КОМПЬЮТЕР ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

В.В. ИСАКОВ,
г. Коряжма.

Информационная сеть в школьном образовании

Компьютеризация школ порождает много различных проблем. Одной из них является стремительное моральное устаревание дорогостоящего компьютерного оборудования. Еще вполне работоспособные машины на базе 286- и 386-х процессоров практически непригодны для установки на них распространенных сейчас операционных систем и, следовательно, большинства актуальных программ. Между тем при наличии в школе хотя бы одного мощного современного компьютера эту проблему можно решить относительно просто: за счет создания локальной сети. Для этого достаточно установить на «слабенькие» персоналки недорогие сетевые платы и соединить их кабелем с мощной головной машиной (сервером), на которой и устанавливается необходимое программное обеспечение. После этого пользоваться этими программами можно будет через любой входящий в сеть компьютер. А дальнейшее обновление парка программ и модернизацию самого компьютера будет достаточно проводить только для центральной машины.

Создание школьной компьютерной сети («интранета» – буквально: внутренней сети) открывает и другие возможности. При наличии на сервере жесткого диска достаточно большого объема (желательно 20–40 Гб) отпадает необходимость приобретать одинаковые энциклопедии и подборки иллюстративного материала на компакт-дисках для каждого школьного кабинета. Содержимое этих дисков вполне может быть перенесено на жесткий диск сервера, что сделает его доступным любому подключенному к сети пользователю. Например, электронная «Энциклопедия Кирилла и Мефодия» в зависимости от версии издания займет на винчестере от 1 до 6 Гб. На сервере можно разместить и собранные на компакт-дисках подборки школьных и студенческих рефератов (10–40 тыс. рефератов и курсовых работ на одном диске), что, кстати, поможет перевести их из разряда «шпаргалок» в разряд справочной литературы и дополнительных источников информации.

Школьная сеть может иметь и собственные, в частности, созданные руками самих ребят, странички, на которых рассказывается об истории школы, размещаются творческие работы учащихся, стихи, поэмы, рисунки, фотоальбомы, а также всевозможные объявления и информация. Все это вызывает активный интерес учащихся, а значит, повышает эффективность использования компьютеров и непосредственно в учебном и воспитательном процессах.

При создании удачной структуры и хорошем содержании школьной сети с меньшей остротой встает вопрос и о предоставлении учащимся выхода в мировую сеть – Интернет. А вопрос этот не простой. Дело даже не в том, что Интернет для школ сегодня дороговат. Всемирная сеть – источник ценной научной информации, которую, однако, не так-то просто разыскать там среди гор всевозможного «мусора». Достаточно заметить, что когда в ряде стран Европы были запрещены порносайты, то Интернет потерял привлекательность для 10–20% пользователей, в основном среди подростков. В нашей сегодняшней ситуации кажется более подходящим вариант, когда учитель сам находит в сети наиболее ценную для образовательного процесса информацию и помещает ее на предметных страничках школьного «интранета». Или когда ребята работают в Интернете непосредственно под контролем учителя.

Кстати говоря, то ли по причине юного возраста российской части Интернета, то ли вследствие скудной заработной платы российских учителей, но вклад наших школьных педагогов в мировой поток информации сравнительно невелик. Воспользовавшись в качестве эксперимента поисковыми системами Rambler (www.rambler.ru) и Aport (www.aport.ru) в разделе «Наука и образование» я обнаружил 196 сайтов по биологии на русском языке. Из них 18 сайтов располагались в разделе «Учебно-методические материалы» – но ни один из них не был написан школьным учителем биологии. В разделе «Частные страницы биологов» было представлено 7 сайтов, но учителя биологии свой опыт и здесь не демонстрируют. Поиск по ключевым словам оказался успешнее – несколько школьных конспектов по биологии для 9-х классов, информация по редким и исчезающим видам животных... Однако в англоязычной части Интернета нужной мне информации содержится неизмеримо больше.

Но вернемся к проблемам использования компьютеров в школе. Идет ли речь о машинах, подключенных к компьютерной сети, или об отдельных компьютерах, установленных в кабинете, в любом случае работа с ними предполагает высокую степень индивидуализации. Основы применения компьютерных технологий для работы со всем классным коллективом теоретически не разработаны, и учителям приходится отыскивать свои пути. К примеру, как показать учащимся на уроке видеоролик «Акулы и скаты» – часть содежимого компакт-диска «Биологическая энциклопедия»? Поставить на учительский стол компьютерный монитор? Но что может увидеть школьник с последней парты на подслеповатом 14–15-дюймовом мониторе, тем более что видеоизображение занимает лишь часть экрана. Подобная демонстрация допустима, если экран монитора имеет по диагонали 19 дюймов и более, но такие мониторы пока дороги. Если компьютерная видеокарта имеет телевизионный выход, то можно передавать изображение на экран телевизора. Правда, при этом качество изображения почему-то становится много хуже. Уже несколько лет ходят слухи о близком наступлении эпохи телевизионных панелей из светящегося пластика. Эти мониторы будут очень крупными и дешевыми, но где они? Правда, сейчас существуют машины для проецирования изображения с экрана компьютера на обычный белый экран. Они дают потрясающий эффект, но стоят столько, что развивать эту тему нет никакого смысла...

Помимо технических, финансовых и методических проблем компьютеризации школ существуют и другие. Например, феномен безразличного отношения многих учителей к компьютерным технологиям – даже если в школе все учебные кабинеты оснащены компьютерами, весьма вероятно, что активно используются лишь несколько из них. И это наблюдается даже в тех школьных коллективах, где практически все учителя имеют возможность приобрести соответствующие знания и навыки.

Проблему использования нелегальных копий программного обеспечения даже не хочется обсуждать. Кстати, создание собственной сети может создать проблемы даже с легально купленными программами, так как лицензионные продукты обычно не должны эксплуатироваться в информационных сетях.

В общем, вопросов много больше, чем ответов на них, но ни в коем случае нельзя забывать, что компьютерные технологии и информационные сети не только обеспечивают школы ценнейшей современной учебной информацией, не только позволяют школьникам принимать участие в телетестинге, но и стимулируют развитие у детей творческих способностей, знаний и профессиональных навыков.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru