Т.И. КАРПЛЮК,
учитель биологии и экологии,
средняя школа № 9,
г. Усть-Кут,
Иркутская обл.
Великолепная семерка
(Интеллектуально-развлекательная игра
по биологии и географии для учащихся 7-х классов)
Правила игры. Класс разбивается на
команды по семь человек. Команда, проигравшая тур
(не ответившая ни на один вопрос либо не давшая ни
одного правильного ответа), выбывает из борьбы,
ее участники присоединяются к зрителям. В случае
если ни одна из команд не дает правильного
ответа, вопрос адресуется зрителям. За
правильный ответ зритель получает жетон.
Оборудование: жетоны для зрителей,
конверты с разрезанными силуэтами материков (4-й
тур), наборы открыток или рисунков растений и
животных для проведения 6-го тура.
Оформление: рисунки животных и
растений, выполненные ребятами, плакат с
изображением земного шара, заваленного мусором и
покрытого нефтяными пятнами, гербарий –
седмичник европейский.
Ведущий. Добро пожаловать на игру
«Великолепная семерка»!
Каждый день мы встаем, умываемся, одеваемся и
выходим на улицу. А там нас ждет мир полный чудес
и загадок. Иногда, спеша, проходим мимо, не
замечая их. Иногда пытаемся отгадать
какую-нибудь из загадок природы и удивляемся
сделанному вдруг открытию. Нам бы очень хотелось,
чтобы вы прониклись уважением к нашей планете и
ее обитателям и постарались полюбить их. И тогда
дрогнет рука у варвара, решившего сорвать цветок
или раздавить букашку:
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Евг. Евтушенко
В нашей игре принимают участие
команды... (представление команд). В составе
каждой команды – семь участников. Цифра «семь»
выбрана не случайно – это счастливое, магическое
число. Сколько цветов у радуги? Сколько дней в
неделе? Сколько чудес на свете? Семь!
И символ нашей игры – волшебный
цветик-семицветик. А как вы думаете, ребята,
существует ли и в самом деле цветок с семью
лепестками? Как он называется? (Седмичник –
демонстрация гербария.) Ну вот, первый
жетон болельщиками уже заработан. Болельщики
тоже могут сегодня отвечать на вопросы, если ни
одна из команд не знает правильного ответа. Кроме
того, будут и специальные конкурсы для тех, кто
находится в зале. А в конце игры будет назван
победитель среди зрителей.
Нашу игру сегодня судит жюри в составе педагогов
нашей школы... (представление членов жюри).
1-й тур. «Для смекалистых»
Ведущий. Я зачитываю вопросы,
команды дают ответы. Право отвечать получает
команда, участник которой первым поднял руку.
Если ответ неправильный, слово предоставляется
следующей команде.
1. Все, наверное, видели, какими на
свет появляются котята или щенки – скользкими,
слепыми, беззащитными. Они вызывают жалость,
нежность и сочувствие. А какими на свет
появляются ежата?
(Ежонок появляется на свет совсем голеньким и
гладким. Через несколько часов на его коже
возникают бугорки, затем они лопаются и из них
выходят крошечные мягкие иголочки. И лишь спустя
какое-то время они затвердеют и станут опасным
оружием.)
2. Две рыбы – морская и речная –
обзавелись сходным оружием для защиты от врагов.
Опасно оно и для человека. Какие это рыбы, где они
живут и что это за оружие?
(Электрический скат, встречающийся в теплых
морях, и электрический угорь – обитатель рек
Южной Америки.)
3. Многие пауки ловят свою добычу с
помощью ловчих сетей. А вот паук сцитодес сетей
не плетет, а просто плюет на свою добычу. Зачем?
(Сцитодес обрызгивает свою жертву клеем,
который застывает в виде нитей и лишает добычу
возможности двигаться.)
4. Вы знаете, что совы и филины –
ночные птицы, т.е. охотятся они ночью. А какая сова
охотится днем?
(Полярная, или белая, сова, а также ястребиная
сова и бородатая неясыть, живущие в тундре. Они
охотятся и полярной ночью, и полярным днем, ведь
на полгода вперед не наешься.)
5. Всем знакомый спаситель
зайцев дедушка Мазай говаривал: «Я их не бью ни
весною, ни летом...» А почему? Ответьте словами из
произведения.
(«...шкура плохая, линяет косой...»)
6. Растения в естественных условиях
размножаются двумя способами: вегетативным и
семенным. А вот комнатные растения – главным
образом вегетативно. Почему?
(Большинство комнатных растений не цветут в
условиях наших квартир, либо не дают плодов без
искусственного опыления, либо их выращивание из
семян очень сложно.)
