ИСТОРИЯ НАУКИ

В.М. КОНСТАНТИНОВ,
В.С. ШИШКИН

Григорий Иванович Поляков

(1876–1939)

Историю отечественной орнитологии конца XIX – начала ХХ в. трудно представить без яркой и трагической фигуры Григория Ивановича Полякова. Подвижнические занятия этого человека, посвященные исследованиям птиц, оставили памятный след первоклассной обширной коллекцией, восьмилетним выпуском не имевшего у нас аналогов «Орнитологического вестника», изданием сводок по птицам Московской губернии, не утративших значения до наших дней, богатой орнитологической библиотекой. Заветным желанием ученого было объединить деятельность людей, проявивших интерес к изучению птиц.

Григорий Иванович Поляков родился 25 января (16 февраля по новому стилю) 1876 г. в семье крестьян-старообрядцев, выходцев из Владимирской губернии. Впрочем, Поляковы были не простыми крестьянами. Отец будущего ученого – Иван Кондратьевич Поляков, не только выкупился из крепостной зависимости, но и довольно скоро вместе с братьями Морозовыми основал Никольскую мануфактуру и другие предприятия, удостоился звания потомственного почетного гражданина, занял ряд крупных постов в общественных, торговых и банковских организациях. Так что детство Григория Ивановича можно считать вполне обеспеченным.

О своем детстве и юности Г.И. Поляков пишет так: «Будучи с детства страстным охотником и рыболовом, я все свободное время проводил наблюдая природу. С 1900 г. отчасти под влиянием Ф.К. Лоренца приступил к систематическому изучению орнитофауны Московской области с составлением коллекций и ведением дневника биологических наблюдений». В 1910 г. Поляков пишет о своем учителе: «Но особенно много я обязан лицу, которому уже не могу здесь выразить своей благодарности. Лицо это – ныне покойный наш добрейший Федор Карлович Лоренц, неутомимо и совершенно бескорыстно старавшийся обогатить мою коллекцию весьма интересными экземплярами птиц и снабжавший меня необходимыми для настоящей работы сочинениями, из которых некоторые представляют в настоящее время библиографическую редкость, и достать их без его помощи я вряд ли бы мог». Упомянутая работа – это статья «К орнитологической фауне Московской губернии», вышедшая в 1910 г. в «Материалах к познанию фауны и флоры Российской империи», посвященная водоплавающим и околоводным птицам. Ей предшествовало около двух десятков небольших публикаций по птицам в периодических изданиях «Псовая и ружейная охота», «Семья охотников». Особое внимание уделялось добыче редких видов, гибридов, цветовых вариаций. В обобщающей сводке Г.И. Поляков использовал всю доступную ему литературу по Московской губернии и свои данные, оценил степень неопределенности при обнаружении (или необнаружении) тех или иных видов птиц, привлекая материалы по перелетам в сопредельных областях, анализируя материалы по зимовкам. Для региональной фаунистики это был новаторский прием, предвосхитивший эру кольцевания.

Параллельно с наблюдениями за птицами Григорий Иванович участвует в организации «Правильного охотничьего дела». В 1905 г. он – председатель «Нового общества любителей охоты». В 1916 г. его назначают чиновником Департамента земледелия по отделу рыболовства и охоты.

О специальном образовании Г.И. Полякова известно лишь, что в 1909 г. он был зачислен слушателем вечернего курса по разряду естественно-исторических наук в Московский городской народный университет им. Шанявского.

Бородатая куропатка
Бородатая куропатка
Белая трясогузка
Белая трясогузка
Дрозды
Дрозды
Хохлатый жаворонок
Хохлатый жаворонок
Гаги
Гаги

Самой яркой страницей в жизни и научной деятельности Г.И. Полякова можно считать годы издания «Орнитологического вестника» (1910 – 1917) – первого русского специального орнитологического журнала. Идейным вдохновителем издания был, по-видимому, Ф.К. Лоренц, не доживший до выхода первого номера. Журнал издавался в основном на средства Григория Ивановича. Он же был главным редактором и выполнял львиную долю издательской работы. В предисловии редакции, открывающем первый номер, отмечено: «Наша главная цель – вводить в соприкосновение ученых-специалистов и простых любителей природы, любителей птиц; заинтересовать этих любителей, приохотить их к более точным и обстоятельным наблюдениям, приучить их обмениваться сведениями, помочь им знакомиться с научными требованиями, облегчить им первые шаги к более широкому ознакомлению с пернатым царством и руководить попытками самостоятельных работ». Многое из задуманного действительно удалось.

В журнале постоянно сотрудничали С.Н. Алфераки, В.Л. Бианки, С.А. Бутурлин, Б.М. Житков, Н.А. Зарудный, Д.Н. Кайгородов, А.Ф. Котс, Г.В. Лоудон, С.И. Огнев, Ф.Д. Плеске, Д.М. Россинский, К.А. Сатунин, В.В. Станчинский, П.П. Сушкин, А.Я. Тугаринов и др. Очень активно работал С.А. Бутурлин, публиковавший много первоописаний (главным образом – подвидового уровня), обзоры орнитологической литературы, хронику. Регулярно печатались заметки любителей птиц, письма в редакцию и ответы.

