Я ИДУ НА УРОК

У.Т. ДУСЕНБАЕВА,
учитель биологии и химии,
совхоз Пугачевский,
Бурлинский р-н, Казахстан

Юннат XXI века

(Учебно-познавательная игра по экологии для учащихся 11-х классов)

Ведущий. Вот и наступило новое тысячелетие. Все человечество активно обсуждает это событие. Проводятся всевозможные конкурсы, люди пытаются делать прогнозы, какой будет наша жизнь в XXI в. Давайте и мы попробуем заглянуть в будущее и проведем игру-конкурс «Юннат XXI в.». А девизом конкурса сделаем слова Сократа: «Познай самого себя».
К счастью, это знаменитое предложение, адресованное каждому из нас, невыполнимо. Потому что исчерпывающее познание самого сложного явления природы – человека – означало бы остановку в развитии нашего коллективного разума, да и прогресса в целом. Но процесс самопознания бесконечен.

I тур. Обгонялки

1. Как в биосфере появился кислород? (В результате процесса фотосинтеза.)

2. Каких общественных насекомых вы знаете? (Муравьи, пчелы и др.)

3. Какой гриб спас сотни тысяч жизней во время Второй Мировой войны и с тех пор не перестает выручать нас? (Пеницилл.)

4. Что такое гарбология? (Наука о мусоре, мусороведение.)

5. Какие рыбы называются проходными? (Живущие в море, а нерестящиеся в реках – осетровые, лососевые.)

6. Что такое интродукция? (Переселение видов растений и животных на новые территории.)

7. Какие растения называются эфемерами? (Растения с коротким жизненным циклом – в период с благоприятными внешними условиями они быстро растут, цветут, дают семена, а затем отмирают.)

8. Что такое селекция? (Наука о создании новых и улучшении существующих пород домашних животных и сортов культурных растений.)

9. Как называется самая главная артерия? (Аорта.)

10. Почему побеление на морозе ушей или носа является признаком грозящего обморожения? (При охлаждении организма кровеносные сосуды на поверхности кожи сужаются. Если какой-либо участок тела при этом начинает получать слишком мало крови, его температура быстро падает и может развиться обморожение.)

II тур. Рыцари Земли

На доске вывешиваются карточки, на лицевой стороне которых указано количество очков (10, 20, 30 и 40 – не менее 3 карточек каждой категории), а на обороте – вопросы соответствующего уровня сложности. Участники команд отвечают по очереди, самостоятельно оценивая свои силы и выбирая карточку того или иного уровня.
Примеры вопросов.

10 очков

– Все знают, что такое Красная книга. А что представляет собой «Черная книга»? (Список видов, исчезнувших с лица Земли в историческое время.)
– Какое загрязнение природной среды называют антропогенным? (Происходящее в результате человеческой деятельности.)

20 очков

– Почему исчезло Аральское море? (В результате нарушения равновесия между поступлением воды из рек и ее испарением с поверхности водоема.)
– Почему в Западном Казахстане исчезают сайгаки? (В результате антропогенных воздействий.)

30 очков

– Почему автомобиль называют злейшим врагом природы? (Автотранспорт загрязняет воздух, губит зеленые насаждения, является причиной гибели диких животных на дорогах.)
– Что такое парниковый эффект? (Уменьшение потерь тепла из атмосферы Земли вследствие увеличение количества углекислого газа в воздухе. Приводит к общему потеплению климата на планете.)

40 очков

– С какой целью создают заповедники? (Для сохранения в неизменном виде территорий с определенными природными комплексами и охраны обитающих там видов растений и животных.)
– Где и когда был организован первый национальный парк? (Йеллоустонский – образован в 1872 г. в США.)

III тур. Три кита

Ведущий. В нашей школе изучают три языка: казахский, русский, английский. Кто сумеет назвать на трех языках больше слов, ассоциирующихся у вас с понятиями охрана окружающей среды; заповедник; ботанический сад?
(После III тура половина игроков, набравших наименьшее количество очков, выбывают из игры).

IV тур. Цветик–семицветик

На магнитной доске закрепляется «цветок» с семью лепестками, на обратной стороне которых написаны вопросы по различным разделам биологии. Например: зоология – назовите самую крупную птицу (африканский страус); ботаника – кто открыл двойное оплодотворение (С.Навашин); генетика – какую особь называют гетерозиготной (в генотипе которой содержатся разные аллели одного гена) и т.п. Игроки по очереди выбирают тот или иной лепесток и отвечают на вопросы.

V тур. Живые вопросы

Члены жюри задают участникам игры самостоятельно подготовленные вопросы.

VI тур. Эврика!

Ведущий. «Эврика!» – это восклицание принадлежит величайшему математику древности Архимеду. Перед вами семена гороха и плод яблони. Какие открытия были сделаны благодаря этим растениям? (Законы Менделя и закон всемирного тяготения Ньютона.)
(После VI тура игру продолжают по одному представителю каждой команды, набравшие наибольшее количество очков.)

VII тур. Оратор

Ведущий. Юннаты будущего должны не только сами принимать участие в охране окружающей среды, но и уметь убедить в необходимости этого других людей.

Двум участникам последнего тура предлагается выбрать одно слово из списка: насекомые; цивилизация; автомобили; растения. Затем они начинают дискуссию, в ходе которой один ученик отстаивает ценность предмета спора для человечества, а другой возражает ему. Победителем тура (и, соответственно, всей игры) становится тот, чьи аргументы покажутся жюри более грамотными и убедительными – вне зависимости от того, досталась ли ему роль сторонника или противника «приоритета экологических ценностей».

Победителю игры «Юннат XXI века» вручается приз.

 

Рейтинг@Mail.ru
Рейтинг@Mail.ru