Я ИДУ НА УРОК

Г.З. ГОЛЕНКЕВИЧ,
учитель географии;
Т.В. ЖУРИЛО,
учитель биологии,
средняя школа № 5,
г. Гусев,
Калининградская обл.

Лесная зона России. Приспособленность растений и животных к ее условиям. Охрана лесов.

Конспект интегрированного урока географии и биологии, (8-й класс, 2 ч)

Оборудование: карта природных зон, климатические и почвенные карты, кинофильм «Животный мир природных зон», кинофильм «Барсук», диафильм «Леса России», таблицы растений и животных леса, «Десять заповедей друзей леса» (Сборник программ по экологии Министерства образования Российской Федерации. – М.: Просвещение, 1993), выставка иллюстраций «Лес в произведениях русских художников», выставка книг о лесах.

Учащиеся заранее получают задание подготовить сообщения об особенностях сосны и ели, двух-трех видов растений смешанных лесов, нескольких видов животных лесной зоны.

На доске – девиз урока «Недостаточно знать, что одно существо живет в лесу, другое – в степи, а третье – в море. Необходимо знать, как устроены эти лес, степь, море. Каждое отдельное животное характерно именно для своей родины. Оно всегда приспособлено к климату, рельефу и зависящему от них растительному миру. Тем самым оно на себе несет печать своего отечества, и лишь тогда, когда мы сопоставляем среду, образ и условия обитания животного, мы постигаем его жизнь». А.Брем.

ХОД УРОКА

Учитель географии. Сегодня у нас совместный урок географии и биологии, посвященный растительному и животному миру лесной зоны России. Запишите тему урока в тетрадях. Девизом урока будут слова великого естествоиспытателя А.Брема, записанные на доске. Как вы их понимаете?
Нам предстоит выявить природные особенности лесов нашей страны, узнать, как животные и растения приспособлены к условиям обитания – то есть установить взаимосвязи между природными компонентами лесов.
Зона лесов – самая обширная природная зона в России, она протянулась на много тысяч километров от Калининградской области до берегов Тихого океана. Леса занимают 45% территории нашей страны и составляют примерно 1/5 лесов всего мира.
По карте природных зон определите, какие типы лесов распространены в нашей стране. Как они сменяют друг друга? Почему лесная зона разнообразна по типам лесов?
А как в пределах территории изменяется климат? Какой компонент природных зон связан с климатом? На каких почвах произрастают разные типы лесов? Какими свойствами они обладают? (Лесная зона располагается там, где климатические и почвенные условия способствуют произрастанию древесных пород. Однако их различия приводят к распространению разных типов леса.)
Самая протяженная часть лесной зоны – таежная. Территории, занятые тайгой, отличаются наиболее суровым в пределах лесной зоны климатом, избыточным увлажнением. Смешанные и широколиственные леса формируются в более южных районах, в условиях достаточного количества тепла и влаги.
Какие вам известны хвойные породы? Что такое смешанный лес? Какие растения смешанного леса нашей области вам известны? Как растения приспособились к условиям жизни тайги и смешанных лесов? Разобраться в этом помогает биология.

Учитель биологии (после ответов учащихся). Черты приспособленности деревьев к жизни в тайге: листья-хвоинки, которые сменяются постепенно (малая поверхность, малое количество устьиц, покрыты восковым налетом – все это уменьшает испарение воды); ветви – упругие и гибкие, это позволяет противостоять тяжести снега зимой; сравнительно медленный рост; хорошая всхожесть семян. (Учащиеся записывают в тетради.)
(Учащиеся зачитывают заранее подготовленные сообщения о сосне и ели).
В чем отличия ели от сосны? (Корневая система, форма кроны, расположение и длина хвоинок, форма шишек, продолжительность жизни, отношение к свету.)
Чем отличаются европейская и сибирская тайга? (В сибирской преобладают лиственница и пихта, а в европейской – ель и сосна.)
(Учитель рассказывает о пихте, ее отличиях от ели; о лиственнице. Учащиеся записывает особенности этих деревьев в тетради. Выступления учеников и рассказ учителя сопровождаются показом диафильма об этих деревьях и карты их распространения).

Учитель географии. К югу с увеличением тепла и уменьшением влажности к хвойным породам добавляются лиственные деревья, кустарники, травы. Повышается видовое разнообразие растений, их в смешанных лесах более 2500 видов. Как же уживаются здесь и хвойные таежные виды, и мелко- и широколиственные деревья и кустарники, и луговые травы?