7. В наших лесах встречается много
видов лекарственных растений. У одних целебными
свойствами обладают цветки, у других – листья,
корни или плоды. Заготовить их – дело непростое.
Нужно знать, когда, на какой стадии собирать ту
или иную часть растения. Почки собирают весной,
плоды – при полном созревании, корневища –
поздней осенью. А когда заготавливают кору?
Объясните, почему.
(Весной, во время сокодвижения, так как в этот
период в коре содержится наибольшее количество
разнообразных активных веществ.)
8. Наша лиана – хмель – может
обвиваться вокруг как живых, так и сухих деревьев
и кустарников и даже вокруг палок и кольев. А
другое вьющееся растение – повилика –
обвивается только вокруг живых растений. Чем
объясняется такая разница?
(Повилика – растение-паразит. Она не только
выносит свои листья к свету, цепляясь за другое
растение, но и питается органическими веществами
этого растения. Хмель же для своего роста
нуждается только в подпорке.)
2-й тур. «Цепочка»
Представители от каждой команды по
очереди называют моря (варианты: горы, реки,
овощи, комнатные растения и т.д.). Команда,
участник которой не смог привести нового
названия в течение 3 секунд, выбывает из игры.
3-й тур. «Загадки»
В этом туре ребята должны не просто
отгадать растение, но и правильно назвать
семейство, к которому оно принадлежит.
1. На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (Горох, Бобовые.)
2. Белая корзинка,
Золотое донце.
В ней лежит росинка
И сверкает солнце. (Ромашка, Сложноцветные.)
3. Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять!
Как ее название, дети? (Картофель, Пасленовые.)
4. Я – капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица. (Земляника,
Розоцветные.)
5. Тощий, белый корнеплод
Под землею вглубь растет.
И хотя он очень горек,
В пищу нам вполне он годен:
Все от взрослых до ребят,
С холодцом его едят. (Хрен, Крестоцветные.)
4-й тур. «Узнай-ка»
Ведущий. В конвертах вам будут
предложены разрезанные на несколько частей
силуэты материков. За 2 минуты нужно восстановить
картинку и назвать материк. Выбывает команда,
неправильно собравшая материк, либо выполнившая
задание последней.
5-й тур. «Игра со зрителями»
Проводится в то время, пока команды
выполняют задания 4-го тура. Задание то же, что и
при проведении конкурса загадок для команд.
1. Что в хлебе родится,
А есть не годится. (Василек, Сложноцветные)
2. Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зеленым листом. (Редис, Крестоцветные.)
3. Я вырос на грядке,
Характер мой гадкий:
Куда ни приду,
Всех до слез доведу. (Лук, Лилейные.)
4. В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла. (Пшеница, Злаки.)
5. Лето целое старалась –
Одевалась, одевалась...
А как осень подошла,
Нам одежки отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста, Крестоцветные.)
6. В огороде вырастаю.
А когда я созреваю,
Варят из меня томат,
В щи кладут
И так едят. (Помидор, Пасленовые.)
7. Вкус у ягоды хорош,
Но сорви ее поди-ка:
Куст в колючках будто еж,
И зовется ... (Ежевика, Розоцветные.)
6-й тур. «Исключи лишнее»
В этом туре нужно выбрать «лишнее»
растение или животное из числа изображенных на
предлагаемом наборе рисунков или открыток и
объяснить свой выбор. Право ответа получает
команда, представитель которой первым поднял
руку.
7-й тур. «Географические гонки»
Команды отвечают по очереди или каждая
команда отвечает на вопросы в течение одной
минуты.
1. Второй по величине континент? (Африка.)
2. Какой материк омывают все четыре
океана? (Евразия.)
3. Почему на американском флаге 50
звездочек? (По числу штатов.)
4. Какие горы самые высокие в Европе? (Альпы.)
5. В какой стране жил Андерсен? (Дания.)
6. Самое маленькое государство.
(Ватикан.)
7. В честь кого названа столица США? (В
честь первого президента – Джорджа Вашингтона)
8. Самый крупный остров? (Гренландия.)
9. Какие страны называют
Скандинавскими? (Норвегию, Швецию, Данию,
Финляндию.)
10. Какой континент называют зеленым? (Австралию.)
11. Какова длина экватора? (40 075 км.)
12. Какая страна занимает самую большую
территорию? (Россия.)
13. Какую страну называют страной озер? (Финляндию.)
14. Страна, которая занимает 3-е место по
площади, но 1-е по численности населения? (Китай.)
(Подведение итогов игры, награждение
команд и зрителей.)
|