Более 40 работ опубликовал в «Орнитологическом вестнике» сам Григорий Иванович. Среди них – большой отчет о собственной экспедиции на озера Зайсан-нор и Маркакуль, результаты обработки сборов А.П. Велижанина (1050 экземпляров 243 видов и подвидов), материалы по птицам Московской области и т.д. До настоящего времени остаются признанными три подвида, впервые описанные в журнале Г.И. Поляковым, – желтой трясогузки, филина и бородатой куропатки. Подвид куропатки назван в честь П.П. Сушкина, неоднократно помогавшего Г.И. Полякову в его работе, оставшегося верным в дружбе и в несчастье. В 1925 г. П.П. Сушкин назвал в честь Г.И. Полякова подвид седоголового щегла.

Григорий Иванович вел в журнале разделы хроники, докладов и сообщений, экспедиций, путешествий, экскурсий и командировок, обмена орнитологическим материалом, вопросов и ответов. Занимался обработкой и корректурой всего напечатанного материала, вел всю корреспонденцию, печатал рецензии. Журнал печатал не только результаты, но и планы будущих исследований. Особое внимание уделялось развитию кольцевания, системе фенологических наблюдений, становлению охраны природы. Журнал имел хорошие связи с зарубежными орнитологическими и общезоологическими центрами, шел активный обмен информацией, литературой, расширялась библиотека издательства.

За труды по редактированию и изданию Г.И. Поляков был награжден большой золотой медалью Императорского общества акклиматизации животных и растений, избран в действительные члены. Кроме этого за время издания «Орнитологического вестника» Григорий Иванович был избран членом МОИП (1910), Киевского орнитологического общества (1910), Архангельского общества изучения Русского Севера (1911), Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (1911), товарищем председателя Русского орнитологического комитета (1913), членом постоянной природоохранительной комиссии при Русском географическом обществе (1915). В 1916 г. Г.И. Поляков избирается членом Германского орнитологического общества и Британского орнитологического союза. Как эксперт он неоднократно участвовал в выставках сельскохозяйственных, певчих и декоративных птиц, был председателем фаунистической комиссии, разрабатывал анкетный метод сбора данных.

Из-за ухудшающейся общественно-политической обстановки, а затем и болезни Г.И. Полякова выход журнала оказался под угрозой. Номера 3 и 4 «Орнитологического вестника» за 1917 г. стали последними выпусками этого издания.

Заметным событием было и написание Г.И. Поляковым раздела «Птицы» в издании Календарь Русской природы за 1914 г., к сожалению, не имевшем периодического продолжения. В 1948 г. этот календарь вышел вторым изданием с некоторыми добавлениями П.П. Смолина.

После революции Г.И. Поляков продолжает изучение птиц Московской области. В 1921–1922 гг. он преподает природоведение в опытно-показательной школе III Интернационала. В отчете МГУ за 1923 г. есть сообщение о передаче в дар Зоологическому музею орнитологической коллекции Г.И. Полякова числом более 7 тыс. экземпляров (в более поздних публикациях называется цифра 10 тыс.), что «является весьма крупным обогащением орнитологической коллекции музея. Вместе с коллекцией пожертвованы 37 сундуков специальной конструкции, в которых она хранится». Почти все птицы из этой коллекции до сих пор сохранились в прекрасном состоянии, точно определены и хорошо этикетированы.

В 1924 г. вышла вторая крупная работа Г.И. Полякова по птицам Московской области, главным образом Богородского уезда. Эта работа, на наш взгляд, недостаточно оценена. Она содержит много чрезвычайно ценного материала и будет необходима всякому желающему предпринять ревизию подмосковной орнитофауны. В ней освещены проблемы организации охотничьего дела, вопросы охраны охотничьих птиц. Здесь же можно получить представление о зоогеографических позициях Григория Ивановича, птицы сгруппированы по зонам обитания. Верный своей приверженности к сохранению преемственности в науке о птицах, Поляков писал: «В истории авифауны Московской губернии началась новая эра, эра более быстрого, происходящего на наших глазах изменения ее состава и характера. Детально выяснить это предстоит юным орнитологам, которым я посвящаю эту свою статью. Она заключает в себе, главным образом, список всех известных для изучаемой местности птиц с возможно точным обозначением их распространенности и характера пребывания в ней, что, надеюсь, значительно облегчит их дальнейшие исследования».

В 1925 г. Г.И. Поляков по командировке МОИП изучает фауну Курской области. Известно, что итогом этой работы стала рукопись о птицах данного региона, с которой работал С.А. Бутурлин. Однако разыскать саму рукопись пока не удалось. С 1926 по 1927 г. Поляков работает во Всероссийском кооперативно-промышленном союзе охотников в качестве секретаря редакции и помощника редактора изданий союза.