Учитель биологии (после ответов учеников). Приспособленность всех растений к совместному обитанию и наиболее полному и экономичному использованию места, света и минеральных веществ состоит в разнообразии условий, необходимых разным видам (теневые, световые, теневыносливые растения) и многоярусности. В смешанных лесах выделяют пять ярусов: первый – высокие деревья (ель, дуб, ясень и др.); второй – низкорослые деревья (рябина); третий – кустарники; четвертый – травы, полукустарники; пятый – травы, мхи.

А почему в хвойном лесу количество ярусов меньше? (Хвойный лес темный, растениям нижнего яруса не хватает света. Толстый слой опавшей хвои и моховой покров мешают прорастанию семян). (Учащиеся зачитывают заранее подготовленные сообщения о некоторых растениях смешанного леса, например, клене, волчьем лыке, северных орхидеях).
Мир растений в лесах разнообразен. А каков там животный мир? Чем объяснить его разнообразие? Как животные приспособились к жизни в лесу? Постарайтесь ответить на эти вопросы, посмотрев кинофильм «Животный мир лесов».
(После обсуждения кинофильма и ответов на вопросы – сообщения учащихся о животных лесной зоны. Например, о малом пестром дятле, кукушке, соболе, бобре, волке. Зачитывается рассказ-загадка о клесте: Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии. – М.: Просвещение, 1969.)
В лесу все взаимосвязано, как в любом природном сообществе. Вспомните, что называется природным сообществом. Организмы в сообществе по-разному взаимодействуют друг с другом, но так как главное условие существования живого питание, то основными являются пищевые связи. Они образуют цепи питания. Например:

  • кора осины --> заяц --> лиса --> микроорганизмы;

  • желуди дуба --> мышь --> сова --> микроорганизмы;

  • липа --> гусеница --> кукушка --> сокол --> микроорганизмы.

(Задание классу: составить возможные цепи питания, посмотрев фильм «Барсук». Задание проверяется в классе.)

Учитель географии. Богат и разнообразен растительный и животный мир лесов. А в чем заключается народно-хозяйственное значение леса?
Велико антропогенное воздействие на лес. Меняется состав пород, но главное – уменьшается площадь лесов. За последние 2000 лет их стало в 2 раза меньше. А.Гумбольт говорил: «Человеку предшествуют леса, его сопровождают пустыни». Поэтому возникает необходимость охраны лесов. Какие вы знаете меры по охране леса? (Рассказ об охраняемых территориях.) Однако какие бы меры ни принимались, результат не будет достигнут, если каждый из нас не примет в этой работе участие, поэтому вы должны помнить и выполнять заповеди друзей леса.
(Зачитываются заповеди, составленные ученым-экологом Франко Тасси)

Учитель биологии. Лес имеет и эстетическую ценность, вдохновляет на творчество.
(У стенда «Лес в разные времена года» с репродукциями картин русских художников учитель рассказывает о работах И.И. Шишкина, И.И. Левитана, А.М. Герасимова и др.).

Учитель биологии. В заключение привожу слова К.Г. Паустовского: «Леса не только приносят великую пользу человеку, украшают и оздоровляют землю, но поддерживают саму жизнь на Земле».

Проверка усвоенного материала

1) Разгадать кроссворд «Природа лесов»

1. Охраняемая территория. (Заповедник.)
2. Хищное животное, встречающееся в лесах нашей области. (Рысь.)
3. Лиственное дерево, широко распространенное в смешанных лесах. (Липа.)
4. Лиственное дерево смешанных лесов и тайги. (Береза.)
5. Почвы тайги. (Подзолистые.)
6. Животное лесной зоны. (Медведь.)
7. Лесная зона с преобладанием хвойных растений. (Тайга.)
8. Птица – санитар леса. (Дятел.)
9. Народное название сосны сибирской (Кедр.)
10. Самое крупное животное лесов нашей области. (Лось.)
11. Ценный пушной зверь, обитающий в лесах России. (Соболь.)
12. Самое холодоустойчивое хвойное дерево. (Лиственница.)

2) Найти ошибки в рассказе, описывающем зимний лес. Зачитывается рассказ «Осиротелый мишка» из сборника игр «Всегда всем весело» (сост. Минскин Е.М. – М.: Молодая гвардия, 1969).

3) Решить задачу. Одна тонкая тетрадь весит 45 г. За год восьмиклассник использует примерно 100 тетрадей. 20 кг макулатуры сохраняет 100-летнее дерево. Сколько деревьев сохранит класс, если сдаст все тетради в макулатуру?

(Подведение итогов, выставление оценок).

Домашнее задание.

Творческие задания по выбору:

– написать экологическую сказку о лесе;
– нарисовать рисунок «Лесной пейзаж»;
– написать рассказ-сочинение «Какой я представляю себе тайгу?»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru