему использования нелегальных
копий программного обеспечения даже не хочется
обсуждать. Кстати, создание собственной сети
может создать проблемы даже с легально
купленными программами, так как лицензионные
продукты обычно не должны эксплуатироваться в
информационных сетях.
В общем, вопросов много больше, чем
ответов на них, но ни в коем случае нельзя
забывать, что компьютерные технологии и
информационные сети не только обеспечивают
школы ценнейшей современной учебной
информацией, не только позволяют школьникам
принимать участие в телетестинге, но и
стимулируют развитие у детей творческих
способностей, знаний и профессиональных навыков.
|