В ноябре 1927 г. Григорий Иванович оказывается на Соловецких островах. И хотя в дальнейшем он пишет, что с 1927 по 1931 г. заведовал биологической станцией Соловецкого общества краеведения, а в 1932 г. по поручению Управления звероводческих ферм ОГПУ исследовал вопрос о рациональности вольного содержания кроликов, очевидно, что в течение 5 лет он был заключенным Соловецкого лагеря особого назначения. Возможность публикации Трудов Соловецкого общества краеведения, также состоявшего из заключенных, лишь отчасти смягчала условия жизни ученого. Из опубликованной в этом издании статьи Г.И. Полякова о птицах Соловков видно, что он не имел возможности вести собственные наблюдения. Однако поначалу можно было посылать птиц на определение в Зоологический музей в Ленинграде. Так, П.П. Сушкин определил знаменитую соловецкую чайку как подвид серебристой и откликнулся письмом. Писал Г.И. Поляков и Г.А. Кожевникову, и С.А. Бутурлину.

Общество краеведов просуществовало недолго. С 1926 г. вышло 23 выпуска, а в 1929 г. все прекратилось. Было проведено расследование о злоупотреблениях администрации лагеря, и часть заключенных была вывезена с Соловков. Весной 1932 г. Г.И. Поляков оказывается в Вологде. Несколько рукописей, в частности о соловецкой чайке, фауне птиц, гнездовых колониях гаг, охотхозяйствах Соловков и Кемьского района и др., вместе с книгами, которые приходили с материка, и инструментами остались на Соловецких островах, и вряд ли можно надеяться их найти.

В письме С.А. Бутурлину, датированном маем 1932 г., Григорий Иванович пишет: «Простите за такое большое промедление с ответом на Ваше любезное письмо от 25 апреля. Все это время я чувствовал себя крайне плохо и в физическом, и в моральном отношении. Такого нудного тоскливого чувства ранее мне еще никогда не приходилось испытывать, а главное – это полнейшая апатия. Даже сосредоточиться на чтении не могу. Где же в таком состоянии написать что-нибудь. Весьма благодарен Вам за обещание содействовать в получении из Университета моей библиотеки, без которой я работать никак не могу. За пять лет с головой моей сделалось что-то неладное, и в памяти моей сохранилось лишь кое-что, очень немногое. В библиотеке же здешнего музея и Общества краеведения почти ничего (из крупных сводок) нет, но, к удивлению моему, «Орнитологический вестник» оказался представленным довольно богато». Верный своей любви к птицам, Григорий Иванович не может удержаться от орнитологических наблюдений и заметок, отмечает добычу на о-ве Малая Мурома летом хохлатого жаворонка, гнездование певчего дрозда на Соловках, появление там же домового воробья, отсутствие тетерева и лишь отдельные залеты галки.

«Много и другого, не менее любопытного, что в коротком письме не перескажешь... Оплачиваемой должности я здесь, в Вологде, никакой не нашел. Чтобы скоротать время, хожу пока в естественно-исторический музей. И здесь приходится наталкиваться на интересные неожиданности. В долине р. Вологды гнездится ястребиная славка, нередок зеленый дятел. Вспомнилось высказывание из моей работы о птицах Московской губернии – о нахождении реликтовых южных форм к северу за границей области их теперешнего распространения... Всего Вам наилучшего. Ваш Г.Поляков».

Осталось сказать немногое. В 1933 – 1934 гг. Г.И. Поляков проживал в Подмосковье, на ст. Перловская. «Прилагая при сем очерк моей деятельности в области изучения орнитологии СССР и отзыв о ней научных учреждений, прошу об исходатайствовании мне персональной пенсии. В 1933 г. я состоял научным сотрудником Центрального лесного заповедника, но, заболев, выехать на место не мог. С того времени здоровье мое все ухудшается, и рассчитывать на возможность работать где-либо мне уже не приходится, источников же дохода я никаких не имею», – писал Г.И. Поляков в прошении о пенсии. Многие ученые поддержали это прошение. От МОИП – Н.Д. Зелинский, от Зоомузея МГУ – С.С. Туров и Г.П. Дементьев, из Ленинграда прислал большое письмо С.А. Бутурлин.

Умер Григорий Иванович Поляков 4 апреля 1939 г. от туберкулеза. Могила его на кладбище пос. Перловка в послевоенное время затерялась...

Многие факты биографии и научной деятельности Г.И. Полякова остаются пока неизвестными. Мы надеемся, что эта статья будет скромной данью памяти этого человека, вызовет отклики, которые помогут прояснить отдельные детали его трудной судьбы, о которой сам Григорий Иванович писал так: «Сделать то немногое, что сделано, мог только человек, горячо любящий зоологию, вообще природу...»

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru